Отклонения от указанных устройств: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отклонения от указанных устройств: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия.



Из всех видов государственного устройства, отклоняющихся от правильных, наихудшим будет тот, который оказывается отклонением от первоначального и самого божественного. Тирания, как из всех видов государственного устройства, отстоит далее всего от самой его сущности; к ней непосредственно примыкает олигархия, наиболее же умеренным из отклоняющихся видов – демократия.

В результате получается три правильных формы правления:

1) монархия;

2) аристократия;

3) полития, при которых политики видят общую пользу и три неправильных формы правления:

1) тирания
2) олигархия,
3) демократия, где имеются в виду только личные блага правителей.

Недостаток античных социально-политических взглядов: они признаны идеей мойры (неумолимой судьбы). Он был преодолен в средневековье с помощью трансцендентальных надежд на потусто­роннюю жизнь. Выдающийся раздел его творчества представляют труды, по­священные логике и методологии, которые объединены под общим название «органон» («Категории», «Об объяснении», «Первая ана­литика», «Вторая аналитика», «Топики», «О софистических доказа­тельствах»).

Труды, посвященные проблемам логики, занимают важное место в наследии Аристотеля. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Отсюда название трудов Аристотеля, посвященных логике, – «Органон» (органон-орудие). Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной связи, как с его фило­софскими воззрениями, так и с его изучениями природы и общества. Логическое учение Аристотеля ныне рассматривается с точки зрения современной логистики. Однако важно показать, как логика Аристотеля связана с его метафизикой, ибо это многое проясняет как в метафизике, так и в логике Стагирита.

Как уже отмечалось, основной закон бытия, согласно которому одно и то же не может одновременно в одном и том же смысле существовать и не существовать, обладать и не обладать одним и тем же свойством, есть также и закон мышления. Вместе с тем в логике Аристотеля кое-что будет непонятным; если не выйти за ее пределы и не обратиться к гносеологии и связанной с ней метафизике.

Аристотель – отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и дру­гих древнегреческих философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Правда, слово «логика» (как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное «логикос» (относящееся к слову). Он назы­вал также нелогичные высказывания «алога». Слово «логика» (как существительное) появилось еще в эллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель назвал свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В «Метафизике» аналитикой названо рассуждение. В «Ри­торике» философ говорит об «аналитической науке». Главными состав­ными частями «органона» являются «Первая аналитика», где открыва­ется силлогистическая форма рассуждения и вывода, и «Вторая анали­тика», где говорится о доказательстве и его началах. Особое место занимает также «Топика». В качестве логики Аристотель формирует основные законы мышления, определяет силлогизм, исследует 3 вида доказательства, исследует также индукцию. Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил по крайней мере два – закон запрещения противоречия и закон исключенного третье­го. В краткой форме этот закон звучит как «вместе существовать и не существовать нельзя» или: «не может одно и то же в то не самое время быть и не быть». В сущности, всякий, кто оспаривает закон запрещения противоречия, им пользуется. Кроме того, если не признавать этого закона, все станет неразличимым единством. Закон противоречия в сущности гласит, что при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое выска­зывание, и его отрицание.

Логический закон исключенного третьего идет дальше закона запрещения противоречия, утверждая: «не может быть ничего посре­дине между двумя противоречащими (друг другу) суждениями, но об одном (субъекте) всякий отдельный предмет необходимо либо утвер­ждать, либо отрицать». Действие этих законов таково, что закон запрещения необязательно влечет закон исключенного третьего, но последний предполагает действие первого.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления. Аристотель как и вся античная философия оказала определяющее значение на последующее развитие европейской и в целом мировой философии и культуры. Важным вкладом в развитие логического мышления было и соз­дание первой цельной логической теории о категорическом сил­логизме. В «Первой аналитике», где как раз и излагается аристо­телевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизм – есть речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Аристотелевский силлогизм состоит из 3 суждений, два из них – посылки, а третье заключение. Посылки выражены у Аристотеля в непривычной для нас («В есть А») форме; «А присуще В», т.е. Аристотель ставит предикат суждения (сказуемое) на первое место. Посылки связаны общим для них (средним) термином. Итак, фигура силлогизма определяется местом среднего термина. Модусы же определяются характером посылок, которые могут быть общеутвер­дительными, общеотрицательными, частноутвердительными и частно-отрицательными. Перебрав все варианты, философ установил, что вывод получается только в четырех случаях: когда сочетаются общеутвердительная посылка с общеутвердительной, общеотрицатель­ная с общеутвердительной, общеутвердительная с частноутвердительной и общеотрицательная с частноутвердительной, т.е. одна из посылок обязательно должна быть общей, а другая – утверди­тельной. Из двух частных посылок ничего не следует, (например, ничего не следует из суждений «некоторые люди – блондины» и «некоторые люди – спортсмены»). Также ничего не следует из двух отрицательных посылок («некоторые люди – не блондины» и «некото­рые люди – не спортсмены»). Перебрав все варианты Аристотель открыл в трех фигурах силлогизма 16 работающих модусов.

