Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование внешнеэкономических отношений ЕС со странами восточной европы и СНГ
Следующая группа отношений касается стран Восточной Европы, СНГ и России. Эта группа отношений отличается динамизмом и, бесспорно, относится к новому направлению внешнеэкономической активности ЕС. Перед Второй мировой войной торговля между Восточной и Западной Европой была обширной. Так, в 1938 г. 70% торговли восточноевропейских стран приходилось на страны Западной Европы. 30 лет спустя эта цифра сократилась до 20%. Восточноевропейская торговля долгое время была наименее важным компонентом торговли Западной Европы. Она достигала 9—10% такой торговли перед войной и только 1,5% в начале 70-х гг. Такие изменения стали результатом политического раскола Европы на противоположные военно-политические блоки и экономические союзы. Большинство восточноевропейских стран объединились с СССР в СЭВ, в результате чего взаимная торговля между ними выросла значительно, в то время как внешние рынки, в том числе западноевропейские, играли второстепенную роль. После окончания "холодной войны" в начале 90-х гг., когда восточноевропейские страны начали переходить к демократическим методам управления государством и рыночной экономике, торговые связи между Сообществом и этой группой стран начали возрастать, хотя хронологически отсчет активизации взаимных отношений следует вести с 1988 г., когда была подписана совместная декларация между Советом Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и ЕС. Подписание этой декларации несколько оживило торговые связи между ЕС и отдельными странами — членами СЭВ. Например, в 1988 г. торговые соглашения были заключены с Венгрией и ЧССР (ныне два независимых государства — Чехия и Словакия). В 1989 г. на встрече большой "семерки" Сообществу была поручена координация западной помощи Венгрии и Польше. Это решение нашло развитие в программе финансовой и технической помощи Польше и Венгрии (известного как программа ФАРЕ1), смысл которой заключался в предоставлении помощи этим странам таким образом, чтобы облегчить решение их экономических и социальных проблем на переходном этапе и позволить им включиться в процесс европейской интеграции. Для реализации этой программы ЕС устранил с 1 января 1990 г. многие из специальных количественных ограничений, которые применялись к импорту товаров из этих стран.
В том же 1990 году Сообщество начало переговоры о заключении соглашения о торговле и сотрудничестве с Польшей и CCCР. В течение 1990 года Сообщество становится все более вовлеченным в оказание помощи всем восточноевропейским странам. Были подписаны соглашения о торговле и сотрудничестве с Болгарией и Румынией. Оно становится акционером Европейского банка реконструкции и развития, который имеет целью помочь модернизации экономики стран Восточной Европы путем ускорения их перехода к рыночной экономике и содействия частной и предпринимательской инициативе. Уставный капитал Банка был определен в 10 млрд. экю, 51% которого оплачен ЕС и его государствами-членами. Кроме того, в 1990 т. программа ФАРЕ была распространена на другие центральные и восточноевропейские страны, и к 1 октября 1990 г. были устранены квоты на экспорт товаров из Венгрии, Польши, Болгарии, Чехословакии и Румынии1. С 1991 г. Сообщество приступило к заключению соглашение об ассоциации второго поколения со странами Восточной Европы, получивших название "европейских соглашений". Эти соглашения менее амбициозны, чем соглашение с ЕАСТ, но они идут дальше соглашений об ассоциации, заключаемых ЕС в последнее время. Они включают следующие основные элементы: неопределенная длительность действия, 10-летний переходный период, преференциальный характер, политический диалог, направленный на координацию внешнеполитических позиций в рамках Совета по ассоциированному членству; свобода торговли, согласно которой каждая из договаривающихся сторон открывает свой рынок для промышленного импорта другой стороны, однако Сообщество упраздняет таможенные пошлины и всякие иные ограничения раньше, чем его партнеры; свободное движение трудящихся, услуг и капиталов; экономическое сотрудничество с целью поддержки внутренних структурных изменений восточноевропейских стран и интегрирования их в систему международной торговли; финансовое сотрудничество, включая финансовую поддержку экономических и социальных реформ в странах-партнерах на основе предварительно разработанных многолетних программ; сотрудничество в области культуры.
