Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
God save the King» — «гимн» антинаполеоновской коалицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В странах антинаполеоновской коалиции гимну наполеоновской Франции был противопоставлен общеизвестный роялистский гимн – гимн Великобритании «God save the King» / «Боже, храни короля», написанный около 1740 г. Генри Кэри.
017 – Кэрри Генри Кэри (Henry Carey) родился 26 августа 1687 г. в Лондоне, скончался 5 октября 1743 г. Известный английский поэт, драматург и композитор, дед знаменитого актера Эдмунда Кина. В юности писал песни и продавал эти сочинения другим авторам, выдававшим их за свои. Он выступал исполнителем итальянских и английских песен и псалмов в Королевском театре, принимал активное участие в возрождении англоязычной оперы, писал музыку и либретто, был автором многочисленных баллад. Кэрри известен также как автор пародийных и сатирических произведений. Он был одним из самых плодовитых английских композиторов-песенников XVIII в. – за период с 1715 по 1740 гг. написал болеее двухсот пятидесяти песен. В 1743 умер сын Кэри, Чарльз и вскоре после этого Кэри повесился в своем доме в Лондоне.
018-1 – гимн Великобритании в исполнении Петера Доусона
God save our gracious king, Long live our noble king, God save the king. Send him victorious Happy and glorious Long to reign over us God save the king.
O Lord and God arise, Scatter his enemies And make them fall Confound their politics Frustrate their knavish tricks On Thee our hopes we fix, God save the king.
Thy choicest gifts in store Oh him be pleased to pour, Long may he reign. May he defend our laws And ever give us cause To sing with heart and voice God save the king.
Nor on this land alone, But be God's mercies known From shore to shore Lord, make the nation see That men should brothers be, And form one family The wide world o'er
«Боже, храни короля» (подстрочник, перевод М.В. Вениг)
Боже, храни нашего великодушного короля, Долгой жизни нашему благородному королю! Боже, храни короля. Пошли ему триумфа, Счастья и славы, Чтобы правил нами долго. Боже, храни короля.
Владыка Боже, появись, Рассей его врагов, Дабы пали они, Спутай их планы, Расстрой их жульнические уловки, На Тебя возлагаем надежды. Боже, храни короля.
Лучшими дарами из своих закромов будь добр его одарить, Чтобы долго мог он править. Чтобы защищал наши законы И всегда давал нам повод Петь во весь голос и от всего сердца Боже, храни короля.
Не только на этой земле, Но от края до края мира Да будет известно милосердие Господа. Владыка, дозволь народу понять, Что люди должны быть братьями И мир огромный Сделать одной семьей.
В настоящее время – «God save the Queen» / «Боже, храни королеву».
God save our gracious Queen, Long live our noble Queen, God save the Queen: Send her victorious, Happy and glorious, Long to reign over us; God save the Queen.
O Lord, our God, arise, Scatter her enemies, And make them fall. Confound their politics, Frustrate their knavish tricks, On Thee our hopes we fix, God save us all.
Thy choicest gifts in store, On her be pleased to pour; Long may she reign: May she defend our laws, And ever give us cause To sing with heart and voice God save the our Queen.
Последние две строки, когда царствует монарх мужского пола, поются так:
With heart and voice to sing God save the our King.
Перевод (подстрочник):
Боже, храни нашу великодушную Королеву, Да здравствует наша благородная Королева, Боже, храни Королеву. Дай ей ратных побед, Счастья и славы, И долгого царствования над нами, Боже, храни Королеву.
Господи Боже наш, восстань, Рассей её врагов И приведи к погибели. Посрами усилия их государств, Расстрой их подлые уловки, На Тебя возлагаем нашу надежду, Боже, храни всех нас.
Твои избранные дары Благоволи излить на неё; Да царствует она долго. Да защищает она наши законы, И да дарует нам повод Воспевать сердцем и голосом: Боже, храни Королеву.
