Правовое регулирование внешнеэкономических отношений ЕС со странами восточной европы и СНГ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование внешнеэкономических отношений ЕС со странами восточной европы и СНГ



Следующая группа отношений касается стран Восточной Ев­ропы, СНГ и России. Эта группа отношений отличается динамиз­мом и, бесспорно, относится к новому направлению внешнеэконо­мической активности ЕС. Перед Второй мировой войной торговля между Восточной и Западной Европой была обширной. Так, в 1938 г. 70% торговли восточноевропейских стран приходилось на страны Западной Европы. 30 лет спустя эта цифра сократилась до 20%. Восточноевропейская торговля долгое время была наименее важным компонентом торговли Западной Европы. Она достигала 9—10% такой торговли перед войной и только 1,5% в начале 70-х гг. Такие изменения стали результатом политического раскола Евро­пы на противоположные военно-политические блоки и экономиче­ские союзы. Большинство восточноевропейских стран объединились с СССР в СЭВ, в результате чего взаимная торговля между ними выросла значительно, в то время как внешние рынки, в том числе западноевропейские, играли второстепенную роль.

После окончания "холодной войны" в начале 90-х гг., когда восточноевропейские страны начали переходить к демократическим методам управления государством и рыночной экономике, торго­вые связи между Сообществом и этой группой стран начали воз­растать, хотя хронологически отсчет активизации взаимных отно­шений следует вести с 1988 г., когда была подписана совместная декларация между Советом Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и ЕС. Подписание этой декларации несколько оживило торговые свя­зи между ЕС и отдельными странами — членами СЭВ. Например, в 1988 г. торговые соглашения были заключены с Венгрией и ЧССР (ныне два независимых государства — Чехия и Словакия).

В 1989 г. на встрече большой "семерки" Сообществу была по­ручена координация западной помощи Венгрии и Польше. Это ре­шение нашло развитие в программе финансовой и технической помощи Польше и Венгрии (известного как программа ФАРЕ1), смысл которой заключался в предоставлении помощи этим странам таким образом, чтобы облегчить решение их экономических и социальных проблем на переходном этапе и позволить им включиться в процесс европейской интеграции. Для реализации этой программы ЕС устранил с 1 января 1990 г. многие из специальных количественных ограничений, которые применялись к импорту товаров из этих стран.

В том же 1990 году Сообщество начало переговоры о заключении соглашения о торговле и сотрудничестве с Польшей и CCCР. В течение 1990 года Сообщество становится все более вовлеченным в оказание помощи всем восточноевропейским странам. Были подписаны соглашения о торговле и сотрудничестве с Болгарией и Румынией. Оно становится акционером Европейского банка реконструкции и развития, который имеет целью помочь модернизации экономики стран Восточной Европы путем ускорения их перехода к рыночной экономике и содействия частной и предпринимательской инициативе. Уставный капитал Банка был определен в 10 млрд. экю, 51% которого оплачен ЕС и его государствами-членами. Кроме того, в 1990 т. программа ФАРЕ была распространена на другие центральные и восточноевропейские страны, и к 1 октября 1990 г. были устранены квоты на экспорт товаров из Венгрии, Польши, Болгарии, Чехословакии и Румынии1.

С 1991 г. Сообщество приступило к заключению соглашение об ассоциации второго поколения со странами Восточной Европы, получивших название "европейских соглашений". Эти соглашения менее амбициозны, чем соглашение с ЕАСТ, но они идут дальше соглашений об ассоциации, заключаемых ЕС в последнее время. Они включают следующие основные элементы: неопределенная длительность действия, 10-летний переходный период, преференциальный характер, политический диалог, направленный на координацию внешнеполитических позиций в рамках Совета по ассоциированному членству; свобода торговли, согласно которой каждая из договаривающихся сторон открывает свой рынок для промышленного импорта другой стороны, однако Сообщество упраздняет таможенные пошлины и всякие иные ограничения раньше, чем его партнеры; свободное движение трудящихся, услуг и капиталов; экономическое сотрудничество с целью поддержки внутренних структурных изменений восточноевропейских стран и интегрирования их в систему международной торговли; финансовое сотрудничество, включая финансовую поддержку экономических и социальных реформ в странах-партнерах на основе предварительно разработанных многолетних программ; сотрудничество в области культуры.

Эти соглашения основаны на принципах поэтапной либерализации торговли, соблюдения определенных условий странами — партнерами ЕС при переходе ко второму этапу и асимметрии, при которой торговые оговорки делаются только в пользу присоединив­шихся стран, а также признания классификации товаров, приня­той в ЕС. Соглашения распространяются на следующие сферы вза­имного сотрудничества: сельское хозяйство, промышленность и тех­нические стандарты, подготовка кадров, научные исследования и разработки, энергетика, добыча минерального сырья, транспорт и связь, охрана окружающей среды.

Юридической основой этих соглашений является ст. 238 Рим­ского договора, согласно которой они должны быть ратифицирова­ны парламентами ассоциированных стран, а также парламентами государств — членов ЕС и получить благоприятный отзыв Евро­пейского парламента. За период с 1991 по 1993 г. ЕС подписал "ев­ропейские соглашения" с шестью странами: Польшей, Венгрией, Чешской Республикой, Словакией, Румынией и Болгарией. Что каса­ется прочих стран, возможное вступление в Сообщество которых мо­жет рассматриваться лишь в более отдаленной перспективе, то оно предлагает им заключение традиционных соглашений по торговле и сотрудничеству. Они позволят заинтересованным странам более плавно открыть свою экономику внешнему миру. В эту категорию входят государства Балтии и новые независимые балканские госу­дарства. Согласно соглашениям с тремя балтийскими странами и Албанией на них была распространена Общая система преферен­ций (ОСП), ранее существовавшая лишь для развивающихся стран.

