Религиозная философия XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозная философия XX века.



По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с нею философия принадлежат к традиционалистскому, догматическому типу сознания. Это ни в коей мере не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая устремления религиозного сознания той или эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценностными представлениями, философы православия, католичества, протестантизма, ислама и других вероисповедание могут стать влиятельными мыслителями. Любое вероисповедание в каждый данный момент представлено идеологами – среди них и философы, которые играли и играют здесь первую скрипку. Примером служат идеологи неотомизма. Неотомизм – религиозная философия, официальная философия католичества. Является самым мощным противостоянием марксизма. Зародилось оно в 70-х годах XIX столетия под влиянием решений I Ватиканского собора (1869 – 1870). В 1879 году в энциклике папы Львы XIII философия Аквината была объявлена единственно истинной.

Что касается неотомизма наших дней, то в нем тенденции антропологизации получили довольно широкое распространение и пользуются поддержкой папы Иоанна Павла II, профессионального философа. В свою очередь антропологическая линия религиозной философии находится на тех формах от части реформированной религиозной философии, которые зародились в первой половине нашего столетия, а сейчас уже стали своего рода классикой. «Антропологический переворот» связан с решимостью философов – реформаторов в определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии.

Неотомизм – ядро неосхоластики уже со времени возникновения католического движения, направленного против Реформации.

Неотомизм – наиболее авторитетное течение современной философии католицизма, базирующееся на учении Фомы Аквинского (1225-1274), получившее статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования 1375г. энциклики папы Льва XIII «Aeterni patris». К числу крупных центров, ориентированных на разработку и пропаганду неотомизма; относятся Академия святого Фомы в Ватикане, Каталический институт в Париже, Пуллахский институт, университет Нотердам (США) и др. Ведущие представители Н.-Жильсон, Маритен (Франция), Корет И. Меснер (Австрия), Бохеньский В. Бруггер, А.Демпф И.Б. Лотц, М. Мюллер, Й. Пипер, А. Дондейн, Ж. Ладрьер, Л. де Реймекер, К. Войтыла, М. Кромпец (Польша), Ф. Ольджати, У.Падовани, К. Фабро (Италия). Еще в первой половине XX века наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности основоположений философии Аквината наблюдались попытки ее модернизации путем обращения к наследию Канта, новейших школ западной мысли.

После II Ватиканского собора (1962-1965), санкционировавшего курс католического «обновления», отчетливо обозначилась анторопоцентрическая переориентация неотомизма; означавшая ассимиляцию им инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, западногерм. философской антропологии, персонализму и иных направлений. Подобный «ассимилирующий неотомизм» ориентируется на рассмотрение и обоснование положений «вечной философии» через призму человеческого существования. Обращаясь к диалогу ссовременным миром, теоретики неотомизма популяризируют собственные воззрения в многочисленных книгах и периодических изданиях, выходящих в Европе и США.

Центральным для неотомизма является принцип гормонии разума и веры. Представители неотомизма полагают, что защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями, поднимается над полярностью материализма и реализма, сциентизма и антисциентизма. Защищая религиозное видение универсума и человека как исчерпывающие и всеобъемлющее, сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство данных веры и разума, нерасторжимую взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики. Поскольку же метафизические тезисы понимаются в качестве совершенно автономных и не подлежащих коррекции со стороны науки, филос. умозрение, в интерпретации неотомизма, призвано ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном итоге «светом веры». В разработке онтологических проблем теоретики неотомизма опираются на установки, традиционные для аристотелевскотомистской традиции. Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей, служит обоснованию гносеологической, антропологической, этической, социокультурной и историософской проблематики. Демонстрируя последовательную приверженность креационистскому миропониманию, теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего существующего лежит тотальность чистого божественного бытия, порождающего многообразие творения. Божественное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фиксируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями-трансценденталиями, к числу которых относятся основные его «лики» – единство, истина, благо и красота. Сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры также изначально наделяется ценностным измерением. Метафизика неотомизма содержит подробное рассмотрение соотношения Бога и сотворенного бытия. В Боге, согласно ее основоположениям, имеет место тождество его сущности и существования. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность, даруемая свыше.