В большинстве стран антинаполеоновской коалиции в начале XIX в. появились переводы или подтекстовки на музыку Кэри. Первый русский перевод – А.С. Струве. Антон Себастьян фон Струве, Антон Севастьянович Струве (нем. Anton Sebastian von Struve; 2 апреля 1729, Киль — 7 апреля 1802, Грайц) — российский и немецкий дипломат. Внук немецкого юриста Георга Адама Струве (нем.), основатель одной из ветвей рода Струве, давшей многих значительных политических и общественных деятелей в России и Германии.В 1755 г. поступил на службу Гольштейн-Готторпского дома, исполнял дипломатические обязанности при императоре Петре III. После его свержения остался на русской службе. С 1773 г. занимал, в частности, должность российского посланника при регенбсургском рейхстаге; в 1790 г. его сменил его сын Иоганн Кристоф Густав. Другой сын, Генрих Кристоф Готфрид, также занимал дипломатические посты.Погиб при пожаре, уничтожившем значительную часть города Грайц. 018-2 – перевод Струве
Боже, на долги дни Ты короля храни, Нам сохрани! Пусть он изведает Счастье победное. Боже, на долги дни Короля храни.
Боже, с его пути Ты удали врагов, Прочь их смети. Козни, коварство их Ты отврати от нас, Боже, хранитель наш, Всех нас спаси.
Дай королю во век Все, что есть лучшаго Здесь на земле. Пусть охраняет он Свято родной закон. Молим мы: «Господи, Короля храни!» Песнь русскому царю» «Песнь русскому царю» на музыку Г.Кэри со словами А.Х. Востокова, адресованная государю Александру I Павловичу, впервые прозвучала 15 ноября 1813 г. на концерте, устроенном в пользу инвалидов Отечественной войны Санкт-Петербургским филармоническим обществом.
019 – Александр 1 020-1 – Востоков (сер.19 в.) 020-2 – Востоков. Портрет работы Кипренского, 1816 г. Александр Христофорович Востоков (настоящее имя – Александр-Вольдемар Остенек, нем. Osteneck) родился 16/27 марта 1781 г. в Эстонии (г. Аренсбург, ныне Курессааре), скончался 8/20 февраля 1864 г. в Петербурге. Российский филолог и поэт. Исследователь русского тонического стихосложения («Опыт о русском стихосложении», 1817 г.), памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских, языков, в том числе русского, заложил основы сравнительного славянского языкознания в России. Издал «Остромирово евангелие» (1843 г.). Составил «Описание русских и славениских рукописей Румянцевского музеума» (1842 г.), где описано 473 памятника. Редактировал и участвовал в составлении «Словаря церковнославянского и русского языка» (тт. 1—4, 1847 г.), составил «Словарь церковнославянского языка» (1858—1861 гг.), «Опыт областного великорусского словаря» (1852 г.) и «Дополнение» к нему (1858 г.). Член Российской академии (с 1820 г.), академик Петербургской АН (с 1841 г.), доктор философии Тюбингенского университета (1825 г.) и доктор Пражского университета (1848 г.).
020-3 – текст Востокова Прими побед венец, Отечества отец! Хвала тебе! Престола с высоты Почувствуй сладость ты От всех любиму быть. Хвала тебе!
Не грозных сил стена Властителям дана Защитою; Но подданных любовь, Свободных, не рабов, - За ней ты, за стеной Гранитною.
Не угасай, живи, Священный огнь любви К отечеству! Пылающи тобой, Идем в кровавый бой И жизнь приносим в дар Отечеству.
Полезный спеет труд, Сады наук растут В сени твоей; В сени твоих щедрот Заслуге лавр цветет, Готовы подвигам Венцы честей.
О Александр, живи И царствуй, царь любви! Хвала тебе! Престола с высоты, Всю радость чувствуй ты Народу милым быть. Хвала тебе! Молитва русских» В 1815 г. текст на музыку Кэри был написан Василием Андреевичем Жуковским. Произведение получило название «Молитва русских».
021-1 – Жуковский 021-2 – текст Жуковского 022 – Молитва русских (хор Валаам)
Боже, царя храни, Славному долги дни Дай на земли, Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю Все ниспошли.
Перводержавную Русь Православную Боже, храни! Царство ей стройное, В силе спокойное, - Все ж недостойное, Прочь отжени!
Воинство бранное, Славой избранное, Боже, храни! Воинам-мстителям, Чести спасителям, Миротворителям - Долгие дни!
Мирных воителей, Правды блюстителей, Боже, храни! Жизнь их примерную, Нелицемерную, Доблестям верную Ты помяни!
