Философия как форма рационально-теоретического и ценностного сознания и герменевтическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как форма рационально-теоретического и ценностного сознания и герменевтическая деятельность



«Что такое философия?» – вопрос, относящийсяк разряду «вечных» в общечеловеческой культуре и ответ на него ни когда не был однозначным, да и вряд ли таковой будет когда – нибудь. Как остроумно заметил Чанышев А.Н., «если мифология была матерью философии, то ее отцом был интеллект». Если в античное время философия провозглашалась наукой наук, то в средние века теряется связь с науками, философия вырождается в служанку теологии, а через нее религии. Теряя связь с художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом, философия вырождается в «служанку науки». Теряя связь с аксиологией, представлениями об общечеловеческих ценностях и идеалах, философия превращается в «служанку идеологии». Философия выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох и воззрений, внутри которого сталкиваются разнообразные точки зрения и синтезируются в едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции.

Опираясь на «знания о знании», философ «как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит лицом к лицу со знанием о незнании. Поэтому знаменитое утверждение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю», - это не просто философская бравада, а совершенно четкая гносеологическая установка, отражающая сущность философии в целом. В этом заключается сила и одновременно слабость философии, даже определенный ее трагизм. Философ должен отвечать на вопросы, осознавая принципиальную недостаточность знаний для полного ответа.

Выступая как рациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке, как некому идеалу, хотя сама рациональность внутри нее понимается гораздо шире, так же как и самое поле применения такой рациональности. В.Виндельбанд, образно описывал понимание позитивистами этого вопроса «Философия подобна королю Лиру, который раздавал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем как нищего выбросили на улицу». Однако, наряду с «отпочковыванием» от философии ряда специальных дисциплин, происходит как бы процесс «очищения» ее собственного предмета, который П.В.Алексеев удачно обозначил как процесс «предметного самоопределения философии».

Философия никогда не представляла собой случайное собрание знаний из всех областей действительности, так как имела внутренний связующий стержень, позволяющий что-то из частных областей знания включать в себя, а что-то нет. Философия есть высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принцыпах его познания, есть учение о всеобщем. Другой большой класс проблем, всегда представляющий интерес для философии – это выявление сущности и предназначения человека, размышления о его месте в мире, отношениях с миром, взаимоотношениях с другими людьми и т.д. В этом плане философия всегда выступала как особый социокультурный феномен, форма которого зависела от конкретной исторической эпохи и ее личностного переживания мыслителем.[3]

И.Кант сформулировал основные вопросы, на которые должна отвечать эта философия в ее всемирно-историческом значении:

- что я могу знать?

- что я должен делать?

- на что я могу надеяться?

- что такое человек?

Ответы на эти вопросы, пишет Кант, позволяют философии определить:

· источники человеческого знания;

· объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец

· границы разума. [4]

Первый вопрос – гносеологическая сторона философии, второй – праксеологическая, третий – аксиологическая, четвертый – это проблемы философской антропологии.

 

По Энгельсу основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания, бытия и мышления, первая сторона – онтологическая, что такое мир (отвечая на это вопрос, философы выражают позиции материализма: мир материален, материя первична и вечна) и идеализма (сознание первично); вторая сторона-гносеологическая (познаваем мир или нет?): часть философов признает познаваемость мира, другая часть – отрицает (агностицизм), третья – сомневается (скептицизм).

Объектом философии как гуманитарного познания является, прежде всего, текст – в его наиболее широком понимании – как некой смысловой реальности. Задача философского исследования заключается в расшифровке символов данного текста, посредством интерпретации, исходящей из сегодняшней социокультурной и пространственно-временной заданности. Таким образом, «философия представляет собой вторичный интерпретационный уровень осуществления: «интерпретацию интерпретаций» (Поль Рикер), которая осуществляется как особая герменевтическая деятельность. Философия при этом всегда окрашивается в герменевтические тона» (В.Г.Кузнецов).

Герменевтика – один из методов, при помощи которого возможно понимание, – соединятся с природными свойствами философского знания. Герменевтика – искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений – «сплетается с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус».[5]

 

Резюме

Философ всегда осуществляет собственную философскую деятельность в условиях принципиального дефицита знаний, он рефлексирует на уровне надличностного сознания не как отдельная личность, а как особое философское «Я». Философия – это особая формула рефлексии человека над объектом и над самим собой, которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющим своей целью отразить глубокое единство мира. С одной стороны, философия всегда ориентировалась на рационально-теоретическое постижение бытия, с другой стороны, философия всегда выступала определенной формой ценностного сознания, выдвигая перед человеком и человечеством некую систему ценностно-мировозрен­чес­ких ориентиров.

 

Тестовые вопросы для самоконтроля знаний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.006 с.)