Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. Правовое регулирование государственных доходовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций. Доходы государственного бюджета имеют решающее значение в составе государственных доходов и сами представляют определенную систему, под которой понимается совокупность включаемых в него доходов, их единство и дифференциация на отдельные группы и виды (главы 6-9 БK РФ) (см. схему 43).
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Виды доходов │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘ ┌────────────────────────────────┬───────────────┴──────────────┬───────────┬────────────────┐ ┌──────────────┴────────────┐ ┌─────────────────┴────────────┐ ┌──────────────┴────────┐ │ ┌─────────────┴───────────┐ │ субъектам │ │ По социально- │ │ По методам изъятия │ │ │По условиям мобилизации │ │ │ │ экономическим признакам │ └┬──────────────────────┘ │ │и использования средства │ ├───────────────────────────┘ └┬─────────────────────────────┘ │ │ └──────────┬──────────────┘ │ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ │ │ │ Доходы, поступающие │ │ │ Доходы от использования │ ├─┤ Налоговые доходы │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐ │ │ от государственных │ ├─┤ имущества, находящегося │ │ └────────────────────┘ │ │Возвратные├┼┤Безвозвратные│ ├─┤предприятий и организаций│ │ │ в государственной или │ │ ┌────────────────────┐ │ └──────────┘│└─────────────┘ │ │ │ │ │муниципальной собственности│ │ │ Неналоговые │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐ │ │ │ │ └───────────────────────────┘ └─┤ виды доходов │ │ │Возмездные├┼┤Безвозмездные│ │ └─────────────────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └──────────┘│└─────────────┘ │ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ ┌─────────────┘ ┌──────────┐│┌─────────────┐ │ │ Доходы, поступающие │ │ │Доходы от продажи или иного│ │ │ Общие ├┴┤ Целевые │ ├─┤ от населения │ │ │ возмездного отчуждения │ ┌─────────┴──────────┐ └──────────┘ └─────────────┘ │ └─────────────────────────┘ ├─┤имущества, находящегося в │ │ По источникам │ │ ┌─────────────────────────┐ │ │ государственной и │ └──────┬──────────┬──┘ │ │ Доходы, поступающие от │ │ │муниципальной собственности│ ┌──────┴────┐┌────┴──┐ └─┤ негосударственных │ │ └───────────────────────────┘ │ внутренние││внешние│ │предприятий и организаций│ │ ┌───────────────────────────┐ └───────────┘└───────┘ └─────────────────────────┘ │ │ Доходы от платных услуг, │ ┌─────────────────────────┐ │ │ оказываемых органами │ │Доходы в виде финансовой ├──┼─┤ государственной власти, │ │помощи и бюджетных ссуд │ │ │ местного самоуправления, │ └─────────────────────────┘ │ │ бюджетными учреждениями │ ┌─────────────────────────┐ │ └───────────────────────────┘ │ Иные доходы ├──┘ └─────────────────────────┘
Схема 43. Система доходов федерального бюджета
Раздел 6. Налоговое право
Важным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги и сборы. В ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоги выполняют в обществе две основные функции - фискальную и регулирующую, в которых проявляется сущность налога. Фискальная функция (fiscus - казна, лат.) обеспечивает собираемость и поступление денежных средств в бюджет. С помощью регулирующей функции государство, путем установления льгот и освобождений, воздействует на развитие различных сфер экономики, регионов, уровень потребления и др. Возникающие в процессе налогообложения общественные отношения регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует налоговое право - подотрасль финансового права, имеющее особенный предмет правового регулирования - властные отношения (ст. 2 НК РФ) (см. схему 44). К источникам налогового права относятся: соответствующие статьи Конституции РФ; законодательство о налогах и сборах; подзаконные нормативно-правовые акты и международные договоры - статьи 1, 4, 7 НК РФ (см. схему 45). Законодательство о налогах и сборах имеет сложную структуру - ст. 1 НК РФ (см. схему 46). Основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах закреплены в НК РФ (см. схему 47). Под системой налогов РФ понимается вся совокупность налогов и сборов, установленных и взимаемых на территории Российской Федерации. В ст. 12 Налогового кодекса РФ названы следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные) и местные налоги и сборы (см. схему 48).