О, провидение, Благословение Нам ниспошли! К благу стремление, В счастье смирение, В скорби терпение Дай на земли!
В 1816 г. еще две строфы были написаны А.С.Пушкиным.
023-1 – текст Пушкина 023-2 – Пушкин. Автопротрет, ок.1817 г. Там — громкой славою Сильной державою Мир он покрыл. Здесь безмятежною Сенью надежною Благостью нежною Нас осенил.
Брани в ужасный час Мирно хранила нас Верная длань - Глас умиления, Благодарения, Сердца стремления - Вот наша дань
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января / 9 февраля 1783 г., скончался 12/24 апреля 1852 г. Русский поэт, основоположник романтизма, переводчик, критик, член Российской академии (1818 г.), почётный член (1827 г.) с 1841 г. – академик Петербургской Академии Наук, тайный советник (1841 г.).
С 1816 г. «Молитва русских» постоянно исполнялась на официальных мероприятиях. Официально она не была утверждена, но, с 1816 г. «Молитва русских», фактически, стала гимном Российской империи. Именно так она воспринималась современниками. Во всяком случае, написанное в 1823 г. на мелодию «Молитвы русских» шуточное стихотворение Николая Языкова (тогда – студента Дерптского университета), называлось «Гимн»:
024-1 – Языков 024-2 – Языков 024-3 – Языков, стихотворение «Гимн» (1823)
Боже! вина, вина! Трезвому жизнь скучна, Пьяному рай! Жизнь мне прелестную И неизвестную, Чашу ж не тесную, Боже, подай!
Пьянства любителей, Мира презрителей, Боже, храни! Души свободные, С Вакховой сходные, Вина безводные Ты помяни!
Чаши высокие И преширокие, Боже, храни! Вина им цельные И неподдельные! Вина ж не хмельные Прочь отжени!
Пиры полуночные, Зато непорочные, Боже, спасай! Студентам гуляющим, Вино обожающим, Тебе не мешающим, Ты не мешай! Молитва русского народа». «Молитва русского народа». 1833 г. Текст Василия Андреевича Жуковского, музыка Алекся Федоровича Львова.
А.Ф.Львов родился 25 мая 1798 г. в Ревеле (Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Ф.П. Львова. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. Обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бёма, уроки композиции брал у И. Г. Миллера. В 1818 г. окончил Институт путей сообщения, работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий скрипкой. С 1826 г. — флигель-адъютант. В 1837—1861 гг. был директором Придворной певческой капеллы. Умер 16 декабря 1870 г. в имении Романь близ Ковны (ныне – Каунас, Литва). Похоронен в Пажайслисском монастыре под Каунасом.
Гимн Российской империи был написан А.Ф. Львовым (в то время – флигель-адьютантом) в 1833 г. по поручению императора Николая I Павловича, переданному через графа Бенкендорфа.
025 – Николай 1 026 – Бенкендорф 027 – Львов 028 – Львов
Из «Записок» А.Ф.Львова: «В 1833 г. я сопутствовал Государю в Австрию и Пруссию. По возвращении граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский. Задача эта мне показалась весьма трудною, когда вспомнил о величественном гимне английском «God save the King», об оригинальном гимне французов («Марсельезе») и умилительном гимне австрийском (тема из струнного квартета № 3 орus 76 И. Гайдна). Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа – от ученого до невежды. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова («Молитва русского народа» – таково было первое название гимна), но как не музыкант не приноровил слов к минору окончания первого колена. Однако, положив гармонию простую, но твердую, я просил графа Бенкендорфа гимн послушать. Он сказал государю, который вместе с императрицей и великим князем Михаилом приехали слушать гимн в Певческий корпус (23 ноября 1833 г.), где я приготовил весь хор и два оркестра военной музыки. Государь, прослушав несколько раз, сказал мне «C'est superbe» («великолепно»). Мигом музыка гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе». По свидетельству Е.Н.Львовой (мачеха А.Ф.Львова), гимн был, по требованию Государя, исполнен четырежды, после чего царь обнял и поцеловал Львова, сказав: «Спасибо, спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня».
029 – Львов 030 – автограф Львова 031 – Жуковский 032 – автограф Жуковского
Первое публичное исполнение состоялось в Большом театре в Москве 11 декабря 1833 г. На афише – «Народная русская песнь» (= Национальный гимн). Оглушительный успех.
