ТОП 10:

Раздел 5. Правовое регулирование государственных доходов



 

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций.

Доходы государственного бюджета имеют решающее значение в составе государственных доходов и сами представляют определенную систему, под которой понимается совокупность включаемых в него доходов, их единство и дифференциация на отдельные группы и виды (главы 6-9 БK РФ) (см. схему 43).


 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды доходов │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────┬───────────────┴──────────────┬───────────┬────────────────┐

┌──────────────┴────────────┐ ┌─────────────────┴────────────┐ ┌──────────────┴────────┐ │ ┌─────────────┴───────────┐

│ субъектам │ │ По социально- │ │ По методам изъятия │ │ │По условиям мобилизации │

│ │ │ экономическим признакам │ └┬──────────────────────┘ │ │и использования средства │

├───────────────────────────┘ └┬─────────────────────────────┘ │ │ └──────────┬──────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ │

│ │ Доходы, поступающие │ │ │ Доходы от использования │ ├─┤ Налоговые доходы │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐

│ │ от государственных │ ├─┤ имущества, находящегося │ │ └────────────────────┘ │ │Возвратные├┼┤Безвозвратные│

├─┤предприятий и организаций│ │ │ в государственной или │ │ ┌────────────────────┐ │ └──────────┘│└─────────────┘

│ │ │ │ │муниципальной собственности│ │ │ Неналоговые │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐

│ │ │ │ └───────────────────────────┘ └─┤ виды доходов │ │ │Возмездные├┼┤Безвозмездные│

│ └─────────────────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └──────────┘│└─────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ ┌─────────────┘ ┌──────────┐│┌─────────────┐

│ │ Доходы, поступающие │ │ │Доходы от продажи или иного│ │ │ Общие ├┴┤ Целевые │

├─┤ от населения │ │ │ возмездного отчуждения │ ┌─────────┴──────────┐ └──────────┘ └─────────────┘

│ └─────────────────────────┘ ├─┤имущества, находящегося в │ │ По источникам │

│ ┌─────────────────────────┐ │ │ государственной и │ └──────┬──────────┬──┘

│ │ Доходы, поступающие от │ │ │муниципальной собственности│ ┌──────┴────┐┌────┴──┐

└─┤ негосударственных │ │ └───────────────────────────┘ │ внутренние││внешние│

│предприятий и организаций│ │ ┌───────────────────────────┐ └───────────┘└───────┘

└─────────────────────────┘ │ │ Доходы от платных услуг, │

┌─────────────────────────┐ │ │ оказываемых органами │

│Доходы в виде финансовой ├──┼─┤ государственной власти, │

│помощи и бюджетных ссуд │ │ │ местного самоуправления, │

└─────────────────────────┘ │ │ бюджетными учреждениями │

┌─────────────────────────┐ │ └───────────────────────────┘

│ Иные доходы ├──┘

└─────────────────────────┘

 


Схема 43. Система доходов федерального бюджета

 

Раздел 6. Налоговое право

 

Важным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги и сборы. В ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги выполняют в обществе две основные функции - фискальную и регулирующую, в которых проявляется сущность налога. Фискальная функция (fiscus - казна, лат.) обеспечивает собираемость и поступление денежных средств в бюджет. С помощью регулирующей функции государство, путем установления льгот и освобождений, воздействует на развитие различных сфер экономики, регионов, уровень потребления и др.

Возникающие в процессе налогообложения общественные отношения регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует налоговое право - подотрасль финансового права, имеющее особенный предмет правового регулирования - властные отношения (ст. 2 НК РФ) (см. схему 44).

К источникам налогового права относятся: соответствующие статьи Конституции РФ; законодательство о налогах и сборах; подзаконные нормативно-правовые акты и международные договоры - статьи 1, 4, 7 НК РФ (см. схему 45).

Законодательство о налогах и сборах имеет сложную структуру - ст. 1 НК РФ (см. схему 46).

Основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах закреплены в НК РФ (см. схему 47).