┌───────────────────────────────────────┐ │ Властные отношения │ └────────────────────┬──────────────────┘ │ ┌───────────┬──────────┬────────┴───────────┬──────────┬─────────────┐ │ │ │ │ │ │ ┌───────┴────────┐ │ ┌───────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ │ ┌──────────┴────────┐ │I. Установление │ │ │II. Введение │ │III. Взимание │ │ │IV. Осуществление │ │налогов и сборов│ │ │налогов и сборов│ │налогов и сборов│ │ │налогового контроля│ └────────────────┘ │ └────────────────┘ └────────────────┘ │ └───────────────────┘ │ │ ┌─────────┴─────────┐ ┌────────┴────────┐ │V. Привлечение к │ │VI. Обжалование │ │ответственности за │ │актов налоговых │ │совершение налого- │ │органов, действий│ │вого правонарушения│ │(бездействия) их │ └───────────────────┘ │должностных лиц │ └─────────────────┘
Схема 44. Предмет налогового права (властные отношения)
┌─────────────────────────────────┐ │ Источники │ └───────────────┬─────────────────┘ │ ┌─────────────────┬────┴───────────┬────────────────┐ │ │ │ │ ┌─────────┴───────┐ ┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴────┐ │Конституция РФ │ │Законодательство│ │Подзаконные│ │Международные│ │(ст. 57, 71, 72, │ │ о налогах и │ │нормативные│ │договоры по │ │74-76, 80, 83-85,│ │ сборах │ │ акты │ │вопросам на- │ │90, 103-107, 114,│ │ │ │ │ │логообложения│ │125, 132, 23, 35,│ │ │ │ │ │(ст. 7 НК РФ)│ │40, 41, 43, 46, │ │ │ │ │ │ │ │52, 53) │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────┘ └────────────────┘ └───────────┘ └─────────────┘
Схема 45. Источники налогового права
┌──────────────────────────────────────────────┐ │ Законодательство о налогах и сборах │ └───────────────────────┬──────────────────────┘ │ ┌───────────────────────┬────────────┴─────────┬─────────────────────┐ │ │ │ │ ┌────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────────┴──────────┐ │Налоговый кодекс РФ│ │Федеральные законы о│ │Законы субъектов│ │Нормативные правовые │ │ │ │налогах и сборах │ │РФ по налогам и │ │акты представительных│ │ │ │ │ │сборам │ │органов местного са- │ │ │ │ │ │ │ │моуправления о нало- │ │ │ │ │ │ │ │гах и сборах │ └───────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────────┘
Схема 46. Структура законодательства о налогах и сборах
┌──────────────────────────────────────────────┐ │ Принципы │ └─────────────────────┬────────────────────────┘ │ ┌─────────────┬──────────┬────────────┼───────────────────────┬──────────────┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌────────┴──────────┐ │ ┌───────┴─────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌───────────┴────────────┐ │Каждое лицо должно │ │ │Налоги и сборы не│ │ │Налоги и сборы │ │ │Не допускается устанав- │ │уплачивать законно │ │ │могут иметь диск-│ │ │должны иметь эко-│ │ │ливать налоги и сборы, │ │установленные нало-│ │ │риминационного │ │ │номическоеобос- │ │ │нарушающие единое эконо-│ │ги и сборы, включая│ │ │характера │ │ │нование │ │ │мическое пространство │ │всеобщность и ра- │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────┘ │венствоналогообло-│ │ │ │ │ │ │ │ │жения │ │ │ │ │ │ │ │ └───────────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └─────────────────┘ │ │ │ │ ┌─────────────────┴───────────┐ ┌───────┴────────────────┐ ┌───┴──────────────────────┐ │Федеральные налоги и сборы │ │При установлении налогов│ │Неустранимые сомнения, │ │устанавливаются или изменяют-│ │должны быть определены │ │противоречия, неясности │ │сяНК РФ. Налоги и сборы │ │все элементы налогообло-│ │актов о налогах и сборах │ │субъектов РФ, местные налоги │ │жения │ │толкуются в пользу налого-│ │и сборы устанавливаются, из- │ └────────────────────────┘ │плательщика (плательщика │ │меняются или отменяются зако-│ │сборов) │ │нами субъектов РФ, правовыми │ └──────────────────────────┘ │актами представительныхорга-│ │нов местного самоуправления в│ │соответствии с НК РФ │ └─────────────────────────────┘
