Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы мировоззрения, истоки философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Схема №1 Место философского знания в структуре мировоззренческих образований
Первоначально мировоззрение складывалось как фольклорно-мифологическое, затем религиозно-мифологическое и философское. В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем. Космоцентризм – отличительная черта – наиболее древней (досократической философии). За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI в. до н.э.) стремились распознать единую сущность, которой представлялся космос. В глазах греков космос был надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть их общественный мир и нравственность; для философии и культуры средних веков характерен теоцентризм, где Теос – это Бог. Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены религии. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI в). Поворот к антропоцентризму проявился в том, что человек ощутил и осознал себя центром вселенной.
Истоки философии Истоками философии являются миф, магия, астрология, религия, наука. Первой исторической формой мировоззрения было религиозно-мифологическое мировоззрение. Мифология (от греческого мифос – предание, сказание и логос – слово, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Недиффиренцированность, синкретичность мифологического сознания обусловили особенности религиозно-мифологического мировоззрения, которое оперирует чувственно – конкретными представлениями, между которыми устанавливаются не смысловые, а ассоциативные связи. Миф как результат «фантазирующего разума» (Гегель) был той формой мировосприятия, которая обеспечивала целостность интерпретации окружающей деятельности. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев – многообразны. Много мифов разных стран посвящены космическим темам. Они заключают в себя попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развития из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление динамических сил. Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, различным испытания, которые стоят на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывания огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества – объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчлененная, универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущем. Мифы формировали коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная жизнь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Первоначальные попытки объяснить многообразие видимого, чувственного мира мы находим в мифологии древних народов. Несмотря на разнообразие самих мифов, всем им присущи некоторые общие черты. Первая из них состоит в стремлении объяснить многообразие не только тех явлении, с которыми люди сталкивались непосредственно в быту, в производстве или общественной жизни, но и более отдаленных, например, явлении звездного мира. Вторая черта заключается в стремлении объяснить многообразие, наличие разных форм и видов живых и неживых явлений, их происхождение из некоего единого источника. Таким источником чаще всего был Тотем, священный предок. Как бы не были различны люди одного племени, они являются родственниками, их объединяет единство происхождения от одного предка. Единство происхождения объединяет также различных видов животных, растений и небесные тела. Третья черта связана с тем, что источник единства рассматривался как сверхъестественный, надприродный. В процессе разложения и преобразования древнейшего мифологического сознания начали вкладываться элементы научно- философского понимания мира. Необходимо понять, что специфика этого понимания заключается в том, что оно требует обоснования, оправдания и проверки своих утверждений, в то время как мифология принимает их на веру. Конечно, данная черта философского мышления сформировалась не сразу, но все же в простейшем виде она присутствовала во всех древнейших философских мышления и программах миропонимания. Древние философы – часто совершенно сознательно – выступали против мифов; в то время они с необходимостью унаследовали от мифологического мировоззрения те реальные проблемы, которые ставила сама жизнь, общественная практика и история человечества. Отвергнув мифологическое решение этих проблем, создатели древней, прежде всего, античной философии попытались предложить свои доказательные и обоснованные с их точки зрения решения, соответствовавшие тогдашнему уровню знаний. Самая первая программа такого рода, созданная представителями ионийской натурфилософии, была рассчитана на то, чтобы вывести все многообразие мира из единой первоосновы. Такие философы, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит – выбрали в качестве такой первоосновы какой-то один элемент, чаще всего чувственно воспринимаемый – воду, огонь или воздух. Все остальные предметы рассматривались как формы или способы существования определенной первоосновы. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф, как особая ступень развития общественного сознания, изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти – коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифов сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы, подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое, смысловое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл: мудрость противопоставлялась более обыденным разумению и рассудительности как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, не только прогрессирующие отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Итак, любовь к истине и мудрости, впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Мифология – (греч.