Законодательные органы власти РФ, их структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные органы власти РФ, их структура и функции



В Конституции РФ сказано, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Гос. Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Гос. Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов.Это утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Федеральное Собрание исполняет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой.

К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами федерации;

б) утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории;д) назначение выборов Президента;е) отрешение Президента от должности;ж) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;б) решение вопроса о доверии Правительству; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, половины состава ее аудиторов и Уполномоченного по правам человека ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Законодательная власть. Кратко!

Законодательная власть — это делегированная государственная власть народом своим представителям, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов. Законодательная власть РФ состоит из: 1. Федеральное собрание РФ в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации

2. Парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации.

3. Законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.).

Гос.Дума избирается сроком на 4 года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Гос.Думы устанавливается федеральными законами. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом назначает выборы Гос.Думы. Гос. Гос.Дума собирается на первое заседание на 30 день после избрания. Первое заседание Гос.Думы открывает старейший по возрасту депутат.С момента начала работы Гос.Думы нового созыва полномочия Гос.Думы прежнего созыва прекращаются.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Гос.Дума избирает из своего состава Председателя Гос.Думы и его заместителей. Сов.Фед. и Гос.Дума образуют комитеты и комиссии и для контроля за исполнением федерального бюджета образуют Счетную палату. Основные функции:

- осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов.

- финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне

- контроль за деятельностью исполнительных органов власти. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов. Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации. Работа депутатов в законодательных органах осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.


27. Государственная служба. Принципы осуществления и функции государственной службы.

Государственная служба. Принципы осуществления и функции государственной службы. Кратко!

Государство - основной институт политической системы общества.

Гос. служба — профессиональная деятельность (нормативно установленная правовыми актами) по обеспечению исполнения властных полномочий государственных органов.

Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с последующими изменениями выделяет три главных ви­да государственной службы:

1) государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, заме­щающих государственные должности субъектов Федерации. Она имеет ряд разновидностей: например, служба в областях и отрас­лях экономики, культуры, административно-политической дея­тельности государства, нотариальная, дипломатическая служба и т. д. Общей правовой основой организации и функционирова­ния данного вида государственной («чиновничьей») службы явля­ется ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации»;

2) государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формирова­ниях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обо­роны и безопасности государства. Таким гражданам присваивают­ся воинские звания. Этот вид государственной службы также имеет несколько своих разновидностей (военная служба в воору­женных силах, в военно-морском флоте, пограничная служба и т. д.), но общей правовой основой здесь выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями;

3) государст­венная правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляю­щих функции по обеспечению безопасности, законности и право­порядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специ­альные звания и классные чины. Конкретным разновидностям этого вида государственной службы в настоящее время посвяще­но несколько специальных ФЗ.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются (статья 3): -федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы); -законность; -приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; -равный доступ граждан к государственной службе; -единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; -взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; -открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; -профессионализм и компетентность государственных служащих; -защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Под функциями государственной службыследует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Функции государственной службы:

1. Функции по принятию нормативных актов. Издание на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

2. Функции по контролю и надзору. Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения. Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

3. Правоприменительные функции. Издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

4. Функции по управлению государственным имуществом. Осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

5.Функции по оказанию государственных услуг. Осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц


28. Государственные служащие. Основные нормативные уровни морали государственных должностных лиц, установленные международной ассоциацией муниципальных администраторов. Государственные должности и порядок их замещения. Права и обязанности госслужащих.

Кратко!

Государственные служащие - управленцы (социальные менеджеры), нанятые обществом на государственную службу для выполнения управленческих задач в различных областях государственно-властной деятельности.

Международная ассоциация муниципальных администраторов определила основные нормативные уровни морали государственных должностных лиц: Гос. служащий должен:

1. быть беспристрастным, честным неподкупным и неукоснительно следовать закону.

2. уметь находить правильный подход к разрешению конфликтных ситуаций. 3. ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей и процедурных норм учреждения.

4. быть компетентен в определении государственной и муниципальной политики.

5. уметь достигать компромиссов и не допускать социального игнорирования.

 

Духовная культура гос. служащего проявляется и актуализируется через отношение к людям, которым он служит.