Схема 47. Принципы законодательства о налогах и сборах
┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Виды налогов и сборов │ └─────────────────────┬───────────────────────────────┘ │ ┌───────────────────────────┼────────────────────────────────┐ │ │ │ ┌───────────┴───────────┐ ┌────────────┴────────────┐ ┌────────────────┴──────────────┐ │ По уровню бюджетов │ │ По способу изъятия │ │По субъектам-налогоплательщикам│ └─────────────┬─────────┘ └─────────┬───────────────┘ └──────────────┬────────────────┘ │ │ │ ┌───────────┐ │ ┌───────┐ ┌──────┐ │ ┌─────────┐ ┌────────────┐ │ ┌──────────────┐ │Федеральные├─┼─┤Местные│ │Прямые├──┴──┤Косвенные│ │Уплачиваемые│ │ │ Смешанные │ └───────────┘ │ └───────┘ └──────┘ └┬────────┘ │юридическими├─┼─┤ налоги │ │ │ ┌────────┐ │лицами │ │ │ │ ┌─────┴──────┐ ├─┤ НДС │ └────────────┘ │ └──────────────┘ │Региональные│ │ └────────┘ │ └────────────┘ │ ┌────────┐ ┌──────┴─────┐ ├─┤ Акцизы │ │Уплачиваемые│ │ └────────┘ │физическими │ │ ┌────────┐ │ лицами │ └─┤Таможен-│ └────────────┘ │ныепош-│ │лины │ └────────┘
Схема 48. Структура системы налогов и сборов РФ
К федеральным относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны (ст. 13 НК РФ). Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с HК РФ и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (ст. 14 НК РФ). Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (ст. 15 НК РФ). Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются те налоги, при уплате которых налогоплательщик непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами государства, т.е. между ними нет посредников. К косвенным относятся такие налоги, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта: два плательщика - фактический и юридический - и государство. Под фактическим плательщиком понимается покупатель, потребитель товара, работ, услуг. Под юридическим налогоплательщиком понимается производитель или продавец товаров (работ, услуг). Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара. В соответствии с налоговым законодательством к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. В зависимости от субъектов - налогоплательщиков налоги подразделяются на уплачиваемые только юридическими (см. схемы 68, 69) или только физическими лицами (см. схему 70), а также смешанные налоги, например земельный налог, транспортный налог, субъектами которых являются как физические, так и юридические лица. Законодатель закрепляет положение о том, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ) (см. схему 49). В ст. 30 НК РФ названы налоговые органы в РФ (см. схему 50). Возглавляет налоговые органы Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Ее контрольные полномочия закреплены Положением о службе, утвержденномПостановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. (см. схему 51). Налоговым кодексом РФ в ст. 31 НК РФ закреплены права налоговых органов (см. схему 52), а обязанности в ст. 32 НК РФ (см. схему 53). Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налогоплательщик (плательщик сборов) наделен правами, предусмотренными ст. 21 НК РФ (см. схему 54), а также выполняет обязанности, перечисленные в ст. 23 НК РФ (см. схему 55).
