ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группирование регионов в зависимости от уровня социально-экономического развития



Универсального определения региона, пригодного «на все случаи жизни», не существует, поэтому понятие регион имеется как в узком, так и в широком смысле.

В социально-экономическом понимании регион – это часть территории страны, имеющая сходные природные, социально-экономические и общественно-политические условия и /или определенную степень целостности, внутреннего единства, чувство «общности», которые и отличают ее от других частей страны.[2]

В современной науке приводятся различные классификации регионов в зависимости от уровня их социально-экономического развития. Например:

1. В зависимости от уровня экономического развития, структуры производства, от уровня развития инфраструктуры и обеспеченности квалифицированными кадрами выделяют следующие группы регионов:

Первая группа регионов отличается относительно диверсифицированной структурой производства, высоким производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Спад производства в них был относительно ниже, чем в других регионах, что свидетельствует о большей устойчивости их экономики к кризисным явлениям.

Вторая группа. Перспективы устойчивости и устойчивого развития их экономики в значительной степени связаны с действием внешнеэкономических факторов. Дело в том, что преимущественно экстенсивная эксплуатация отечественных месторождений природных ресурсов при значительной удаленности мест их расположения от регионов потребления обостряет проблемы эффективности, рентабельности и др.

Регионы третьей группы отличаются высокой степенью хозяйственной освоенности территории, развитой инфраструктурой и наличием квалифицированных работников. Здесь относительно высокая емкость региональных рынков продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Поэтому перспективы формирования здесь устойчивых экономических структур можно оценить как хорошие. Это справедливо и в отношении инвестиционного климата.

Четвертую группу составляют такие области, как Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Республика Карелия и Санкт-Петербург – регионы Северо-Западного федерального округа. Ситуация в их экономике близка к среднероссийским показателям, поэтому их перспективы в наибольшей степени связаны с преодолением угроз (т. е. возможного ущерба), имеющих прежде всего общенациональное значение: недостаток инвестиций в человеческий потенциал; низкое качество управления и общее ослабление управленческого потенциала; чрезмерная затратность экономики, материалов и энергии, труда, капитала; возрастающая роль теневого сектора; ослабление научно-технического потенциала; деформации структуры импорта и экспорта и как следствие – зависимость страны от конъюнктуры мирового рынка; утечка капиталов за рубеж и монопольное поведение иностранных производителей на внутреннем российском рынке; неурегулированность межбюджетных отношений и др.

В пятую группу входят регионы, в которых, специфический опережающий спад был в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении. В сочетании с неблагоприятной ценовой динамикой это обусловило существенное ухудшение экономического положения. Неким балансом стала пищевая промышленность, относительно более устойчивая к кризису.

Шестая группа. К началу 1990-х гг. их экономика в значительной степени определялась ситуацией в ВПК. Кризис резко обозначил диспропорции между производствами оборонной промышленности, имеющими высокие технологии и передовую организацию, и другими секторами народного хозяйства. Отсталость последних не смогла компенсировать резкий спад производства на оборонных предприятиях. Поэтому проблемы устойчивости и устойчивого развития экономики здесь могут быть решены при значительной помощи извне.

К седьмой группе относятся регионы, которые одновременно попадают и в разряд подверженных наиболее глубокой депрессии, и в число наиболее отсталых по уровню социально-экономического развития.

Наконец, восьмая группа представлена регионами, устойчивое развитие в которых во многом зависит от урегулирования острейших политических, национальных, пограничных и других проблем.[3]

2. В зависимости от уровня экономического развития, исходя не из одного какого-то показателя, а применяя совокупную оценку (уровень безработицы, соотношение денежного дохода и прожиточного минимума, индекс потребительских цен, ВРП на душу населения и др.), М. И. Муратова делит все конкурентоспособные регионы на 6 однородных групп (кластеров).[4]

1-й кластер – благополучные регионы

2-й кластер – регионы выше среднего уровня

3-й кластер – регионы среднего уровня

4-й кластер – регионы ниже среднего уровня

5-й кластер – неблагополучные регионы

6-й кластер – крайне неблагополучные регионы

Однако не всегда можно по значению факторных показателей выделить эти шесть кластеров. Поэтому более достоверным будет, если всю совокупность регионов Российской Федерации условно разделить на четыре группы: 1) группа с относительно высоким уровнем конкурентоспособности (регионы, входящие по классификации М. И. Муратовой в 1-й и 2-й кластеры); 2) группа со средним уровнем конкурентоспособности (регионы, относимые к 3-му кластеры); 3) группа с конкурентоспособностью ниже среднего уровня (регионы, отнесенные к 4-му и 5-му кластерам); 4) группа с низким уровнем конкурентоспособности (регионы, отнесенные к 6-му кластеру).[5]

3. С переходом к рыночной экономике и либерализацией хозяйственной деятельности регионов произошло разделение регионов на два типа:[6]

1) регионы-экстраверты, которые аккумулируют большие финансовые ресурсы, привлекают значительные инвестиции, в том числе и иностранные, ориентируются на производство экспортной продукции и внешние рынки.

2) регионы-интроверты, ориентированные на внутренний рынок и низкий платежеспособный спрос, а он в свою очередь зависит от доли трудоспособного населения, общей численности населения регионы делятся на четыре группы, величины заработной платы

4. Классификация проблемных регионов

Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.[9]

Основная типология проблемных регионов имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т. п.). В связи с этим выделяют три главных вида проблемных регионов России:

1. отсталые (слаборазвитые),

2. депрессивные

3. кризисные.

Отсталые (слаборазвитые) регионы. К данному типу регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя; для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая ситуация отягощается политическими, криминальными, этническими, экологическими проблемами.

Депрессивные регионы. Депрессивный район – район, переживающий глубокий экономический кризис, выразившийся в спаде производства (прежде всего в традиционных ведущих отраслях его территориальной специализации), длительное время находящийся в фазе застоя, сохраняющий низкие темпы производства и диверсификации производства при новых формах экономического сотрудничества с другими регионами.[9]

Депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, социально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом.

Для депрессивного региона характерны глубокие внутренние диспропорции хозяйства, высокий уровень безработицы, отсутствие или слабое развитие новых прогрессивных отраслей, которые могли бы стать будущими очагами роста региональной экономики.

Кризисный регион. К кризисным регионам правомерно относятся территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

5. В зависимости от количества средств, передаваемых в федеральный бюджет и получаемых из него, регионы подразделяются на:

1. регионы-«доноры» – регионы, которые передают в федеральный бюджет больше средств, чем получают из него. Сюда можно отнести Санкт-Петербург.

«самодостаточные» регионы – такие регионы, которые передают в федеральный бюджет столько денежных средств, сколько получают из него. субъекты Северо-Западного федерального округа к этой группе не относятся.

2. регионы-«реципиенты» – регионы, нуждающиеся в помощи и принимающие ее, т. е. они отдают меньше средств, чем получают. Сюда относится Архангельская область.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.009 с.)