Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идолы, которым поклонялись арабы

Поиск

Арабы почитали идолов и истуканов. Хишам бин Мухаммад бин ас-Саиб аль-Калби рассказывал, что одним из самых древних идолов арабов была Манат. Она находилась на побережье Красного моря со стороны горы Мушаллал в местечке Кудейд, что между Меккой и Мединой. Она была почитаема всеми арабами. Ей поклонялись племена аус и хазрадж, жители Медины и Мекки, а также близлежащих земель. Они приносили ей жертвы, пригоняли к ней скот, но никто не почитал ее больше, чем ауситы и хазраджиты. Ауситы и соседствовавшие с ними арабские племена Ясриба (Медины), отправляясь в паломничество, совершали все обряды вместе с остальными людьми, но не обривали головы. По возвращении они приходили к Манат, брили головы возле нее и останавливались там на некоторое время, полагая, что без этого их паломничество является незавершенным.

Идол Манат принадлежал хузейлитам и хузаитам, и в год освобождения Мекки Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил ‘Али, и тот разрушил его.

Другим идолом была аль-Лат. Она находилась в Таифе, и поклоняться ей стали позже, чем Манат. Это была четырехугольная скала. За ней присматривали служители из племени сакиф, которые соорудили на ней строение. Курейшиты и остальные арабы почитали этот идол, и от его имени произошли названия зейд аль-лат, тейм аль-лат. Он располагался на том самом месте, где сегодня находится левый минарет мечети города Таиф. После обращения сакифитов в ислам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил аль-Мугиру бин Шу‘бу и Абу Суфьяна бин Харба, чтобы они разрушили и сожгли идол.

Однако Ибн Джарир в своем толковании, комментируя слова Всевышнего

«Не видели ли вы аль-Лат и аль-‘Уззу?» (Ан-Наджм, 19), привел слова Муджахида: «Аль-Лат замешивал кашу для паломников, и после его смерти люди стали сидеть у его могилы». То же передал Абу аль-Джауза со слов Ибн ‘Аббаса: «Он замешивал кашу для паломников». Похожее сообщение передал аль-Бухари.

Еще одним идолом арабов был аль-‘Узза, поклоняться которому стали позже, чем аль-Лат. Его воздвиг Залим бин Са‘д в долине Нахла, расположенной выше местечка Зат ‘Ирк. Люди соорудили там строение, и оттуда исходил звук. Аль-Калби рассказывал от имени Ибн ‘Аббаса: «При аль-‘Уззе была бесовка, которая приходила к трем деревьям в долине Нахла».

После освобождения Мекки Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Халида бин аль-Валида и сказал: «Отправляйся в долину Нахла, и ты найдешь там три дерева. Сруби первое из них». Он отправился туда и срубил его, а когда вернулся, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты видел что-нибудь?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Тогда сруби второе». Он срубил его, а потом пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и тот спросил: «Ты видел что-нибудь?» Халид ответил: «Нет». Он сказал: «Тогда сруби третье». Подъехав к нему, он увидел эфиопку с взъерошенными волосами. Она положила руки на плечо и стучала зубами, а позади нее стоял ее служитель. Халид сказал: «Тебя следует отвергать, а не восхвалять, и я увидел, как Аллах унизил тебя». Потом он ударил ее мечом и расколол ей голову, и она обуглилась. Потом он срубил дерево и убил служителя. Придя к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он рассказал ему о происшедшем, и тот сказал: «Это была аль-‘Узза, и у арабов больше не будет ‘уззы».

Идол аль-‘Узза был и у жителей Мекки. Он располагался в местечке неподалеку от ‘Арафата. Это было дерево, у которого они совершали жертвоприношения и взывали с мольбой.

Аль-Калби в книге «Аснам» писал: «Курейшиты расставили идолов внутри Каабы и вокруг нее. Самым главным из них считался Хубал. Мне рассказали, что он был из сердолика и был похож на человека. Когда люди спорили между собой или собирались в поездку, они приходили к нему, чтобы погадать на стрелах».

