Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение аэрокосмических и геоинформационных технологий для поиска оптимальных трасс и проектирования трубопроводовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разработанная ООО «РНГС-Инжиниринг» кибернетическая система для автоматизации проектирования и управления строительством трубопроводных комплексов состоит из отдельных модулей, использующих единую информационную основу – «Виртуальный мир», построенный с применением современных аэрокосмических и геоинформационных технологий, пространственного моделирования природных и техногенных структур. Цель создания кибернетических систем – значительно повысить эффективность крупных и дорогостоящих трубопроводных проектов, максимально снизить их отрицательное влияние на окружающую среду, повысить их инвестиционную привлекательность. Ниже приведен перечень первоочередных задач, решаемых с помощью кибернетической системы. 1. Создание и обновление базы данных трехмерных конструкций трубопроводных систем (трубопроводов, наземных опор, вантовых и подводных переходов, насосных станции, задвижек, резервуаров). Создание и обновление Базы Данных нормативно-справочной информации трубопроводных систем (завод-изготовитель, спецификации, стоимость и др.). 2. Инженерные изыскания трасс. Топографо-геодезические изыскания. Инженерно-геологические изыскания. Геоэкологические изыскания. ОВОС. 3. Гидравлический и тепловой расчеты нефте- и газопроводов. Гидравлический расчет трубопроводной системы. Расстановка насосных и компрессорных станций. Тепловые расчеты резервуарных парков. 4. Конструирование. Прочностные расчеты. 3D конструирование трубопроводных систем. 3D конструирование водных переходов. Противокоррозийная защита (активная и пассивная). 3D конструирование резервуарных парков. Проектирование системы SCADA. 5. Проектирование морских трубопроводных систем. 6. Разработка кибернетической системы управления проектами. 7. Разработка кибернетической системы управления рисками (геополитическими, природно-техногенными, экологическими, социально-экономическими) и предупреждения чрезвычайных ситуаций. 8. Разработка кибернетической системы управления качеством проектирования и строительства. Впервые в России создается кибернетическая система, которая одновременно сможет решать различного рода многочисленные задачи управления трубопроводными проектами на единой информационной основе путем создания «Виртуального мира». Эти задачи можно сгруппировать с учетом единства технологии их решения. В РАО «Роснефтегазстрой» была разработана технология интегрированной обработки данных аэрокосмических и наземных съемок, многомерного моделирования сложных структур и экспертного анализа с применением геоинформационных технологий и систем, состоящих из: - технического обеспечения (мощные графические станции на базе Pentium-III специальной конфигурации); - программного обеспечения с базовым ГИС-пакетом Microstation и пакетами прикладных программ Descartes для создания электронных карт и фотокарт, Terra Modeler для построения трехмерных моделей местности, трассирования и профилирования и другие программы; - информационного обеспечения – баз картографических данных (электронных топографических карт, фотокарт или ортофотокарт, геологических и других тематических карт, аэрокосмофотоснимков), баз знаний (образцов и эталонов дешифрирования геоэкологических объектов по аэрокосмическим снимкам) и метазнаний (формализованных правил пользования базами знаний). Электронные топографические карты создаются путем сканирования и векторизации традиционных топографических карт соответствующего масштаба, охватывающие по территории все возможные варианты трасс. В первую очередь рассчитывается координатная сетка, с ней совмещается карта, по которой векторизуются рельеф, гидрография, пункты геодезической сети и отметки высот. Это осуществляется с помощью ГИС-технологий; базовой программой служит Microstation. Процесс векторизации производится в полуавтоматическом режиме для совмещенных оригиналов карт или в автоматическом при наличии расчлененных оригиналов или копий, где отдельно представлены рельеф, гидрография и другие объекты. Трехмерная модель рельефа создается по электронным топографическим картам в автоматическом режиме с помощью программы Terra Modeler, совместимой с Microstation. Электронные фотокарты или ортофотокарты создаются путем совмещения электронных топокарт, представленных в векторном виде, с аэро- или космическими снимками высокого разрешения, представленными в растровом геокодированном виде, где каждая ячейка растра определена в трехмерном пространстве. Они необходимы для обновления топокарт, в основном, инфраструктуры, и составления инженерно-геологических карт. Масштаб фотокарты определяется разрешающей способностью изображения. Так, при использовании спектрозональных космических снимков, полученных камерой КФА-1000, возможно создание фотокарт с увеличением до масштаба 1:15 000. Составляемые для этих целей электронные фотокарты, благодаря контрастно-сочетающейся цветовой гамме и теневого эффекта, дают полное представление об исходном ландшафте в его трехмерном визуальном восприятии, что значительно упрощает процесс совмещения геологической, экзодинамической, морфологической и другой информации при экспертном анализе. Совмещение аэрокосмических изображений с топографической картой (послойный синтез) усиливает эффект объемности изображения и помогает быстро и точно с помощью