Цели и критерии социально-экономического развития региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и критерии социально-экономического развития региона



В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсо лютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
  • величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода [2].

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

  • национальный доход на душу населения;
  • уровень потребления отдельных материальных благ;
  • степень дифференциации доходов;
  • продолжительность жизни;
  • уровень физического здоровья;
  • уровень образования;
  • степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • расширение существующего бизнеса;
  • развитие малого бизнеса;
  • развитие центра города;
  • развитие промышленности;
  • развитие сферы услуг;
  • повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

  • ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
  • средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
  • продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
  • уровень образования;
  • уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
  • уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
  • состояние окружающей среды;
  • равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
  • обогащение культурной жизни людей.

 

Основные показатели социально-экономического положения региона. Кратко!

Региональная ситуация

параметр оценка
динамика произв-ва Оценив-ся индексами физич-го объема промыш-ой прод-ции
ситуация на рынке труда Оценив-ся ур-ем безработицы, коэф-том напряженности рынка труда,ур-нем средней з/п
Инвестиц-ая активность Хар-уется динамикой объема капит-ых вложений
Внешнеэк-ая деят-ть Оценив-ся стр-рой экспортно-импортных операций,в т.ч. в расчете на душу нас-ия региона
Социальная ситуация
Ур-нь жизни населения отношение среднедушевых расходов нас-ия к величине прожиточного минимума(т.е. покуп-ной способн.доходов)
Ур-нь бедности удельный вес семей наход-ся ниже ур-ня бедности
миграционная ситуация Соотн-ие м/у числом въехавших и выехавших из региона за опред-ый период
Соц-ая напряженность степень недовольства нас-ия сложившейся ситуацией и предрасположенность к различным формам открытого протеста
Финансовая ситуация
состояние гос-ых финансов - отражается бюдж-ой обеспеч-тью региона-соотн.м/у его расходами и налоговым потенциалом;- соотн задолжен по долговым обязат-ам регионов и сумме собств-ых доходов региона
Корпорат-ые финансы (предпр) -объем дебит-ой задолж-ти;-объем кред-ой задолж-ти;-доля просроченной задолж-ти в общей ее сумме;-соотн дебит-ой и кред-ой задолж-ти;-размер просроченной задолж-ти по выплатам з/п;-задолж-ть по поглощению банк-их кредитов;-средний ур-нь рентаб-ти произв-ва.
финансы нас-ия -ур-нь и стр-ра доходов и расходов;-ст-мость набора из 19 важн-их продуктов питания и доля этой ст-ти в доходе на 1 чел-ка.
Экологическая ситуация
Состояние прир-ой среды с точки зрения ее воздействия на нас-ие и хоз-во
Социальная напряженность
Степень недовольства нас-ия слож-ейся ситуацией и предраспол-сть к разл формам открытого протеста


29. Миссия социально-экономического развития региона.

Миссия и стратегические цели федеральной политики регионального развития (Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации)

Миссией политики регионального развития Российской Федерации является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью:

· повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;

· обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;

· усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой - провести комплекс мер по снижению уровня бедности.

 

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:

2.2.1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели направлено:

- Прежде всего, на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

- На развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

- На формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно-емких секторах экономики;

- На обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов»

2.2.2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

- Обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

- Устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

- Устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.

 

2.2.3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения:

- Обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста

- Создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;

- Содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

- Реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;

- Повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 3273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.015 с.)