Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).



Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в 1960 году с целью создания зоны свободной торговли, первоначальными членами которой были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961г. (в 1986 году стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970 году. Лихтенштейн присоединился в 1991 году (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария).

Великобритания (в 1973 г.), Дания (1973), Португалия (1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), и Швеция (1995) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.

Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950—1960-х годов сделали невозможным её вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Создание второго интеграционного объединения в определённом смысле отражало это соперничество.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.

Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 года в Стокгольме семью государствами: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕЭС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя, таким образом, самостоятельную торговую политику. К началу 1970-х годов в ЕАСТ был завершён процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.

Важным событием и для ЕАСТ, и для западноевропейской интеграции в целом стало образование совместно с ЕС Европейского экономического пространства - ЕЭП. Соглашение о ЕЭП было подписано в 1992 г., а вступила в силу в 1994 году. В это объединение входят 15 государств ЕС и 3 - от ЕАСТ; Швейцария к соглашению не присоединилась.

В соглашении о ЕЭП предусматривается:

· свободное движение товаров, услуг, капитала и людей;

· координация в таких областях, как исследования, образование, потребление, окружающую среду, социальная сфера;

· разработка и воплощение общих норм и правил правовой системы.

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовалось в 1991 г. после распада Советского Союза. В него вошло 12 из 15 бывших советских республик: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В 1992 г. был подписан Устав СНГ, который определил цели и принципы деятельности Содружества. В 2008 г. Грузия вышла из Содружества.

Главной целью СНГ задекларировано сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, экологической и культурной областях для всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов. Такое сотрудничество должно превратиться в перспективе в экономический союз.

Принципы СНГ: государства-члены суверенны и равны, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Предполагалось, что СНГ станет мощным экономическим объединением вроде Европейского сообщества. Для этого, казалось, были объективные основания. Промышленный потенциал государств СНГ составляет 10% от мирового, запасы основных видов природных ресурсов - 25%, экспортный потенциал - 4,5%, пространство СНГ имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру.

Были основания ожидать быстрое развитие интеграционных процессов между государствами Содружества, поскольку в начале 90-х годов еще сохранились производственные связи между предприятиями бывших республик СССР. Длительный процесс территориального разделения труда в рамках Союза создал механизм дополнения, кооперации между экономиками союзных республик. Необходимо было приспособить этот механизм к новым условиям, связанным с переходом к рыночной экономике. К тому же, отсутствие языкового барьера, культурные, даже семейные связи способствовали успешному развитию интеграции. Однако в действительности этот процесс идет с большим трудом.

В 1993 г. правительствами стран СНГ был подписан договор об образовании Экономического союза. Его функционирования означало бы свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Предполагалось согласования политики в сферах денежно-кредитных отношений, бюджета, цен и налогообложения, валютных отношений, таможенных тарифов.

Целями экономического союза провозглашалось стабильное развитие экономики стран-членов, образование общего экономического пространства, содействие взаимным инвестициям, образования платежного союза с взаимным признанием внутренних валют, взаимную конвертируемость валют, что необходимо для перехода к валютному союзу.

С начала образования СНГ находилась на стадии зоны преференциальной торговли. Поэтому путь к экономическому союзу пролегает через промежуточные стадии: зона свободной торговли - таможенный союз - общий рынок товаров и услуг, капиталов, рабочей силы - валютный союз. В 1994 г. был подписан Договор об образовании зоны свободной торговли. Он предусматривал постепенное сокращение таможенных пошлин и образования в будущем межгосударственной экономического совета. В том же 1994 г. был образован Межгосударственный экономический комитет Экономического союза СНГ. Он является наднациональным органом, который должен воплощать в жизнь экономические программы и решения, разработанные в структурах СНГ. Предполагалось образования таможенного союза. Однако соглашение подписали лишь несколько государств; частности, Украина к нему не присоединилась.

Несмотря на дальновидность принятых решений по углублению интеграционных процессов большинство из них осталась на бумаге и не воплощается в жизнь. Более того, появилась тенденция к ослаблению взаимных экономических отношений. Если в 1990 г. доля взаимных поставок 12 государств СНГ превышала 70% общей стоимости их экспорта, то в 1995 г. она составляла только 55%, а в 2006 г. - уже 34%. Есть несколько причин такого явления. С одной стороны, - это следствие глубокого спада экономик всех стран СНГ, разрыв экономических связей между субъектами экономики бывшего СССР и трудности перехода к рыночной экономике. Кроме того, такая ситуация образуется по политическим причинам. Политические лидеры, партии и некоторые социальные слои страны опасаются потери доли независимости страны из-за необходимости передачи некоторых суверенных прав в компетенцию наднациональных органов. Несмотря на многократную декларируемость необходимости снижать таможенные барьеры, правительства стран СНГ часто действовали в обратном направлении - образовывали таможенные посты, вводили квоты, лицензирование взаимной торговли. Неоднократные встречи глав государств и правительств не дают интеграционному прогрессу должного импульса в связи с неодинаковой трактовкой национальных интересов каждого члена СНГ.

В силу таких обстоятельств СНГ все еще находится на стадии зоны преференциальной торговли. Чтобы придать импульс для развития интеграционного процесса, были осуществлены попытки сформировать локальные группировки внутри СНГ для более высокой степени интегрированности. Наибольшее сближение произошло между Россией и Беларусью.

В 1998 г. была подписана Декларация о тесной экономической и политической интеграции двух стран. В 1999 г. было подписано соглашение о создании Союзного государства между двумя странами, а в 2000 г. принято решение об образовании между ними валютного союза и введения единой валюты.

В 1996 г. между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Договор предусматривал создание в перспективе сообщества интегрированных государств, формирование экономического пространства, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем, гармонизацию законодательства, согласование внешнеполитического курса, а также образование таможенного союза. Однако необходимо отметить, что и эти организации реально функционируют только «на бумаге».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.009 с.)