Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.



Фалес из Милета (625-547) родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном, политический деятель, пользовавшийся большим уважением. Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Он стоял на точке зрения гилозоизма – воззрения, по которому жизнь – имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем одушевленное. Душа различна во всем сущем. Фалес называл бога универсальным интеллектом: Бог есть разум мира.

Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно не доступно чувственному восприятию, но постигается разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностях. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность.

Третий представитель Милетской школы Анаксимен (585-525). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации, образующееся путем его сгущения и разряжения

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос «из чего все?». Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идеи субстанции, то есть первоосновы, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (представителей милетской школы УI века до н.э.), пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла называли физиками.

Фалес считал первоначалом сущностью мира воду, Анаксимен-воздух, Гераклит – огонь, Пифагор- число, элиаты – бытие, Анаксимандр – апейрон (бесконечное) неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении.

Понятие бытия у элеатов включает три момента:

· Бытие есть, небытия нет (Парменид);

· Бытие едино, неделимо (Зенон);

· Бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Демокрит считал, что бытие есть нечто простое, неделимое – атом.

Милетские натурфилософы мыслили мир антропоморфно. Их концепция природы (миропонимание) призвано не только дать естественное (натурфилософское) объяснение всему происходящему в мире, но также служить средством жизненной ориентации в окружающей действительности: определять место и назначение человека в «божественном» космосе. То, что у греков получило название «философия» явилось особым типом мышления, не сводимым ни к мифу, ни к религии, ни к науке, хотя Демокрит тяготел к науке, Платон – к мифу и религии, а в пифагореизме парадоксально сочетались наука и религия, философия и мифология. Направленность интересов первых греческих философов, определялось в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. Мир повествовал о том, кто родил все сущее. Философия спрашивала, из чего произошло сущее. Гесипод в "Теогонии" утверждает, что раньше всего возник хаос, затем Земля, Тартар «подземное царство» и Эрос – любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза День и Эфир. В философии на место мифологического порождения становится причина. Ранние философы рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах (стихийная диалектика мышления).

Космос (порядок мира) мыслится милетскими натурфилософами с примесью антропоморфизма или социоморфизма по аналогии с правовыми и нравственными нормами.

Современная наука не отвергает античной идеи о мире как едином и гармоничном целом. По мнению А. Эйнштейна, признание внутренней гармонии мира – предпосылка научного знания.

Пифагор и его школа.

Пифагор (VI в. до н.э.) был озабочен проблемой – из чего все произошло, но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» – вот его исходная позиция. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения присущие различным гармоничным сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математическом отношении объяснение скрытого смысла явления, законов природы. Пифагор успешно разработал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципа точного типа мышления. Пифагорейцы одни из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно научном, но в философском мышлении. Пифагор учил, что луща бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется, через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.

Объявив мир космосом, Пифагор увидел в мировой (и всякой иной) гармонии и красоте число и числовые отношения. Занятия математикой и музыкой, система испытаний и ступени посвящения, строгий отбор лиц, иерархия чинов и званий, принятые в пифагорейском религиозно-политическом союзе,- все это было направлено на преобразование (сообразно космической гармонии) внутреннего мира человека, посвященного в тайную мудрость союза, на то, чтобы из прошедшего все ступени испытаний и посвящения человека, сделать существо исключительное, своей нравственной чистотой и непогрешимой мудростью возвышающееся над остальными людьми.

Арифметические действия казались древним грекам, обладающими особой очевидностью, безусловной необходимостью, принудительностью для разума, которой не обладают никакие утверждения о реальных событиях и фактах. Философия превратилась у пифагорейцев в мистику чисел и геометрических фигур, убеждение в истинности того или иного утверждения о мире достигалось сведением его к числовой гармонии. Учение о четырех стихиях, составляющих природу объединено было с геометрическим фактом существования пяти правильных многогранников. Платон в Тимее говорит о том, что:

- земля ставилась в соответствии кубу;

- огонь – пирамиде (тетраэдру);

- вода – октаэдру;

- воздух – икасаэдру;

- космос, все творение в целом – додекаэдру.

Космос, как система небесных тел пифагорейцы отождествили с числом десять, как с самым совершенным числом. Космос состоит из десяти элементов: пяти видимых планет, Солнца, Луны, Земли, Неба и противоземли. Противоземля – некий центральный элемент – вокруг которого вращаются все остальные девять элементов космоса. Итак, весь космос и все вещи в нем представляют собой диалектическое единство предела и беспредельного, ограниченного и безграничного. Но так как предел и беспредельное, их единство и гармония суть числа и числовые отношения, то это значит, что сущность всего действительного есть число и числовое единство. А потому вся Вселенная есть «гармония и число». В эволюции пифагорейского толкования числа от формулы «все есть число» к формуле «числа суть причинные основы сущности вещей» значительную роль сыграла критика Зеноном пифагорейского представления о вещи как совокупности точек. Парадоксы Зенона опровергли это утверждение. Пифагореизм как способ аргументации через обращение к внутренней закон­ченности, гармонии, симметрии, оказал влияние на И.Канта, Галилея, Декарта, Кеплера.

В ХIХ-ХХ вв. пифагореизм из критерия истинности превратился в эвристический принцип. Эту мысль продолжает идея Э.Гуссерля о том, что изучение возможных (логически допустимых) миров должно предшествовать изучению реального мира. А.Эйнштейн выдвинул особую концепцию формирования физической теории, в которой решающее значение при­давалось математике. Кроме того, известно, к примеру, что в современной физике число 137 получаемое через перемножение констант с и p и делением результата на с², где с – скорость света, p – постоянная планка, деленная на 20, е – заряд электрона. При этом обнаружи­вается, что число это находится в тесной связи с пифагорейским «золотым сечением» и рядом Фибоначчи, имеющим важные приложения в биологии, технике и архитектуре. Наконец, оказалось, что число 137 играет существенную роль в музыке. Что это, случайное совпа­дение? Однако совпадение постоянной в уравнении вектора электричес­кой напряженности со скоростью света привело Максвелла к открытию того, что свет есть особый случай электромагнитного поля. Широкая критика пифагоризма была дана Аристотелем в «Мета­физике». Хотя Аристотель – непосредственный учение Платона, но скорее исследователь природы. Наука для Аристотеля – не конструи­рование гармоний, но отыскание причин явлений. На каком основании числа суть причины? – спрашивает Аристо­тель,- есть семь гласных, гармонию дают семь струн, семи лет животные меняют зубы, было семь вождей против Фив. Так разве потому, что число таково по природе, вождей оказалось семь, а Плеяды состоят из семи звезд? Основной грех пифагорейцев состоит в том, что, по Аристоте­лю, они мыслят о природе, не считаясь с фактами, и искусственно приводят факты в соответствие с числами. Пифагорейские тенденции, однако, не исчезли и поныне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.007 с.)