Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система трубопроводного транспорта РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трубопроводная система является центральным звеном как в нефтяной, так и в газовой промышленности. Трубопроводы связывают места добычи с местами переработки и потребления нефти и газа. Это своего рода «кровеносные сосуды» как нефтегазового комплекса, так и, пожалуй, всей экономики. Трубопроводы могут быть нескольких видов: - нефтепроводы – трубопроводы для транспортировки нефти; - продуктопроводы – трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов; - газопроводы – трубопроводы для транспортировки газа; - промысловые трубопроводы – трубопроводы, соединяющие непосредственные места добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки; - магистральные трубопроводы – трубопроводы, соединяющие пункты первичной обработки с пунктами потребления или переработки, имеют протяженность десятки тысяч километров. После распада Советского Союза и последовавшего за этим развала промышленности объем строительства и реконструкции трубопроводов резко снизился. Однако в последние несколько лет появилась устойчивая тенденция возрождения нефтяной и газовой промышленности. Принята Программа реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем Российской Федерации на период до 2015 г. Ведущие нефтяные компании имеют собственные программы ремонта и реконструкции трубопроводов, однако, к сожалению, все они выполняются в недостаточной степени. К числу основных новых, а также строящихся и реконструируемых магистральных трубопроводов следует отнести: - газопровод Ямал – Европа протяженностью 977 км и диаметром 1420 мм; - газопровод СРТО – Торжок протяженностью 720,1 км и диаметром 1420 мм; - газопровод Заполярное – Уренгой (3 нитки) протяженностью 189 км и диаметром 1420 мм; - газопровод Россия – Турция («Голубой поток») протяженностью 372 км и диаметром 1220 и 1420 мм; - нефтепровод Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1490 км и диаметром 1020 мм; - Балтийская трубопроводная система протяженностью 2718 км и диаметром от 500 до 800 мм. Газопроводы. Подавляющее большинство построенных газопроводов имеют диаметр от 500 до 1400 мм, некоторые трубопроводы диаметром менее 500 мм включены в рассмотрение ввиду их региональной важности. Многие трубопроводы, особенно идущие с западносибирских месторождений, проходят в так называемых коридорах, состоящих из ряда (до 6) ниток. Общая протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет более 200 тыс. км. На компрессорных станциях используется более 20 различных типов компрессоров советского производства и несколько – иностранного производства. Всего более 5700 компрессоров, включая газотурбинные, электрические и газомоторные, находятся в действии. Они установлены на 891 компрессорном цехе, в том числе на 247 КС (с 693 компрессорными цехами общей мощностью 41,7 млн кВт) на газопроводах РФ. Следует отметить, что за рассматриваемый период не было новых технических решений КС, а темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка компрессорных агрегатов были недостаточно энергичными. Газопроводная система является связующим звеном между производителем и потребителем газа и единственным способом транспортировки газа. Поэтому развитие всего газового сектора зависит от развития газопроводной системы. Так как в российском газе заинтересованы многие страны, то очевиден высокий интерес зарубежных инвесторов в реализации крупных газопроводных международных проектов. В связи с этим необходимо кратко описать наиболее интересные перспективные направления, в рамках которых вероятно осуществление таких проектов. Рисунок 1.3 – Общая схема единой системы газоснабжения России Новый проект: «Ямал – Европа». Все прогнозы развития спроса и предложения на рынке газа показывают, что в газоснабжении Западной Европы возникнет дефицит. Согласно этим прогнозам, существующие источники поставок природного газа в этот регион не смогут покрыть возрастающий спрос на это топливо. Поэтому совершенно очевидно, что дополнительные поставки газа по проекту «Ямал – Европа» будут необходимы даже в случае продления всех действующих в настоящее время контрактов. Все это является важной предпосылкой для реализации грандиозного проекта – сооружения трансконтинентальной газовой магистрали Ямал – Европа общей протяженностью 4000 км. Начало этой газовой магистрали находится на полуострове Ямал, запасы природного газа которого показывают, что ежегодная добыча на Ямале может составить в перспективе около 200 млрд м3. Новые проекты в юго-восточной и южной Европе. Интересным во всех отношениях является российско-болгарский проект, предусматривающий сооружение газопровода для перекачки российского газа в Грецию через территорию Болгарии. Собственно, Болгария уже начала это делать, проложив новый участок трубопровода длиной 70 км, который пересек греко-болгарскую границу и обеспечивает газоснабжение Афин и Салоник. До этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию. В связи с сооружением нового газопровода через эту страну в Грецию протяженность газопроводной сети в Болгарии удвоилась, а поток российского газа в Грецию резко возрос. Что касается дальнейшего расширения итало-российского сотрудничества в области энергетики, то ему будет способствовать реализация югославского проекта – сооружение Трансбалканского газопровода от Димитровграда (Болгария) через Южную Сербию и Черногорию с выходом