Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая природа внешних сношений ЕССодержание книги
Поиск на нашем сайте
Европейские сообщества задумывались и создавались как международные институты, предназначенные главным образом для правового регулирования отношений между странами-членами, или, иными словами, для регулирования внутренних правоотношений Сообществ. Однако уже сама концепция экономической интеграции подразумевает наличие внешнего элемента, состоящего в необходимости правового регулирования внешних отношений не только каждой отдельно взятой страны — участницы Сообществ, но и внешних отношений Сообществ в целом или совместного регулирования внешних сношений Сообщества странами-участницами. Действительно, концепция рыночной экономической интеграции предусматривает последовательное развитие сотрудничества государств-участников от зоны свободной торговли через таможенный, экономический и валютный союзы, а также общий рынок к полной интеграции их экономик. Если зона свободной торговли касается лишь взаимоотношений участвующих государств, устанавливая их взэиме обязательства по снижению торговых барьеров, то таможенный союза и прочие формы экономической интеграции необходимо влекут за собой формирование единой внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам и их международным объединениям. Все это приводит к формированию особой группы правовых норм, регулирующих внешние связи экономического межгосударственного объединения, каким и видится Европейский Союз (ЕС). Этот тезис можно проиллюстрировать соответствующими положениями из Римского договора 1957 г., приведшего к формированию Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и поныне представляющего собой важнейший источник права ЕС. В ст. 2 этого документа, формулирующей цели Сообщества, не содержится и какого-либо намека на особые внешние цели Сообществ. А вот среди средств, избранных государствами-членами для достижения целейЕС, отношениям с внешним по отношению к ЕС миром уделяется внимание. Так, п. "Ь" ст. 3 для достижения целей Сообщества предусматривает введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики (ОТП) по отношению к третьим странам. Об общей политике в области сельского хозяйства и в области транспорта говорится в п. "d", "e" той же статьи, правда, не упоминая при этом, в отличие от предыдущего случая, о том, что эта политика будет проводиться в отношении третьих стран. Наконец, в п. "k" ст. 3 в качестве средства достижения целей Сообщества указывается ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию. Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г. в ст. "В" установил, что целью ЕС, кроме прочего, является содействие утверждению его индивидуальности на международной арене, особенно путем осуществления общей внешней политики и общей политики безопасности, включая возможное оформление общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны. Таким образом, Европейский Союз, в отличие от ЕЭС1, четко обозначил целью развитие политического сотрудничества государств-членов, включая их военно-политическое сотрудничество. Положения о внешнеэкономических связях: как средстве достижения цели Союза были несколько изменены по сравнению с текстом Римского договора. Согласно Единому Европейскому Акту из п. "Ь" ст. 3 исключено упоминание о таможенном союзе и оставлено указание на общую торговую политику, п. "е" дополнен общей политикой в сферах сельского хозяйства и рыболовства, п. "f" (общая транспортная политика) и п. "г" (ассоциация с заморскими странами) оставлены без изменений, кроме того, добавлены п. "1" — о повышении конкурентоспособности промышленности Сообщества, что подразумевает, видимо, повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках, и п. "q" — о политике сотрудничества в содействии развитию. Эти изменения свидетельствуют о том, что в Маастрихтском договоре учтены тенденции внешнеэкономической политики ЕС, сформировавшиеся в последние десятилетия. Она выглядит более единой и распространяется на новые сферы экономической деятельности государств-членов. Можно следующим образом систематизировать положения Римского договора 1957 г., в которых получили более детальную формулировку общие положения, установленные в ст. 3 Римского договора 1957 г. В ст. НО, 112, 113, П5 Маастрихтского договора урегулированы вопросы осуществления общей торговой политики (ОТП). В ст. НО в весьма осторожной форме сформулировано положение о том, что учреждение таможенного союза стран-участниц ведет не к их изолированности от внешнего мира, а, наоборот, должно содействовать гармоничному развитию мировой торговли, прогрессирующему устранению ограничений в международной торговле и снижению таможенных барьеров. Статья 11-2 стремится гармонизировать обязательства по Римскому договору в области регулирования экспорта странами-членами с обязательствами, вытекающими из членства в других международных организациях. В