Под системой налогов РФ понимается вся совокупность налогов и сборов, установленных и взимаемых на территории Российской Федерации. В ст. 12 Налогового кодекса РФ названы следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные) и местные налоги и сборы (см. схему 48).


 

┌───────────────────────────────────────┐

│ Властные отношения │

└────────────────────┬──────────────────┘

┌───────────┬──────────┬────────┴───────────┬──────────┬─────────────┐

│ │ │ │ │ │

┌───────┴────────┐ │ ┌───────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ │ ┌──────────┴────────┐

│I. Установление │ │ │II. Введение │ │III. Взимание │ │ │IV. Осуществление │

│налогов и сборов│ │ │налогов и сборов│ │налогов и сборов│ │ │налогового контроля│

└────────────────┘ │ └────────────────┘ └────────────────┘ │ └───────────────────┘

│ │

┌─────────┴─────────┐ ┌────────┴────────┐

│V. Привлечение к │ │VI. Обжалование │

│ответственности за │ │актов налоговых │

│совершение налого- │ │органов, действий│

│вого правонарушения│ │(бездействия) их │

└───────────────────┘ │должностных лиц │

└─────────────────┘

 

Схема 44. Предмет налогового права (властные отношения)

 

┌─────────────────────────────────┐

│ Источники │

└───────────────┬─────────────────┘

┌─────────────────┬────┴───────────┬────────────────┐

│ │ │ │

┌─────────┴───────┐ ┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴────┐

│Конституция РФ │ │Законодательство│ │Подзаконные│ │Международные│

│(ст. 57, 71, 72, │ │ о налогах и │ │нормативные│ │договоры по │

│74-76, 80, 83-85,│ │ сборах │ │ акты │ │вопросам на- │

│90, 103-107, 114,│ │ │ │ │ │логообложения│

│125, 132, 23, 35,│ │ │ │ │ │(ст. 7 НК РФ)│

│40, 41, 43, 46, │ │ │ │ │ │ │

│52, 53) │ │ │ │ │ │ │

└─────────────────┘ └────────────────┘ └───────────┘ └─────────────┘

 

Схема 45. Источники налогового права

 

┌──────────────────────────────────────────────┐

│ Законодательство о налогах и сборах │

└───────────────────────┬──────────────────────┘

┌───────────────────────┬────────────┴─────────┬─────────────────────┐

│ │ │ │

┌────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────────┴──────────┐

│Налоговый кодекс РФ│ │Федеральные законы о│ │Законы субъектов│ │Нормативные правовые │

│ │ │налогах и сборах │ │РФ по налогам и │ │акты представительных│

│ │ │ │ │сборам │ │органов местного са- │

│ │ │ │ │ │ │моуправления о нало- │

│ │ │ │ │ │ │гах и сборах │

└───────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────────┘

 

Схема 46. Структура законодательства о налогах и сборах

 

┌──────────────────────────────────────────────┐

│ Принципы │

└─────────────────────┬────────────────────────┘

┌─────────────┬──────────┬────────────┼───────────────────────┬──────────────┐

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

┌────────┴──────────┐ │ ┌───────┴─────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌───────────┴────────────┐

│Каждое лицо должно │ │ │Налоги и сборы не│ │ │Налоги и сборы │ │ │Не допускается устанав- │

│уплачивать законно │ │ │могут иметь диск-│ │ │должны иметь эко-│ │ │ливать налоги и сборы, │

│установленные нало-│ │ │риминационного │ │ │номическоеобос- │ │ │нарушающие единое эконо-│

│ги и сборы, включая│ │ │характера │ │ │нование │ │ │мическое пространство │

│всеобщность и ра- │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────┘

│венствоналогообло-│ │ │ │ │ │ │ │

│жения │ │ │ │ │ │ │ │

└───────────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └─────────────────┘ │

│ │ │

┌─────────────────┴───────────┐ ┌───────┴────────────────┐ ┌───┴──────────────────────┐

