Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировая экономика и международные↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировая экономика и международные Экономические отношения НАПРАВЛЕНИЕ ООП 08100 «Экономика»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г. КУРС 2 СЕМЕСТР 4 КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 4 ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б3Б1 «Микроэкономика»; Б3Б2 «Макроэкономика»; Б3Б3 «Деньги, кредит, банки» КОРЕКВИЗИТЫ Б3Б8 «Экономика общественного сектора»; Б3В2 «Национальная экономика» Б3В4 «Внешнеэкономическая деятельность» « ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС: Лекции36 час. Практические занятия 36час. Лабораторные работы- час. Курсовая работа – час. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 72 час. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 54 час. ИТОГО 126 час. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра экономики ИЭФ ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ экономики _____________ Г.А.Барышева
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП ______________ В.И.Лившиц
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Ж. А. Ермушко
2011 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины в соответствии с ООП направления «Экономика» являются подготовка выпускнивов к: Ц 2: научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
Ц 3: Подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;
Ц5: педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Ц 6: самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части ООП и входит в модуль Б3. Б: Базовая часть. Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо: знать: - суть экономических отношений в обществе; - тенденции развития мировой экономики; - о месте национальной экономики в едином мирохозяйственном комплексе; - суть внешнеэкономической политики правительства и иметь четкое представление об основных направлениях межгосударственного сотрудничества.
Уметь: - применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; - проводить укрупненные расчеты абсолютных преимуществ и относительных преимуществ согласно теориям А.Смита и Д.Рикардо, рассчитывать мировые макроэкономические показатели; владеть: - библиографического поиска, с привлечением современных информационных технологий; - определять экономические результаты международных сделок - публичного выступления и участия в дискуссии на защите курсового проекта.
Пререквизитами данной дисциплины являются: Б3Б1 «Микроэкономика»; Б3Б2 «Макроэкономика»; Б3Б3 «Деньги, кредит, банки» Кореквизитами – Б3Б8 «Экономика общественного сектора»; Б3В2 «Национальная экономика» Б3В4 «Внешнеэкономическая деятельность»
3. Результаты освоения дисциплины
После изучения данной дисциплины студент приобретает знания, навыки и умения, соответствующие результатам образовательной программы «Экономика» Р1, Р3, Р4, Р9; Р14. В результате освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» студент должен:
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины (36 час.). Тема 1. Понятие мировой экономики и ее субъекты Основные этапы становления и развития мировой экономики. Предмет мировой экономики. Структура и задачи курса. Связь мировой экономики с политикой. Основные функции мировой экономики. Методы исследования международных экономических отношений. Основные участники международных экономических отношений. Специфические черты мировой экономики как самостоятельного объекта исследования. Современные тенденции развития мировой экономики. Глобализация и глобальные проблемы. Тема 2. Механизм функционирования мирового рынка Мировой рынок: понятие, условия существования. Социально-экономические функции мирового рынка. Виды мировых рынков. Основные участники мирового рынка: развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой. Понятие товара в мировой экономике и его свойства. Спрос и предложение на мировом рынке. Мировая цена равновесия, ее функции. Отклонение от цены равновесия, дефицит и излишек. Механизм восстановления равновесия на мировом рынке. Понятие мировой цены. Специфика ценообразования на мировом рынке. Факторы, влияющие на мировую цену. Тема 3. Основы теории и практики мировой торговли Понятие мировой торговли. Основные количественные показатели мировой торговли. Классические теории мировой торговли. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория относительных преимуществ Д. Рикардо. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Направления развития современных теорий мировой торговли. Альтернативные теории мировой торговли. Теорема Рыбчинского. «Голландская болезнь». Альтернативные теории международной торговли: теория жизненного цикла товара Р. Вернона, теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществ М. Портера. Современные тенденции развития мировой торговли. Международное регулирование мировой торговли. Генеральное соглашение по тарифам и торговле: цели, функции и основные принципы. Раунды переговоров в рамках ГАТТ и их итоги. Образование Всемирной торговой организации. Структура ВТО. Процедура присоединения к ВТО. Современное состояние ВТО. Взаимодействие России и ВТО. Образовательные технологии В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие методы образовательных технологий: · работа в команде; · опережающая самостоятельная работа; · междисциплинарное обучение; · проблемное обучение; · исследовательский метод. Для изучении дисциплины предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, индивидуальные и групповые консультации, Специфика сочетания перечисленных методов и форм организации обучения отражена в таблице 2. Таблица 2. Методы и формы организации обучения (ФОО)
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения. Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная. 6.1. Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ: – работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию; – опережающую самостоятельную работу; – изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку; – подготовку к практическим занятиям – подготовку к контрольным работам, экзамену.