ст. 113 устанавливается, что ОТП ЕС будет основываться на единых принципах. В ст. 115 упорядочивается применение защитных мер государствами-членами в процессе реализации ОТП. Следующая группа норм содержится в ст. 238 Римского договора. Она касается порядка заключения соглашений об учреждении ассоциации с одним или более государствами, или международными организациями. Упоминание о такого рода соглашениях содержится также в ст. 227, а ст. 228 конкретизирует порядок заключения упомянутых соглашений. В ст. 229—231 устанавливается порядок и характер отношений ЕС с другими международными организациями, при этом конкретно упоминаются ООН, ее специализированные учреждения, ГАТТ, Совет Европы, ОЭСР. Маастрихтский договор внес две крупнейшие новеллы в право внешних сношений ЕС. Во-первых, в разделе 5 содержатся положения об общей внешней политике и политике безопасности (ОВППБ), включая цели ОВППБ, вытекающие из них обязательства государств-членов, в том числе касающиеся деятельности в иных международных организациях, а также процедура принятия совместных действий в данной сфере. Кроме того, указанным договором в Римский договор была включена ст. 228а, предусматривающая порядок применения совместных экономических санкций в рамках согласованной позиции или совместных действий по вопросам ОВППБ. Во-вторых, данным актом в Римский договор были внесены также ст. 130и — 130у, регулирующие политику сотрудничества в целях содействия развитию развивающихся стран, особенно находящихся в наиболее неблагоприятных условиях. Данные нормы определяют цели и принципы данной политики, средства ее осуществления. Итак, из приведенного перечня норм договора о Европейском Союзе видно, что учредительные акты ЕС регулируют достаточно широкий круг вопросов внешних связей Союза. Они устанавливают следующую систему внешних отношений Союза: 1. Отношения с другими государствами в процессе реализации общей торговой политики; 2. Отношения с иными развивающимися странами в рамках политики в целях содействия развитию, включая их отношения со странами (бывшими колониями), имеющими традиционно тесные связи с рядом государств — членов ЕС; 3. Отношения с другими международными организациями; 4. Отношения с другими государствами и международными организациями в рамках реализации общей внешней политики и политики безопасности. С точки зрения характера правового регулирования внешних связей Союза соответствующие нормы права Сообщества можно также разделить на четыре большие группы, соответственно предмету их правового регулирования: 1. Правовые нормы, регулирующие функционирование таможенного союза (право таможенного союза ЕС); 2. Правовые нормы, регулирующие осуществление ОТП (право международной недобросовестной коммерческой практики, право экспорта и импорта Союза); 3. Правовые нормы, регулирующие торговые отношения ЕС (договорное право Союза); 4. Правовые нормы, регулирующие ОВППБ Союза (право международной безопасности Союза). Все это позволяет ввести в научный оборот термин "право внешних сношений ЕС", поскольку с включением в его состав норм, регулирующих внешнеполитическое вопросы и вопросы безопасности, этот правовой комплекс не сводится лишь к регулированию внешнеэкономических связей ЕС. Наоборот, по своему охвату он начинает приближаться к внутреннему праву государств, регулирующему соответствующие вопросы. В литературе, посвященной правовому регулированию внешних связей ЕС, как правило, вопрос о характере права внешних сношений Союза обходится молчанием1. Из приведенного выше описания структуры этого института права Сообщества можно заключить, что его нормы имеют сложную юридическую природу. Часть из них являются международно-правовыми обязательствами государств — членов ЕС (нормы учредительных актов ЕС), другие представляют из себя нормы вторичного права ЕС (нормы актов Сообщества — регламенты, директивы и т. д.), наконец, имеются международно-правовые обязательства Союза в целом как субъекта международного права (нормы международных договоров ЕС). Нельзя игнорировать и решения Европейского суда, имеющие целью откорректировать правоприменительную практику в этой области. Очевидно, что по своей юридической природе все перечисленные виды норм имеют международно-правовой характер, однако эта Констатация не облегчает задачу их ясной систематизации. Нельзя согласиться с попытками определить эту группу международно-правовых норм как внутриотраслевой институт права международных организаций2, поскольку, несмотря на их новаторский характер и соответствующее этому важное международно-правовые значение, с точки зрения юридико-технической (источники, характер и предмет правового регулирования, сфера действия), они, по всей видимости, являются составной частью права Сообщества, которое представляет собой сложный и комплексный экономико-юридический феномен современных международных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.008 с.) |