ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема №1: государственный контракт.



 
 

 


Уже сама ст.526 ГК РФ предусматривает возможность усложнения структуры договорных связей. Поставщик обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику, либо по его указанию иному лицу. Т.е. возможно усложнение структуры договорных связей за счет появления фигуры получателя.

Схема №2: государственный контракт + отгрузочная разнарядка.

 
 

 


Государственный (муниципальный) заказчик заключает с поставщиком государственный контракт, а передача товаров по соответствующему государственному контракту будет производиться в адрес иного лица – получателю. Правовая природа получателя нам уже достаточно хорошо известна и понятна – это третье лицо, управомоченное на принятие исполнения.

Ст.529 ГК РФ предполагает возможность усложнения структуры договорных связей за счет заключения на основании государственного контракта договора на поставку товара для государственных и муниципальных нужд.

Схема №3: государственный контракт + договор.

 

 


Государственный заказчик заключает с поставщиком государственный контракт, на основании государственного контракта у поставщика возникает обязанность заключить договор поставки товара для государственных или муниципальных нужд, реализуя эту обязанность, поставщик заключает соответствующий договор с покупателем – 3-м лицом, которое указано либо в самом государственном контракте, либо в извещении о прикреплении, которое на основании государственного контракта выдается государственным заказчиком поставщику.

Договор на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд представляет собой гражданско-правовой договор, являющийся разновидностью договора поставки. Сторонами этого договора является поставщик – это то же самое лицо, которое выступало в качестве поставщика по государственному контракту, и покупатель. Фигура покупателя появляется, будучи указанной в самом государственном контракте, либо она может быть указана в извещении о прикреплении (сообщает поставщику, с кем договор заключать). Заключение этого договора для поставщика является обязательным, а для покупателя с гражданско-правовой т.з. оно обязательным не выступает. Очевидно, что покупатель связан некими административными или иными связями с госзаказчиком, именно по этой причине госзаказчик и предполагает заключение государственного контракта, обуславливающего в будущем заключение договора с покупателем. Но с гражданско-правовой т.з. для покупателя это извещение не является обязательным и покупатель может отказаться от заключения соответствующего договора. Ст. 529 ГК РФ, регулируя соответствующие отношения, прямо предписывает, что если покупатель отказывается от заключения договора, то госзаказчик либо должен сам принять, тогда мы выйдем в схему №1, либо должен назначить нового покупателя, выдав извещение о прикреплении.

Любая из этих 3 схем может быть использована. В каждой из этих трех схем присутствует в качестве обязательного элемента, регулирующего соответствующие отношения, государственный контракт. Просто в одном случае он выступает не только обязательным, но и единственным регулятором, в других же - он дополняется иными документами, волеизъявлениями.

Схема №1будет использоваться в ситуации, когда интерес в получении товара наличествует у самого государственного заказчика. При этом в рамках данной схемы обязанность по передаче товара будет у поставщика. Он должен исполнять эту обязанность государственному заказчику. И обязанность по оплате будет у государственного заказчика.

Схема №2. Эта схема используется в ситуации, когда самому государственному заказчику приобретаемый товар не нужен. Обязанность по передаче товара у поставщика перед государственным заказчиком, но исполнять он ее будет в адрес получателя. Обязанность по оплате у государственного заказчика, потому что получатель не может быть обязанным к оплате, потому что он 3-е лицо, для 3-го лица обязанностей из договора, в совершении которого он принимал участие, возникать принципиально не может.

Схема №3.Обязанность по передаче товара у поставщика перед покупателем, потому что здесь договор, связывающий поставщика и покупателя. Здесь уже не просто исполнение в адрес 3-го лица, а обязанность перед 3-м лицом, проистекающая из совершенного с этим 3-м лицом договора. Обязанность по оплате у покупателя, потому что он уже соответствующая сторона по договору.

