Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права работников-мигрантов и членов их семей
Европейский рынок труда включает три категории наемных работников. Первая и наиболее многочисленная — национальная рабочая сила, занятая на территории своей страны; вторая — мигранты — граждане ЕС, имеющие те же права, что и национальные рабочие, но работающие, и, как правило, проживающие не в своей стране; и, наконец, трудящиеся из так называемых третьих стран. Если последние работают на законных основаниях, они подпадают под понятие легальной иммиграции и в определенной степени ограничены в правах, в том числе во въезде в страну и получение работы. Римский договор предоставил трудящимся стран-участниц право работать в любой стране ЕЭС и определил правовой статус работника-мигранта. Последующие годы ЕЭС шло по пути все более широкой либерализации передвижения рабочей силы внутри ЕЭС и улучшения правового положения мигрантов и членов их семей. Полную свободу передвижения установили решения, принятые в 1968 году. С этого времени для переезда из одной страны-участницы в другую в поисках работы достаточно получить разрешение на въезд, которое действительно в течение пяти лет и может быть продлено. Как и все граждане ЕС, работники-мигранты пользуются правом безвизового перемещения. Свобода передвижения исключает любую дискриминацию по национальному признаку между гражданами государств-членов в отношении найма, заработной платы и других условий труда. Трудящиеся-мигранты имеют право принимать предложения о поступлении на фактически предлагаемую реальную работу, свободно передвигаться в целях получения работы по территории принимающей страны и заниматься трудовой деятельностью в соответствии с законами, регулирующими занятость граждан данного государства. Они могут оставаться на территории государства-члена ЕС после завершения трудовой деятельности в этом государстве в соответствии с установленными правилами ЕС (ст. 48 Римского договора). Положения данной статьи не распространяются на работу на государственной службе. Кроме того, право на трудовую деятельность может быть ограничено соображениями общественного порядка, государственной безопасности и здравоохранения. Поэтапное осуществление свободного передвижения рабочей силы регулировалось директивами и регламентами Сообщества. Была поставлена задача создать механизм, позволяющий устанавливать связь между предложениями рабочей силы и заявками на нее, облегчить достижение баланса между предложением и спросом на рынке труда таким образом, чтобы избежать серьезных угроз для уровня жизни и занятости в различных районах и отраслях промышленности (ст. 49d Римского договора).
Это потребовало координации деятельности национальных органов по учету спроса и предложений на рынке труда и осуществление ее совместно со специальными органами Сообщества. Такие органы были учреждены в 1961 г. В их состав вошли Европейское бюро координации, Консультативный комитет по вопросам свободного передвижения трудящихся, Технический комитет и Административная комиссия по социальному обеспечению рабочих-мигрантов1. Основные акты Сообщества, регулирующие трудовую миграцию, это Регламенты (правила) Совета № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении трудящихся внутри Сообщества и № 1251/70 от 29 июня 1970 г. о праве работников-мигрантов остаться на территории государства-члена после завершения работы в этом государстве. В развитие этих актов были приняты директивы. Регламент № 1612/68 отменил все преимущества национальных работников перед мигрантами при найме на работу. Мигранты могут заниматься любой профессиональной деятельностью, свободно выбирать род и место работы на территории стран Сообщества. Сезонные работники и работающие в приграничных районах имеют такие же права. "Сезонный рабочий" означает наемного работника, который перемещается из одного государства — члена ЕС в другое в целях получения временной работы, которая в любом случае не превышает восьми месяцев, если он находится на территории данного государства во время выполнения работы; сезонная работа — это работа, которая зависит от сезона и автоматически повторяется каждый год. "Рабочие приграничных районов или территорий" — это рабочие, работающие на территории одного государства — члена ЕС, а проживающие на территории соседнего государства-члена, куда они возвращаются ежедневно или, по крайней мере, один раз в неделю. Статус приграничного работника сохраняется", если в течение не более четырех месяцев работник не сможет возвращаться домой ежедневно или раз в неделю, работая на данном предприятии.