6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР предусматривает: – исследовательскую работу и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; – анализ научных публикаций по тематике, определенной преподавателем; – поиск, анализ, структурирование и презентацию информации; - написание творческих работ (эссе) по заданной тематике; - изучение первоисточников и составление конспектов, планов-конспектов, обзоров указанных источников 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине При изучении данной дисциплины студентам предлагается следующие темы для самостоятельной работы. 1. Перечень научных проблем и направлений научных исследований: - Понятие процесса глобализации. Критерии глобальных проблем. Виды глобальных проблем. Пути решения глобальных проблем. - Группы стран в мировой экономике. Характеристика развивающихся стран. «Большая семерка»: история создания и статус. - Россия в мировой экономике. «Голландская болезнь»: критерии и пути преодоления - Количественные показатели развития мировой экономики за ближайшие три года.
2. Темы индивидуальных заданий: 1. История создания Всемирной торговой организации. 2. Третейские группы ВТО. 3. Функции Секретариата в ВТО. Характеристика участников ВТО. 4. Требования, предъявляемые к России в ходе переговоров о присоединении к ВТО. Стандартные и дополнительные условия присоединения к ВТО. Присоединение России к ВТО в составе таможенного союза: перспективы и последствия. 5. Промежуточные итоги Дохийского раунда. 6. Россия как импортер капитала. Прямые и портфельные инвестиции на российском рынке капитала. 7. Государственная политика в отношении иностранного капитала. Юридическая база контроля и регулирования размещения иностранных инвестиций в российской экономике. 8. Последствия мирового экономического кризиса в инвестиционной сфере России. Перспективы развития российского инвестиционного рынка. 9. Виды валютных курсов и паритет покупательной способности. 10. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).Электронные торги на ММВБ. 11. Форекс рынок. 12. Экономические последствия изменения валютных курсов для национальной экономики. 13. Валютные интервенции Центробанка России. 14. Золотовалютные резервы России: источники накопления и статьи расходования.
3. Темы, выносимые на самостоятельную проработку: - Торговый и платежный балансы России. - Платежный баланс и валютный курс национальной валюты. - Бивалютная корзина. - Рынок иностранных валют в России
6.4. Контроль самостоятельной работы студентов Контроль самостоятельной работы студентов и качество освоения дисциплины осуществляется посредством: – защиты рефератов и научно-исследовательских работ по проведенным исследованиям; - отчетностью студентов по результатам выполнения ИДЗ - выполнения тестовых заданий; - ежемесячной аттестацией студентов по результатам их работы на лекционных и семинарских занятий, выполнения контрольных заданий по теоретическому и практическому материалу.
6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов При выполнении самостоятельной работы студенты имеют возможность пользоваться специализированной литературой и учебными пособиями (см. раздел 9). РЕЙТИНГ-ПЛАН
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (последней редакции от 7 июля 2003 г.). – М.: Книга сервис, 2008. – 16с. Адно Ю.Л., Александрова И.И., Байков Н.М. и др. Мировая экономика: Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С.Королева. - М: Юристъ, 2008. - 604 с. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с. Варламова Т.П., Фофанов В.А. Организация и учет валютных операций в Российской Федерации: Учебное пособие.- М.: Приор-издат, 2007.–48 с. Еремина С. Л. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. – Томск, 2008.-152 с. Карашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой.- М.: Экономика, 2008. – 254 с. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право. – М.: Международные отношения, 2008. – 720 с. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.
Дополнительная Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник для вузов / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 608 с. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учебное пособие.- М.: Дело и сервис, 2009. – 576 с. Наговицин А.Г. Валютная политика. – М.: Экзамен, 2000. – 512 с. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения: Учебное пособие для вузов.- Ростов: Феникс, 2008. – 320 с. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов: Феникс, 2009. - 384 с. Тэор Т.Р. Мировая экономика: Мировая торговля; Международный рынок и конъюнктура; Экономическая интеграция: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008. - 192 с. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины - лекции читаются в учебных аудиториях с использованием технических средств, материал лекций представлен в виде презентаций в Power Point. Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 080100«Экономика». Программа одобрена на заседании кафедры экономики (протокол № ___ от «___» ________ 2011 г.)
Автор _____________ Ж.А. Ермушко, к.э.н., доцент кафедры экономики
Рецензент ___________В.И. Ливщиц к.э.н. доцент кафедры экономики
Приложение 1. Пример промежуточного теста Вариант 1 1.Термин «политическая экономия» в научный оборот ввел a) Т. Мен b) А.Монкретьен c) К. Маркс d) А. Смит
2.Какой из показателей на оси ординат отражен на кривой Филлипса:
а) инфляция б) безработица; в) заработная плата; г) ссудный процент; д) ВНП.
3.Маркс считал предметом политической экономии:
a) Условия распределения богатства b) Условия производства богатства c) Производственные отношения d) Хозяйственную культуру
4.Согласно неоклассическому подходу, экономика может достичь равновесия при неполной занятости ресурсов. Да \ нет.
5. Если по кейнсианской теории потребления доход растет, то предельная склонность к потреблению падает. Да \ нет
6.Установите соответствие между ученым (школой) и термином, категорией, законом, образным выражением, книгой, концепцией, к которым этот ученый (ученые) имеет непосредственное отношение.
1. Фридмен М. 2. Ранний меркантилизм 3. Смит А. 4. Кейнс Д. 5. Рикардо Д. 6. Маршалл А. 7. Лаффер А. 8. Маркс К.
a) Теория прибавочной стоимости b) Теория экономики предложения c) Инвестиционный мультипликатор d) «Невидимая рука» e) Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле f) Монетаризм g) Система денежного баланса h) Эластичность спроса и предложения по цене.
