Основные виды рынков и товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды рынков и товаров



Рынки могут классифицироваться по различным признакам.

Признак классификации Виды рынков
Отраслевая принадлежность товара как объекта обмена.     Товарные рынки. Они охватывают рынок какого-либо конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок обуви, рынок черных металлов, рынок автомобилей, рынки сырьевых товаров).  
Объект обмена и границы его охвата     Страновые товарные рынки или региональные товарные рынки. В основе подразделения лежит страновая или региональная отраслевая принадлежность объектов обмена. Эти рынки охватывают рынок конкретного товара, группы товаров или товаров определенной отрасли одной страны или региона (например, рынок обуви Турции, рынок бытовой электроники Украины, рынок автомобилей ЕС).
Сфера международного товарного обмена и отраслевая принадлежность объекта обмена.   Мировые товарные рынки – это совокупность национальных (страновых) рынков. В основе экономических отношений между их участниками лежит международное разделение труда (например, мировой рынок зерна, мировой рынок резинотехнической продукции). Объектами мирового товарного рынка являются конкретные товары или группы товаров.
Отношение к национальным границам сферы обмена Внутренний (местный) и внешний (иностранный рынок). Внутренний рынок – это форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны. Внешний рынок – охватывает всю сферу товарного обращения, выходящую за национальные границы конкретной страны.
Характер объекта товарного обмена. Рынок товаров, рынок услуг, рынки технологий, рынки капиталов, рабочей силы, ценных бумаг.
Характер и уровень спроса и предложения на рынке. Рынок продавца, на котором спрос превышает предложение. Рынок покупателя, на котором предложение превышает спрос.
Характер взаимоотношений между продавцом и покупателем Рынки свободные, замкнутые, регулируемые. На свободных рынках нет ограничений для заключения коммерческих сделок между контрагентами. В торговле различными товарами доля свободных рынков различна (например, на мировом нефтяном рынке – 70%, на рынке сахара – 30%).Под замкнутыми (закрытыми) рынками обычно имеют в виду внутрикорпорационные поставки ТНК, составляющие в целом около 40% международного товарооборота. К регулируемым относятся рынки, которые подпадают под действие международных товарных соглашений, направленных на их стабилизацию.

Классификация товаров

В основу классификации товаров могут быть положены разные признаки: международная мобильность, назначение, сроки использования, уровень спроса и цена, характер потребления и степень обработки, способ изготовления.

Международная мобильность. Для определения МТ, продажи товара - экспортом, а купли - импортом, необходимо, чтобы товар пересек границу государства и данный факт был зарегистрирован в соответствующей отчетности. При этом нет значения, меняет товар владельца или нет. Так, например, если телевизор передан (продан) японским субъектом своему украинскому филиалу, он считается экспортом Японии и импортом Украины, несмотря на то, что владельцем товара осталась японская компания.

В международной экономике товар рассматривается не как продукт производства, а как объект спроса и предложения.

Товар (услуга) становится таким при таких условиях:

· если он кому-то необходим;

· если на него направлены две основные силы рыночной экономики - спрос и предложение;

· если хотя бы одна из этих сил действуют из-за рубежа.

Способность изготовить продукт для внутреннего рынка не означает, что он будет признан товаром на мировом рынке, т.е. его купят за рубежом. Товары могут не продаваться за рубежом по таким причинам:

· в связи с их неконкурентоспособностью;

· в связи с начальной невозможностью поставить их на внешний рынок;

· в связи с их принципиальной неторгуемостью.

Исходя из международной мобильности, товары делятся на «рыночные», т.е., на торгуемые товары и на «нерыночные» - неторгуемые.

«Рыночные товары» - товары, которые могут перемещаться между разными странами.

«Нерыночные товары» - товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не перемещаются между странами.

К «рыночным» товарам, как правило, относятся следующие группы товаров: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, и товары добывающей и обрабатывающей промышленности; к «нерыночным» - коммунальные услуги и строительство, оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиницы, оборона, социальные услуги, образование, здравоохранение, общественные работы и т.п.

Деление товаров на «рыночные» и «нерыночные» во многом зависит и от транспортных затрат на его перемещение за рубеж и от торговых барьеров, которые существуют на этом пути. Сокращение транспортных затрат в связи с развитием технологии приводит к увеличению количества рыночных товаров, а рост государственного протекционизма соответственно приводит к их сокращению.

«Рыночные» товары делятся на экспортируемые и импортируемые.

Назначение. По этому признаку товары подразделяются:

· товары потребительского спроса, которые предназначены для личного потребления, индивидуального использования и отличаются широкой номенклатурой и ассортиментом (телевизоры, холодильники, стиральные машины, видеомагнитофоны, автомобили и т.д.);

· товары производственного назначения, которые используются в процессе конкретной отрасли производства (технологическое оборудование) или имеют общее назначение (моторы, краны). К ним также относятся транспортные средства и устройства, применяемые в производственном процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.007 с.)