Принимающая страна выдает мигранту вид на жительство, который действует не менее пяти лет, а потом автоматически продлевается каждые пять лет. Отказ в продлении вида на жительство и депортация из страны возможны лишь в случае, если поведение работника-мигранта угрожает государственной безопасности и национальной общественной политике. Члены семьи работника-мигранта могут проживать вместе с ним при установленном Регламентом условии, а именно, если он имеет жилье, отвечающее нормам, действующим в отношении национальных рабочих (ст. 10). Но работник-мигрант, наравне с национальными работниками, имеет право на получение жилья. Поэтому правило, установленное данной, статьей, не может быть использовано для дискриминации мигрантов. В состав семьи работника-мигранта входят, согласно ст. 10 Регламента, его супруга, дети до 21 года, а также лица, находящиеся на иждивении как его самого, так и его супруга. Супруга и дети мигранта могут на общих основаниях работать в принимающей стране. В течение всей своей деятельности органы ЕС разрабатывали специальные программы по улучшению условий труда и жизни мигрантов, их профессиональному обучению, легальному статус, обучению их детей. Дети мигрантов имеют право на государственное обязательное образование, обучение профессии и иную профессиональную подготовку без какой-либо дискриминации. В июне 1977 г. была принята специальная директива об образовании детей мигрантов. Специально оговаривается равенство профсоюзных прав рабочих-мигрантов (ст. 8). Они свободно вступают в профсоюзы, могут быть избраны в профсоюзные органы, равно как и в органы рабочего представительства. Права мигрантов оставаться на территории принимающей страны после завершения работы определены Регламентом № 1251/70 и некоторыми другими актами. Положения Регламента применяются как к самому работнику, так и к членам его семьи. Право на постоянное проживание в стране приема приобретают работники-мигранты, которые к моменту прекращения своей трудовой деятельности достигли возраста, дающего по законам принимающей страны право на пенсию по старости, при условии, что они работали, по крайней мере, последние 12 месяцев и непрерывно проживали в этой стране более трех лет. Таким же правом пользуются мигранты, прожившие на территории данного государства непрерывно более двух лет и прекратившие работу по причине постоянной утраты трудоспособности. Если нетрудоспособность явилась результатом несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, дающих право на пенсию, то срок пребывания в принимающей стране не имеет значения. Члены семьи работника-мигранта, проживающие вместе с ним на территории государства-члена, вправе остаться на постоянное жительство в этой стране после смерти главы семьи, если он имел право оседлости. С самого начала деятельности ЕЭС встал вопрос о социальном обеспечении мигрантов. Римский договор 1957 г. предусмотрел, что Сообщество будет предпринимать такие меры в области социального обеспечения, какие необходимы для осуществления свободного передвижения трудящихся (ст. 51).
Работникам-мигрантам и находящимся на их иждивении лицам суммируются все периоды работы, которые учитываются законодательством разных стран для получения и сохранения права на пенсию, пособия по безработице и иных пособий, а также для исчисления их размера. Пособия по безработице и семейные пособия (пособия семьям, проживающим отдельно от работника на родине) выплачиваются по принципу "страны занятости", т. е. по правилам и в размерах, определяемых законодательством принимающей страны. В случае потери работы мигрант имеет право на пособие по безработице в течение трех месяцев. Это право сохраняется за ним и тогда, когда в поисках работы он возвращается на родину или переезжает в другую страну ЕС. Один из главных принципов ЕС — свободное перемещение рабочей силы, не затрагивает прав государств-членов принимать меры, которые они сочтут необходимыми для контроля за иммиграцией из третьих стран. Иммиграционная политика остается в ведении каждой отдельной страны-участницы, а национальное иммиграционное законодательство определяет порядок въезда в страну, получения визы и вида на жительство, разрешения на работу в отношении лиц, не имеющих гражданства ЕС. Специально регулируются также вопросы оказания медицинской помощи, социального страхования. Эти вопросы могут быть предметом двусторонних соглашений с третьими странами. Приток лиц, выходцев из третьих стран, создает для государства ЕС серьезную проблему, поэтому Договор о Европейском Союзе передал в компетенцию Сообщества визовую политику. Это означает, что Совет принимает решения квалифицированным большинством о том, выходцам из каких третьих стран следует давать визы для пересечения внешних границ Сообщества. В случае чрезвычайной ситуации в третьей стране, создающей угрозу внезапного притока иммигрантов из этой страны в Сообщество, Совет может, приняв решение квалифицированным большинством, ввести визовый режим для граждан этой страны на срок не более шести месяцев. С 1996 г. Совет квалифицированным большинством утверждает единую форму визы. В то же время государства-участники должны гарантировать, чтобы трудящиеся третьих стран и члены их семей, законно пребывающие на их территории, могли получать заработную плату, сопоставимую с заработком трудящихся этого государства и обеспечивающую им соответствующие условия жизни и труда. Это положение закреплено в преамбуле Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества.
