Классические теории международной торговли (МТ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические теории международной торговли (МТ)



Внешнеторговая политика государств основывается на тех или иных теориях международной торговли как попытке теоретического объяснения причин международного товарного обмена, его динамики, структуры, эффективности и перспектив развития. Среди классических теорий международной торговли можно выделить следующие:

    • Меркантилизма;
    • Абсолютных и относительных преимуществ;
    • Соотношения факторов производства.

Меркантилизм – это направление экономической мысли, разработанное европейскими учеными в 17-18 ст., которое демонстрирует товарный характер производства. Это течение было первым в теоретическом осмыслении международной торговли. Оно представляет собой доктрину, в которой существующий мир рассматривается в статике, а богатства народов как фиксированное явление в каждый данный момент. Поэтому его представители (Т. Мен, А. де Монкретьен) считали, что рост благосостояния одной страны возможен путем перераспределения имеющегося богатства, то есть за счет обнищания другой страны. Таким образом, в основе меркантилистской политики лежало стремление максимального накопления денежного капитала и минимального импорта, то есть государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом в стране должно накапливаться золото.

Развитие МТ в период перехода ведущих стран к крупному машинному производству обусловило появление теории абсолютных преимуществ. Ее автором стал А. Смит. Он придерживался взглядов, согласно которым богатство наций зависит не столько от накопленного ими запаса драгоценных металлов, сколько от возможностей производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства является не накопление золота и серебра, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда.

Теория абсолютных преимуществ основана на следующих предпосылках:

  • Труд является единственным фактором производства;
  • Полная занятость;
  • В МТ принимают участие только две страны, которые торгуют между собой только двумя товарами;

Таким образом, А. Смит утверждал, что для государства может быть выгодным не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке.

Под абсолютным преимуществом подразумевается обладание страной неких особенностей климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства по сравнению с другими государствами.

Наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками.

Однако недостатком теории А. Смита является то, что она не рассматривает ситуацию, когда какая-либо страна имела бы абсолютное преимущество по всем товарам.

Д. Риккардо развил теорию абсолютных преимуществ и доказал, что в отдельно взятой стране всегда найдется товар, изготовление которого более эффективно, чем производство остальных при существующем среднемировом уровне издержек.

Теория Д. Риккардо получила название теории относительных или сравнительных преимуществ. Согласно этой теории наличие абсолютного преимущества в национальном производстве того или иного товара не является необходимым условием для развития МТ – международный обмен возможен и желателен, если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут изготовить с относительно более низкими расходами. Другими словами: основанием для возникновения и развития МТ может служить исключительно разница в относительных издержках производства этих товаров, независимо от абсолютной величины этих расходов. Недостатком теории Д. Риккардо, является то, что она не в состоянии объяснить торговлю между почти одинаковыми странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой.

Исследования факторов, влияющих на развитие МТ, позволило в 20-30-х годах ХХ ст. шведским ученым Э. Хекшеру и Б. Олину уточнить и дополнить теорию сравнительных преимуществ и сформулировать теорию соотношения факторов производства. Суть теории Хекшера-Олина сводится к следующему: каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она имеет относительно избыточные факторы производства, и импортирует те товары, для производства которых она ощущает относительный недостаток факторов производства. Разная наделенность стран факторами производства объясняет разницу в относительных ценах на товары в разных странах и торговлю между ними.

Однако при анализе внешней торговли США теория Хекшера-Олина сталкивается с трудностями и противоречиями, на которые обратил внимание Нобелевский лауреат В. Леонтьев. Он показал, что условия теории на практике не соблюдаются. Поскольку США считались капиталоемкой страной с относительно высоким уровнем оплаты труда, то в соответствии с теорией они должны были экспортировать капиталоемкие, а импортировать трудоемкие товары. Однако в действительности больше экспортировалась трудоемкая продукция, а капиталоемкость американского импорта на 30% превосходила экспорт. Это означало, что США являются не капиталоизбыточной, а трудоизбыточной страной. Результаты исследований В. Леонтьева получили название «парадокс Леонтьева». Но в дальнейшем, оказалось, что теория Хекшера-Олина все же верна, так как В. Леонтьев не учел в своих доказательствах тот факт, что США очень большие финансовые средства затрачивают на подготовку и переподготовку кадров. То есть США являются одновременно и капиталоизбыточной и трудоизбыточной страной.

Альтернативные теории МТ

В результате быстрого развития наукоемких и высокотехнологических отраслей производства, увеличение темпов роста МТ появляется ряд альтернативных теорий.

Теория жизненного цикла продукции на мировом рынке разработана Р. Верноном в 1966 г. Согласно этой теории различают 4 стадии жизненного цикла продукции:

  1. внедрение;
  2. рост;
  3. зрелость;
  4. спад.

Согласно этой теории, промышленно развитые страны будут экспортировать наукоемкие и высокотехнологичные товары, в то время как в их импорте будут преобладать сырье и те товары, производство которых сильно не зависит от технологий и научных исследований.

Теория снижающих издержек (теория экономии на масштабах производства) не связана с теориями сравнительных преимуществ или соотношения факторов производства. Она признает наличие различного уровня монополизации рынков и неоптимальнольного использования факторов производства.

По мере возрастания факторов производства себестоимость единицы товара снижается в результате роста специализации производства, относительно более медленного роста обслуживающих подразделений, чем масштабы самого производства, технологической экономии, при которой издержки на создание нового качества товара меньше происходящей вследствии его роста стоимости.

Теория экономии на масштабах производства объясняет торговлю между странами, которые близки по наделенности факторами производства до такой степени, что незначительные различия в обеспеченности ими не могут считаться объяснением взаимной торговли, а также объясняет торговлю между странами технологически близкой или однородной продукцией. Согласно данной теории, в странах, располагающих емким внутренним рынком, должны размещаться такие производства, которые обеспечивают рост экономического эффекта при увеличении масштабов производства. Основным в данной концепции является допущение, что развитые страны наделены факторами производства приблизительно в одинаковых пропорциях, и поэтому торговля между ними целесообразна в том случае, если они специализируются на производстве товаров разных отраслей, что позволяет снижать затраты за счет массового производства. В результате развития международной торговли количество фирм и разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а их цена падает.

К модели внутриотраслевой торговли относится теория представительного спроса С. Линдера (1961 г.). За основу он принял объем обмена сходными товарами между странами с сопоставимым уровнем развития, отбросив теорию Хекшера-Олина. Новый подход опирается на следующие принципы:

· условия производства зависят от условий спроса. Эффективность производства тем выше, чем больше спрос;

· условия отечественного производства зависят преимущественно от внутреннего спроса. Именно отечественный представительный спрос является опорой производства и «необходимым, но не достаточным условием», чтобы товар можно было экспортировать;

· внешний рынок – это всего лишь продолжение внутреннего рынка, а международный обмен – только продолжение межрегионального.

Отсюда делался вывод: чем больше страны похожи друг на друга, т.е. сходны по уровню развития, тем больше «спектр экспорта идентичен спектру импорта или входит в него». Обмен осуществляется между схожими странами и сопоставимыми или близкими товарами.

Теорию технологического разрыва развил М. Познер. Он исходил из того принципа, что фирма, которая вводит новый товар, может пользоваться своей монополией на экспорт, пока на рынке не появятся фирмы-имитаторы со сходным товаром. Технологический отрыв одной компании действительно способен придать новое преимущество стране происхождения товара. Таким образом, МТ обусловлена технологическим разрывом между странами: вышедшая вперед страна, экспортирует товары, насыщенные новыми технологиями, а остальные страны – лишь обычные товары.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.248.212 (0.01 с.)