Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Становление и организационно-правовая структура ЕССтр 1 из 71Следующая ⇒
История создания ЕС Идея создания Европейского сообщества возникла из плана возрождения экономики Франции после Второй мировой войны, разработанного Робертом Шума-ном — министром иностранных дел Франции и Жаном Монэ, отвечавшим за рекон-струкцию французской экономики после Второй мировой войны. Планом предусматривалось заключение соглашения между Францией и Германией по вопросам продукции угля и стали. Предложение о создании Европейского сообщества было обусловлено необхо-димостью реконструкции экономики Европы после Второй мировой войны, а также необходимостью оказания содействия Германии в восстановлении экономики. Однако авторы плана полагали, что помощь должна осуществляться под политиче-ским и экономическим контролем со стороны организации европейских государств с целью недопущения возможности возникновения в будущем войны в Европе. Результатом данной инициативы явилось подписание в Париже 25 марта 1951 года Соглашения о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Первыми шестью членами этой организации стали Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды Люксембург. Основной целью Сообщества было создание общего рынка угольной и сталелитейной продукции. В 1957 году в Риме государства — члены ЕОУС подписали еще два согла-шения об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европей-ского сообщества по атомной энергии (ЕВРОАТОМ). ЕВРОАТОМ был создан по модели ЕОУС. В его задачи входило объединение усилий стран — членов ЕЭС в области ядерной промышленности. Эти договоры вместе с заключенным договором об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) создали правовую базу западноевропейской экономической интеграции. В юридической литературе Римский договор 1957 г. и другие нормы права, регулирующие интеграционные процессы, получили название "право Сообщества". Большинство западных юристов рассматривают "право Сообщества" в качестве авто-номной правовой системы, отличной как от международного права, так и от нацио-нального права стран-членов. Поскольку характерным признаком ЕЭС является наднациональный характер этой организации, именно наднациональность "права Сообщества", в силу которой органы ЕЭС наделены полномочиями не только в отношении государств-членов, но и граждан и юридических лиц, а также вследст-вие того, что "право Сообщества" должно пользоваться приоритетом перед правом государств-членов, многие исследователи на Западе говорят о "праве Сообщества" как об особой системе права1.
Институционный механизм ЕЭС прошел в своем формировании различные стадии. Заметную роль среди сообществ играло Европейское экономическое сообще-ство, так как его деятельность была направлена на решение наиболее важных об-щих интересов государств-членов, а именно, на расширение экономической инте-грации путем создания общего рынка, в рамках которого происходит "свободное движение, товаров, лиц, услуг и капитала". Его созданием предусматривался отказ государств от части своего суверенитета в тех областях, которые охватывались сотрудничеством в рамках ЕЭС. Это отражало идею федерализма У. Черчилля о "Соединенных Штатах Европы", где наднациональная организация объединяла бы не только территорию европейских государств, но и вырабатывала бы общую поли-тику и законы, которые будут обязательными для государств-членов. Основатели ЕЭС видели возможность в достижении поставленных целей (мира, стабильности и дальнейшего экономического развития стран) только путем ограничения государст-вами-членами своего суверенитета. Как указывается в Римском договоре о ЕЭС, целью ее создания является гармоничное развитие экономики государств — ее членов, а также дальнейшее расширение и углубление экономического сотрудниче-ства стран, ускорение процесса достижения более высоких стандартов уровня жиз-ни, что неизбежно приведет к сближению стран. Эти цели должны быть достигну-ты путем выработки единой экономической политики и создания общего рынки государств-членов. Договор о создании ЕЭС вступил в силу с 1 января 1958 г. и представлял со-бой весьма значительный по объему документ, состоявший из 275 статей. Весь доку-мент разделен на 6 тематических частей, которые состоят из разделов и глав. К договору имеются 4 приложения, содержащие списки товаров и перечень "замор-ских стран и территорий", к которым применяются положения данного договора, а также более десятка протоколов.