к порту Бари, от которого должен быть проложен газопровод по дну Адриатического моря, к итальянскому порту Бари. Новые пути российского газа через северную Европу – поставки природного газа в страны Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию по дну Балтийского моря. Страны Восточной Азии. После 2005 г. в Иркутской области и Якутии наметилось создание нового крупного газодобывающего района, из которого будут исходить магистральные газопроводы, обеспечивающие природным газом не только Восточную Сибирь и Дальний Восток России, но и КНР, КНДР и Республику Корея. Достаточно актуальным является расширение внутреннего рынка газа и развитие внутренней российской системы газопроводов. В рамках либерализации рынка газа это направление также представляется интересной предметной областью для международных проектов. Потребности в развитии газификации России сегодня очень велики. Так, уровень негазифицированных квартир в городах и рабочих поселках составляет 44 %, а в сельской местности – 79 %. Ускоренное развитие сетей газораспределения возможно лишь с привлечением в этот бизнес отечественных и зарубежных инвесторов. При этом основными являются такие показатели, как целесообразность и финансовое состояние проектов газификации. Инвесторы оценивают, насколько предлагаемый проект оправдан с экономической точки зрения. Необходимо организовать взаимодействие между всеми вероятными участниками инвестиционного процесса, учесть их интересы. Именно при таком подходе возможна реализация проектов по газификации областей Российской Федерации с привлечением иностранных партнеров. Иностранный инвестор полезен тем, что, кроме внедрения новых технологий, он приносит с собой прогрессивный менеджмент. Для российской стороны предоставляется возможность совершенствовать и диверсифицировать деятельность газораспределительных компаний с учетом зарубежного опыта. Реализация проектов по газификации имеет большое социально-экономическое значение, так как в результате будут созданы условия для роста производства, повышения качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды. Поэтому потенциальные инвесторы проекта могут рассчитывать на содействие федеральной и региональных властей, что обеспечивает, как минимум, снижение политических рисков. Нефтепроводы и продуктопроводы. В 1991 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов Советского Союза составляла 90 200 км. Это без учета более 600 тыс. км промысловых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Более половины трубопроводов – 52 500 км – было построено из труб диаметром 700 мм и более. Протяженность трубопроводов для сырой нефти к началу 1991 г. достигала 70 400 км. На трассах работали 572 перекачивающие станции. Протяженность продуктопроводов к 1991 г. превышала 20 тыс. км (по некоторым сведениям, на 3 – 4 тыс. км больше, что может быть Рисунок 1.4 − Сеть нефтепроводов России объяснено включением в отчетность построенных, но не введенных в эксплуатацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым закрытым объектам). Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем). К началу 1999 г. общая протяженность нефтепроводов СНГ составила 79 232 км, продуктопроводов – 21 900 км; в том числе, в Российской Федерации: нефтепроводов – 72 755 км, продуктопроводов – 19 405 км. За 1992 – 1999 гг. протяженность магистральных нефтепроводов России увеличилась на 2 тыс. км, продуктопроводов – на 1468 км. К концу 2002 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов России (не рассматриваются трубопроводы СНГ, начиная с 1999 г.) составила 79,35 тыс. км, увеличившись заданный период на 19,2 тыс. км. В настоящее время эксплуатация системы нефтепроводов Рисунок 1.5 − Нефтепродуктопроводы России
осуществляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следующие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы (МН)», «Приволжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН», «Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет около 60 тыс. человек. В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специальными управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации аварий. Все нефтепроводы имеют головные и промежуточные перекачивающие станции. Головные перекачивающие станции отличаются от промежуточных наличием резервуарного парка и некоторых других технологических элементов. Нефтепроводы и продуктопроводы протяженностью менее 800 км работают по схеме «из насоса в насос». На промежуточных перекачивающих станциях при длине нефтепроводов более 600 км сооружаются емкости для хранения нефти. В настоящее время нефтепроводы становятся главным узким местом, сдерживающим развитие российских экспортных возможностей и соответственно развитие нефтяного сектора экономики. В связи с этим именно строительство нефтепроводов становится основным вопросом при разработке и реализации международных нефтяных проектов. 