Раздел 7. Правовые основы государственного и муниципального кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Правовые основы государственного и муниципального кредита



 

С целью образования денежных фондов государство и муниципальные образования используют добровольный метод их привлечения - займы и вклады, вносимые населением на хранение в банки. Возникшие при этом отношения основываются на принципах срочности, возвратности, платности и добровольности. Государство и муниципальные образования выступают в качестве должника, а население и юридические лица - в качестве кредиторов. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный институт финансового права - государственный и муниципальный кредит. Осуществление государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного (муниципального) долга. Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым государственный внутренний долг представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Долговые обязательства могут быть в форме кредитов, полученных Российской Федерацией, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации других долговых обязательств, гарантированных Российской Федерацией (ст. 98 БК РФ) (см. схему 71).


 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Формы государственного долга │

└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────┬─────────┼────────────┬──────────┐

┌─────────────┴──────────────┐ │ ┌───────┴───────┐ │ ┌────────┴───────┐

│ Кредитные соглашения │ │ │ │ │ │ Договоры │

│ и договоры РФ │ │ │Государственные│ │ │о предоставлении│

│с кредитными организациями, │ │ │ займы │ │ │государственных │

│ иностранными государствами │ │ │ │ │ │ гарантий РФ │

│и международными финансовыми│ │ └───────────────┘ │ └────────────────┘

│ организациями │ ┌─┴───────────────────┐ ┌┴───────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │Договоры и соглашения│ │ Соглашения и договоры РФ │

│о получении бюджетных│ │о пролонгации и реструктуризации│

│кредитов от бюджетов │ │ долговых обязательств РФ │

│ других уровней │ │ прошлых лет │

└─────────────────────┘ └────────────────────────────────┘

 


Схема 71. Формы государственного долга РФ

 

По объему различают капитальный государственный долг, т.е. вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В зависимости от субъекта кредитора и валюты различают внутренний и внешний государственный долг. В зависимости от субъекта-кредитора принято различать федеральный долг, долг субъекта РФ, муниципальный долг. В зависимости от сроков долговых обязательств законодательство выделяет краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от года до 5 лет) и долгосрочный долг (от 5 до 30 лет, а по муниципальному долгу - до 10 лет) - см. схему 72.

Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ называются управлением государственным внутренним долгом, которое осуществляется различными методами:

- рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

- реструктуризация долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ);

- пролонгация долговых обязательств;

- конверсия - изменение размеров доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;

- консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;

- унификация - объединение нескольких займов в один;

- отсрочка - перенос срока погашения долга;

- аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств (см. схему 73). В настоящее время в соответствии с БК РФ возможно использование только таких методов, как реструктуризация, пролонгация долговых обязательств и рефинансирование. Остальные методы использовались до вступления в силу БК РФ.

Как отмечалось ранее, одной из форм государственного долга является проведение внутренних государственных займов, при которых свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг. Существуют различные виды государственных займов (см. схему 74).

 

┌─────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐

│ Федеральный │ │ Региональный │ │Муниципальный │

└───────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬─────────┘

┌────────────┐ └───────────────────┼───────────────────┘ ┌───────────┐

│ Внутренний ├──┐ │ ┌───┤Капитальный│

├────────────┘ │ ┌───────────────┴─────────────┐ │ └───────────┘

├───┤ Виды государственного долга ├─────┤

┌────────────┐ │ └───────────────┬─────────────┘ │ ┌──────────┐

│ Внешний ├──┘ │ └────┤ Текущий │

└────────────┘ ┌───────────────────┼───────────────────┐ └──────────┘

┌───────┴─────┐ ┌──────┴────────┐ ┌────┴─────────┐

│Краткосрочный│ │ Среднесрочный │ │ Долгосрочный │

└─────────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘

 

Схема 72. Виды государственного долга

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Методы управления │

└───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌──────────────────┬────────┼────────┬────────────────────┐

┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ │┌───────┴────────┐ ┌───────┴──────┐

│Реструктуризация│ │Пролонгация│ ││Рефинансирование│ │ Конверсия │

└────────────────┘ └───────────┘ │└────────────────┘ └──────────────┘

┌──────────────────┬────────┴────────┬────────────────────┐

┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴──────┐

│ Консолидация │ │Унификация │ │ Отсрочка │ │Аннулирование │

└────────────────┘ └───────────┘ └────────────────┘ └──────────────┘

 

Схема 73. Методы управления государственным долгом


 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Займы │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬───────────────────────┐

┌───────┴────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐

│ По срокам │ │ По субъектам- │ │ По субъектам- │ │ По форме │ │ По методам │ │ │

│ действия │ │ эмитентам │ │ держателям ценных│ │ выплаты │ │ размещения │ │ По форме │

├────────────────┘ └┬───────────────────┘ │ бумаг │ │ доходов │ │ │ │ │

│ │ └─┬────────────────┘ └─┬─────────────┘ └┬─────────────────┘ └┬───────────────────┘

│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ │Краткосрочные,│ │ │ Выпускаемые │ │ │ Юридические │ ├──┤Процентные │ ├──┤ Добровольные │ ├─┤ Облигационные │

├─┤ до 1 года │ ├─┤Правительством РФ│ ├──┤ лица │ │ └───────────┘ │ └──────────────┘ │ └─────────────────┘

│ └──────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └─────────────┘ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────┐ ├──┤Выигрышные │ ├──┤ Подписные │ └─┤Безоблигационные │

│ │Среднесрочные,│ │ │ Выпускаемые │ │ │ Физические │ │ └───────────┘ │ └──────────────┘ └─────────────────┘

├─┤ 1-5 лет │ ├─┤ правительствами │ ├──┤ лица │ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐

│ └──────────────┘ │ │ субъектов РФ │ │ └─────────────┘ ├──┤ Смешанные │ └──┤Принудительные│

│ │ └─────────────────┘ │ ┌─────────────┐ │ └───────────┘ └──────────────┘

│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ │ Юридические │ │ ┌───────────┐

│ │Долгосрочные, │ │ │ Выпускаемые │ └──┤и физические │ └──┤ Целевые │

│ │от 5 до 30 лет│ │ │ органами │ │ лица │ └───────────┘

└─┤(до 10 лет по │ └─┤ местного │ └─────────────┘

│муниципальному│ │ самоуправления │

│ долгу) │ └─────────────────┘

└──────────────┘

 


Схема 74. Виды государственных займов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.024 с.)