Особенности развития МП в период 1945-2000 годов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития МП в период 1945-2000 годов.



Фундамент современного (нового международного) права был заложен Уставом ООН. Данное положение довольно широко признано в доктрине. В социальном плане Устав ООН воплотил общечеловеческие интересы и надежды на то, что совместными усилиями государства обеспечат мир и процветание. Обращение к социальным проблемам - одна из характерных черт современного международного права.

В политическом плане положения Устава ООН отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества – доминировавшая веками концепция господства силы и заменялась концепцией господства права.  Одной из самых типичных черт современного международного права является утверждение в нем прав человека. При этом речь идет не о провозглашении прав, а о таком уровне их реализации, который за истекшие годы содействовал демократизации многих национальных правовых систем и создал беспрецедентный механизм взаимодействия международного и внутреннего права в этой области.

Устав ООН определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами.

Цели и принципы, провозглашенные в этом документе, наделены высшей юридической силой. Все это послужило предпосылкой для появления в международном праве нового института императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению. Наличие комплекса императивных норм - важное отличие современного международного права от классического, которое было диспозитивным. Существенно изменился механизм функционирования международного права. Создание развитой системы международных организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.     Особое значение имеет довольно активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права. Все большее число этих норм предназначено для конечной реализации в рамках национальных правовых систем. Только через четверть века государства договорились подтвердить принципы Устава ООН на юбилейной, XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1970 г.), которая приняла Декларацию о принципах международного права. Декларация не только подтвердила принципы, но и раскрыла их содержание, которое стало ядром современного международного права. Через 30 лет после окончания войны были подтверждены ее основные политические итоги в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Этот акт также содействовал упрочению авторитета и развитию содержания принципов международного права, а также положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

    МП активно кодифицировалось. Комиссия международного права ООН подготовила проекты кодификации морского права, дипломатического и консульского права, права договоров и др. На основе проектов были приняты конвенции. Развернувшийся процесс кодификации был одновременно процессом прогрессивного развития международного права на базе целей и принципов Устава ООН. Так, в прошлом дипломатическое право касалось лишь привилегий и иммунитетов. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. определила и цель дипломатической деятельности - содействовать "развитию дружественных отношений между государствами".

    Огромное значение для упрочения юридических основ механизма действия международного права имела Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Результатом многолетней работы с участием представителей практически всех государств явилась Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., представляющая собой свод морского права, в значительной мере отвечающий новым условиям. В ней с особой силой подчеркиваются такие характерные для современного международного права категории, как человечество, общее наследие человечества, благо всего человечества.

    Таким образом, за годы, прошедшие после принятия Устава ООН, объем и содержание норм международного права полностью изменились. Из примитивной оно превратилось в развитую нормативную систему.

8. Особенности развития международного права в XXI-м веке.

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств – НАТО – присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

    Одновременно со снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, отмечается тенденция продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии. Произошедшие в мире перемены привели к существенным изменениям в мировой системе. США стали доминирующей державой, политика которой показала, что соотношение сил как фактор международных отношений не утратило своего значения. События, связанные с военными действиями против Югославии и против Ирака, вызвали протест мирового сообщества.

    В канун XXI в. международное сообщество определило основы нового мирового порядка. Это было сделано Декларацией тысячелетия ООН, принятой на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г. В основу мирового порядка положены цели и принципы Устава ООН, которые "доказали свой непреходящий и универсальный характер".

В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. содержится положение принципиального значения для понимания природы нового миропорядка. Руководители государств и правительств заявили, что наряду с ответственностью перед своими обществами они несут коллективную ответственность перед народами мира за обеспечение их благополучия.

    Происходящие в мире перемены диктуют необходимость существенных изменений во внешней политике государств. Она должна основываться на уважении национальных интересов друг друга, особенно в области безопасности. На смену балансу сил должен прийти баланс интересов.

    В то же время, проблема применения силы для ликвидации угрозы миру достаточно четко урегулирована Уставом ООН. Устав закрепил неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную оборону, "если произойдет вооруженное нападение" (ст. 51).Определение существования любой угрозы миру отнесено к компетенции Совета Безопасности (ст. 39).

           Концепция национальной безопасности России достаточно обстоятельно изложена в цикле нормативных актов, в законах, а также доктринах и концепциях. К рассматриваемым актам относятся Федеральные законы "Об обороне" 1996 г., "О безопасности" 1992 г., а также утвержденные Указами Президента РФ в 2000 г. Военная доктрина Российской Федерации, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации. Сам факт принятия упомянутых актов представляет собой важный шаг на пути формирования демократического правового государства, нормативной основы политики в области безопасности. Правовое государство должно быть и международно-правовым.

    Военная доктрина особо подчеркивает значение принципов и норм международного права: "Российская Федерация исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права...". Принцип законности рассматривается как основной принцип обеспечения безопасности и ведения внешнеполитической деятельности государства.

9. Понятие, особенности и классификация международно-правовых норм.

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило поведения, устанавливающее для них права и обязанности, осуществление которых обеспечивается юридическим механизмом.

           Это правила поведения общего характе­ра, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами. Они признаются государством или иным субъектом МП в качестве юридически обязательных.

Особенности норм МП:

1) являются первичными элементами особой правовой системы;

2) предмет регулирования – межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;

3) порядок создания – согласование позиций государств и (или) иных субъектов (не менее двух, в противном случае это – норма внутригосударственного права). Норма МП регулирует отношения между теми субъектами, которые либо создали (и признали) её, либо признали её впоследствии.

4) условия начала и прекращения действия – сформулированы в самой норме либо явно подразумеваются в тексте (договорные нормы), или складываются стихийно, постепенно (обычные нормы);

5) форма закрепления (существования) – договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций, носящие согласительный характер;

6) особенности структуры – в письменных источниках отражаются лишь гипотеза и диспозиция нормы. Санкции международно-правовых норм, как правило, отражены в международных обычаях и носят абсолютно-неопределенных характер, поскольку мера ответственности определяется самими заинтересованными сторонами. Чаще всего она предусматривается соглашением между государством-правонарушителем и пострадавшим государством;

7) обеспечение реализации – нормы, как правило, обеспечиваются самими государствами-создателями индивидуально или коллективно, в том числе посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализации норм;

8) содержание норм МПмеждународно-правовое обязательство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.007 с.)