ландшафтных индикаторов и сопоставления разновременных снимков определить динамику развития природных процессов. В результате дешифрирования экзогенных геологических процессов уже на этапе экспресс-проектирования можно подсчитать коэффициент пораженности участков трассы этими процессами, что позволяет дать количественное определение опасности и экономическую оценку «риска» нанесения ущерба самому трубопроводу и сопутствующему хозяйству. Фотоизображения местности позволяют выделить кадастровую информацию в соответствии с требованиями федеральных, региональных и местных законодательств и подсчитать размер возмещения убытков землепользователям. По фотоснимкам можно прогнозировать направления развития городского строительства и других населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железных и автомобильных дорог, чтобы избежать многочисленных согласований по трассе на этапе экспресс-проектирования. Трассирование по каждому варианту производится в трехмерном пространстве в интерактивном режиме. При трассировании используются электронные топокарты, фотокарты, трехмерные модели рельефа и другая имеющаяся в распоряжении информация о местности. Необходимо отметить, что положение трубопроводов на местности на протяжении сотен километров определяет столь большое многообразие различного рода условий, что учет всех факторов на данном этапе не представляется возможным. Результат трассирования – координаты точек поворота трасс, выбранные с учетом рельефа и инфраструктуры местности, ландшафтов, кадастровых характеристик, геоморфологии и геоэкологии местности. По этим данным с помощью программы Terra Modeler строятся профили трасс в автоматическом режиме. По результатам сравнения профилей выбирается основной и альтернативные варианты трассы. При сопоставлении вариантов трасс учитывается протяженность трубопровода, коэффициент извилистости трассы, перепады высот, количество переходов через водные препятствия, а также геоэкологические характеристики трассы. Профилирование, т. е. построение высотного положения трубопровода, сопровождается указанием отметок поверхности грунта, уклона трубопровода на каждом участке, расстояний между смежными отметками, пикетажа, категорий участков трубопровода и краткой инженерно-геологической характеристикой в полосе строительства, взятых из результатов инженерно-геологических исследований. Инженерно-геологические изыскания выполняются по данным оперативных спектрозональных космических съемок МСУ-Э с разрешающей способностью 25 – 30 м на местности, что по детальности отображения отвечает задачам экспресс-проектирования, а также КФА-1000 с разрешением на местности 5-8 м, которые используются при рабочем проектировании. Возможность использования данных дистанционного зондирования Земли в разные годы и сезоны, полученных в различных диапазонах одновременно, и их интегрированная обработка на ЭВМ по специально разработанным технологиям интерпретации и экспертного анализа позволяют не только наиболее полно отдешифрировать объекты и представить ситуацию на местности, но и оценить динамику опасных экзогенных и геоэкологических процессов, во многом определяющих степень риска или опасности строительства и эксплуатации трубопровода. Снимки содержат информацию о таких процессах, свойствах и качественных характеристиках среды, которые недоступны при использовании прямых наблюдений или измерений на местности. Это прежде всего касается задач выявления участков потенциальной опасности – тектонически ослабленных «узлов» и гравитационно неустойчивых массивов для составления карт опасных явлений или «карт риска», рассчитанных на прогнозирование возможных опасных ситуаций, оценку степени риска при строительстве и эксплуатации нефтегазопроводов и соотношение этих результатов с другими вариантами проекта трассы как для технико-экономического, так и экологического обоснования принимаемых решений по выбору трассы. Магистральные трубопроводы и их участки делятся на категории, требования к которым в зависимости от технических и природных условий различны. Трехмерная визуализация частей трубопровода осуществляется с помощью программы Microstation или AutoCAD, совместимые по формату обмена данными. Благодаря этой технологии в короткий срок можно выполнить трассирование, профилирование и инженерно-геологические изыскания по результатам интегрированной обработки данных аэрокосмических и наземных съемок (фондовых топографических и геологических карт и отчетов). Экспресс-проектирование не предусматривает использование самых дорогостоящих и трудоемких работ - наземных топографических съемок и инженерно-геологических изысканий. Их в значительной степени заменяют результаты интегрированной (компьютерной) обработки и экспертного анализа данных дистанционного зондирования Земли (аэрокосмических спектро-зональных изображений местности) и существующих топографических карт, геологических карт и отчетов, материалов бурения скважин и других данных, имеющихся в федеральных и местных фондах. Контрольные вопросы 1. Задачи, решаемые при выборе оптимальных трасс магистрального трубопровода. 2. Критерии оптимальности. 3. Определение области поиска оптимальных трасс магистрального трубопровода. 4. Системный подход к проблеме выбора трасс и оптимального проектирования трубопроводов. 5. Применение аэрокосмических и геоинформационных технологий для поиска оптимальных трасс и проектирования трубопроводов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.007 с.) |