Римским договором предусматривалось создание "общего рынка" стран-участниц. Предполагалось создание таможенного союза (с его созданием должна была последовать отмена таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, установление общего таможенного тарифа и выработка общей торговой политики по отношению к третьим странам), создание единого рынка капиталов, услуг и труда, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, установление правил конкуренции в "общем рынке", сближение законодательства стран-участниц и т. п. Наиболее трудноосуществимой задачей для стран ЕЭС явилась выработка единой сельскохозяйственной политики (создание общего рынка сельскохозяйст-венной продукции, установление и поддержание единых Цен, субсидирование экс-порта и т. д.). Глубокие противоречия между странами ЕЭС в этой области неодно-кратно приводили к серьезным кризисам. В результате в процессе своего функцио-нирования странами ЕЭС была создана достаточно громоздкая система протекцио-низма в сельском хозяйстве, действующая с перебоями. Сложным оказалось на практике выработать и ввести в действие правила, касающиеся свободной конкуренции. Римским договором запрещаются любые соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и координированная деятельность, имеющая целью воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу конкуренции внутри "общего рынка". Соглашения такого рода считаются лишенными юридической силы. Специальные положения установ-лены в отношении демпинга (ст. 91). Запрещены любые формы помощи государст-вам, которые нарушают или грозят нарушить конкуренцию, оказывая содействие некоторым предприятиям или некоторым видам продукции (ст. 92). Трудности, возникшие в процессе практического применения этих общих положений, привели к необходимости принятия высшими органами ЕЭС значительного количества актов, детализирующих и конкретизирующих нормы Римского договора. Парижский договор предусматривал создание следующих органов ЕОУС: Ассамблеи, Совета министров, Комиссии и Верховного суда; Римский договор — Ассамблеи, Комиссии, Совета министров, Верховного суда. Ассамблея и Верховный суд были общими для всех трех организаций (ЕОУС, ЕЭС и ЕВРОАТОМа). В соответствии с Брюссельским договором от 8 апреля 1965 г. произошло объединение Советов в единый Совет, а также слияние Комиссии ЕЭС, Комиссии ЕВРОАТОМА и Верховного суда ЕОУС в единую Комиссию Европейских сообществ (КЕС). В результате слияния этих руководящих органов рассматриваемые три организации и стали именоваться Европейскими сообществами1. Совету Европейских сообществ принадлежит верховная власть в ЕЭС. Он являет-ся межправительственным органом, который формируется из представителей госу-дарств-членов. К его компетенции отнесены наиболее важные вопросы деятельности сообществ. С 1974 г. стали проводиться регулярные совещания государств и прави-тельств стран ЕЭС для рассмотрения внешних экономических и политических проблем, которые формально именуются заседаниями Совета. В 70—80-х гг. Совет, включающий министров государств-участников, приобрел большее значение, чем в предшествующие годы. Решения Советом принимаются абсолютным большинством голосов, за исключе-нием случаев, определенных в Римском договоре. Во многих случаях для принятия ре-шения требуется единогласие всех членов Совета. Однако в мае 1982 г. в Совете был нарушен неофициальный принцип единогласного принятия важнейших решений (под-писан протокол о ценах, несмотря на вето Великобритании), что укрепило тенденцию к наднациональности Сообщества.
