Ситуация №3. Гарантийный срок - 1 год. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация №3. Гарантийный срок - 1 год.



 
 

 

 


Недостаток обнаружен через полгода (0,5), отвечает, поскольку в пределах, установленных ст.477 ГК РФ сроках, бремя доказывания на продавце, т.к. гарантийный срок 1 год.

Через полтора года (1,5) продавец отвечает, потому что, если гарантийный срок менее 1 года, то недостатки должны быть обнаружены в пределах 2 лет, но поскольку гарантийного срока сейчас здесь уже нет, бремя доказывания на покупателе.

Через два с половиной года (2,5) не отвечает, потому что установленный гарантийный срок менее 2 лет, на этот счет правило: продавец отвечает за недостатки, которые обнаружены в течение 2 лет.

Единственная ситуация, когда гарантийный срок будет иметь значение с т.з. правовых возможностей покупателя – это ситуация №2. Если гарантийный срок более 2 лет, то этот гарантийный срок раздвигает момент обнаружения недостатков, за которые отвечает продавец. Но будем честными, много случаев, когда установленный гарантийный срок составлял более 2 лет? На автомобили есть. Но круг таких ситуаций крайне мало, и получается, когда мы утверждали, что значение гарантийного срока исключительно процессуальное, значение состоит только в распределении бремени доказывания, мы нисколько не кривили душой, потому что тот сегмент, когда гарантийный срок влияет на правовые возможности, он с т.з. статистической крайне не велик, поэтому надо избавляться от заблуждений, бытующих в современном обороте, и понимать, что если гарантийный срок, установленный на товар – 5 дней, а рядом продается точно такой же товар, на который гарантийный срок установлен в 15 дней, но, при этом, этот товар стоит в два раза дороже, эта дельта не стоит того с т.з. правовых возможностей, которые имеются у покупателя.

Переплачивать за гарантийный срок есть смысл только в случае, когда он больше 2 лет, во всех остальных случаях исключительно процессуальное значение, исключительно вопрос о перераспределении бремени доказывания, кто будет доказывать момент возникновения недостатков. Но на самих правовых возможностях покупателя это ни коим образом не сказывается.

 

Единственное значение гарантийного срока – это перераспределение бремени доказывания, т.е. значение исключительно процессуальное.

 

• Если гарантийный срок есть, бремя доказывания момента возникновения недостатков возлагается на продавца. Чтобы освободиться, он должен доказать, что недостатки возникли после передачи по причинам неправильного хранения, эксплуатации и т.п.

 

• Если гарантийного срока нет, бремя доказывания момента возникновения недостатков лежит на покупателе, т.е. для того чтобы продавец отвечал за соответствующие недостатки, покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

 

• Если гарантийный срок составляет период более 2 лет, тогда он имеет материально-правовой смысл в том виде, что гарантийный срок определяет момент возможного обнаружения недостатков, что необходимо для привлечения продавца к ответственности.

При этом в ст.477 ГК РФ закон устанавливает именно сроки обнаружения недостатков. И эти сроки не имеют в нашем правопорядке ничего общего со сроками исковой давности. Срок исковой давности по требованиям о недостатках ни ст.477 ГК РФ, ни иной статьей Главы 30 не регламентируется. Отсутствие специальных правил означает применение правил общих. Продолжительность срока исковой давности будет 3 года, а начальный момент исчисления с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Т.е. вполне возможна ситуация, при которой требования, вытекающие из недостатка товаров, покупатель предъявляется за пределами 2-х летнего срока.

Получается, что момент передачи товара покупателю, с этого момента начинает исчисляться срок на обнаружение недостатков по ст.477 ГК РФ, этот срок составляет по общему правилу 2 года. Для того чтобы продавец отвечал за недостатки, эти недостатки должны быть обнаружены в течение 2 лет, если они обнаружены в этом временном промежутке, продавец отвечает за эти недостатки при условии того, что они возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Если обнаружение в пределах соответствующих сроков, условие ст. 477 ГК РФ соблюдено. Обнаружение – это момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, и с этого момента пойдет исчисляться соответствующий срок исковой давности.

Поэтому если мы предположим, что через 1 год и 354 дня покупатель обнаружил в переданном ему товаре недостаток, может ли он предъявить соответствующие требования в суд? Может. Может ему ответчиком-продавцом в качестве возражения противопоставлены ссылка на ИД? Нет. Она для данной ситуации никакого принципиального значения не имеет. Если требование предъявлено в пределах трехгодичного срока исковой давности, а поскольку у нас нет специального регулирования, значит, применяются общие правила и о продолжительности, и о моменте исчисления, в этих пределах покупатель вправе рассчитывать на результативность своего обращения с соответствующим требованием к продавцу.

У нас срок обнаружения недостатков и срок ИД это величины абсолютно друг с другом не взаимосвязанные. И ст.477 никакого отношения к ИД не имеет. В этом вопросе мы впереди планеты всей, потому что во всех соответствующих правопорядках, срок 2 года – это специальный срок ИД. А у нас это отдельная категория, именно срок обнаружения недостатков. То, что у нас срок обнаружения недостатков и ИД рассматриваются как разные величины, косвенно подтверждает правила главы 37, о бытовом подряде. Относительно вопросов подряда возникает такая же проблема ответственности за недостатки в результате работ, и в Главе 37 нет развернутого регулирования соответствующих отношений, а есть отсылка к Главе 30. В частности, вопрос о сроках обнаружения недостатков в результате работ по договору подряда регулируется через отсылочную норму теми же самыми правилами ст.477. При этом в правилах о подряде есть отсылка к срокам обнаружения недостатков и дополнительно специальное указание на срок специальной ИД в 1 год. Что подтверждает тезис о том, что у нас срок на обнаружении недостатков и исковая давность это разные сроки.

Соответственно, у нас это именно срок на обнаружение недостатков, и закон абсолютно не требует, чтобы в пределах этого срока состоялось обращение в суд, это не имеет никакого значения, вопрос ИД решается совершенно отдельно. Получается, у нас в подавляющем большинстве случаев срок ИД только начинает исчисляться с момента соответствующего обнаружения недостатков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.246 (0.003 с.)