 

Вариант обязанность по передаче товара лицо, управомоченное на принятие товара обязанность по оплате
государственный (муниципальный) контракт поставщик государственный (муниципальный) заказчик государственный (муниципальный) заказчик
государственный (муниципальный) контракт + отгрузочная разнарядка поставщик получатель государственный (муниципальный) заказчик
государственный (муниципальный) контракт + договор на поставку поставщик покупатель покупатель, но государственный (муниципальный) заказчик – поручитель

 

Если мы внимательно посмотрим на схему № 3, то можем обнаружить принципиальную возможность нарушения интересов поставщика. В схеме № 1 и 2 обязанность по оплате перед поставщиком несет тот контрагент, которого поставщик сам себе выбрал, поэтому все проблемы, связанные с платежеспособностью этого государственного заказчика, с наличием бюджетного финансирования данного государственного контракта, они охватываются риском контрагента. Поэтому поставщик полноценно должен эти риски нести.

В схеме № 3 оказывается, что лицом, обязанным к оплате, выступает покупатель. Этого покупателя поставщик себе не выбирал, ему его навязали. Он заключал договор с государственным заказчиком, а обязанным к оплате оказывается лицо, которого он себе не выбирал. Следовательно, возложить в данном случае на поставщика все риски, связанные с неплатежеспособностью покупателя, было бы несколько некорректным и вступало бы в противоречия с интересами поставщика. Осознавая подобную некорректность, ст.532 ГК РФ в абз.2 прямо устанавливает законное поручительство государственного заказчика в отношении обязанности покупателя по оплате. Эта статья примечательна тем, что из способов обеспечения мы знаем законную неустойку, законный залог, а законного поручительства у нас никогда и не было. Это единственный пример, когда возникает отношение законного поручительства. Тем самым удовлетворяется интерес поставщика, с него снимаются определенные риски, связанные с тем, что ему навязывается контрагент по соответствующему договору.

За счет наличия нескольких возможных схем существует вариант урегулирования любых отношений, вне зависимости от преследуемых сторонами интересов.

Нужен товар самому госзаказчику – используется схема №1: заключается государственный контракт, заказчик обязан к оплате, он же имеет право требовать передачи товар, товар передается самому ему. Схема 2 и 3 используются в варианте, когда самому госзаказчику непосредственно товар не нужен, например. Министерство обороны заинтересованно в том, чтобы солдаты ели. Кто этим должен заниматься? Возложить это на конкретную часть, есть угроза того, что в какой-то части забудут про этот принцип формирования и деятельности российской армии. Вот МО закупает перловку на все ВС РФ, если бы схемы 2 и схемы 3 не существовало, тогда получается, приходит Сергей Кужугетович, а пройти на работу не может – все в перловке. Поставщик привез и сгрузил ему в МО. И, вспомнив свою молодость, Сергей Кужугетович пробирается по этой перловке в свой кабинет, чтобы осуществлять стратегическое руководство ВС РФ. Но есть схема №2 и №3. В зависимости от интереса, от ситуаций МО заключает договор, но указывает, что поставка должна осуществляться в адрес конкретных ВЧ и соединений, либо даже заключается государственный контракт, по которому на поставщика возлагается обязанность с конкретными ВЧ и подразделениями, либо прямо указанными в контракте, либо указанными потом за счет извещения о прикреплении заключать соответствующий договор. Все, и Сергей Кужугетович может выполнять руководство ВС РФ без угрозы потери качества руководства, и исходная задача – кормить солдат – тоже выполнена. Эта вариативность позволяет все сделать.

Контрактация.

Легальное определение договора контрактации содержится в п.1 ст. 535 ГК РФ.

Договор контрактации - такой договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Из этого легального определения и дальнейшего регулирования п.2 ст.535 ГК РФ становится очевидно, что договор контрактации – это вид договора КП, и одновременно разновидность договора поставки. С т.з. иерархии источников регулирования на уровне ГК РФ отношения по контрактации будут регламентироваться:

§ 5 Главы 30;

§ 3 Главы 30 в части, не противоречащей;

§ 1 главы 30 в части, не противоречащей.

Возможна еще одна девиация, это когда с\х продукция выращенная или произведенная является предметом поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, тогда для этой девиации закон говорит: §5, потом §4, потом §3, а потом §1.

