Представления об обществе в постмодернизме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления об обществе в постмодернизме



Общий тон представлений об обществе на исходе, так называемого, постмодернизма задают идеи Фуко, Делеза и Бодрийяра, порой доводя прежние концепции до разрушения. Даже простая критика взглядов на общество этих ведущих французских философов – эвристический стимул. Все историческое развитие общества они подразделяют на три этапа: наказания, надзирания, контроля.

Общество наказания. На первых страницах своей книги «надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975) Мишель Фуко в мельчайших подробностях описывает «ужасную», по современным меркам, смертную казнь за попытку убить государя, происходившую 2-ого марта 1757г. Это публичное, суровое наказание по своей сути представляет собой «достаточно быстрый контроль за поведением людей в полузамкнутом пространстве», характерной для «Общества наказания» (Суверена, феодала).

Общество надзирания. Начиная с XVIII века «общество наказания» решительно переросло в «дисциплинарное общество». Суть его – не в непосредственном публичном наказании, а в опосредованном непубличном отлаженном наказании в виде длительного и непрерывного одностороннего надзирания власти над своими подчиненными. Именно в это время Иеремия Бентам предложил особый вид тюрем – паноптикум. В центре тюрьмы находится башня с невидимыми и постоянно наблюдающими за заключенными надзирателями. По окружности башни находятся открытые с одной стороны для наблюдения надзирателя камеры. У заключенного вырабатывается мысль, что за ним наблюдают всегда. Он должен опасаться наблюдения даже тогда, когда за ним не наблюдают. Это и есть модель укрепившегося после империи Наполеона «дисциплинарного общества». Власть односторонне и всегда, каждую минуту надзирает над человеком в закрытом или полузакрытом пространстве. Семья, детский сад, школа, университет, армия, фабрика, служба, больница, тюрьма, «пребывание на свободе» (лишь на время отложенное наказание), смерть, и, наконец, кладбище, все это принципиально только разные способы надзирания. Общества XX века в основном и сейчас находятся на этой стадии развития. По сути, по мнению Фуко, все люди пребывают если нек в тюрьме, то в плену «полутюрьмы конформизма», т.е. в «дисциплинарном обществе». Произведения Ф.Кафки «Процесс» или В.Набокова «Приглашение на казнь» – это, всего лишь, иллюстрации постоянного присутствия в человеке предчувствия «отложенного наказания при бесконечных судебных проволочках». Отсюда и формы котроля. Они медленные и длительные. «Дисциплинарное надзирание» только растянуто во времени, но присутствует всегда. Процесс надзирания в «дисциплинарном обществе» всегда приходится начинать с самого начала и постоянно следить за его протеканием.

Общество контроля. В работе «Общества контроля» (1990 год) Жиль Делез утверждает следующее. Если на смену «Обществу Наказания», где господствовал «достаточно быстрый контроль» в полуограниченном пространстве владнльца земли», пришло «Дисциплинарное общество» с «отсроченнымнаказанием», требующим очень длительного воспитания и контроля в несвободном пространстве, то возникает и естественный вопросм: каково будет общество, идущее ему на смену? По его мнению, человечество во многом перешло к «Обществам контроля», где работают уже «новые формы ультрабыстрого контроля в свободном пространстве» (моментального). Теперь за человеком не надо постоянно следить и его воспитывать. Если человек убегает, то выпадет из общества, становится «маргиналом». Но какая-то форма контроля все-таки должна быть. И она есть.

Возникает вопрос о сравнении «ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве» со всеми предыдущими. Грубо говоря, полагает Делез, человек «дисциплинарного общества» был прерывным производителем энергии. «Человек контроля» – более волновой, орбитальный, находящийся в непрерывном потоке света, и поэтому повсюду серфинг заменяет собой старые виды спорта. Вместо «капитализма производства» появляется «капитализм продукции», т.е. сбыта и маркетинга. Маркетинг – это сосредоточение и душа предпринимательства, «его газ». То, что «предпринимательство имеет душу – это самое главное новшество». Завоевание рынков, например, происходит по-новому. Не через подчинение, а путем захвата контроля. Не снижением цен, а посредством фиксации обменных ставок. Не специализацией производства, а трансформацией продукции. «Дисциплинарное общество» предполагает длительный срок дисциплинирования и поэтапность. В новом обществе контроль – это краткосрочный и мгновенный оборот, который, вместе с тем, непрерывен и безграничен. Если «дисциплинарное общество» предполагает производство, то общество контроля (к которому ближе всего США) ничего не производит в обычном понимании. Все производство перебрасывается в развивающиеся страны, а оно занимается в основном разработкой высоких технологий, компьютерным прграммированием, не разрешая вывоз компьютеров высшего уровня и т.д.

«Начинает господствовать предпринимательство. В денежной системе вместо денег (с их эквивавалентом – золотом) начинает преобладать работа с валютой в акциях и разнообразными краткосрочными кредитами, поцентными ставками и т.д. В каждом конкретном случае, предпринимателя, по сути, не интересует: где человек родился? Откуда он появился? Кто он сейчас? Все зависит от эффективности сделки. Если прибыль в очень крупных размерах превышает 100-200%, то, как правило, нарушаются все моральные нормы и юридические законы, льется «большая кровь». Предприниматель работает на ограниченном участке деятельности, но в «свободном пространстве. Если сфера дисциплинарного заключения – это некие «матрицы, отдельные слепки», то система контроля – это «модули», что-то вроде самодемоформирующегося слепка, который постоянно изменяется, … нечто подобное решету, ячейки которого непрерывно переходят одна в другую». Метастабильность общества контроля достигается за счет дестабилизации всего ему чуждого.

Это изменяет все остальное. На смену «типологически сходным между собой сферам заключения (семья, школа, армия, завод и т.д.) приходят деформируемые и трансформируемые кодированные фигуры единой системы предпринимательства, которые имеют только управляющих». Это влечет за собой не уменьшение размера коррупции, а ее безграничное расширение. Вместо «прерывного обучения в школе, университете, армии и т.д., начинает работать непрерывное обучение. Вместо экзаменов – постоянный контроль».

«Дисциплинарное общество» имеет два полюса: личную подпись, которая указывает индивида и номер (или регистрационный номер), который указывает на положение каждого человека в массе. «Дисциплинарное общество» регулируется призывами и лозунгами начальства, а также сопротивлением подчиненных. В «обществе контроля» работает не номер или подпись, а код, код-пароль.

 

Резюме

Конец XIX и XX века – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения наки и иные стороны матриального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов разных школ, направлений и концепций. Наиболее заметными являются А.Бергсон, Э.Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Рассел, Делез, Деррида, Бодрийяр и другие.

 

Тестовые вопросы для самоконтроля знаний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.005 с.)