ТОП 10:

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд.



Принципиальной разницы между поставкой товара для государственных нужд и поставкой товара для муниципальных нужд нет. Мы в целом ряде случаев будем говорить: поставка товаров для государственных нужд, понимая, что поставка товаров для муниципальных нужд имеет абсолютно идентичное регулирование.

ПТДН является видом договора КП и разновидностью поставки. В этом утверждении нас убеждают правила п.2 ст.525 ГК РФ, где говорится, что к отношениям ПТДН применяются правила о поставке, если иное не вытекает из существа отношений либо нет специального регулирования. На уровне ГК регулирование соответствующих отношений будет выглядеть следующим образом:

§4 Главы 30, который прямо посвящен ПТДН.

§3 Главы 30, потому что это разновидность поставки.

§1 Главы 30 ГК.

Регулирование вопросов договора ПДГН не исчерпываются только ГК. В этой сфере существует достаточно большое количество НПА.

▪ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ (далее – Закон о КС). Это ключевой закон.

▪ ФЗ «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 года №79-ФЗ;

▪ ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ;

▪ ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года №-60ФЗ;

▪ ФЗ «О закупках и поставках с\х продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 года №53-ФЗ.

Внутри этой системы ФЗ есть внутренняя дифференциация. П.1 ст. 2 Закона о КС прямо указывает, что нормы, содержащиеся в других ФЗ и регулирующих указанные отношения должны соответствовать настоящему ФЗ. Т.е. среди системы специальных ФЗ в иерархии ключевое место занимает Закон о КС.

Определенное регулирование с т.з. допустимости и параметров расходования бюджетных средств имеет также и БК РФ, но БК регламентирует эти отношения только лишь в аспекте, связанном с использованием бюджетных средств.

Легальная дефиниция содержится в ст.13 Закона о КС:

Под государственными нуждами понимаются, в частности:

1) достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами;

2) исполнение международных обязательств Российской Федерации;

3) выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Приобретения имущества для реализации одной из соответствующих целей и будет поставкой товаров для государственных или соответственно муниципальных нужд.

Как следует из ст.526 ГК РФ, основной правовой формой, опосредующей передачу товаров для государственных или муниципальных нужд, выступает государственный контракт. Государственныйконтракт представляет собой гражданско-правовой договор.

ст.526. Государственный контракт – это гражданско-правовой договор, являющийся разновидностью договора поставки, в силу которого одно лицо - поставщик (исполнитель) обязуется передать государственному или муниципальному заказчику или иному указанному лицу товары, предназначенные для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, государственный контракт – это разновидность договора поставки, гражданско-правовой договор, сторонами которого являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель). Раз это разновидность поставки, то в терминах поставки и КП государственный заказчик – это покупатель, а поставщик (исполнитель) – это продавец.

ст.3 Закона о КС. Государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или СРФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или СРФ и осуществляющие закупки.

Государственный заказчик действует от имени соответствующего публично-правового субъекта. Т.е. фактически договор заключается государственным заказчиком, а юридически стороной договора становится публичное образование (РФ, СРФ или МО).

Что касается фигуры поставщика, то к ней по общему правилу никаких законодательных требований не установлено. Прямо указывается, что поставщиком может быть любое лицо. Однако мы должны учитывать, что государственный контракт – это разновидность договора поставки, а, следовательно, в качестве поставщика по государственному контракту может выступать только такой субъект, который удовлетворяет требованиям к фигуре поставщика с т.з. законодательства о поставке.

Государственный контракт характеризуется особым порядком его заключения, и ст.24 Закона о КС указывает на способы определения поставщиков: проведение конкурсов, аукционов, запрос котировок и целый ряд других специфических величин. Следовательно, раз государственный контракт совершается в особом порядке, то необходимо иметь в виду, что Закон о КС предусматривает особые правила к участникам закупки. Эти особые правила являются косвенными требованиями к фигуре поставщика. Например, отсутствие нахождения на стадии ликвидации, не включение в список недобросовестных поставщиков и т.д.

Государственный контракт заключается государственным заказчиком (покупатель), с одной стороны, и поставщиком с другой. Процедура его совершения детально описывается в Законе о КС. Поскольку это гражданско-правовой договор, разновидность договора поставки, возникает вопрос: каков круг существенных условий государственного контракта? Раз это разновидность договора поставки, значит, круг существенных условий данного государственного контракта, как минимум, включает в себя те условия, которые являются существенными для договора поставки, а это: предмет и срок. Кроме того, необходимо обратить внимание на предписания ст.34 Закона о КС.

п.4 ст. 34 Закона о КС: «В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом».

Что значит эта фраза? Тот смысл, который в нее вкладывали составители Закона, выяснение этого вопроса – это не конструктивно, потому что может так оказаться, что они вообще ничего не вкладывали, а может так оказаться, что они, не имея юридического основания, полагали совершенно иное. Как нам истолковывать эту фразу? Раз обязательные, значит, существенные. Хотя смысл в установлении подобного регулирования близок к 0. Здесь есть подобного порядка еще ряд таких же фразеологических оборотов.

п.13 ст.34 Закона о КС: «В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки».

П.27 ст. 34:«В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта».

Это, конечно, является неряшливостью нашего законодателя. Потому что вряд ли те лица, которые это фиксировали, понимали гражданско-правовое значение терминологии «обязательное условие». Мы вынуждены абсолютно глупо констатировать, что все указанные 3 опции ввиду формулировок должны восприниматься как существенные условия государственного контракта.

Государственный контракт является обязательной, но не единственной формой регулирования соответствующих отношений. Вопрос о ПТДН, структура связи может определенным образом усложняться.

Возможен базовый вариант: только государственный контракт: государственный (муниципальный) заказчик и поставщик.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.006 с.)