Главный квалифицирующий признак, предопределивший выделение контрактации в качестве самостоятельного вида договора КП это специфика предмета. Сам законодатель показывает нам, что предметом данного договора является с\х продукция. Вообще деятельность по производству сельхоз продукции снабжена повышенными объективными рисками. Рисками объективными, природными, неконтролируемыми, потому что предприняв все возможные усилия, сделав все от себя зависящие, невозможно быть точно уверенным: взойдут озимые или нет, будут куры нестись или не будут. Поскольку эти внешние неконтролируемые обстоятельства в очень серьезной степени влияют на деятельность сельхозпроизводителя, само это обстоятельство предопределяет необходимость установить для сельхозпроизводителя льготный правовой режим. Все правила о договоре контрактации посвящены необходимости обеспечить льготный правовой режим сельхозпроизводителю. За счет этого льготного правого режима выравнивается объективно существующее экономическое неравенство, нивелируются правовыми средствами те риски, та зависимость от случайных природных, погодных факторов, зависимость, которая влияет на результативность деятельности сельхозпроизводителей.

Специфика субъектного состава.

Стороны этого договора именуются сельхозпроизводитель и заготовитель. В обычных нормальных терминах КП: заготовитель – это покупатель, а сельхозпроизводитель – продавец. При этом сама легальная дефиниция содержит в себе требования, предъявляемые к субъектному составу соответствующего договора. Требования, соблюдение которых предопределит возможность квалифицировать заключенный договор именно как контрактацию.

Покупателем по договору контрактации может быть лицо, осуществляющее закупку для переработки или продажи.

Вопрос: а если ЮЛ закупает сельхозпродукцию для того чтобы кормить своих работников. Например, директор думает, что сотрудники витаминов не доедают. Надо закупить для них черной икры и клубники. Будет ли такой договор квалифицирован как контрактация? Нет. А как будет квалифицирован? В трихотомических целях – это иное, а дальше зависит от фигуры продавца. Этот договор может быть квалифицирован как розничная КП, как поставка, но никогда как контрактация. Потому что в контрактации в силу прямого указания закона, покупатель должен действовать с предпринимательской целью: в целях переработки или в целях продажи.

В нашем кафедральном комментарии И.В. Елисеев прямо указывает, что предметом договора поставки не может быть сельскохозяйственная продукция, потому что сельхозпродукция является предметом договора контрактации. Подобное утверждение как универсальное некорректно. Вне всякого сомнения, предметом контрактации является сельхозпродукция, но поскольку здесь есть серьезные ограничения по субъектному составу, существование феномена контрактации не исключает возможность заключения договора поставки, договора розничной КП или просто КП по поводу сельхоз продукции.

Продавец – сельскохозяйственный производитель.

Кто может выступать в качестве продавца для того чтобы соответствующий договор был квалифицирован как контрактация? Контрактация – это разновидность поставки, поэтому сельхозпроизводитель должен выполнять, как минимум, те требования, которые предъявляются к фигуре продавца в договоре поставки. Должен осуществлять ПД. Если ФЛ продает произведенную им сельхозпродукцию, то такой договор не будет квалифицироваться как контрактация. Ввиду того что контрактация – разновидность поставки, должны выполняться требования к фигуре поставщика, и здесь не случайно используется термин «сельхозпроизводитель». С/х производителем признается такое лицо, чья единственная или основная ПД направлена на производство с/х продукции.

Поэтому, если атомная электростанция, делать там особо нечего, построил, генерируешь энергию, а дальше она пошла по проводам. Делать нечего, времени свободного много. Кроме того, заметили, что почему-то рядом с этой атомной станцией сельхоз продукция большой получается. И думают: а чтобы не занять своих работников? И тут же организовали теплицу, где клубнику большого размера выращивали, на зависть всем местным огородникам. Атомная станция – предприниматель. Отчуждение этой клубники, выращенной самостоятельно, отчуждение лицу, приобретающему ее с предпринимательской целью для последующей переработки или продажи, как будет квалифицироваться? Как обычная поставка. Потому что для данного лица (продавца) деятельность по производству этой сельхозпродукции не является единственной и не является основной.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.21.209 (0.007 с.)