Тенденции в торговле ЕС со странами Содружества независи­мых государств (СНГ) резко отличаются от положения в торговле со странами Центральной и Восточной Европы. Доля стран СНГ в торговле ЕС за период с 1991 по 1995 г. практически удвоилась, достигнув показателей в 7,2% по импорту и 8,4% по экспорту. В 1995 г. в торговле со странами СНГ ЕС имел положительное сальдо в размере 7,6 млрд. экю. Почти 80% торговли ЕС с этими странами обеспечивается за счет торговли с Россией. На нее приходится и самый высокий уровень торгового дефицита. В 1995 г. он составил 6,4 млрд. экю. Рост импорта продукции из стран СНГ за период с 1991 по 1995 г. составлял 6,2% в год, при показателе 4% по другим торговым партнерам ЕС, за исключением стран Центральной и Вос­точной Европы, где он достигал 26,7%.

Торговые отношения с Россией и странами СНГ вначале строи­лись на основе Соглашения 1989 г. о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР. На смену ему сейчас приходят индивидуальные соглашения о партнерстве и сотрудничестве (ПС), которые ЕС за­ключил с Россией, Украиной, Беларусью, Молдовой, Казахстаном, Арменией, Азербайджаном и Грузией. Ведутся переговоры о заключении такого соглашения с Узбекистаном. В отношении стран СНГ, с которыми не заключены новые соглашения о партнерстве и сотрудничестве, продолжает действовать Соглашение 1989 г.

В целом новые соглашения регулируют широкий круг политических, экономических и торговых отношений между сторонами. В области торговли соглашения строятся на принципе взаимного предоставления непреференциального режима наибольшего благоприятствования. Соглашения призваны стимулировать торговлю, инвестиции и политические взаимосвязи, что создаст необходимые предпосылки для рассмотрения возможности заключения в ближайшем будущем ряда соглашений о свободной торговле.

Например, Соглашение о ПС с Россией состоит из 11 разделов и 112 статей и касается самых различных вопросов сотрудничества: политического диалога, торговли товарами, положения о предпринимательской деятельности и инвестициях, платежей и капиталов, конкуренции, охраны интеллектуальной собственности, сотрудничества в области законодательства; экономического сотрудничества; сотрудничества по предотвращению противоправной деятельности; культурного сотрудничества; финансового сотрудничества, а также содержит институционные положения о Совете сотрудничества, созданного для осуществления наблюдения за применением соглашения. Соглашение имеет 10 приложений, касающихся осуществления некоторых его положений, а также 2 протокола об учреждении Контактной группы по углю и стали и о взаимном административном содействии в целях правильного применения таможенного законодательства.

Общими принципами отношений сторон признаны уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, Хельсинским заключительным актом и Парижской хартией для новой Европы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); обязательство рассматривать целесообразность изменений соответствующих разделов соглашения с целью создания зоны свободной торговли между ними. В случае присоединения России к ГАТТ/ВТО стороны будут рассматривать поправки к соглашению, вызванные изменением обстоятельств. Наконец, Россия получила режим наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС, который будет применяться с некоторыми исключениями1. Поскольку процесс ратификации соглашений ПС занимает продолжительное время2, ЕС предложил заключать странам СНГ промежуточные или временные соглашения с ЕС по торговым и связанным с торговлей вопросам3. Временные соглашения включа­ют в себя соответствующие положения соглашений о ПС до их окон­чательного вступления в силу.

Те сферы торговых отношений между ЕС и Россией, которые не вошли в предмет временного соглашения4, подпадают под дейст­вие отдельных соглашений. В апреле 1997 г. заключено новое Со­глашение по стали, рассчитанное до 31 декабря 1997 г., заменившее собой Соглашение по углю и стали 1995—1996 г. Это Соглашение ведет к полной либерализации двусторонней торговли в данной области к 2001 г. Двусторонняя торговля продукцией текстильной промышленности до недавнего времени регламентировалась Согла­шением 1993 г. Впоследствии ЕС выступил с предложением о по­этапной либерализации торговли текстилем в течение пяти лет, и параллельно был введен временный режим торговли текстильной продукцией, рассчитанный на период до заключения нового согла­шения по текстилю. Срок действия временного режима истекал в конце 1996 г., но был продлен еще на три месяца для завершения работ над новым соглашением.

Параллельно ЕС продолжает оказывать поддержку процессу реформ в России и других республиках через Программу техниче­ского содействия Содружеству Независимых Государств (ТАСИС), охватившую 13 стран СНГ и Монголию1. ТАСИС предусматривает техническую помощь во многих ключевых отраслях с целью облег­чения перехода к рыночной экономике и демократическому обще­ству. Сюда входят развитие человеческих ресурсов, производство и распределение продовольствия, поддержка бизнеса, энергетики, транспорта, телекоммуникаций, повышение ядерной безопасности.

Программа ТАСИС начала действовать в 1991 г. с бюджетом в размере 400 млн. экю. В 1996 г. страны ЕС разработали обновлен­ные рамки для программы ТАСИС на 1996—1999 гг. К ныне суще­ствующим приоритетным областям добавляются: охрана окружаю­щей среды как самостоятельный приоритетный сектор, финанси­рование проектов инфраструктуры пунктов пересечения границ, содействие промышленному сотрудничеству и поддержка создания совместных предприятий путем инвестиций в ценные бумаги ма­лых и средних предприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.188.101 (0.007 с.)