Среди их идолов были Исаф и Наиля. Рассказывают, что это имена мужчины и женщины, которые совершили прелюбодеяние внутри Каабы, и Аллах превратил их в два камня. Курейшиты положили их рядом с Каабой, чтобы люди извлекали из этого урок, но по прошествии времени, когда многобожники стали поклоняться камням, они тоже стали объектами поклонения.

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, освободил Мекку, он обнаружил возле Каабы 360 истуканов. Он начал тыкать своим луком им в лица и глаза, приговаривая:

«Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (Аль-Исра, 81);

«Явилась истина, и ложь ничего больше не породит и не вернется»

(Саба, 49).

Идолы падали вниз головой на землю, а потом он приказал вынести их из мечети и сжечь. Эта история приводится в обоих «Сахихах» со слов Ибн Мас‘уда, но в ней не сообщается о том, что они падали на землю, и в ней говорится, что он тыкал идолов палкой, которая была у него в руке.

Идолопоклонство было настолько широко распространено, что мекканцы устанавливали истуканов в каждом доме и поклонялись им. Отправляясь в поездку и возвращаясь домой из нее, они первым делом обтирали свой идол ладонями.

Ибн Исхак аль-Калби писал: «Племена даус, хас‘ам и буджейла, а также другие арабы, проживавшие на их землях, поклонялись Зу-ль-Халасе. Это была глыба из белого кварца, на которой было высечено подобие короны, а при нем было строение. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Джариру бин ‘Абдуллаху аль-Баджали: أَلاَ تُرِيحُنِى مِنْ ذِى الْخَلَصَةِ

“Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халасы?” Он отправился туда вместе с ахмаситами. Хасамиты и бахилиты вступили в сражение с ним, но он одолел их, а потом разрушил и поджег Зу-ль-Халасу».

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Джарира бин ‘Абдуллаха: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халасы?” Это был храм в племени хас‘ам, известный как йеменская Кааба. Я отправился к Зу-ль-Халасе вместе со ста пятьюдесятью всадниками из племени ахмас. Они были хорошими наездниками, и я сказал: “Посланник Аллаха, я не твердо сижу на лошади”. Тогда он ударил меня в грудь так, что я увидел на ней след его пальцев, а потом он сказал:

اللَّهُمَّ ثَبِّتْهُ وَاجْعَلْهُ هَادِيًا مَهْدِيًّا

“О Аллах, укрепи его и сделай наставником, ведомым прямым путем”». Он отправился туда и разрушил храм.

Мы перечислили лишь некоторых идолов, которые были известны во времена невежества.

Непроглядный мрак перед пришествием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,

Перед пришествием Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, на земле не осталось небесного света, принесенного пророками, за исключением тусклых лучей, которых не хватало для того, чтобы найти верное руководство и прямо следовать Божьим путем. Этот путь был затерян среди смешавшихся с ним лживых измышлений. В одном из хадисов говорится: «Поистине, Аллах взглянул на жителей Земли [перед пришествием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — Прим. автора], и возненавидел и арабов, и неарабов, за исключением немногих людей Писания».

Из исторических летописей известно, что четыре благоразумных курейшита отделились от своего народа во время праздника курейшитов, проходившего возле одного из идолов. Это были Варака бин Науфал, ‘Убейдуллах бин Джахш, ‘Усман бин аль-Хувейрис бин Асад бин ‘Абд аль-‘Узза и Зейд бин ‘Амр бин Нуфейл.

Один из них сказал другим: «Клянусь Аллахом, вы знаете, что ваш народ заблуждается. Они уклонились от религии их отца Ибрахима, мир ему. И что это за камень, вокруг которого мы кружимся, который не слышит и не видит, не вредит и не приносит пользы? Послушайте, найдите себе религию, потому что, клянусь Аллахом, вы заблуждаетесь». Так они отправились в разные города в поисках религии Ибрахима.

Варака бин Науфал стал убежденным христианином. Он изучил их книги и обучился у людей Писания.

‘Убейдуллах бин Джахш продолжал свои поиски до тех пор, пока не принял ислам. Потом он вместе с другими мусульманами переселился в Эфиопию. Вместе с ним была его жена Умм Хабиба бинт Абу Суфьян, которая тоже обратилась в ислам. В Эфиопии он отрекся от ислама, обратился в христианство и умер христианином.