- повествование, сказание и учение, слово) – фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились нравственные взгляды и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих воздействие на массовое сознание. В истории философии большую известность имели и имеют религиозно-мистические, эзотерические взгляды. Карлос Кастанеда, всемирно известный латиноамериканский писатель и философ, создал специфические учение о строении бытия. Огромное влияние на Гегеля, Вл. Соловьева, Н.Бердяева, К.Юнга оказала каббала (мистическое течение в иудаизме). Обращает на себя внимание связь социальной утопии с эзотерической традицией оккультизма.[2] Оккультизм – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и в космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку. Вторым источником философии является магия. Магия – (греч. волшебство) одна из форм первобытной религии, основанная на том, что многие непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся совокупности обрядов, и имеющих целью воздействовать на людей. Первобытную магию наиболее полно изучали Леви-Брюль и советский исследователь Марр, угадавший в ней специфическую форму мышления, при которой человек еще не знает качественных различий вещей и поэтому переносит свойства явления или вещи на любые другие. Обыденные представления о магии связано с верой возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий. Магия – (колдовство, чародейство, волхование, кудесничество). Магия – воображаемое умение или искусство насылать порчу на врагов, привораживать любимого человека, отвораживать нелюбимого, вызвать дождь, отгонять «нечистую силу» и т.д.. Вера в то, что на объективный мир воздействовать магическими способами возникла в отдаленные времена дикарской стадии человека. Эта вера формировалась на почве беспомощности первобытного человека в борьбе со стихиями, на почве его глубочайшего, бездонного невежества. В основе магии лежит вера в то, что наряду с миром реальных, естественных явлений, якобы существует сверхъестественные силы, а человек при некоторых условиях и обстоятельствах может обладать сверхъестественными силами и с их помощью оказать желаемое воздействие на явления природы и на судьбы людей. Считается, что магические действия могут совершаться либо с помощью небесных сил (бог, ангелы, святые), либо с помощью нечистой силы (дьявол, его приспешники). В первом случае магия называется белой, а во втором – черной. Магические приемы необходимо различать по следующим признакам: а) по степени сложности; б) по общей направленности; в) по психологическому механизму действия; г) по целевому назначению. По степени сложности магические приемы подразделяются следующим образом: - индивидуальное магическое действие; - индивидуальный или групповой магический обряд; - коллективная магическая церемония. В зависимости от общей направленности различают агрессивные типы магии и оборонительные, защитные типы магии. К защитным типам магии относятся следующие: отгоняющая магия, очистительная магия, прыганье через костер. По целевому назначению магические приемы подразделяются следующим образом: вредоносная (черная или злая) магия; военная магия, лечебная, любовная, промысловая, земледельческая магия. Есть веские основания утверждать, что так называемая вредоносная – она же черная, или злая, магия является одним из древнейших видов магии. Религия – (латинское – благочестие, святость) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных. Марксистско-ленинское учение рассматривает религию как исторически преходящую форму общественного сознания, выявляет основные факторы, определяющие ее существование на различных этапах развития общества. Возникновение религии в первобытном обществе связано с бессилием человека перед силами природы, обусловленным низким уровнем производительных сил. В классово – антагонистическом обществе основной причиной существованием религии является классовый гнет, несправедливые классовые отношения, что порождает у них чувство отчаяния и безысходности, веру в то, что их тяжкое положение зависит от воли божьей, заставляющую все надежды возлагать на сверхъестественные силы. На сегодняшний день необходимо отметить возрастающую роль миротворческой функции религии. Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. В процессе развития различных мифологических систем и религий роль единого прародителя или источника различных групп сходных между собой явлений была постепенно закреплена за богом – высшего существа, достойного поклонения. То, что люди долгое время вследствие ограниченности их производственной и общественной деятельности не могли отыскать единый источник для различных групп явлений, заставляло их в процессе стихийного религиозно-культурного творчества «изобретать» множество таких источников, и этим, отчасти, объясняется, что все народы в своем развитии прошли стадию многобожия, или политеизма. Главная функция религии иллюзорно – компенсаторная, которая сопряжена с воспитательной и познавательной функциями, что возможно на основе специфической системы ценностей. Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения – решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. И все же большинство людей черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.014 с.) |