│Федеральные налоги и сборы │ │При установлении налогов│ │Неустранимые сомнения, │

│устанавливаются или изменяют-│ │должны быть определены │ │противоречия, неясности │

│сяНК РФ. Налоги и сборы │ │все элементы налогообло-│ │актов о налогах и сборах │

│субъектов РФ, местные налоги │ │жения │ │толкуются в пользу налого-│

│и сборы устанавливаются, из- │ └────────────────────────┘ │плательщика (плательщика │

│меняются или отменяются зако-│ │сборов) │

│нами субъектов РФ, правовыми │ └──────────────────────────┘

│актами представительныхорга-│

│нов местного самоуправления в│

│соответствии с НК РФ │

└─────────────────────────────┘

 

Схема 47. Принципы законодательства о налогах и сборах

 

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды налогов и сборов │

└─────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┼────────────────────────────────┐

│ │ │

┌───────────┴───────────┐ ┌────────────┴────────────┐ ┌────────────────┴──────────────┐

│ По уровню бюджетов │ │ По способу изъятия │ │По субъектам-налогоплательщикам│

└─────────────┬─────────┘ └─────────┬───────────────┘ └──────────────┬────────────────┘

│ │ │

┌───────────┐ │ ┌───────┐ ┌──────┐ │ ┌─────────┐ ┌────────────┐ │ ┌──────────────┐

│Федеральные├─┼─┤Местные│ │Прямые├──┴──┤Косвенные│ │Уплачиваемые│ │ │ Смешанные │

└───────────┘ │ └───────┘ └──────┘ └┬────────┘ │юридическими├─┼─┤ налоги │

│ │ ┌────────┐ │лицами │ │ │ │

┌─────┴──────┐ ├─┤ НДС │ └────────────┘ │ └──────────────┘

│Региональные│ │ └────────┘ │

└────────────┘ │ ┌────────┐ ┌──────┴─────┐

├─┤ Акцизы │ │Уплачиваемые│

│ └────────┘ │физическими │

│ ┌────────┐ │ лицами │

└─┤Таможен-│ └────────────┘

│ныепош-│

│лины │

└────────┘

 

Схема 48. Структура системы налогов и сборов РФ

 


К федеральным относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны (ст. 13 НК РФ).

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с HК РФ и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (ст. 14 НК РФ).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (ст. 15 НК РФ).

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются те налоги, при уплате которых налогоплательщик непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами государства, т.е. между ними нет посредников. К косвенным относятся такие налоги, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта: два плательщика - фактический и юридический - и государство. Под фактическим плательщиком понимается покупатель, потребитель товара, работ, услуг. Под юридическим налогоплательщиком понимается производитель или продавец товаров (работ, услуг). Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара. В соответствии с налоговым законодательством к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

В зависимости от субъектов - налогоплательщиков налоги подразделяются на уплачиваемые только юридическими (см. схемы 68, 69) или только физическими лицами (см. схему 70), а также смешанные налоги, например земельный налог, транспортный налог, субъектами которых являются как физические, так и юридические лица.

Законодатель закрепляет положение о том, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ) (см. схему 49).

В ст. 30 НК РФ названы налоговые органы в РФ (см. схему 50). Возглавляет налоговые органы Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Ее контрольные полномочия закреплены Положением о службе, утвержденномПостановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. (см. схему 51).

Налоговым кодексом РФ в ст. 31 НК РФ закреплены права налоговых органов (см. схему 52), а обязанности в ст. 32 НК РФ (см. схему 53).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налогоплательщик (плательщик сборов) наделен правами, предусмотренными ст. 21 НК РФ (см. схему 54), а также выполняет обязанности, перечисленные в ст. 23 НК РФ (см. схему 55).