Общие положения социальной политики ЕС Социальная политика ЕС формировалась и развивалась на протяжении всего времени существования западноевропейской интеграции. В Римский договор 1957 г. были включены основополагающие нормы о свободном перемещении рабочей силы и положении работников-мигрантов (ст. 7, 48—51), свободе выбора местожительства (ст. 52, 53), положения о социальных правах, в том числе о равной оплате за равный труда мужчин и женщин (ст. 119), охране тру; (ст. 118), оплачиваемых отпусках (ст. 120) и др. Единый Европейский Акт 1987 г. внес дополнения и изменения в Римский договор и способствовал развитию европейского социального права. Появились новые нормы о повышении безопасности труда и улучшении здоровья трудящихся (ст. 118а), о развитии на европейском уровне переговоров и соглашений между социальными партнерами (ст. 118б). Свидетельством усиления внимания Сообщества к социальной политике явился факт разработки и принятия в 1989 г. Хартии основных социальных прав трудящихся ЕС1. На дальнейшем развитии социального регулирования настаивало и организованное рабочее движение. Преамбула Хартии базируется на принципе, что при создании единого европейского рынка одинаково важны как социальные, так и экономические аспекты, и они должны получить сбалансированное развитие. В Преамбуле проводится связь между социальной политикой и достижениями внутреннего рынка Сообщества, потому что "социальный консенсус способствует укреплению конкурентоспособности предприятий, всей экономики в целом и созданию рабочих мест и это — основное условие поступательного экономического развития". С другой стороны, Преамбула содержит весьма важную оговорку в форме "принципа субсидиарности", который устанавливает ответственность в области социальной политики "государств-членов или их составных частей", а в рамках компетенции Сообщества относит к его ответственному ведению. Основными социальными правами трудящихся Сообщества Хартия признает такие, как свобода передвижения, выбор рода работы и профессии, право на справедливое вознаграждение и улучшение условий жизни и труда. Граждане ЕС имеют право на социальную защиту, профессиональное обучение и охрану Труда. Особая охрана труда предусмотрена для несовершеннолетних трудящихся, а особая защита прав — для пожилых людей и инвалидов. Хартия закрепила также такие принципы международного трудового права, как равное отношение к мужчине и женщине в сфере трудовых отношений, свобода объединений и право социальных партнеров вести переговоры и заключать коллективные договоры. Кроме того, в нее включен специальный раздел об информации, консультациях и участии трудящихся в управлении производством.
Предполагалось, что Хартия получит обязательную силу, но на заседании Европейского Совета за нее проголосовали все государства-члены, кроме Великобритании. Совет придал ее положениям рекомендательный характер. Тем не менее, в 1992 г. при подписании Протокола и Соглашения о социальной политике страны-участницы сослались на Хартию, как на основной документ, определяющий социальную политику Сообщества, и выразили стремление осуществлять ее на основе достижений ЕС. Великобритания не принимала участия в обсуждении и заключении Соглашения, считая, что в этой области — необоснованно увеличивать полномочия Сообщества или усиливать сотрудничество. Она не сочла необходимым передать Сообществу свои полномочия в социальной сфере, однако обязалась не чинить препятствий деятельности стран-партнеров в этой области. Целями Соглашения в социальной политике являются увеличение занятости, улучшение условий труда и жизни, усиление социальной защиты и развитие социального диалога между трудящимися и предпринимателями. Соглашение исключает из сферы своего применения вопросы заработной платы, право на объединение, на забастовку и локаут. Акты Совета, принимаемые в соответствии с Протоколом о социальной политике, прежде всего директивы, могут быть одобрены квалифицированным большинством и будут считаться принятыми, если за них будет подано по крайней мере 44 голоса. Это относится к директивам, содержащим минимальные предписания по улучшению производственной среды для охраны здоровья и безопасности труда, равенству мужчин и женщин в трудовой сфере, информации и консультациям с работниками, а также вовлечения лиц, вытесненных с рынка труда, в экономическую деятельность. Единогласное решение Совета требуется по таким вопросам, как социальное страхование и социальная защита трудящихся, защита прав работников при увольнении, представительство и коллективная защита интересов работников и предпринимателей, участие работников в управлении производством, условия занятости граждан третьих стран, проживающих на территории Сообщества на законных основаниях, выделение финансовых средств в целяхсодействия занятости и создания новых рабочих мест. Становление и развитие социальной