 

Гос. служба- один из основных видов деятельности гос-ва по формированию кадрового потенциала управления гос. аппарата и правовому регулированию всех аспектов работы гос. служащих, кот. занимают конкретные гос.должности в этом аппарате и реализуют функции гос. органов в целях обеспечения эф-ти гос. деятельности.

 

Основным типом незаконного поведения государственного служащего является коррупция, кот. проявляется в следующем:

1. Взяточничество

2. Кумовство

3. Незаконное присвоение (перемещение ресурсов из общественного сектора в частный)

4. превышение служебных полномочий (прим. неадекватное наказание).

Государственные должности РФ и государст­венные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственно­го исполнения полномочий федеральных государственных орга­нов.

Должности государственной гражданской службы подразделя­ются на категории и группы. Подразделяются они на сле­дующие четыре категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководите­лей и заместителей руководителей представительств государствен­ных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока пол­номочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для со­действия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаем для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечен» деятельности государственных органов и замещаемые без ограни­чения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы под­разделяются на следующие пять групп:1) высшие; 2) главные 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы.

Права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «06 основах государственной службы Российской Федерации».

Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на:

* ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

* получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;

* посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

* принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;

* участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности.;

* продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

* ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

* переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

* пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

* проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

* объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

* внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:

* обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

* добросовестно исполнять должностные обязанности;

* обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

* исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

* в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;

* соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;

* поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

* хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.


29. Бюджетное устройство РФ. Понятие бюджетного федерализма, принципы его функционирования.

Бюджетное устройство РФ. Понятие бюджетного федерализма, принципы его функционирования. Кратко!

Бюджет — это смета доходов и расходов фед. или местных органов гос.власти на определенный период времени, как правило, на год.

Новый Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетное устройство — это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах.

Бюджетная система государства - совокупность всех видов бюджетов.

В РФ она состоит из трех уровней:

1. государственный (федеральный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый Федеральным собранием. Через него осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода в рамках всего государства. Доходы ФБ собираются со всей страны по единым нормативам (основная масса налогов), а расходы (в том числе средства для субъектов) осуществляются в интересах и на благо всего народа страны. В нем также фиксируются все остальные параметры экономического развития.

2. бюджеты субъектов федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (региональные).

3. местные бюджеты

Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Для этой системы характерны:

1. самостоятельность бюджетов разных уровней;

2.законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

3. соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям; нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

4. наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Система бюджетного федерализма может нормально работать только при условии достаточности финансовых ресурсов органов власти каждого уровня для осуществления их полномочий.


30. Организация судебной власти в РФ.

Организация судебной власти. Кратко!

Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" и другими федеральными законами.

Судебная система РФ включает в себя:

Конституционный суд РФ

Верховный суд РФ

Высший арбитражный суд РФ

Суды республик в составе РФ

Краевые, областные суды

Арбитражные суды края, области,

Арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов; Районные суды Мировые суды, Военные суды

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются только в соответствии с Конституцией РФ и могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются на основании федерального закона. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи Конституционного суда РФ, Верховного и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным Прокурором РФ по согласования с ее субъектами. И иные прокуроры также назначаются Генеральным Прокурором РФ. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществлении правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо должен осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде РФ". Конституционный суд РФ действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Для осуществления этих целей Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;

договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

не вступивших в силу международных договоров РФ. Основные принципы деятельности Конституционного суда РФ:

- независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Конституционный суд РФ независим. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, а также военным судам округов, флотов, групп войск и их видов. Нижестоящими судами являются верховные суды республик, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Районные суды являются вышестоящими судами по отношению к мировым судам. Военные суды относятся к судам специальной компетенции и создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, флотах, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Основные принципы функционирования:

- единство, самостоятельность судов и независимость судей, обязательность судебных постановлений на всей территории РФ, равенства всех перед законом и судом, участие граждан в осуществлении правосудия, гласность судопроизводства, несменяемость судей, неприкосновенность судей, состязательность сторон.


31. Исследование социально-экономических и политических процессов как составная часть управления. Основные этапы исследования социально-экономических и политических процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 2759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.054 с.)