033-1 – Большой театр в Москве. Середина XIX в.
25 декабря 1833 г. в Зимнем дворце в Петербурге, после рождественской литургии в дворцовом соборе Нерукотворенного образа и освящения знамен во дворцовых залах полковые оркестры исполняли новый гимн. И в тот же день «Молитва русского народа» была официально утверждена в качестве гимна Российской империи.
033-2 – Собор Зимнего дворца. Середина XIX в. 034 – Молитва русского народа (запись 1915 г.)
|:Боже, царя храни! Сильный, державный Царствуй на славу, На славу нам:|
|:Царствуй на страх врагам Царь православный. Боже, Царя храни!:| Династический гимн» России Династический гимн»
27 ноября 1836 г. состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки (либретто барона Егора Федоровича Розена) «Иван Сусанин» (авторское название произведения), на которой присутствовал Государь Император Николай I Павлович. Кульминацией оперы был славильный кант-молитва «Славься», созданный в традициях петровских виватных кантов-молитв, с опорой на церковный хорал.
035-0 – Глинка 035-1 – Глинка
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском Смоленской губернии. Играть на фортепиано стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в были созданы первые сочинения. После путешествия на Кавказ посетил Италию и Германию. Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1936 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину. С 1851 года он преподавал пение в Петербурге. Уехав в Берлин в 1856 году. Скончался там 16 февраля 1857 г., был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года прах был перевезен в Россию и захоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге
035-2 – Розен
Георгий (Егор) Фёдорович фон Розен, барон (16 декабря 1800 г., Ревель — 23 февраля 1860 г., Петербург, перезахоронен в 1944 г. в Александро-Невской лавре). Из остзейских немецких дворян. До 19 лет воспитывался в Эстляндской губернии. В 1827—1828 гг. в Москве, был близок к кругу любомудров, печатался в «Московском вестнике». С 1828 г. в отставке, жил в Петербурге, выступал в немецкоязычной печати Эстляндии (ревельской «Эстоне», дерптском «Ежегоднике»), пропагандируя и переводя русскую поэзию. В 1840-е годы выступал как консервативный критик в «Сыне отечества». В 1835—1840 гг. Розен был секретарём Цесаревича, будущего императора Александра II.
036-1 – Славься (текст Розена, хор Валаам) 036-2. Большой Каменный театр в Санкт-Петербурге 036-3. Большой Каменный театр в Санкт-Петербурге
|:Славься, славься, наш Русский Царь! Господом данный нам Царь-Государь! Да будет бессмертен твой царский род, Да им благоденствует русский народ:|
Славься, славься святая Русь Празднуй торжественный день царя, Ликуй, веселись, твой царь грядет Царя-Государя встречает народ.
Слава, слава, нашему Царю! Ура! Ура! Ура!
После окончания оперы Государь пригласил М. Глинку к себе в ложу, выразил ему свою признательность за замечательное сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». В знак высочайшего одобрения сочинения император вручил композитору перстень, который М. Глинка хранил всю жизнь, как величайшую святыню.
После 1917 г. опера «Жизнь за царя» была снята со сцены. Возобновлена в сезон 1938-39 гг. с новым либретто (Сергей Городецкий) и восстановленным первоначальным названием – «Иван Сусанин». В финале оперы, согласно либретто Городецкого, народ встречал не только что венчанного на царство Михаила Романова, а въезжающего в город воеводу.
037 – Городецкий 038 – Городецкий
Сергей Митрофанович Городецкий родился 5/17 января 1884г. в Санкт-Петербурге. Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. В 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком, но не окончил курс. Увлёкся поэзией: в 1905 г. посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906—1907 гг. опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля». Находился под сильным влиянием символистов, прежде всего — Вячеслава Иванова, А. Блока и К. Бальмонта. В 1910-е гг. разошёлся с символистами и в 1912 г. стал одним из организаторов Цеха поэтов. После Октябрьского переворота, будучи в Баку, поступил на службу в РОСТА, затем в Политуправление Каспийского флота. С 1921 г. жил в Москве, много публиковался, переводил стихи национальных поэтов СССР. До 1924 г. работал в Театре Революции, затем (до 1932 г.) — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е гг. много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов. Скончался 7 июня 1967 г. в Обнинск.