Аристотель различает три вида доказательств и соответствен­но три вида учения о доказательствах: аподектику, диалектику и эристику (софистику). Эристические умозаключения (доказатель­ства) мнимы, это софизмы, которыми обмениваются спорящие сто­роны, каждая из которых стремится не к истине, а к выгоде. До Аристотеля этот вид «доказательства» использовали платные учи­теля риторики и эристики (красноречия и искусства спора) – со­фисты, многие из которых были и философами, пытающимися обосно­вать свой логический и моральный релятивизм (истина относительна и, как кому кажется или как кому выгодно, так оно и есть) в трактовке мира, в котором, по их мнению, все относительно, не­устойчиво и субъективно; одному ветер тепел, а другому холоден, а поэтому мы не можем знать, каков ветер сам по себе. Термин «диалектика» же Аристотель употреблял не в нашем смысле слова. Диалектика у него не учение о единстве и борьбе противополож­ностей, не учение о противоречии как движущей силе. У Аристо­теля диалектика частично совпадает с логикой, ибо это – доказа­тельство, но лишь такое, которое исходит из вероятностных, правдоподобных посылок, в которых субъект и предикат связаны не необходимыми, а возможными связями.

Аристотель дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Аристотель смог не только упо­рядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его оп­ределяли как Философа с большой буквы, как Первого Учителя.

Древнегреческая философия и культура во II веке н.э. про­никает в Рим, под экономическое и политическое влияние которого попали города континентальной Греции.

Эллинистическая философия.

Эллинистическая философия (от греч. hellen – грек) – греко-римская философия в период от начала походов Александра Великого (356-323 до н.э.) до овладения римлян Египтом до Августина и в более позднюю эпоху – до конца Древнего мира (сер.VI в). Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в грече­ской философии.

Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этатизированием и морализирова­нием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем, интерес к философскому мыш­лению вообще резко падает, Приходит период мистики, религиозно-философского син­кретизма, христианской философии.

Киники.

Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились несколько к по­строению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперементальной проверке на себе определенного образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель жить по-кинически. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» и обя­зывались жить в любом обществе не по его законам» а по своим собственным, с готовно­стью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки ~ мнимость. Все виды духовной и физической бедно­сти предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя об­щие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношение к предмету. Киники – источ­ник стоицизма.

Эпикуреизм.

Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих предпочтение материальным радостям жиз­ни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Гл. произведения: "Правило" (канон), «О природе» и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характе­ризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписы­вает еще одно свойство – тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движут­ся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения.

Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает мате­риалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа – это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрица­ние бессмертия души. В области теории познания Эпикур – сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.

Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых поня­тий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и сущест­вования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой философии III-I в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль.

Стоицизм.

В конце IV в. до н.э., в Греции формируется стоицизм, который в элли­нистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых рас­пространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат «О человече­ской природе». Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логи­ку они считали скелетом, этику – мышцами, а физику – душой. Более определенную фор­му стоическому мышлению придает Хрисипп. Он преврашает стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться по­нятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (матери­ал), который считается основой, и духовный принцип – логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, в отличие от Ари­стотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) – активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимо­сти, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику. В области теории по­знания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики уп­рощают аристотелевскую систему категорий четыре основными категориями; субстан­ция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенно­му качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии; является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соеди­нение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психиче­скую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.

Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с ра­зумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противо­положности: разумности противостоит неразумность, умеренности – распущенность, справедливости – несправедливость и доблести – трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие. Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политическо­го разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает «свое время». Это этика «сознательного отказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской импе­рии.

Скептицизм.

В конце IV в. до н.э. формируется еще одно, направление – скептицизм. Основатель – Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все све­дения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой фило­софии и раньше. В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис оп­ределялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а от­казом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скеп­тики объединили в десять тезисов, тропов: например,

1 – первый подвергает сомнению по­ложения о действительности развития физиологической структуры животных,

2 – под­черкивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики,

3 – о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д.

B общем, они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа «ни­чего не утверждать», подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки по­знания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от эпикуреизма и стоицизма, где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта философия отка­зывается от познания. Достижение счастья по Пиррону – достижение атараксии (спокой­ствия, невозмутимости).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.014 с.)