‘Усман бин аль-Хувейрис приехал к императору Византии, принял христианство и считался одним из его приближенных.

Зейд воздержался от обращения в иудаизм или христианство. Он отдалился от своих соплеменников и не поклонялся идолам. Он не ел мертвечины, не пил кровь животных, не ел мясо скотины, принесенной в жертву идолам. Он запрещал зарывать малолетних девочек живьем, порицал своих соплеменников за их деяния и говорил: «Я поклоняюсь Господу Ибрахима».

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис ‘Абдуллаха бин ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повстречал Зейда бин ‘Амра бин Нуфейла в нижней части Балдаха (долина к западу от Мекки — Прим. автора) еще до того, как ему стали ниспосылаться откровения. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было предложено угощение, но он отказался от него[296], а потом Зейд сказал: «Поистине, я не ем ничего из того, что вы приносите в жертву на камнях для ваших идолов, и не ем ничего, кроме того, над чем было произнесено имя Аллаха». Зейд бин ‘Амр порицал курейшитов за то, как они совершали жертвоприношения, и говорил: «Аллах создал овцу и ниспослал для нее воду с неба. Он вырастил для нее [траву] на земле, а вы зарезаете ее без произнесения имени Аллаха!» Тем самым он выражал свое порицание этому поступку и считал его тяжким грехом»[297].

Муса бин ‘Укба рассказывал, что Салим бин ‘Абдуллах поведал ему со слов Ибн ‘Умара, что Зейд бин ‘Амр бин Нуфейл отправился в Шам, чтобы разузнать о религии, и встретился с одним из иудейских ученых. Он спросил его об их религии и сказал: «Возможно, я приму вашу религию. Расскажи мне о ней». Тот сказал: «Ты не примешь нашей религии, пока не навлечешь на себя гнев Аллаха». Зейд сказал: «Я бегу именно от гнева Аллаха и никогда не вынесу его. Разве я смогу вынести его? Не укажешь ли ты мне на другую религию?» Иудей сказал: «Я не знаю больше ничего, кроме ханифии». Зейд спросил: «А что такое ханифия?» Он ответил: «Религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином, и он не поклонялся никому, кроме Аллаха».

Зейд вышел от него и встретился с христианином. Он сказал ему то же самое, и тот сказал: «Ты не примешь нашей религии, пока не навлечешь на себя проклятие Аллаха». Он сказал: «Я бегу именно от проклятия Аллаха, и я не вынесу ни проклятия, ни гнева Аллаха. Разве я могу вынести такое? Не укажешь ли ты мне на другую религию?» Христианин сказал: «Я не знаю больше ничего, кроме ханифии». Зейд спросил: «А что такое ханифия?» Он ответил: «Религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином».

Услышав то, что они сказали об Ибрахиме, мир ему,, Зейд вышел от него. Покинув их землю, он поднял руки и сказал: «О Аллах, свидетельствую, что я принял религию Ибрахима»[298].

Аль-Лейс рассказывал, что Хишам бин ‘Урва написал ему, что его отец рассказывал со слов Асмы бинт Абу Бакр: «Я видела, как Зейд бин ‘Амр бин Нуфейл стоял, прислонившись спиной к Каабе, и говорил: “О курейшиты, клянусь Аллахом, никто из вас не придерживается религии Ибрахима, кроме меня”. Он спасал девочек, которых хотели зарыть заживо, и говорил тому, кто хотел убить свою дочь: “Я избавлю тебя от необходимости обеспечивать ее”. Он забирал ее себе, а когда она подрастала, он говорил ее отцу: “Если хочешь, я отдам ее тебе, а если хочешь, я буду растить ее за тебя”»[299].

Когда Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о Зейде, он сказал: «Он один будет воскрешен как целый народ между мной и ‘Исой, сыном Марьям»[300]. Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим.

Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вошел в Рай и увидел у Зейда бин ‘Амра бин Нуфейла два больших дерева». Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим.

После этого беспросветного мрака с позволения Аллаха наступила заря ислама, и его свет озарил людей, и они последовали прямым путем, и хвала за это надлежит одному Аллаху!