Комиссия Европейских сообществ представляет собой основной исполнительный орган (призванный на практике осуществлять единую политику ЕЭС на базе решений Совета, а также надзор за проведением единой политики Сообщества) и носит явно выраженный наднациональный характер. В своей деятельности она консультируется с Советом. Члены Комиссии являются международными чиновниками, которые не вправе получать инструкции от своих правительств и Должны руководствоваться исключительно "общими интересами Сообщества". Комиссия принимает решения большинством голосов. Европейский парламент (Ассамблея) избирается в государствах-членах путем всеобщего, прямого и тайного голосования. Он обладает очень ограниченными полномочиями: это дача рекомендаций (консультативные полномочия) и контроль над руководящими органами Сообщества, который очерчен весьма узко. В его компетенцию входит обсуждение экономических и политических проблем Сообщества, в частности, отношений с развивающимися странами и США, а также ряд других. Суд Европейских сообществ представляет собой высшую судебную инстанцию "общего рынка". В его компетенцию входит наблюдение за правильностью применения положений Римского договора, актов органов Сообществ, а также разрешение споров, возникающих в связи с применением указанных положений. Сторонами в Суде могут выступать как государства, так и юридические и физические лица. Решения Суда подлежат принудительному исполнению на территории государств-членов подобно решениям их национальных судов. В 1986 г. был подписан Единый Европейский Акт (ЕЕА). При его, принятии была предпринята первая попытка кардинального пересмотра Договора о создании Европей-ского экономического сообщества. Еще в 1984 г. Европейским парламентом были вы-двинуты предложения, направленные на изменение существующего баланса в рамках Европейского сообщества. Однако эти инициативы потерпели неудачу, в частности, из-за активного сопротивления Великобритании, выступавшей против дальнейшего огра-ничения суверенитета государств в пользу ЕС. Однако предложение о создании едино-го рынка нашло горячую поддержку всех государств-членов, включая и Великобрита-нию.
Принятие ЕЕА было обусловлено ситуацией, сложившейся в странах Европей-ского сообщества. Экономический кризис конца 70-х — начала 80-х гг. отрицательно сказался на функционировании ЕС, который заставил большинство государств-членов проводить политику неопротекционизма. Однако это не помогло в решении проблем, вы-званных кризисом. Стало ясно, что цели, поставленные учредительными договорами, не были достигнуты к тому периоду. Так, в 1985 г. Комиссия Европейского сообщества распространила документ под названием "Белая книга", в котором указывалось на все еще продолжающие существовать препятствия в торговле между странами, наносящие огромный ущерб Европейскому сообществу, что могло повлечь тяжелые финансовые и экономические последствия для будущего ЕС в целом. Естественно, были предприняты попытки выйти из этой ситуации. А так как Сообщества были созданы в первую оче-редь для достижения экономических целей, то и выход из создавшегося положения стали искать в хозяйственной сфере1. Единым Европейским Актом устанавливалась обязанность государстств-членов принять соответствующие меры для создания внутриевропейского рынка к 31 декабря 1992 г. К этому времени должны быть сняты все барьеры — физические, технические, фискальные. Факт завершения формирования "внутреннего рынка", связанный с кон-кретной датой, означает невозможность для государств-членов отсрочить по собствен-ной инициативе на более поздний период достижение намеченных в этой связи целей. Тем не менее, Комиссия Европейских сообществ признала, что национальные власти сохраняют за собой право вводить контроль на собственной территории, а если необходимо, то и в пограничных зонах. Однако сам факт пересечения границ как таковых не может служить достаточным основанием Для осуществления такого контроль2. Комиссией ЕС была разработана детальная программа, которая в соот-ветствии с Единым Европейским Актом получила название "Завершение формиро-вания внутреннего рынка". Она была принята по упрощенной процедуре голосования. Принятая программа дала новый импульс европейским интеграционным процессам. Понятие "общий рынок", содержащееся еще в Римском договоре о ЕЭС, пре-терпело изменения в процессе функционирования Сообществ. Произошло постепен-ное превращение "общего рынка" в "единый внутренний рынок" государств-членов. С подписанием Единого Европейского Акта понятие "единый внутренний рынок" приобрело прочную правовую основу. В нем предусматривался механизм реализации данной концепции посредством принятия соответствующих актов органами Сооб-ществ. Одновременно подчеркивается взаимосвязь и взаимозависимость этих поня-тий. В ст. 8а, дополнившей Римский договор, подчеркивается, что "внутренний ры-нок" должен представлять пространство без государственных границ, внутри кото-рого гарантировано свободное движение лиц, товаров, капиталов и услуг. То есть, основополагающий принцип "четырех свобод" продолжает оставаться фундаментом обоих понятий3. Кроме того, Единым Европейским Актом предусматривалось также создание экономического и монетарного союза.
