Инфляция. Формы и последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция. Формы и последствия.



Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение и перераспределение общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, между общественными классами и группами населения в пользу имущих классов.

Как экономический термин инфляция стала применяться во 2-й половине 19 в. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. Но широкое распространение инфляция получила лишь в 20 в. Само же явление инфляции столь же древне, как и номинальные денежные знаки, с которыми она неразрывно связана.

В докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в монетной форме - чеканка властями (и незаконная чеканка частными лицами - фальшивомонетчиками) неполноценных (по весу и качеству металла) монет или выпуск в обращение медных монет взамен серебряных при сохранении их прежнего номинала. Такая инфляция приводила к обесцениванию монет, вызывала падение реальной ценности денежных доходов, расстройство процесса обмена (например, сокращение или прекращение подвоза продуктов крестьянами в города). Всё это побуждало власти принимать меры к урегулированию денежного обращения путём изъятия из оборота излишних медных денег либо понижением их номинальной стоимости.

С появлением бумажных денежных знаков монетноденежная инфляция уступает место бумажноденежной. В 18 - 19 вв. и в начале 20 в. до 1-й мировой войны 1914 - 1918 такая инфляция наблюдалась в отдельных капиталистических странах в различные периоды. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару - золоту, а также ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохранившей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей мере.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения. В то же время инфляция выгодна экспортерам, должникам, возвращающим долг в неиндексированном размере, банкам, выплачивающим низкие проценты по вкладам, государству, сохраняющему уровень выплат без учета роста цен.

Различают следующие формы и виды проявления инфляции:

административная инфляция - инфляция, порожденная "административно" управляемыми ценами;

галопирующая инфляция - инфляция в виде скачкообразного роста цен;

гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен;

инфляция встроенная - характеризуемая средним уровнем за определенный период времени;

инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию;

импортируемая инфляция - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

индуцированная инфляция - инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов;

кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;

непредвиденная инфляция - уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;

ожидаемая инфляция - предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода;

открытая инфляция - инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне (в этой ситуации происходит "вымывание" товаров на открытых рынках и переток их на теневые, "черные" рынки, где цены растут);

ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен;

 инфляция спроса, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.

Таким образом, причины инфляции:

 дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются государственные ценные бумаги или бумажные деньги;

 высокий уровень непроизводственных расходов государства, приводящий к затратам человеческого труда, которые не оборачиваются увеличением выпуска потребительских благ;

 товарный дефицит, приводящий к отрыву спроса от предложения;

 монопольное положение некоторых производителей, позволяющее им повышать цены на свою продукцию;

 отрыв роста заработной платы от роста производительности труда.

Инфляция. Формы и последствия. Кратко!

Инфляция — это устойчивый рост общего уровня цен, сопровождающий-ся процессом обесценивания денег, т.е. снижением их покупательной способности. Процесс противоположный инфляции – дефляция.

Основ. причина- несоответствие совокуп. спроса совокуп предлж-ю. Причины: нет баланса между гос расходоми и гос доходами, избыточное инвестирование, изменение курса валюты.

В экономике выделяют 2 основ. формы инфляции- спроса (тзбыточ. рост денеж. доходов населения, предприятий, гос-ва, и роста на этой основе совокуп. спрса) и издержек(рос цен вслед-е увелич-я издержек произ-ва).

В зависимости от степени гос. вмешательства в сферу товарно-денежных отношений инфляция может быть в явной форме – открытая или в виде скрытой инфляции.

Открытая инф проявл. в виде соответствующего роста уровня цен.

Скрытая инфляция- возник. в результате фиксирования гос-ом цен, выражается в виде товар. дефицита и сниж. качества продукции;

В зависимости от темпов роста цен различают:

умеренную (ползучую) для кот. хар-ны относительно невыс. темпы роста цен (до 10%), такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рын. экон.;

галопирующую инфляцию (скачущую) – от 10% до 30% в месяц; гиперинфляцию, ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%. В завис. от способности гос-ва управлять инфляц. процессом возникает управляемая или неуправляемая инфляция.

В завис. от степени адаптации экономики к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно при соответствующих изменения прочих макроэкон. показателей. В зав-ти от масштабов распространения различ. региональную, национальную и мировую.

Последствия инфляции неоднозначны

К негатив. последствиям инфляционных процессов, особенно в результате непредвиденного роста цен, относят: сниж. реаль. доходов насел. и их перераспред-е; обесценение сбережений населения; снижение стимулов к инвестициям; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; усиление диспропорций между отраслями экономики (особенно между производством и сельс

ким хозяйством); снижение мотивов к трудовой деятельности.

Многие экономисты придерживаются мнения, что незначительная инфляция по темпам (при ежегодном повышении цен на 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.


12. Формы и методы государственного регулирования экономики.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики образуют так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности.

Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т. д.

Одними из характерных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом являются лицензирование и система налогообложения.

Формы и методы гос.регулирования экономики. Кратко!

Гос.регулирование – воздей-е гос-ва на деят-сть субъектов хозяйствования и рын. ситуацию в целях обеспеч-я нормаль. усл. функц-ния и развития экон.

Основными целями гос вмешательства в экономику, явл – стимулирование экономического роста, – достижение соответствующего уровня занятости, – стабильность цен, – справедливое распределение доходов, – оптимизация отраслевой и региональной структур. Методы гос воздействия на экономику:

1. косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования:

- бюджетно-налоговая политика (установление нал ставок и предоставление налоговых льгот);

- амортизационная политика (установление нормы амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация);

- кредитно-денежная политика (регулирование учетной ставки, осуществляемое ЦБ; установление и изменение размеров min резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в ЦБ и т.п.);

- таможенную политику (установление экспортно-импортных тамож пошлин).

2. прямое государственное финансовое регулирование.Целевое финансир-е и гос. закупки.

3. методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для гос нужд, квотирование и лицензирование).

4. государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству)

5. Программно-целевые методы гос регулирования экономики(?) Долгосрочн,среднесрочн,краткосрочн программы.

Для эффективной реализации эк. политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер гос. воздействия на экономику

Гос.регулирование рынка:

Антимонопольная политика предусматривает установление законодательных ограничений (включая полные запреты), касающихся различных видов монополистического поведения субъектов рынка, контроль слияний и поглощений фирм, ценовую политику.

Поддержка конкуренции разработку и принятие соответствующих нормативных актов;

– формирование системы специализированных государственных органов;

– экономические методы стимулирования конкуренции;

– политику поддержки предпринимательства.


13. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.015 с.)