039 – Славься (хор Александрова, текст Городецкого)
Славься, славься, ты Русь моя, Славься, ты русская наша земля! Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна!
Славься, славься из рода в род, Славься великий наш русский народ! Врагов посягнувших на край родной Рази беспощадно могучей рукой!
Слава, слава героям бойцам Родины нашей отважным сынам! Кто кровь за Отчизну свою прольёт, Того никогда не забудет народ.
Славься, славься, ты Русь моя! Славься, ты русская наша земля! Вот он, наш Кремль, с ним вся Русь, с ним весь мир Знаковые песни XIX в. Армейские песни Солдатушки, бравы ребятушки
Строевая песня начала XIX в. (времен войны 1812 г.)
040-1 – 040-2. Песенник. Запись 1875 г.
— Солдатушки, бравы ребятушки, кто же ваши деды? — Наши деды — славные победы, вот кто наши деды!
— Солдатушки, бравы ребятушки, а кто ваши отцы? — Наши отцы — русски полководцы, вот кто наши отцы!
— Солдатушки, бравы ребятушки, а кто ваши матки? — Наши матки — белые палатки, вот кто наши матки!
— Солдатушки, бравы ребятушки, кто же ваши братцы? — Наши братцы — полевые ранцы, вот кто наши братцы!
— Солдатушки, бравы ребятушки, кто же ваши сёстры? — Наши сёстры — пики, сабли остры, вот кто наши сёстры!
— Солдатушки, бравы ребятушки, а кто ваши жёны? — Наши жёны — ружья заряжёны, вот кто наши жены!
— Солдатушки, бравы ребятушки, а кто ваши детки? — Наши детки — пули наши метки, вот кто наши детки!
— Солдатушки, бравы ребятушки, а кто ваши тётки? — Наши тётки — две косушки водки, вот кто наши тётки!
— Солдатушки, бравы ребятушки, а где ваша хата? — Наша хата — лагерь супостата, вот где наша хата!
— Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша сила? — Наша сила на груди носима: крест — вот наша сила!
— Солдатушки, бравы ребятушки, а кто ваш родимый? — Наш родимый — Царь непобедимый, вот кто наш родимый!
— Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? — Наша слава — Русская держава, вот где наша слава!
040-3. Солдатушки, бравы ребятушки. Клип. 040-4. Солдатушки, бравы ребятушки. К/ф «Хождение по мукам». 4-1-2. Жура, жура, журавель... Песенка «Журавель», очень популярная в Российской армии XIX – начала XX вв. представляла собой бесконечное число коротких двустрочных куплетов частушечного типа. После каждого куплета следовал двустрочный же припев «Жура, жура, журавель, / Журавушка молодой» (вариант: «Жура, жура, жура мой / Журавушка молодой»). Куплеты были на все полки Русской Армии. Когда впервые появился «Журавель» в русской армии, точно неизвестно.
040-5. Лермонтов
Согласно преданию, авторство первых куплетов принадлежало Михаилу Лермонтову в годы учебы в «Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров» (1832-1834). Куплеты добавлялись на протяжении всего XIX и первой четверти XX вв.
040-6 – куплеты 040-7 – куплеты
Соберемтесь-ка, друзья, Да споем про журавля! Вариант: А не спеть ли нам, друзья. Дружным хором «Журавля»? Припев: Жура-жура-жура мой, Журавушка молодой.
Кавалергардский Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полк, СПб. Начнем с первых мы полков — С кавалергардов-дураков. Кавалергарды — дураки Подпирают потолки. Варианты: высоки, дудаки (дудак - степная птица вроде индюка, дрофа).
Л-гв. Конный полк, СПб. Из полков же самый тонный — То лейб-гвардии полк Конный. А кто в бабах знает толк? Это славный Конный полк! *)Тонный (устар.) - стильный, соблюдающий манеры.
Л-гв, Кирасирский Его Величества полк, г. Царское Село. А кто строен, очень мил? Это желтый кирасир. Кто на станции кассир? Это желтый кирасир.
Л-гв. Кирасирский Ея Величества полк, г. Гатчина. Коль старушку соблазнить Надо гатчинца спросить. Кто в старушках знает толк? Кирасирский синий полк.