Великобритания, отказавшись присоединиться к Договору об учреждении ЕЭС, предложила создать в Европе зону свободной торговли, в рамках которой бы-ли бы сняты все тарифные барьеры. В результате этой инициативы в 1959 г. была основана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Австрия, Португалия как полноправные члены и Ирландия в качестве ассоциированного члена. Однако создание ассоциации привело в 1961 г. к еще большей экономической изоляции этих стран от экономики стран — участниц ЕЭС. И в 1967 году Великобри-тания обратилась с просьбой о принятии ее в члены Сообщества. Вслед за ней анало-гичная просьба последовала от Дании, Норвегии и Ирландии. Переговоры заверши-лись подписанием в 1972 и 1973 гг. договоров о присоединении, по которым Велико-британия, Дания, и Ирландия стали полноправными членами Сообщества. Норвегия же вопрос о членстве в Европейском экономическом сообществе вынесла на всена-родный референдум, на котором большинство населения страны высказалось про-тив участия Норвегии в ЕЭС. Отрицательный результат повторился при проведении нового референдума в 1994 г. Аналогичная ситуация вынудила Гренландию пре-рвать свое членство в ЕЭС в 1982 г. Дальнейшее расширение участников Сообщества относится к 80-м гг. В 1981 г. установившийся демократический режим позволил Греции стать членом ЕЭС. За ней в1986 г. последовало присоединение Испании и Португалии. Вопрос о членстве Турции, Мальты и Кипра был отложен, так как мнения государств по этому вопросу существенно разделились. При этом наиболее сложное положение оказалось у Турции из-за ее очень низкого уровня экономического развития. Препятствиями к членству в ЕЭС явились и проблемы соблюдения прав человека внутри страны. Последовавшее объединение обеих Германий (Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии) поставило вопрос о членстве в ЕЭС ГДР. Она стала полноправным членом 3 октября 1990 г. без соблюдения обыч-ных формальностей приема. С этой даты право ЕЭС распространило свое действие и на территорию бывшей ГДР. Советом и Парламентом были утверждены специаль-ные правила, предоставляющие право Комиссии осуществлять контроль за приме-нением права ЕЭС на территории бывшей ГДР. На межправительственной конференции, созванной в 1990 г., рассматривались вопросы создания экономического, монетарного и политического союза. Некоторые государства-члены, особенно Германия и Франция, настаивали на одновременном создании обоих союзов, указывая на то, что эффективное функционирование монетарного и экономического союза невозможно без образования политического. Новая политическая ситуация в Европе (распад СССР, падение Берлинской стены и объединение Германии, радикальные изменения во всех без исключения восточноевропейских странах) поставила перед ЕС проблему выбора между углубле-нием интеграционных процессов и расширением Сообщества. То есть, встал вопрос: следует ли отдать предпочтение программе создания "внутреннего рынка" и тем самым стимулировать дальнейшее развитие интеграционных процессов, либо идти по пути расширения Сообщества с целью стабилизации нарушившегося политиче-ского равновесия в Европе1. Результатом изменившейся ситуации в Европе и явилось подписание в 1991 г. Маастрихтского договора о создании Европейского Союза. Содержание его свиде-тельствует о выборе, сделанном в пользу углубления интеграции, так как в нем идет речь о создании экономического, монетарного и политического союза. Маастрихтским договором была создана принципиально новая структура, в основе которой лежат три "кита", определяющие основные направления деятельно-сти Европейского Союза. Первое из них — это Европейское сообщество (состоящее из трех организаций: Европейского объединения угля и стали, ЕВРОАТОМА и Европейского экономического сообщества), деятельность которого регулируется правом Экономического сообщества. Второе направление — это деятельность в области внешней политики и безопасности стран-участниц, и, наконец, третье — относится к вопросам правосудия и внутренней политики; решение последних двух относится к компетенции правительств государств — членов Союза. "Единый внутренний рынок" закрепляется в Маастрихтском договоре в каче-стве одной из основных целей Европейского Союза. В нем прямо говорится о вну-треннем рынке как о стержне экономической политики, которая, в свою очередь, должна быть движущей силой для