93 % всей нефти, добываемой в России, транспортируется по магистральным нефтепроводам, оператором которых является «Транснефть». Сеть нефтепроводов охватывает обширную территорию Западной Сибири и Европейской части России, через нее нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) компаний, а также на экспорт. В результате разработки месторождений, роста добычи и выхода на новые рынки необходимость в новых экспортных маршрутах будет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых маршрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.), но для более интенсивного трубопроводного строительства, естественно, необходимо участие зарубежных инвесторов и партнеров. К наиболее привлекательным крупным проектам развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести следующие: Балтийская трубопроводная система (БТС). По ней предполагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. В составе первой очереди БТС протяженностью 457 км расширен и реконструирован нефтепровод Ярославль – Кириши, построены новый нефтепровод Кириши – Приморск и терминал по наливу нефти в Финском заливе в районе г. Приморска. БТС предусматривает поэтапное развитие с доведением экспорта нефти до 30 млн т в год. Соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Интеграция этих нефтепроводов позволит российским нефтяникам выйти практически на все мировые рынки через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), способный принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. т. Предполагается поэтапная реализация проекта. На первом этапе объем транспортировки составит 5 млн т нефти в год. Строительство нефтепровода Бургас – Александруполис. Реализация этого проекта даст возможность транспортировать нефть из России и стран СНГ на средиземноморский рынок, минуя пролив Босфор (пропускная способность маршрута из Черного моря в Средиземное жестко ограничена шириной пролива), из греческого порта Александруполис. В этом проекте заинтересованы и Россия, и Казахстан, и Азербайджан, так как данный маршрут прежде всего нацелен на транспортировку каспийской нефти. Пока проект находится на стадии разработки. Предполагается, что на первом этапе объемы транспортировки нефти по этому маршруту могут составить 15 – 23 млн т в год (оценка компании «Транснефть»). Маршрут Бургас – Александруполис дополняет тем самым маршрут транспортировки каспийской нефти Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), предназначенный для перекачки нефти с казахстанских месторождений до Новороссийска. Строительство нефтепровода в Китай. Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд долларов, протяженность нефтепровода должна составлять более 2400 км, пропускная способность 20 млн т в год. Строительство нефтепровода от Ангарска до российского дальневосточного порта Находка. Этот вариант является хорошей альтернативой строительству нефтепровода в Китай. Во-первых, это гораздо дешевле, а во-вторых, такой маршрут позволит экспортировать нефть не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где уровень цен на нефть выше (в Китае цены на энергоносители жестко регулируются государством). Одной из проблем нефтегазового комплекса является недостаточность развития трубопроводной транспортной системы, что сдерживает развитие нефтегазового комплекса. Как было отмечено, общая протяженность нефтепроводов в Российской Федерации в 2002 г. составила 79 350 км. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки нефтепроводная система имеет общую протяженность около 350 тыс. км. Кроме этого, российская трубопроводная система характеризуется высокой степенью износа и за последние 10 лет почти не ремонтировалась. В последние годы по нескольку раз в году происходили аварии нефтепроводов, которые приводили к экологическим катастрофам местного масштаба. Большинство газовых магистралей – около 150 тыс. км – построено в 70 – 90-х гг. 39 % газопроводов эксплуатируется более 20 лет, 16 % из них имеют возраст около 30 лет. 40 тыс. км газопроводов выработали свой расчетный ресурс (33 года). Большая часть нефтепроводов также построена в 60 – 70-х годах, доля нефтепроводов с возрастом свыше 20 лет составила 73 % и свыше 30 лет – 41 %. Подводя итог анализу состояния нефтегазового комплекса Российской Федерации, следует отметить, что одним из основных решений обозначенных проблем является увеличение количества международных нефтегазовых проектов, подразумевающих в первую очередь развитие транспортной трубопроводной системы нефтегазового комплекса. Международные нефтегазовые проекты позволят: - существенно увеличить вовлекаемые в нефтегазовый сектор инвестиционные ресурсы, которых на фоне спада в российской экономике с учетом высокой капиталоемкости отрасли даже у крупных российских нефтяных компаний недостаточно для обеспечения интенсивного развития; - использовать современные технологические решения и оборудование на льготных по сравнению с прямой покупкой условиях; - как следствие, повысить эффективность нефтегазовых проектов и интенсивность развития как нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса. При всей важности перечисленных выше выгод от реализации международных нефтегазовых проектов следует особо выделить необходимость прямого использования и постепенного самостоятельного освоения в рамках совместной деятельности современных технологий и прикладных средств управления проектами (прожект-менеджмента). Если инвестиционные ресурсы можно на тех или иных основаниях привлечь, а технологии и оборудование – приобрести, то управленческие навыки необходимо развивать, причем наибольшего эффекта можно достичь, используя опыт иностранных специалистов. Контрольные вопросы 1. Основные способы транспортировки нефти и газа. 2. Достоинства трубопроводного транспорта углеводородов. 3. Недостатки трубопроводного транспорта углеводородов. 4. Система нефтепроводного транспорта России и перспективы её развития. 5. Система газопроводного транспорта России и перспективы ее развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.009 с.) |