Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая природа внешних сношений ЕС

Поиск

Европейские сообщества задумывались и создавались как международные институты, предназначенные главным образом для правового регулирования отношений между странами-членами, или, иными словами, для регулирования внутренних правоотношений Сообществ. Однако уже сама концепция экономической интеграции подразумевает наличие внешнего элемента, состоящего в необходимости правового регулирования внешних отношений не только каждой отдельно взятой страны — участницы Сообществ, но и внешних отношений Сообществ в целом или совместного регулирования внешних сношений Сообщества странами-участницами. Действительно, концепция рыночной экономической интеграции предусматривает последовательное развитие сотрудничества государств-участников от зоны свободной торговли через таможенный, экономический и валютный союзы, а также общий рынок к полной интеграции их экономик. Если зона свободной торговли касается лишь взаимоотношений участвующих государств, устанавливая их взэиме обязательства по снижению торговых барьеров, то таможенный союза и прочие формы экономической интеграции необходимо влекут за собой формирование единой внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам и их международным объединениям. Все это приводит к формированию особой группы правовых норм, регулирующих внешние связи экономического межгосударственного объединения, каким и видится Европейский Союз (ЕС).

Этот тезис можно проиллюстрировать соответствующими положениями из Римского договора 1957 г., приведшего к формированию Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и поныне представляющего собой важнейший источник права ЕС. В ст. 2 этого документа, формулирующей цели Сообщества, не содержится и какого-либо намека на особые внешние цели Сообществ. А вот среди средств, избранных государствами-членами для достижения целейЕС, отношениям с внешним по отношению к ЕС миром уделяется внимание. Так, п. "Ь" ст. 3 для достижения целей Сообщества предусматривает введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики (ОТП) по отношению к третьим странам. Об общей политике в области сельского хозяйства и в области транспорта говорится в п. "d", "e" той же статьи, правда, не упоминая при этом, в отличие от предыдущего случая, о том, что эта политика будет проводиться в отношении третьих стран. Наконец, в п. "k" ст. 3 в качестве средства достижения целей Сообщества указыва­ется ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию.

Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г. в ст. "В" установил, что целью ЕС, кроме прочего, является содействие ут­верждению его индивидуальности на международной арене, особенно путем осуществления общей внешней политики и общей по­литики безопасности, включая возможное оформление общей обо­ронительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны. Таким образом, Европейский Союз, в отличие от ЕЭС1, четко обозначил целью развитие политического сотрудничества государств-членов, включая их военно-политиче­ское сотрудничество. Положения о внешнеэкономических связях: как средстве достижения цели Союза были несколько изменены по срав­нению с текстом Римского договора. Согласно Единому Европейско­му Акту из п. "Ь" ст. 3 исключено упоминание о таможенном союзе и оставлено указание на общую торговую политику, п. "е" дополнен общей политикой в сферах сельского хозяйства и рыболовства, п. "f" (общая транспортная политика) и п. "г" (ассоциация с замор­скими странами) оставлены без изменений, кроме того, добавлены п. "1" — о повышении конкурентоспособности промышленности Со­общества, что подразумевает, видимо, повышение ее конкуренто­способности на мировых рынках, и п. "q" — о политике сотрудни­чества в содействии развитию. Эти изменения свидетельствуют о том, что в Маастрихтском договоре учтены тенденции внешнеэко­номической политики ЕС, сформировавшиеся в последние десяти­летия. Она выглядит более единой и распространяется на новые сферы экономической деятельности государств-членов.

Можно следующим образом систематизировать положения Римского договора 1957 г., в которых получили более детальную формулировку общие положения, установленные в ст. 3 Римского договора 1957 г. В ст. НО, 112, 113, П5 Маастрихтского договора урегулированы вопросы осуществления общей торговой политики (ОТП). В ст. НО в весьма осторожной форме сформулировано поло­жение о том, что учреждение таможенного союза стран-участниц ведет не к их изолированности от внешнего мира, а, наоборот, должно содействовать гармоничному развитию мировой торговли, прогрессирующему устранению ограничений в международной торговле и снижению таможенных барьеров. Статья 11-2 стремится гармонизировать обязательства по Римскому договору в области регулирования экспорта странами-членами с обязательствами, вытекающими из членства в других международных организациях. В ст. 113 устанавливается, что ОТП ЕС будет основываться на единых принципах. В ст. 115 упорядочивается применение защитных мер государствами-членами в процессе реализации ОТП.