Л-гв. Конно-гренадерский полк. Г. Петергоф. Лучше всех берут барьеры — Это конно-гренадеры. Кто без меры пьет мадеры? Это конно-гренадеры!
Л-гв. Уланский Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полк, г. Петергоф. Кто два раза в день не пьян, Тот, простите, не улан! Вечно весел, вечно пьян Ея Величества улан. Все красавцы и буяны Лейб-гвардейские уланы.
Л-гв. Драгунский полк, г. Петергоф, имеется в виду командир полка чванливый граф Келлер. Кто в Европе первый лгун? То лейб-гвардии драгун.
Л-гв. Гусарский Его Величества полк, г. Царское Село. Разодеты как швейцары Царскосельские гусары. Лейб-гусары пьют одно Лишь шампанское вино. Лейб-гвардии Гусарский полк Был создан в январе 1798 года при разделении пятиэскадронного лейб-гвардии Казачьего полка на два: казачий и гусарский. Начало вел от лейб-гвардии Гусарского эскадрона (1775 год) и Гатчинского гусарского полка. Все эти годы лейб-гусары несли караульную службу при дворцах императорской фамилии, а боевое крещение приняли в 1805 году при Аустерлице. В отличие от армейских гусарских полков, лейб-гвардии Гусарский полк состоял не из 10, а из 5 эскадронов. В начале Отечественной войны 1812 года 4 действующих эскадрона полка действовали на главном направлении в составе 1-й Западной армии Барклая де Толли, в 1-м кавалерийском корпусе генерал-лейтенанта Ф. П. Уварова, а запасной эскадрон находился на Петербургском направлении в сводно-гвардейском кавалерийском полку в корпусе генерал-лейтенанта П. Х. Витгенштейна. Командовал гвардейскими гусарами полковник Н. Я. Мандрыка, а после ранения его под Витебском полк возглавил полковник князь Д. С. Абомелик. 13 июля генерал-лейтенанту А. И. Остерману-Толстому было приказано идти с корпусом на Островно "и оттуда разъездами узнавать о силах неприятеля". Шедшие в авангарде полки лейб-гвардии Гусарский и Нежинский драгунский "...увидели неожиданно французский конный пикет, бросились на него и, в преследовании опрокинув встретившиеся им дорогою разъезды, вместе с ними мчались до Островны, прямо на Мюрата, стоявшего там с двумя кавалерийскими корпусами и пехотными колоннами". В Бородинском сражении Лейб-гвардии гусарский полк, согласно боевому расписанию, состоял во 2-й бригаде 1-го резервного кавалерийского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Ф. П. Уварова. Гвардейские гусары участвовали в рейде кавалерии Ф. П. Уварова и М. И. Платова. Полк принимал участие в операциях партизанских отрядов, а после изгнания Наполеона из России - в заграничных походах. За храбрость и мужество, проявленные в сражениях с армией Наполеона, в апреле 1813 полк получил три Георгиевских штандарта с надписью: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года". В это время шефом полка был генерал-лейтенант, затем генерал от кавалерии граф П. Х. Витгенштейн, полковым командиром -- генерал-майор И. Е. Шевич (убит в сражении при Лейпциге 4 октября 1813 года). В этом полку с июля 1806 года служил поручиком Денис Васильевич Давыдов, а с февраля 1807 года он в этом полку уже только числился, так как на самом деле являлся адъютантом князя П. И. Багратиона и находился при нем. (Впрочем, громкую славу партизана Давыдов стяжал, будучи в 1812 году подполковником Ахтырского гусарского полка). В 1812 году парадный мундир гвардейского гусара состоял из красного доломана и ментика (с синими обшлагами и воротником), синих чакчир и красной ташки с желтой обкладкой. Мех ментика - черный (в отличие от армейских полков). Пояс-кушак синий. Чепрак - синий. Обкладка ташки и чепрака - желтая. Приборный металл - желтый. Вместо круглых кокард лейб-гвардейцы носили на киверах герб в виде двухглавого орла.