Приложение 2 Примеры вопросов итогового контроля 1. Предмет и методология истории экономических учений. 2. Основные этапы развития экономической науки. 3. Экономические учения древнего Востока. 4. Развитие экономической мысли Античного мира и Средневековья. 5. Меркантилизм как первая школа политической экономии. 6. Ранний и поздний меркантилизм: общие черты и различия. 7. Предпосылки возникновения классической школы. 8. Классическая школа: общие признаки и этапы развития. 9. Экономические воззрения У. Петти и П. Буагильбера. 10. Физиократы. Экономическое учение Ф. Кенэ. 11. Экономическое учение А. Смита: общая характеристика. 12. Теория стоимости А. Смита. 13. Концепция «экономического человека» и «невидимой руки». 14. Догма Смита. Теория налогообложения и роль государства. 15. Д. Рикардо- экономист эпохи промышленной революции. Методология исследования. 16. Экономические взгляды Д. Рикардо. Анализ стоимости и цены. 17. Теория распределения доходов Д. Рикардо. 18. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя. 19. Экономические взгляды Т.Мальтуса. 20. Завершение классической политической экономии.Экономическое учение Д.-С. Милля. 21. Экономическое учение К. Маркса. 22. История создания и основные идеи «Капитала» К. Маркса. 23. К. Маркс: теория стоимости и прибавочной стоимости 24. Историческая школа 25. Маржинальная революция: содержание и основные этапы. 26. Общая характеристика неоклассического направления. 27. Первый этап маржинальной революции: Австрийская школа. 28. Математическая школа. Л.Вальрас и В. Паретто. 29. Экономические взгляды А. Маршалла. 30. Теория предельной производительности Д.Б. Кларка. 31. Кейнсианства: причины возникновения и основные идеи. 32. «Теория эффективного спроса» Д.М. Кейнса. 33. Неокейнсианство. Эволюция кейнсианства. 34. Неолиберализм. В.Ойкен и Ф.Хайек. 35. Кризис кейнсианства и возникновение неоконсерватизма. 36. Современный монетаризм. Экономические взгляды М. Фридмена. 37. Теория рациональных ожиданий. 38. Экономическая теория предложения. 39. Ранний институционализм. 40. Неоинституционализм. Экономические концепции Д. Гелбрейта и Р. Коуза. 41. Развитие экономической мысли в России (конец 19 –начало 20 вв.) В.И. Ленин об империализме и развитии социализма
Приложение 3 Пример экзаменационного билета 1. Предмет и методология истории экономических учений. 2. Неоинституционализм. Экономические концепции Д. Гелбрейта и Р. Коуза
Мировая экономика и международные Экономические отношения НАПРАВЛЕНИЕ ООП 08100 «Экономика»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г. КУРС 2 СЕМЕСТР 4 КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 4 ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б3Б1 «Микроэкономика»; Б3Б2 «Макроэкономика»; Б3Б3 «Деньги, кредит, банки» КОРЕКВИЗИТЫ Б3Б8 «Экономика общественного сектора»; Б3В2 «Национальная экономика» Б3В4 «Внешнеэкономическая деятельность» « ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС: Лекции36 час. Практические занятия 36час. Лабораторные работы- час. Курсовая работа – час. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 72 час. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 54 час. ИТОГО 126 час. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра экономики ИЭФ ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ экономики _____________ Г.А.Барышева
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП ______________ В.И.Лившиц
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Ж. А. Ермушко
2011 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины в соответствии с ООП направления «Экономика» являются подготовка выпускнивов к: Ц 2: научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
Ц 3: Подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;
Ц5: педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Ц 6: самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части ООП и входит в модуль Б3. Б: Базовая часть. Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо: знать: - суть экономических отношений в обществе; - тенденции развития мировой экономики; - о месте национальной экономики в едином мирохозяйственном комплексе; - суть внешнеэкономической политики правительства и иметь четкое представление об основных направлениях межгосударственного сотрудничества.
Уметь: - применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; - проводить укрупненные расчеты абсолютных преимуществ и относительных преимуществ согласно теориям А.Смита и Д.Рикардо, рассчитывать мировые макроэкономические показатели; владеть: - библиографического поиска, с привлечением современных информационных технологий; - определять экономические результаты международных сделок - публичного выступления и участия в дискуссии на защите курсового проекта.
Пререквизитами данной дисциплины являются: Б3Б1 «Микроэкономика»; Б3Б2 «Макроэкономика»; Б3Б3 «Деньги, кредит, банки» Кореквизитами – Б3Б8 «Экономика общественного сектора»; Б3В2 «Национальная экономика» Б3В4 «Внешнеэкономическая деятельность»
3. Результаты освоения дисциплины
После изучения данной дисциплины студент приобретает знания, навыки и умения, соответствующие результатам образовательной программы «Экономика» Р1, Р3, Р4, Р9; Р14. В результате освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» студент должен:
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины (36 час.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.012 с.) |