Следующая группа норм содержится в ст. 238 Римского договора. Она касается порядка заключения соглашений об учреждении ассоциации с одним или более государствами, или международными организациями. Упоминание о такого рода соглашениях содержится также в ст. 227, а ст. 228 конкретизирует порядок заключения упомянутых соглашений.

В ст. 229—231 устанавливается порядок и характер отношений ЕС с другими международными организациями, при этом конкретно упоминаются ООН, ее специализированные учреждения, ГАТТ, Совет Европы, ОЭСР.

Маастрихтский договор внес две крупнейшие новеллы в право внешних сношений ЕС. Во-первых, в разделе 5 содержатся положения об общей внешней политике и политике безопасности (ОВППБ), включая цели ОВППБ, вытекающие из них обязательства государств-членов, в том числе касающиеся деятельности в иных международных организациях, а также процедура принятия совместных действий в данной сфере. Кроме того, указанным договором в Римский договор была включена ст. 228а, предусматривающая порядок применения совместных экономических санкций в рамках согласованной позиции или совместных действий по вопросам ОВППБ. Во-вторых, данным актом в Римский договор были внесены также ст. 130и — 130у, регулирующие политику сотрудничества в целях содействия развитию развивающихся стран, особенно находящихся в наиболее неблагоприятных условиях. Данные нормы определяют цели и принципы данной политики, средства ее осуществления.

Итак, из приведенного перечня норм договора о Европейском Союзе видно, что учредительные акты ЕС регулируют достаточно широкий круг вопросов внешних связей Союза. Они устанавливают следующую систему внешних отношений Союза: 1. Отношения с другими государствами в процессе реализации общей торговой политики; 2. Отношения с иными развивающимися странами в рамках политики в целях содействия развитию, включая их отношения со странами (бывшими колониями), имеющими традиционно тес­ные связи с рядом государств — членов ЕС; 3. Отношения с други­ми международными организациями; 4. Отношения с другими госу­дарствами и международными организациями в рамках реализа­ции общей внешней политики и политики безопасности.

С точки зрения характера правового регулирования внешних связей Союза соответствующие нормы права Сообщества можно также разделить на четыре большие группы, соответственно пред­мету их правового регулирования: 1. Правовые нормы, регулирую­щие функционирование таможенного союза (право таможенного союза ЕС); 2. Правовые нормы, регулирующие осуществление ОТП (право международной недобросовестной коммерческой практики, право экспорта и импорта Союза); 3. Правовые нормы, регулирую­щие торговые отношения ЕС (договорное право Союза); 4. Право­вые нормы, регулирующие ОВППБ Союза (право международной безопасности Союза).

Все это позволяет ввести в научный оборот термин "право внеш­них сношений ЕС", поскольку с включением в его состав норм, ре­гулирующих внешнеполитическое вопросы и вопросы безопасно­сти, этот правовой комплекс не сводится лишь к регулированию внешнеэкономических связей ЕС. Наоборот, по своему охвату он начинает приближаться к внутреннему праву государств, регули­рующему соответствующие вопросы.

В литературе, посвященной правовому регулированию внеш­них связей ЕС, как правило, вопрос о характере права внешних сношений Союза обходится молчанием1. Из приведенного выше опи­сания структуры этого института права Сообщества можно заклю­чить, что его нормы имеют сложную юридическую природу. Часть из них являются международно-правовыми обязательствами госу­дарств — членов ЕС (нормы учредительных актов ЕС), другие пред­ставляют из себя нормы вторичного права ЕС (нормы актов Сооб­щества — регламенты, директивы и т. д.), наконец, имеются меж­дународно-правовые обязательства Союза в целом как субъекта международного права (нормы международных договоров ЕС). Нель­зя игнорировать и решения Европейского суда, имеющие целью откорректировать правоприменительную практику в этой области. Очевидно, что по своей юридической природе все перечисленные виды норм имеют международно-правовой характер, однако эта Констатация не облегчает задачу их ясной систематизации. Нельзя согласиться с попытками определить эту группу международно-правовых норм как внутриотраслевой институт права международных организаций2, поскольку, несмотря на их новаторский характер и соответствующее этому важное международно-правовые значение, с точки зрения юридико-технической (источники, характер и предмет правового регулирования, сфера действия), они, по всей видимости, являются составной частью права Сообщества, которое представляет собой сложный и комплексный экономико-юридический феномен современных международных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.008 с.)