Л-гв. Гродненский гусарский полк, г. Варшава. Тащит ментик на базар — Это гродненский гусар. Гродненский гусарский полк Был сформирован в июне 1806 года в городе Торопце Псковской губернии на основе пяти эскадронов, отчисленных от Александрийского, Ольвиопольского и Изюмского полков. Боевое крещение получил в январе 1807 года в сражении при Прейсиш-Эйлау. В зимнюю кампанию 1808-1809 гг. гродненские гусары совершили беспримерный рейд в Швецию по льду Ботнического залива. В начале Отечественной войны 1812 года Гродненский полк действовал на Петербургском направлении, в составе отдельного корпуса генерал-лейтенанта П. Х. Витгенштейна, на правом фланге 1-й армии Барклая де Толли. В 1812-1814 годах полк заслужил две коллективные награды: серебряные трубы с надписью: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года" и знаки на кивера с надписью: "За отличие". В 1812 году шефом полка был генерал-майор Я. П. Кульнев (смертельно ранен в бою под Боярщиной 20 июля 1812 года), полковым командиром -- полковник Ф. В. Ридигер, с августа 1812 года -- шеф полка. В 1812 году гродненские гусары носили мундиры синего цвета и были известны под названием "голубые гусары". Воротник и обшлага доломана, а также обкладка ташки и чепрака - голубые. Приборный цвет - белый. В феврале 1824 года историческое название армейского Гродненского гусарского полка было передано новому Лейб-гвардии Гродненскому полку, сформированному в составе четырех эскадронов и пешего резерва в Варшаве из уроженцев Польши и Литвы. При этом старый Гродненский полк был переименован в Клястицкий. Из старого полка в новый было переведено 176 нижних чинов с лошадьми и оружием. Все это было очень необычно для русской армии той эпохи, когда к полковым традициям относились бережно. Историк Клястицкого полка В. П. Цехановецкий дает в своей книге две версии этого события. Первая: полк был назван так в честь сражения под Клястицами, где особенно отличился и где погиб его славный шеф генерал-майор Я. П. Кульнев. Вторая: переименование полка связано со встречей в 1824 году генерала Ф. В. Ридигера, ставшего после смерти Кульнева шефом гродненских гусар, с императором Александром I. Государь спросил Ридигера, было ли ему когда- нибудь страшно в бою. Старый гусар, помявшись, ответил: "Да, ваше величество. Один раз, в Сивошинском дефиле, под Клястицами". Спустя некоторое время после этого и вышел Высочайший Приказ о переименовании Гродненского полка в Клястицкий. Первым шефом лейб-гвардии Гродненского гусарского полка был цесаревич великий князь Константин Павлович, первым командиром -- полковник Г. К. Штрандман. Боевое крещение полк принял в 1831 году, при усмирении мятежа в Польше. С 26 февраля по 9 апреля 1838 года в четвертом эскадроне полка командиром взвода состоял корнет М. Ю. Лермонтов, знаменитый поэт.
Л-гв. Уланский Его Величества полк, г. Варшава. Вечно весел, вечно пьян Его Величества улан.
Л-гв. Казачий Его Величества полк, СПб. А кто первые вояки? То лейб-гвардии казаки.
Л-гв. Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк, СПб. А кто эти оборванцы? То лейб-гвардии атаманцы.
Собственный Его Императорского Величества Конвой, СПб. Кто там страшный поднял вой? Его Величества Конвой.
Гвардейский запасной кавалерийский полк, с. Кречевицы Новгородской губ. Кто кобыл е**т ужасно? То лейб-гвардии в запасном!
Л-гв Преображенский полк. Тонно чешется по-женски Первый полк Преображенский.
Л-гв Семеновский полк. А семеновские рожи На кули овса похожи. А кто курицу украл? Наш семеновский капрал.
Л-гв. Измайловский полк. Все Измайловские рожи На кули с овсом похожи.
Л-гв. Егерский полк. Слуги верные царя Это наши егеря. Срать орлами мастера Нашей гвардии егеря. Первы воры у царя Молодцы лейб-егеря.
Л-гв. Московский полк. Носит грязное белье Все московское хамье.
Л-гв. Гренадерский полк. Полк, который самый мерзкий, То лейб-гвардии гренадерский.
Л-гв. Павловский полк. Неуклюжи и сопаты Гвардии в Павловском солдаты.
Л-гв. Финляндский полк. А курносы как телята — Это павловцы-ребята. А какой полк самый бл**ский? Это гвардии Финляндский.
Про Варшавцев не пою — Портят гвардий мою.
