Правовые основы свободного перемещения товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы свободного перемещения товаров



Основная задача Европейского Союза — создание общего рынка и постепенное сближение экономической политики государств-членов. Для решения этой задачи в ст. 3 Римского договора были закреплены принципы взаимоотношений между государствами-членами:

a) отмена между государствами-членами таможенных сборов
и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, а также всех других равнозначных по своим, последствиям мер;

b) установление общего таможенного тарифа и общей торговой
политики по отношению к третьим государствам.

Создание общего рынка подразумевает свободное перемещение товаров из одного государства — члена ЕС в другое государство — член ЕС. Разрешению указанной проблемы полностью посвящен разд. I части второй Римского договора — "Свободное движение товаров". Данный раздел включает в себя две главы: "Таможенный союз" и "Устранение количественных ограничений междугосударствами-членами".

 

Таможенный союз

Таможенный союз, членами которого являются все государства, ратифицировавшие Римский договор, распространяется на весь товарообмен и предполагает постепенную отмену между данными государствами импортных и экспортных таможенных пошлин и любых других налогов и сборов, а также установление общего таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Положения о таможенном союзе распространяются на все товары, производящиеся в государствах — членах ЕС, а также на товары, производящиеся в третьих странах и находящиеся в свободном обращении в государствах-членах. Находящимися в свободном обращении в каком-либо государстве-члене считаются те товары, произведенные в третьих странах, в отношении которых были выполнены все импортные формальности и которые подверглись в этом государстве предусмотренному обложению таможенными пошлинами или сбо­рами1.

В целях создания таможенного союза государства — члены ЕС принимают на себя следующие обязательства:

а) воздерживаться от установления в отношении друг друга новых таможенных пошлин на импорт и экспорт, а также других равнозначных по своим последствиям налогов и сборов;

б) воздерживаться от увеличения уже существующих пошлин и сборов, которые государства-члены применяют в торговле друг с другом;

в) постепенно отменять таможенные пошлины на импорт, а также равнозначные им налоги и сборы, действующие между государствами-членами; конкретные сроки и условия отмены уста­навливаются Комиссией ЕС;

г) основной пошлиной для каждого вида товаров, которая под­лежит постепенному снижению, является пошлина, взимавшаяся на 1 января 1957 г.;

д) после выполнения обязательств по отмене пошлин на им­порт приступить к постепенной отмене таможенных пошлин и сбо­ров на экспорт, действующих между государствами-членами.

Проблемы, возникающие при отмене и снижении импортных и экспортных таможенных пошлин, разрешаются в директивах Со­вета ЕС.

Регламент № 4151/88 от 21 декабря 1988 г. устанавливает по­рядок ввоза товаров на территорию таможенного союза, пред­ставления товаров на досмотр таможенных властей, составления таможенной декларации, определения статуса ввозимого товара (товар, свободный в обращении; товар, реализуемый в зоне свобод­ной торговли; товар, подлежащий уничтожению и т. п.), оставление товара на временное таможенное хранение, таможенного досмотра транзитных товаров.

Регламент Совета ЕС № 2151/84 от 23 июля 1984 г. определяет границы территории таможенного союза, в который включаются территории всех государств-членов, за некоторыми исключениями. Например, в таможенный союз не входят заморские территории Голландии, германский остров Хелголенд, испанские Канарские острова и острова Сеута и Мелилья, итальянская территория Лу­гано и др. Регламент содержит Приложение, в котором перечисля­ются территории, расположенные вне государств — членов ЕС, но на которые распространяется действие таможенного союза:

  1. В Германии — территории Хунгхольц и Миттельберг;
  2. Во Франции — территория Княжества Монако;
  3. В Италии — территория Республики Сан-Марино.

 

Общий таможенный тариф

В целях содействия развитию международной торговли и устранения препятствий для Торгового обмена между государствами всего мира государства — члены ЕС заключают между собой ее соглашения о снижении общего уровня импортных и экспортных таможенных пошлин в отношении третьих стран. Данные сниженные пошлины и сборы получили название "общего таможенного тарифа", применяемого государствами-членами к товарам третьих стран. Общий таможенный тариф устанавливается на уровне средних арифметических пошлин от существующих четырех таможенных районов Сообщества. В Приложении к Римскому договору имеется список товаров, на которые распространяется общий таможенный тариф, а ст. 17 Договора подробно регламентирует порядок исчисления таможенной пошлины по каждому виду товаров. Изменение или временное прекращение действия пошлин общего таможенного тарифа производится только по решению Совета Сообщества, принятому квалифицированным большинством голосов.

Если по вопросам общего таможенного тарифа возникают технические трудности, то они разрешаются при содействии Совета и Комиссии ЕС. Аналогично решаются проблемы, связанные с предоставлением льгот отдельным государствам — членам ЕС. Комиссия может разрешить государству-члену, которому приходится сталкиваться с особыми трудностями, отсрочить снижение или повышение таможенных пошлин и сборов по некоторым статьям своего тарифа. Такое разрешение может быть выдано Комиссией лишь на строго определенный срок и лишь по таким тарифным статьям, которые не превышают для данного государства 5% стоимости его импорта из третьих стран в течение последнего года, по которому имеются статистические данные.

Иллюстрацией, данного положения может послужить пример из практики Суда Сообщества: фирма «Дойч Бакельс ГмбХ» (Deutsch Bakels GmbH) против финансовой администрации г. Мюнхена (Oberfinanzdirection), Дело от 8 декабря 1970 г. о толковании положений Регламента № 950/68 от 28 июня 1968 г. В решении указанному делу Европейский суд правосудия (ЕСП) констатировал, что на основании ст. 28 и 111 Римского договора был принят Регламент № 950/68, содержащий в себе положения об общем таможенном тарифе, в частности, классификацию товаров. Суд отметил, что если в каком-либо конкретном случае возникают трудности с классификацией товаров, то национальная администрация может принять соответствующие меры и разрешить возникшие сомнения с помощью каталогов различных товаров и продуктов. Таким образом, если отсутствует классификация каких-либо това­ров в праве Сообщества, национальной администрации следует в своем решении опираться на нормы общего таможенного тарифа, выработанные Сообществом, а не на положения национального законодательства.

Далее Суд констатировал, что товарная номенклатура общего таможенного тарифа была утверждена в Брюсселе Соглашением о товарной номенклатуре от 15 декабря 1950 г. В соответствии со ст. 3 и 4 данного Соглашения был создан Комитет по товарной но­менклатуре, и его отчеты и уведомления можно использовать в це­лях толкования товарной номенклатуры.

Суд в своем решении указал, что в отсутствие конкретных норм общего таможенного тарифа Сообщества для разрешения конкретного спорного вопроса национальные таможенные власти могут использовать отчеты и уведомления Комитета ЕС по товар­ной номенклатуре, которые являются законным средством толко­вания и разъяснения товарной номенклатуры. Регламент № 950/68 от 28 июня 1968 г. должен толковаться в том смысле, что запрещает государствам — членам ЕЭС прибегать к нормам внутреннего за­конодательства для толкования товарной номенклатуры общего та­моженного тарифа1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.222.84 (0.004 с.)