Опираясь на Августина, Фома Аквинский полагал, что в разуме творца присутствуют сущностнык образцы – формы вещей. Наследуя этот тезис, приверженцы неотомизма говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциональную полноту и одновременно строят его сообразно с определенными и сущностными образцами.

Экзистенциональная интерпретация связи божественного бытия и царство творения, предпринятая еще Жильсоном и Маритеном, становится сегодня общепринятой в неотомизме, играет роль средства обновления креационистских представлений. Многообразие сотворенного бытия интерпретирует в неотомизме, при помощи гилеморфизма: каждое конкретное образование – субстанция – рассматривается как состоящие из материи и духовной формы. Материя предстает в философии неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Иерархическая упорядоченность – важнейшая черта картины сотворенного бытия, рисуемой «вечной философией». Первоматерия, неорганическая природа, мир растений и животных, человек и царство «чистых духов», ангелов,- важнейшей ступени иерархии творения. Н. провозглашает существование аналогии бога и его творения: творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить и нем самом. Принцип аналогии бытия служит опорой традиционных доказательств бытия Бога.

Сегодня весьма популярны и доказательства, опирающиеся на экзистенциональный опыт личности, на идею изначальной теономичности человек, его неискоренимой сопряженности с абсолютом Они встречаются уже в философии Маритена, а после соборный период – у большинства теоретиков, реформирующих Н, в антропологическом ключе. Умеренно-реалистические воззрения Аквината, предполагающие наличие форм вещей в разуме Бога, их воплащение в конечных образованиях мира в качестве сущностей и существование в виде абстракций в интеллекте, составляют основу перехода от положений онтологии к учению неотомизма, о познании. В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины. Если первая – продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога, то вторая связана с познавательно деятельностью человека, наделенного свойством субъективности. Согласно гносеологии неотомизма, каждый материальный объект может рассматриваться под различными углами зрения, интересующей познающего субъекта. Подобное разграничение позволяет утверждать возможность взаимодополнительности обыденного, научного, религиозно-философского и богословного видения одних и тех же материальных объектов.

Познание характеризуется как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при отображении реальности. При этом вступает в действие различные способности души индивида. «Познавательные формы» чувственного порядка варьируются по степени обобщения и являют собой итог функционирования совокупности внешних и внутренних чувств. Активный интеллект осуществляет обработку чувственных образов и приводит к образованию «познавательных форм» высшего порядка – понятий. Представители неотомизма ведут дискуссию о механизме опосредствования в процессе познания.

Если сторонники умеренно-непосредственного реализма (Жильсон, Маритен и др.) отрицали возможность принятия и граница возможность гносеологии учение Канта и иных модификаций трансцендентальной философии, ищущих доопытные, априорные основания не только познания, но и бытия человека, то приверженцы умеренно-опосредованного реализма активно ассимилировали методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, экзистенциональной герменевтики. Вторая версия гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением не противоречит откровению веры.

Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церковью и папой Львом XII философии Фомы Аквинского. Он является одним из наиболее значительных направлений современной философии, имеет своих представителей почти во всех западноевропейских странах. Наиболее известный – Жак Маритен, Бохеньский, а также Жильсон, Сертиланж. Неотомисты занимаются главной в проблеме метафизики – учение о действии и потенции: пассивная потенция выражает реальное ограничение действия: наличное бытие является действием определенного бытия, становление есть переход от потенции к действию: проблемами натурфилософии – гилеморфизм: материя относится к форме так же, как потенция к действию: субординация сущего определяется тем, какова степень его наполненности бытием: неживое тело, растение, животное, человек: проблемами духа, его двумя важнейшими функциями – познанием и волением: вопросами познания – основное различие между чувственным и рациональным познанием: учением о Боге – бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли: конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия: проблемами этики – блаженство для человека достижимо только через его восхождение в конце концов к чистому и совершенному бытию.

Философия русского космизма

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование «русского космизма» как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самимосновам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений – от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.009 с.)