Л-гв. 1-я артиллерийская бригада, СПб. Поиграть в картишки рада Гвардии первая бригада.
Гв. стрелковый артиллерийский дивизион, г. Стрельна. На всех стрельбах чемпион Наш стрелковый дивизион.
1-й лейб-драгунский Московский Императора Петра Великого полк, г. Тверь. По Твери гуляет вьюн (Вариант: По Мильонной...), То московский лейб-драгун. Вечно весел, вечно юн — То московский лейб-драгун.
4-й драгунский Новотроицко-Екатеринославский генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического полк, до 1860 г. — кирасирский Не квартиры, а сортир У Новотроицких кирасир. Где стоянка как сортир? У Екатеринославских кирасир.
6-й драгунский Глуховский Императрицы Екатерины II полк, до 1860 г. — кирасирский, г. Остроленка. Толстобрюхи как купцы Кирасиры - глуховцы.
8-й драгунский Астраханский генерал-фельдмаршала Великого Князя Николая Николаевича полк, до 1860 г. — кирасирский, г. Тирасполь. А кто самые засранцы? Кирасиры-астраханцы.
20-й драгунский Финляндский полк, г. Вильманстранд. Кто на х** наводит глянец? То лихой драгун-финляндец.
Приморский драгунский полк, Новокиевское. Китаянок кто е**т? Тот в Приморский полк идет.
1-й уланский Петроградский генерал-фельдмаршала князя Меншикова полк, г. Ржев. Алый лацкан манит дев К петербуржцам в город Ржев. Забияки, хулиганы Петроградские уланы.
2-й лейб-уланский Курляндский Императора Александра II полк, Гура-Кальвария. Пьют лишь полные стаканы Лейб-курляндские уланы.
3-й уланский Смоленский Императора Александра III полк, г. Вильковишки. Вместо х** одна рана У смоленского улана.
5-й уланский Литовский Его Величества Короля Виктора-Эммануила III полк, г. Симбирск. Где Аи течет рекой, То Литовский полк лихой. А кто славится красой? То Литовский полк лихой.
14-й уланский Ямбургский Ея Императорского Величества Великой Княгини Марии Александровны, полк, г. Кельцы. Выпьет бочку и не пьян Желтый ямбургский улан.
1-й гусарский Сумский генерала Сеславина полк, г. Москва. Всех купчих бросает в жар Голубой сумской гусар. Сумский гусарский полк Вел свое начало от Сумского слободского казачьего полка (Украина) и был переформирован в городе Сумы в гусарский Сумский полк в июне 1765 года. В 1784 году назван Сумским легко-конным, в 1796 году -- Сумским гусарским генерала от кавалерии Шевича, в 1801 году -- Сумским гусарским. В 1812 году 8 действующих эскадронов Сумского гусарского полка находились в 1-й Западной армии в 6-м пехотном корпусе генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, 2 запасных эскадрона состояли в во 2-м резервном корпусе генерал-лейтенанта Ф. Ф. Эртеля в городе Мозыре. Сумские гусары участвовали в боях под Островно и у Лубина. В Бородинском бою в составе бригады генерал-майора И. С. Дорохова (3-й кавалерийский корпус) они сражались у Багратионовых флешей и у батареи Раевского. В сражениях с французами в 1812-1814 годах полк заслужил три коллективных награды. В апреле 1813 года Сумский гусарский полк был награжден Георгиевскими трубами с надписью "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года" и названием полка. В заграничных походах русской армии он отличился во многих сражениях. 2 октября 1813 года произошел бой под Либеpтвольквицем. "Мюрат, построив колонны, состоявшие из старой коннницы, приведенной Ожеро из Испании, двинул их вперед. Граф Пален предупредил нападение, встретив французов Сумским полком". 2 часа длился кавалерийский бой, неоднократно враждующие полки в полном налете одни на других останавливались в нескольких шагах и потом бросались в рубку...". Численное превосходство неприятельской конницы, ее опыт боев в Испании не принесли французам победы. Мюрат вынужден был отвести свои войска назад. А на следующий день сумские гусары приняли участие в Лейпцигской битве, за что 30 мая 1814 года полку были присвоены знаки на кивера с надписью "За отличие". Сумские гусары участво< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.90 (0.035 с.) |