 

┌─────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Физические лица │ │ Юридические лица │

└───────┬─────────┘ └──────────┬───────┘

│ │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌───────────┴───────────┐

│ Налогоплательщики │ ┌──────────────────────┐

│ (субъекты налога) │ ┌───┤ Порядок исчисления │

└───────────┬───────────┘ │ │ налога │

│ │ └──────────────────────┘

┌──────────────────────┐ ┌─────────────┴─────────────┐ │ ┌──────────────────────┐

│Объект налогообложения├────┤ Элементы налога ├───┼───┤Порядок и сроки уплаты│

└┬─────────────────────┘ └─────────────┬─────────────┘ │ │налога │

│ ┌───────────────────────┐ │ │ └──────────────────────┘

├─┤ Имущество │ ┌─────────┐ │ ┌──────────┐ │ ┌────────────────────────┐

│ └───────────────────────┘ │Налоговая├──┼──┤Налоговый │ │ │ Налоговые льготы │

│ ┌───────────────────────┐ │ база │ │ │ период │ └───┤(факультативные условия)│

├─┤ Прибыль │ └─────────┘ │ └──────────┘ └────────────────────────┘

│ └───────────────────────┘ │

│ ┌───────────────────────┐ ┌────────┴───────┐

├─┤ Доход │ │Налоговая ставка│

│ └───────────────────────┘ └────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐

├─┤Стоимость реализованных│

│ │товаров (работ, услуг) │

│ └───────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐

└─┤ Иное экономическое │

│ основание │

└───────────────────────┘

 

Схема 49. Общие условия установления налогов и сборов

 

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Система налоговых органов │

└──────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌─────────────┴──────────────┐

│Федеральная налоговая служба│

└─────────────┬──────────────┘

┌─────────────┴──────────────┐

│ Территориальные органы │

└─────────────┬──────────────┘

┌───────────────────┬───────┴───────┬────────────────────┐

│ │ │ │

┌───────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌─────┴────────────┐ ┌─────┴───────┐

│Управление Службы│ │Межрегиональные│ │Инспекции ФНС по │ │Инспекции ФНС│

│ по субъектам РФ │ │инспекции ФНС │ │районам, районам в│ │межрайонного │

│ │ │ │ │городах, городах │ │ уровня │

└─────────────────┘ └───────────────┘ └──────────────────┘ └─────────────┘

 

Схема 50. Налоговые органы в РФ

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ФНС осуществляет контроль и надзор за: │

└────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘

┌──────────────────┬───────────────┼──────────────────┬──────────────────┐

│ │ │ │ │

┌─────────┴────────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴────────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐

│ соблюдением │ │представлением│ │осуществлением │ │соблюдением тре-│ │полнотой учета │

│законодательства о│ │деклараций об │ │ валютных │ │бований к конт- │ │выручки денеж- │

│ налогах и сборах │ │объемах произ-│ │ операций │ │рольно-кассовой │ │ных средств в │

│ │ │водства и обо-│ │ │ │технике, поряд- │ │организациях и │

│ │ │рота этилового│ │ │ │ком и условиями │ │у индивидуаль- │

│ │ │спирта и т.п. │ │ │ │ее регистрации │ │ныхпредпринима-│

│ │ │продукции │ │ │ │и применения │ │телей │

└──────────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘

 

Схема 51. Полномочия Федеральной налоговой службы

 

┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐

│Требовать документы,│ │ Определять суммы │

│ пояснения ├──┐ ┌──┤ налогов │

└────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘

│ │

┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐

│Проводить налоговые ├──┤ ├──┤Требовать устранения│

│ проверки │ │ │ │ нарушений │

└────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘

│ │

┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐

│ Изымать ├──┤ ├──┤Взыскивать недоимки │

│ документы │ │ │ │ и пени по налогам │

└────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘

│ │

┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐

│ Вызывать │ │ ┌──────────────┐ │ │ Предоставлять │

│налогоплательщиков и├──┼───┤ Права ├───┼──┤отсрочки и рассрочки│

│ иных лиц для дачи │ │ │(ст. 31 НК РФ)│ │ │ по уплате санкций │

│ пояснений │ │ └──────────────┘ │ └────────────────────┘







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.04 с.)