Список важнейших источников

  1. Абу ‘Убейд К. Китаб аль-иман / Мин кунуз ас-сунна: Под ред. Насир ад-Дина аль-Албани. Дамаск: Аль-матба‘а аль-‘умумийя
  2. Ад-Дарими А. Радд ад-дариси ‘ала-ль-Мариси. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя.

3. Аз-Зиндани А. Китаб ат-таухид. Дар аль-хейр, 1411/1990

4. Аль-‘Аккад А. Китаб АллахКаир: Дар аль-хилал

5. Аль-Албани М. Мухтасар аль-‘улувв ли-ль-имам аз-Захаби. Аль-мактаб аль-ислами, 1412/1991

6. Аль-Албани М. Сахих Сунан Абу Давуд. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1409/1988

7. Аль-Албани М. Сахих Сунан ан-Насаи. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1409/1988

8. Аль-Албани М. Силсила аль-ахадис ас-сахиха. Дамаск: Аль-мактаб аль-ислами. 1-е издание

9. Аль-Албани. Сахих Сунан ат-Тирмизи. Мактаб ат-тарбийя аль-‘араби ли-дувал аль-халидж, 1408/1988

10. Аль-Албани. Сахих Сунан Ибн Маджа. Мактаб ат-тарбийя аль-‘араби ли-дувал аль-халидж, 1408/1988

11. Аль-Аш‘ари А. Аль-ибана ‘ан усул ад-дийана. Медина: Издание Исламского Университета

12. Аль-Аш‘ари А. Макалат аль-исламиййин. Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-‘араби

13. Аль-Ашкар У. Асль аль-и‘тикад. Эль-Кувейт: Дар ан-нафаис, 1410/1990

14. Аль-Ашкар У. Асма Аллах ва сифатух фи му‘такад ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а. Амман: Дар ан-нафаис, 1413/1994

15. Аль-Ашкар У. Му‘такад аль-имам Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари. Амман: Дар ан-нафаис, 1414/1994