Эти соглашения основаны на принципах поэтапной либерализации торговли, соблюдения определенных условий странами — партнерами ЕС при переходе ко второму этапу и асимметрии, при которой торговые оговорки делаются только в пользу присоединившихся стран, а также признания классификации товаров, принятой в ЕС. Соглашения распространяются на следующие сферы взаимного сотрудничества: сельское хозяйство, промышленность и технические стандарты, подготовка кадров, научные исследования и разработки, энергетика, добыча минерального сырья, транспорт и связь, охрана окружающей среды. Юридической основой этих соглашений является ст. 238 Римского договора, согласно которой они должны быть ратифицированы парламентами ассоциированных стран, а также парламентами государств — членов ЕС и получить благоприятный отзыв Европейского парламента. За период с 1991 по 1993 г. ЕС подписал "европейские соглашения" с шестью странами: Польшей, Венгрией, Чешской Республикой, Словакией, Румынией и Болгарией. Что касается прочих стран, возможное вступление в Сообщество которых может рассматриваться лишь в более отдаленной перспективе, то оно предлагает им заключение традиционных соглашений по торговле и сотрудничеству. Они позволят заинтересованным странам более плавно открыть свою экономику внешнему миру. В эту категорию входят государства Балтии и новые независимые балканские государства. Согласно соглашениям с тремя балтийскими странами и Албанией на них была распространена Общая система преференций (ОСП), ранее существовавшая лишь для развивающихся стран. Тенденции в торговле ЕС со странами Содружества независимых государств (СНГ) резко отличаются от положения в торговле со странами Центральной и Восточной Европы. Доля стран СНГ в торговле ЕС за период с 1991 по 1995 г. практически удвоилась, достигнув показателей в 7,2% по импорту и 8,4% по экспорту. В 1995 г. в торговле со странами СНГ ЕС имел положительное сальдо в размере 7,6 млрд. экю. Почти 80% торговли ЕС с этими странами обеспечивается за счет торговли с Россией. На нее приходится и самый высокий уровень торгового дефицита. В 1995 г. он составил 6,4 млрд. экю. Рост импорта продукции из стран СНГ за период с 1991 по 1995 г. составлял 6,2% в год, при показателе 4% по другим торговым партнерам ЕС, за исключением стран Центральной и Восточной Европы, где он достигал 26,7%. Торговые отношения с Россией и странами СНГ вначале строились на основе Соглашения 1989 г. о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР. На смену ему сейчас приходят индивидуальные соглашения о партнерстве и сотрудничестве (ПС), которые ЕС заключил с Россией, Украиной, Беларусью, Молдовой, Казахстаном, Арменией, Азербайджаном и Грузией. Ведутся переговоры о заключении такого соглашения с Узбекистаном. В отношении стран СНГ, с которыми не заключены новые соглашения о партнерстве и сотрудничестве, продолжает действовать Соглашение 1989 г. В целом новые соглашения регулируют широкий круг политических, экономических и торговых отношений между сторонами. В области торговли соглашения строятся на принципе взаимного предоставления непреференциального режима наибольшего благоприятствования. Соглашения призваны стимулировать торговлю, инвестиции и политические взаимосвязи, что создаст необходимые предпосылки для рассмотрения возможности заключения в ближайшем будущем ряда соглашений о свободной торговле.
Например, Соглашение о ПС с Россией состоит из 11 разделов и 112 статей и касается самых различных вопросов сотрудничества: политического диалога, торговли товарами, положения о предпринимательской деятельности и инвестициях, платежей и капиталов, конкуренции, охраны интеллектуальной собственности, сотрудничества в области законодательства; экономического сотрудничества; сотрудничества по предотвращению противоправной деятельности; культурного сотрудничества; финансового сотрудничества, а также содержит институционные положения о Совете сотрудничества, созданного для осуществления наблюдения за применением соглашения. Соглашение имеет 10 приложений, касающихся осуществления некоторых его положений, а также 2 протокола об учреждении Контактной группы по углю и стали и о взаимном административном содействии в целях правильного применения таможенного законодательства. Общими принципами отношений сторон признаны уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, Хельсинским заключительным актом и Парижской хартией для новой Европы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); обязательство рассматривать целесообразность изменений соответствующих разделов соглашения с целью создания зоны свободной торговли между ними. В случае присоединения России к ГАТТ/ВТО стороны будут рассматривать поправки к соглашению, вызванные изменением обстоятельств. Наконец, Россия получила режим наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС, который будет применяться с некоторыми исключениями1. Поскольку процесс ратификации соглашений ПС занимает продолжительное время2, ЕС предложил заключать странам СНГ промежуточные или временные соглашения с ЕС по торговым и связанным с торговлей вопросам3. Временные соглашения включают в себя соответствующие положения соглашений о ПС до их окончательного вступления в силу. Те сферы торговых отношений между ЕС и Россией, которые не вошли в предмет временного соглашения4, подпадают под действие отдельных соглашений. В апреле 1997 г. заключено новое Соглашение по стали, рассчитанное до 31 декабря 1997 г., заменившее собой Соглашение по углю и стали 1995—1996 г. Это Соглашение ведет к полной либерализации двусторонней торговли в данной области к 2001 г. Двусторонняя торговля продукцией текстильной промышленности до недавнего времени регламентировалась Соглашением 1993 г. Впоследствии ЕС выступил с предложением о поэтапной либерализации торговли текстилем в течение пяти лет, и параллельно был введен временный режим торговли текстильной продукцией, рассчитанный на период до заключения нового соглашения по текстилю. Срок действия временного режима истекал в конце 1996 г., но был продлен еще на три месяца для завершения работ над новым соглашением.
Параллельно ЕС продолжает оказывать поддержку процессу реформ в России и других республиках через Программу технического содействия Содружеству Независимых Государств (ТАСИС), охватившую 13 стран СНГ и Монголию1. ТАСИС предусматривает техническую помощь во многих ключевых отраслях с целью облегчения перехода к рыночной экономике и демократическому обществу. Сюда входят развитие человеческих ресурсов, производство и распределение продовольствия, поддержка бизнеса, энергетики, транспорта, телекоммуникаций, повышение ядерной безопасности. Программа ТАСИС начала действовать в 1991 г. с бюджетом в размере 400 млн. экю. В 1996 г. страны ЕС разработали обновленные рамки для программы ТАСИС на 1996—1999 гг. К ныне существующим приоритетным областям добавляются: охрана окружающей среды как самостоятельный приоритетный сектор, финансирование проектов инфраструктуры пунктов пересечения границ, содействие промышленному сотрудничеству и поддержка создания совместных предприятий путем инвестиций в ценные бумаги малых и средних предприятий.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.188.101 (0.007 с.) |