Источники финансирования инвестиций бывают внутренние и внешние, собственные и привлеченные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники финансирования инвестиций бывают внутренние и внешние, собственные и привлеченные.




К внутренним источникам относиться та часть личного или общественного дохода, которая не расходуется на текущее потребление.
К внешним обычно относятся международные инвестиции; они могут быть реальными или портфельными. Иногда реальные инвестиции называют прямыми, т.е. позволяющими полностью контролировать пакет ценных бумаг или иметь решающее право собственности на основные средства.
К собственным источникам относятся: прибыль, амортизация основных производств и нематериальных активов, доход от эмиссии ценных бумаг.
Привлеченные средства: кредиты банков, заемные средства других организаций или физических лиц, средства бюджетов и внебюджетных фондов; облигационные займы.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор заинтересован в минимизации риска. Различают стратегических и портфельных инвесторов.

Различают следующие виды инвесторов:

1. Индивидуальные (частные) инвесторы (вкладывают собственный капитал в инвестиционные проекты).

2. Корпоративные инвесторы (юридические лица, направляющие свои или заемные средства, как правило, в расширение собственной материально-технической базы).

3. Институциональные (портфельные) инвесторы (аккумулируют собственные или привлеченные средства для управления и вложения их в ценные бумаги или другие финансовые инструменты). К ним относят: инвестиционные, венчурные, страховые, пенсионные фонды. Институциональные инвесторы активно участвуют в управлении инвестициями. Например венчурные инвесторы носят рисковый характер, поэтому финансовый контроль над реализацией инновационных проектов начинается со стартовой фазы (start-up) и до окончательного результата. Но в органы управления компании – инноватора инвестор, как правило, не входит. В США, Великобритании, Германии институциональными инвесторами в числе других являются коммерческие банки, во Франции – инвестиционные компании совместные фонды вкладов.

4. Стратегические инвесторы (крупные государственные предприятия или частные компании, холдинги, финансово-промышленные группы, стремящиеся значительно расширить сферы своей деятельности). Как правило, стратегический инвестор предпочитает полный контроль над структурами, входящими в сферу его интересов.

Инвестиции позволяют решать следующие задачи:

• Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
• Приобретение новых предприятий;
• Диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

Существуют различные подходы к классификации инвестиций в зависимости от классификационного признака:

1. По объекту инвестирования:

• Реальные инвестиции - это, как правило, долгосрочное вложение средств в отрасли материальной среды для производства какой-либо продукции.
• Финансовые инвестиции (операции с ценными бумагами) — вложения в финансовые инструменты, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, активы других предприятий.
• Спекулятивные инвестиции – покупка активов исключительно ради возможного изменения цены (валюты, драгоценных металлов и т.д.)
• Интеллектуальные инвестиции — это вложения в научные разработки, ноу-хау и т.п.

2. По основным целям инвестирования:

• Прямые инвестиции - те инвестиции, которые сделаны юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.
• Портфельные инвестиции - покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия.

3. По срокам вложения:

• Краткосрочные - вложения в оборотные средства: товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.
• Долгосрочные – вложения в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы. Они связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы

4. По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

• Частные
• Государственные
• Иностранные – занимают особое место в мировой экономике.
• Смешанные

5. По региональному признаку инвестиции подразделяют на инвестиции за рубежом и инвестиции внутри страны.

6. По характеру участия различают непрямые (предполагается наличие посредника) и прямые инвестиции (прямое вложение средств в материальный объект).

Методы финансирования инвестиционной деятельности:

Самофинансирование предусматривает осуществление инвестирования за счет собственных средств. Разрешенные в настоящее время к применению методы начисления и использования амортизации в сочетании с изменениями законодательства в части использования прибыли для развития производства, превращают самофинансирование в заметный источник финансирования инвестиционных проектов по обновлению и техническому перевооружению действующего производства. Для придания самофинансированию такого значения в процессе развития следовало бы изменить периодичность переоценки основных фондов, включая решение данного вопроса в компетенцию предприятий. Следует иметь в виду, что в условиях высоких темпов инфляции при сложившейся системе переоценки основных фондов происходит обесценение этого источника.

Привлечение капитала посредством эмиссии акций как метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных проектов.

Кредитное финансирование применяется, как правило, при инвестировании в быстрореализуемые и высокоэффективные проекты.

Финансовый (инвестиционный) лизинг, являющийся разновидностью кредита, нов материально-вещественной форме, используется по той же причине, что и кредитное финансирование. В отечественных условиях его распространяют лишь на движимое имущество.

Смешанное финансирование основывается на различных комбинациях перечисленных методов и может быть использовано всех форм инвестирования.

Для обоснования целесообразности применения каждого метода в конкретных экономических условиях, сложившихся на микро- и макроуровне, необходим специфический методический инструментарий.

