Ответственность в международном воздушном праве, международном космическом праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность в международном воздушном праве, международном космическом праве.



Государства устанавливают в национальном законодательстве уголовную, гражданскую и административная ответственность иностранных воздушных судов и их экипажей за нарушения правил международных воздушных полетов: за влет или вылет с территории иностранного государства без разрешения, за несоблюдение указанных в разрешениях маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полетов и т.п.

В отношении ущерба, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, действует соответствующая Римская конвенция 1952 г. Однако сфера ее действия не охватывает все возможные случаи причинения такого ущерба. Конвенция не применяется в отношении ущерба:


- причиненного воздушному судну, находящемуся в полете, а также в отношении лиц или грузов на борту такого воздушного судна;

- на поверхности, если ответственность за такой ущерб регулируется договором между лицом, потерпевшим ущерб, и эксплуатантом;

- ущерба, причиненного военными, таможенными или полицейскими воздушными судами.


Обязанность возместить ущерб возлагается на эксплуатанта воздушного судна. Вместе с тем Конвенцией определен ряд обстоятельств, которые освобождают лицо, подлежащее ответственности за нанесенный ущерб, от этой обязанности:

- если ущерб является прямым следствием вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено возможности использовать воздушное судно в силу акта государственной власти;

- если такое лицо докажет, что данный ущерб был причинен исключительно в результате вины лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов.

В тех случаях, когда два или более воздушных судна столкнулись или создали друг для друга помехи в полете и следствием этого явился ущерб, дающий право на возмещение, либо когда два или более воздушных судна причинили такой ущерб совместно, то причинившим ущерб считается каждое из этих судов.

Ответственность в связи со смертью или телесным повреждением не превышает 500 тыс. франков за каждого погибшего или получившего телесное повреждение. Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта либо его служащих или агентов, ответственность эксплуатанта является неограниченной. Если какое-либо лицо незаконно завладевает воздушным судном и использует его, не имея на то согласия лица, обладающего правом пользования этим воздушным судном, его ответственность также является неограниченной.

В целях обеспечения ответственности эксплуатанта и упрощения процедур возмещения ущерба любое государство – участник Римской конвенции 1952 г. может требовать, чтобы эксплуатант воздушного судна, зарегистрированного в другом государстве, застраховал свою ответственность за ущерб, который может быть причинен на его территории и подлежит возмещению.

Ответственность в международном космическом праве. Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государства несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве независимо от того, кем она осуществляется – правительственными или неправительственными органами.

Особенности института ответственности в космическом праве обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь – признание его территории зоной особого риска относительно как Земли, так и находящихся в нем космических объектов.

1. При совершении правонарушений и в случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности.

2. Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организации ответственность наравне с ней несут государства-члены.

3. Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан и национальных юридических лиц.

4. Пострадавшее государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств-причинителей

5. Претензия за ущерб может быть предъявлена потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому участнику запуска.

6. Если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены.

7. Когда потерпевшей оказывается сама международная организация, иск от ее имени может быть предъявлен одним из государств-членов.

8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако, при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия.

55. Понятие, история развития, структура и источники права внешних сношений

Право внешних сношений – это совокупность м/н-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения. Включает в себя и подотрасли, например: право дипломатического протокола, право внутригосударственных органов внешних сношений и др., однако основу составляют нормы дипломатического права, которые регулируют статус и функции дипломатических представителей, и нормы консульского права, регламентирующие деятельность консульских учреждений.

Особенности современного ПВС: посольское и консульское право сливаются в одну отрасль, регулируется деятельность не только посольств и консульств, их должностных лиц, как это было раньше, но и специальных делегаций, направляемых на межд. встречи и конференции, к области данной отрасли относится режим представительства при международных организациях, режим деятельности должностных лиц и др.

История. Первоначально положение дипломатических представителей, их неприкосновенность и привилегии обеспечивались не нормами права, а религиозными воззрениями. Впоследствии эти правила поведения, возникшие на религиозной почве, обрели статус м/н-правовых обычаев. Кроме того, в некоторых гос-вах появились внутренние законы, фиксирующие особый статус представителей иностранных суверенов. В 1815 г. в Вене был принят первый документ дипломатического права общего характера (Венский регламент).

В 60–70-х годах XX в. Дипломатическое и консульское право получило новое развитие: в этой области были заключены детально разработанные письменные универсальные м/н-правовые акты: г., которые являются в настоящее время основными м/н-правовыми источниками права внешних сношений гос-в. Другими словами, дипломатическое и консульское право, существовавшее ранее как система обычных норм, превратилось в настоящее время преимущественно в систему писаных конвенционных предписаний. Однако м/н обычай по-прежнему сохраняет большое значение в его рамках (напр, в области дипломатического протокола).

Основными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Отметим, что длительное время дипломатические отношения регулировались обычаями. Первым многосторонним договором явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

Важнейшими многосторонними соглашениями (универсальными) являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о представительстве гос-в в их отношениях с м/н организациями универсального характера 1975 г. Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах спец-х учреждений ООН 1947 г.

Национальным закон-вом регламентируются правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений. В числе внутренних актов отраслевые законы и большое количество подзаконных актов: Положение - о МИДе РФ, - о Посольстве РФ, - о Консульском учреждении РФ, - о Постоянном представительстве РФ при м/н организации, - о Торговом представительстве РФ в иностранном гос-ве и др.

Структура ПВС, состоит условно из четырех компонентов: дипломатического права; консульского права, права специальных миссий; так называемого дип-го права м/Н организаций.

Дипломатическое право – это отрасль мн права, которая представляет собой совокупность м/н-правовых принципов и норм, регулирующих официальные отношения между субъектами м/н права и регламентирующих правовой статус и функции органов внешних сношений гос-в за границей и их персонала, а также иммунитеты и привилегии м/н отношений, их должн. лиц и служащих.

Консульское право – совокупность принципов и норм, регулирующих консульские отношения между гос-вами и регламентирующих порядок открытия консульских учреждений, консульские функции, иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их работников.

Под специальной миссией понимается временная миссия, по своему характеру представляющая гос-во, направляемая одним гос-вом в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении него определенных задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.008 с.)