политики почти во всех европейских странах основано на сочетании законодательного и коллективно-договорного методов. Сочетание этих методов и представляет собой оптимальный вариант для разрешения многих проблем в отношениях работодателей, работников и профсоюзов. Социальный диалог как инструмент социального взаимодействия давно и плодотворно используется во многих странах. Диалог на европейском уровне — естественное продолжение этих традиций и национальной практики. Взаимоотношениям между профсоюзами и организациями предпринимателей Сообщество придает большое значение. Начиная с 1985 г., Комиссия ЕС поощряла развитие диалога между всеми социальными партнерами. В последующие годы Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП), Европейский союз конфедераций промышленности и предпринимателей (ЕСКПИП) и Европейский центр госпредприятий (ЕЦГП) выработали общие позиции по целому ряду вопросов. В 1991 г. была создана специальная группа из представителей этих организаций с тем, чтобы определить, как повысить роль социальных партнеров в принятии решений Сообщества, расширить социальный диалог и прийти к практике проведения общих коллективных переговоров. Соглашение от 31 Октября 1991 г., несомненно, стало историческим событием, так как впервые определило роли социальных партнеров и их место в процессе европейского социального регулирования. Были выработаны и переданы в Комиссию и Президенту Совета проекты статей 118/4, 118а, 1186 Европейского договора. За некоторым исключением тексты этих статей вошли в Соглашение о социальной политике (ст. 2/4, 3 и 4), заключенное 11 государствами в Маастрихте несколькими неделями позже. В соответствии с положениями ст. 3 Соглашения у социальных партнеров есть несколько вариантов реализации своих полномочий в определении европейской социальной политики. Во-первых, процедура разработки законодательства Сообщества включает в себя обязательные консультации с социальными партнерами, которые проходят в два этапа. Прежде чем Комиссия официально представит свои предложения в области социальной политики, она консультируется с социальными партнерами о возможных практических путях их осуществления. Затем проходят консультации по вопросу окончательного содержания предложения, вынесенного Комиссией на обсуждение. На этом этапе представители трудящихся и предпринимателей высказывают свое мнение, а в случае необходимости — дают рекомендации. Далее социальные партнеры могут заявить о том, что они готовы к переговорам по поводу заключения соглашения по обсуждаемым предложениям. Продолжительность процедуры переговоров не должна превышать девяти месяцев, кроме случаев, когда заинтересованные стороны и Комиссия не решат совместно о продлении этого срока. Социальные партнеры вправе принять решение о заключении соглашения на европейском уровне по любому вопросу, включая те, которые не подпадают под юрисдикцию институтов Сообщества. Комментаторы высказывают мнение, что в будущем такое право социальных партнеров может поставить под вопрос монополию Комиссии на законодательные инициативы1. Соглашения, заключенные на уровне Сообщества, осуществляются либо в соответствии с процедурой и практикой, определенными или свойственными социальным партнерам и государствам-членам, либо решением Совета по совместной просьбе сторон, по предложению Комиссии, если это касается вопросов, охватываемых ст. 2 Соглашения2. Ассоциации работодателей дали ясно понять, что они будут принимать участие только в ведении переговоров по соглашениям, которые будут инкорпорированы (оформлены) решениями Совета. Впрочем, многие уверены, что реально заключение коллективных Договоров на европейском уровне — дело отдаленного будущего или, по крайней мере, среднесрочной перспективы. Предстоит решить еще множество проблем. К примеру, европейские социальные партнеры получили полномочия, вступающие иногда в конкуренцию с полномочиями органов Сообщества, поскольку Соглашение признает их право нормотворчества посредством заключения коллективных договоров в рамках ЕС. Однако, кто фактически может выступать в качестве сторон таких соглашений, не определено. Комиссия приняла Европейскую конфедерацию профсоюзов как представителя европейских наемных работников, а Европейский союз конфедераций промышленности и предпринимателей и Европейский центр госпредприятий как представителей частного и государственного секторов промышленности в Европе. Но эта практика не имеет законного основания и ничто не может помешать другим созданным европейским ассоциациям наемных работников и работодателей выступать в качестве партнеров в социальном диалоге. Комиссия взяла на себя функции по выработке критериев представительности сторон на европейском уровне. Профсоюзы предлагают включать в социальный диалог и представителей отдельных отраслей экономики1.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.015 с.) |