Для самофинансирования – это методы расчета амортизации, в том числе методы ускоренной амортизации, методические предпосылки сокращения инфляционного обесценения амортизации; для кредитного финансирования – методы оценки (обоснования) верхнего предела цены кредита, методы построения кредитных линий и схем возврата долга и процентов; для смешанного финансирования – методы оптимизации источников финансирования.

Используемые в конкретных условиях методы должны обеспечить решение следующих задач:

1. Надежности финансирования в соответствии с графиком реализации инвестиционного проекта на протяжении всех его фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.

2. Минимизации инвестиционных издержек в экономически целесообразных границах и роста дохода на собственный капитал. 3. Финансовая устойчивость проекта и предприятия, где он реализуется.

Саамы распространенным в условиях становления и развития фондового и финансового рынков становится смешанный метод финансирования. В отечественной литературе этот метод описан в самой общей форме, поэтому есть смысл остановится подробно на методических вопросах, возникающих при его использовании.

Функция инвестиций

Простейшая функция инвестиций имеет вид:

I = e-dR,

где I — автономные инвестиционные расходы; e — автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.); d — эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента; R — реальная ставка процента.

Графически функция инвестиций выглядит следующим образом (Рис. 1). Она иллюстрирует обратную зависимость объема инвестиций от ставки процента.

В отличие от сбережений инвестиции подвержены постоянной динамике. К факторам, определяющим динамику инвестиций, относят:

1) ожидаемая норма чистой прибыли;

2) реальная ставка процента;

3) уровень налогообложения;

4) изменения в технологии производства;

5) наличный основной капитал;

6) экономические ожидания;

7) динамика совокупного дохода.

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Так как инвестиции финансируются из предпринимательской прибыли, а последняя увеличивается с ростом совокупного дохода Y, то и инвестиции увеличиваются с ростом Y. При этом с ростом совокупного дохода возрастают не только собственно производственные инвестиции, но и инвестиции в товарно-материальные запасы и в жилищное строительство, так как на подъеме экономики увеличиваются стимулы к пополнению истощившихся запасов капитала и повышается спрос на жилые дома.

Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции:

I = e — dR + γY,

где γ- предельная склонность к инвестированию; Y — совокупный доход.

Предельная склонность к инвестированию — доля прироста расходов на инвестиции в любом изменении дохода:

∆ I

γ = ———

∆Y

где ∆ I — изменение величины инвестиций; ∆Y — изменение дохода.

Основные факторы нестабильности инвестиций:

1) продолжительные сроки службы оборудования;

2) нерегулярность инноваций;

3) изменчивость экономических ожиданий;

4) циклические колебания ВВП.

Предельная эффективность капитала. Кейнс дает ей следующее определение:

“...я определяю предельную эффективность капитала как величину, равную той учетной ставке, которая уравняла бы суммарную дисконтированную стоимость годовых доходов, ожидаемых от использования капитального имущества в течение срока его службы, с ценой его предложения”.

Предельная эффективность капитала является, таким образом, дисконтированной стоимостью годовых доходов, ожидаемых от использования нового капитального имущества, с чем связаны два ее отличия от понятия предельной производительности, используемого классической теорией инвестиций. С одной стороны, ожидаемые доходы, как и все прочие величины, измеряются деньгами, тогда как предельная производительность капитала исчисляется в натуральном выражении. С другой стороны, предельная эффективность капитала является величиной, ожидаемой предпринимателями, в отличие от предельной производительности капитала, являющейся величиной наблюдаемой. Именно это обстоятельство подчеркивал Кейнс.

“Читатель должен заметить, что предельная эффективность капитала определяется здесь с точки зрения ожидаемого дохода и текущей цены предложения капитального имущества. Она зависит от нормы дохода, которую рассчитывают получить, вкладывая деньги во вновь произведенное имущество, а не от ретроспективной оценки того, что принесло инвестирование в отношении к его первоначальной стоимости по данным на конец срока службы имущества”.

Чем определяется предельная эффективность нового капитала? С одной стороны, уровнем инвестиций: в условиях существования многочисленных инвестиционных проектов конкуренция на рынках благ, производство которых они увеличивают, приводит к снижению величины ожидаемого дохода, а в результате конкуренции на рынках необходимых для реализации инвестиционных проектов ресурсов определяются издержки производства (цена предложения). Оба этих фактора приводят к снижению предельной эффективности капитала, являющейся, таким образом, убывающей функцией уровня инвестиций. С другой стороны, положение этой кривой зависит от факторов, учитываемых при долгосрочных прогнозах, поскольку предельная эффективность капитала определяется ожиданиями предприятий. Здесь мы вновь встречаемся с упомянутыми выше элементами при обосновании автономности инвестиций по отношению к величинам текущего периода: наилучшим является “состояние уверенности”, основанное на “системе взаимно разделяемых условностей”, и чем дальше вправо сдвигается кривая предельной эффективности капитала, тем, при прочих равных условиях, благоприятнее инвестиционный климат.