┌─────────────────┐ ┌──────────────────┐ │ Физические лица │ │ Юридические лица │ └───────┬─────────┘ └──────────┬───────┘ │ │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌───────────┴───────────┐ │ Налогоплательщики │ ┌──────────────────────┐ │ (субъекты налога) │ ┌───┤ Порядок исчисления │ └───────────┬───────────┘ │ │ налога │ │ │ └──────────────────────┘ ┌──────────────────────┐ ┌─────────────┴─────────────┐ │ ┌──────────────────────┐ │Объект налогообложения├────┤ Элементы налога ├───┼───┤Порядок и сроки уплаты│ └┬─────────────────────┘ └─────────────┬─────────────┘ │ │налога │ │ ┌───────────────────────┐ │ │ └──────────────────────┘ ├─┤ Имущество │ ┌─────────┐ │ ┌──────────┐ │ ┌────────────────────────┐ │ └───────────────────────┘ │Налоговая├──┼──┤Налоговый │ │ │ Налоговые льготы │ │ ┌───────────────────────┐ │ база │ │ │ период │ └───┤(факультативные условия)│ ├─┤ Прибыль │ └─────────┘ │ └──────────┘ └────────────────────────┘ │ └───────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────┐ ┌────────┴───────┐ ├─┤ Доход │ │Налоговая ставка│ │ └───────────────────────┘ └────────────────┘ │ ┌───────────────────────┐ ├─┤Стоимость реализованных│ │ │товаров (работ, услуг) │ │ └───────────────────────┘ │ ┌───────────────────────┐ └─┤ Иное экономическое │ │ основание │ └───────────────────────┘
Схема 49. Общие условия установления налогов и сборов
┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Система налоговых органов │ └──────────────────────────┬──────────────────────────┘ │ ┌─────────────┴──────────────┐ │Федеральная налоговая служба│ └─────────────┬──────────────┘ │ ┌─────────────┴──────────────┐ │ Территориальные органы │ └─────────────┬──────────────┘ │ ┌───────────────────┬───────┴───────┬────────────────────┐ │ │ │ │ ┌───────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌─────┴────────────┐ ┌─────┴───────┐ │Управление Службы│ │Межрегиональные│ │Инспекции ФНС по │ │Инспекции ФНС│ │ по субъектам РФ │ │инспекции ФНС │ │районам, районам в│ │межрайонного │ │ │ │ │ │городах, городах │ │ уровня │ └─────────────────┘ └───────────────┘ └──────────────────┘ └─────────────┘
Схема 50. Налоговые органы в РФ
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ФНС осуществляет контроль и надзор за: │ └────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘ │ ┌──────────────────┬───────────────┼──────────────────┬──────────────────┐ │ │ │ │ │ ┌─────────┴────────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴────────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐ │ соблюдением │ │представлением│ │осуществлением │ │соблюдением тре-│ │полнотой учета │ │законодательства о│ │деклараций об │ │ валютных │ │бований к конт- │ │выручки денеж- │ │ налогах и сборах │ │объемах произ-│ │ операций │ │рольно-кассовой │ │ных средств в │ │ │ │водства и обо-│ │ │ │технике, поряд- │ │организациях и │ │ │ │рота этилового│ │ │ │ком и условиями │ │у индивидуаль- │ │ │ │спирта и т.п. │ │ │ │ее регистрации │ │ныхпредпринима-│ │ │ │продукции │ │ │ │и применения │ │телей │ └──────────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘
Схема 51. Полномочия Федеральной налоговой службы
┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐ │Требовать документы,│ │ Определять суммы │ │ пояснения ├──┐ ┌──┤ налогов │ └────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐ │Проводить налоговые ├──┤ ├──┤Требовать устранения│ │ проверки │ │ │ │ нарушений │ └────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐ │ Изымать ├──┤ ├──┤Взыскивать недоимки │ │ документы │ │ │ │ и пени по налогам │ └────────────────────┘ │ │ └────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐ │ Вызывать │ │ ┌──────────────┐ │ │ Предоставлять │ │налогоплательщиков и├──┼───┤ Права ├───┼──┤отсрочки и рассрочки│ │ иных лиц для дачи │ │ │(ст. 31 НК РФ)│ │ │ по уплате санкций │ │ пояснений │ │ └──────────────┘ │ └────────────────────┘ └────────────────────┘ │
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.174.218 (0.011 с.) |