достижения целей ЕС. Стирание границ между государствами-членами рассматривается в качестве средства достижения в крат-чайшие сроки сбалансированного и продолжительного прогресса в экономической и социальной сфере. Формальная отмена пограничного контроля в отношениях между государст-вами-членами связана с устранением материальных, технических и фискальных препятствий. В противном случае создание "единого внутреннего рынка", предусмо-тренного программой Комиссии Европейского сообщества, невозможно. Под материальными препятствиями понимаются различные виды физиче-ского контроля (таможенный, паспортный, административный и т. п.). Устранение их осуществляется путем упрощения, а в дальнейшем и полной отмены формально-стей во внутренней торговле между государствами-членами. Технические препятствия связаны с различиями в законодательстве и регу-лировании экономической жизни в странах-членах Сообщества, что отрицательно сказывается на торговле между этими государствами. Сфера действия технических препятствий исключительно широка - от интеллектуальной и промышленной собст-венности до взаимного признания дипломов. В отношении отмены технических препятствий был достигнут существенный прогресс. В "Белой книге" Комиссии Европейского сообщества отмечается, что открытый друг для друга государствами-членами традиционный рынок услуг, таких как транспорт, банки, страхование, будет стимулировать свободный доступ и в новые сектора в сфере услуг (например, телекоммуникации, аудио- и видеосвязь). Фискальные препятствия касаются прежде всего проблем взимания налога на добавленную стоимость и акцизов. Маастрихтским соглашением были внесены изменения, касающиеся правового статуса органов Европейского Союза, что будет рассмотрено в § 3 настоящей рабо-ты. Кроме того, вводится новая категория - гражданство Союза, которым обладают граждане государств-членов Союза. На основании Договора им предоставляются широкие гражданские права, вытекающие из членства государств в Европейском Союзе. Подписание и последующая ратификация Маастрихтского договора стимули-ровали переговоры о вступлении в ЕС ряда стран Европейской ассоциации свобод-ной торговли (ЕАСТ). 1 января 1994 г. вступило в силу подписанное странами-чле-нами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), за исключением Швейца-рии, Соглашение о Европейском экономическом пространстве, по которому создавал-ся единый рынок для стран, подписавших его. Соглашением предусматривалось образование собственных институтов, и участие в нем рассматривалось как первая ступень к полному членству в Европейском Союзе. А 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция стали полноправными членами ЕС в результате подписания Акта о присоединении. Однако свое участие они обусловили временными рамками. К 1995 г. только Норвегия, Исландия и Лихтенштейн оставались участниками Соглашения о Европейском экономическом пространстве. Европейская ассоциация свободной торговли все еще продолжала существовать, но ее будущее стало беспер-спективным. Копенгагенский саммит 1993 г. положил начало подписанию ряда соглашений об интеграции, кооперации и сотрудничестве со странами Восточной Европы: Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Болгарией, Румынией и странами Балтии. Важность их заключается в том, что они призваны способствовать созданию зоны свободной торговли между этими странами и Сообществом. После распада СССР в 1994 г. были заключены соглашения о сотрудничестве и кооперации между Европейским Союзом, Россией, Украиной и Молдовой. Этими соглашениями, фиксирующим наиболее важные демократические ценности, соблю-дение прав человека и основные принципы рыночной экономики, предусматривается проведение регулярных политических диалогов между сторонами и постепенная ликвидация торговых барьеров. Данное Соглашение явилось шагом вперед по срав-нению с Соглашением о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве, подписанным ЕС и СССР в 1989 г. Оно впервые устанавливает рамки для политиче-ского диалога, Создает всеобъемлющую правовую базу для внешнеэкономических связей и политического диалога на самом высоком уровне, открывает широкие воз-можности для развития разнообразных форм — экономического и культурного со-трудничества1. В настоящее время продолжаются переговоры со странами-члена-ми СНГ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.024 с.) |