На полученной суммированием функций индивидуальных инвестиций кривой предельной эффективности капитала находятся все возможные точки равновесия предприятий; но она одна не позволяет определить равновесный уровень совокупных инвестиций.

Должен быть учтен еще один фактор: норма процента. Влияние последней станет понятным, если мы вернемся на уровень предприятия. Если оно должно финансировать некоторый инвестиционный проект на основе займа, то положительное решение будет принято только в том случае, когда предельная эффективность проекта (т.е. ожидаемая норма отдачи от его реализации) превышает или равна норме процента (т.е. издержкам его финансирования).

Предприятие, следовательно, увеличивает объем инвестиций (предельная эффективность которых падает по мере их роста) до тех пор, пока эти величины не станут равными. Возможен другой случай, когда предприятие располагает собственными средствами (источником которых, например, является накопленная прибыль), достаточными для самостоятельного финансирования инвестиционного проекта. Положительное решение по инвестированию проекта будет принято таким предприятием только если предельная эффективность этого проекта будет больше или равна проценту, которую оно может получить, давая свои средства взаймы на тот же срок на финансовом рынке. В обоих случаях точка равновесия предприятия расположена на пересечении убывающей кривой предельной эффективности капитала и горизонтальной прямой, соответствующей норме процента на финансовом рынке.

Затем результаты этого анализа переносятся на макроуровень.

“Другими словами, величина инвестиций растет до тех пор, пока предельная эффективность совокупного капитала не снизится до рыночной нормы процента”).

График иллюстрирует определение уровня совокупных инвестиций.

Функция инвестиций. Понятие предельной эффективности. Кратко!

Инвестиции – это расходование в наст.время ден. или др.средств в ожидании получения будущих выгод. Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Инвестиции на макроуровне являются основой:

• для осуществления политики расширенного воспроизводства;

• для ускорения НТП, улучш. качества и обеспечения конк-ти отеч. продукции;

• для структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;

• для создания необходимой сырьевой базы промышленности;

• для гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальных проблем;

• для смягчения или решения проблемы безработицы;

• для охраны природной среды;

• для конверсии военно – промышленного комплекса;

• для обеспечения обороноспособности гос-ва и решения многих других проблем.

на микроуровне они необходимы для достижения следующих целей:

• расширения и развития производства;

• недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов;

• повышения технического уровня производства;

• повышения качества и обеспечения конк-ти продукции предприятия;

• осуществления природоохранных мероприятий;

• приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.

Функ-я предель. эффектив-ти и инвестиц. функ-я тесно взаимосвязаны. Их различие имеет сущ. знач.

Строго говоря, инвест. функцию по ставке процента нельзя свести к шкале предель. эффект-ти капитала.Предел. эффект-ть капитала, исчисленная как отнош-е дисконтированного дохода к стоимости капиталь. оборудов-я, всегда зависит от доминирующей в данное время ставки процента. Но инвестиц. функция эластична по ставке процента далеко не всегда. Очевидно, что это – две нетождественные ф-ии. Предель. эффект-ть инвестиций неизменно убывает по мере роста инвестиций, однако рост инвест. по мере снижения ставки процента не носит неизменного хар-ра. Инвестиц. ф-ия по ставке процента в области низ. знач. ставки процента может стать неэластичной и приобрести форму, близкую к вертик. линии. Предельная эффектив-ть инвестиций (r) – норма дохода на первоначальную сумму денег, израсходованную для покупки добавочной единицы капитальных благ.


16. Политика цен: определение и основные характеристики.

Ценова́я поли́тика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.

Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен.

Ценовая политика фирмы

Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает Ценовую стратегию и тактику ценообразования. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии (матрица Ансоффа, матрица БКГ, матрица Портера). Также в рамках ценовой стратегии выбираются используемые методики определения (установления) цены, а также формы ценовой дискриминации[1].

В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей.

В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой — способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.

Определение политики ценообразования базируется на основе следующих вопросов:

  • какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;
  • как влияет на объем продаж изменение цены;
  • каковы составляющие компоненты издержек;
  • каков характер конкуренции в сегменте рынка;
  • каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;
  • какую скидку можно предоставить покупателям;
  • повлияют ли на увеличение объема продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.

Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьёзного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

С помощью различных методов ценообразования устанавливают конкретную цену в зависимости от определенных обстоятельств или поставленных целей. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые варианты расчета цен. В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:

  • обеспечение выживаемости фирмы;
  • максимизация текущей прибыли;
  • завоевание лидерства по показателю «доля рынка»;
  • завоевание лидерства по показателю «качество продукции»;
  • политика «снятия сливок»;
  • краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции.

При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.046 с.)