16. Аль-Ашкар У. Та’вил хутуратух ва асарух. Амман: Дар ан-нафаис, 1412/1992

17. Аль-Бейхаки А. Аль-асма ва-с-сифат. Бейрут

18. Аль-Бухари М. Хальк аф‘ал аль-‘ибад. Эль-Кувейт: Дар ас-салафийя, 1405/1985

  1. Аль-Куртуби. Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан. Каир: Дар аль-китаб аль-‘араби, 1387/1967
  2. Аль-му‘джам аль-васит / Сост. Ибрахим Анис и др. Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-‘араби. 2-е издание
  3. Аль-Хаками Х. Ма‘аридж аль-кабул би-шарх Суллам аль-вусул ила ‘илм аль-усул фи-т-таухид. Эр-Рияд: Ар-риаса аль-‘илмийя ли-идарат аль-бухус
  4. Аль-Харрас М. Шарх аль-‘акида аль-васитийя. Медина: Издание Исламского Университета. 4-е издание
  5. Аль-Хатиб ат-Табризи. Мишкат аль-масабих. Дамаск: Аль-мактаб аль-ислами, 1380 г.х.
  6. Ан-Навави Я. Шарх Сахих Муслим. Каир: Аль-мактаба аль-мисрийя
  7. Ар-Рази. И‘тикадат фирак аль-муслимин. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя, 1402/1982
  8. Ас-Сафарини. Лавами‘ аль-анвар аль-бахийя. Катар. 1-е издание
  9. Ас-Суйути Дж. Сахих аль-джами‘ ас-сагир / Под ред. Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1388/1969
  10. Аш-Шанкити М. Манхадж ва дирасат ли-айат аль-асма ва-с-сифат. Медина: Издание Исламского Университета, 1388 г.х.
  11. Аш-Шаукани М. Аль-фаваид аль-маджму‘а. Каир: Мактаба ас-сунна аль-мухаммадийя, 1380/1960
  12. Аш-Шаукани М. Фатх аль-Кадир аль-джами‘ бейн фанней ар-ривайа ва-д-дирайа фи-т-тафсир. Бейрут: Дар ихья ат-турас
  13. Аш-Шафи‘и М. Рисала. Бейрут: Дар аль-фикр
  14. Ибн Абу аль-‘Изз М. Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1391 г.х.
  15. Ибн аль-Асир М. Джами‘ аль-усул фи ахадис ар-расул / Под ред. ‘Абд аль-Кадира аль-Арнаута. Мактаба аль-халвани и др., 1389/1969
  16. Ибн аль-Каййим М. Ас-саваик аль-мурсала. Каир: Матба‘а аль-имам
  17. Ибн Касир И. Нихайа аль-бидайа ва-н-нихайа. Бейрут: Мактаба аль-ма‘ариф, 1394/1974
  18. Ибн Теймийя А. Аль-фатва аль-хамавийя аль-кубра. Каир: Аль-мактаба ас-салафийя, 1401 г.х.
  19. Ибн Теймийя А. Маджму‘ аль-фатава. / Сост. Ибн Касим. КСА, 1381 г.х.
  20. Ибн Теймийя М. Мунтака аль-ахбар. Каир: Аль-матба‘а ас-салафийя
  21. Ибн Хаджар А. Талхис аль-хабир. Медина: Издатель ‘Абдуллах Хашим аль-Йамани, 1384/1964
  22. Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Каир: Аль-мактаба ас-салафийя
  23. Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавийя / Комментарии Абу Зарра аль-Хашани. Иордания: Мактаба аль-манар, 1409/1988
  24. Ибн Хузейма М. Китаб ат-таухид. Каир: Мактаба аль-куллийят аль-азхарийя
  25. Кутб С. Фи зилал аль-Кур’ан. Дар аш-шурук, 1394/1974
  26. Лисан аль-‘араб / Сост. Йусуф аль-Хайят, Надим Мар‘ашли. Бейрут: Дар лисан аль-‘араб. 1-е издание
  27. Муслим бин Хаджжадж. Аль-джами‘ ас-сахих / Под ред. Мухаммада Фуада ‘Абд аль-Баки. Египет: Дар ихья аль-кутуб аль-‘арабийя, 1375/1956
  28. Химси М. Нахла тусаббих Аллах. Дамаск: Дар ар-рашид, 1977
  29. Шалтут М. Аль-ислам: ‘акида ва шари‘а. Каир: Дар аш-шурук, 1397/1977

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступительное слово.. 3

Предисловие.. 8

Предисловие к первому изданию... 9

Вступление.. 12

Глава первая. 13

Убеждения: определение и пояснение. 13

Понятие «убеждения» в арабском языке и шариате. 13

Убеждения — это знания в душе. 13

Убеждения — это убежденность, не допускающая сомнений. 14

Убеждения связаны с сокровенным, невидимым миром.. 14

Убеждения здоровые и порочные. 14

Важность и необходимость исламских убеждений. 15

Глава вторая. 20

Связь между убеждениями и между верой и шариатом.. 20

Связь между убеждениями и верой. 20

Связь между убеждениями и шариатом.. 21

Внимательное отношение к деяниям.. 21

Глава третья. 23

Вера и неверие. 23

Об отрицании убеждений. 23

Деяния и слова, считающиеся неверием.. 23

Отношение к неверующим.. 23

Положение неверующих перед Аллахом.. 24

Пренебрежение обязанностями и совершение запретных деяний. 25

Глава четвертая. 35

Убеждения, философия и калам.. 35

Различия между исламскими убеждениями, философией и каламом 35

Отношение ученых к философии и каламу. 44

Сравнение между философом и человеком с убеждениями. 45

Глава пятая. 48

Методы аргументирования убеждений, которыми пользовались ученые 48

Разъяснение причин этих сомнений. 49

Тексты, подтверждающие законность принятия единичных сообщений в качестве аргументов 53

Ответ тем, кто не опирается на одиночные сообщения в вопросах вероучения 54

Убеждения, которые подтверждаются хадисами. 55

Суждение о тех, кто отрицает вопросы вероучения, подтверждаемые одиночными сообщениями 58

Правильный путь. 58

Вопрос, нуждающийся в разъяснении: как использовать Коран в обращении к тем, кто не верует в него? 58

Сомнительный призыв: сближение религий. 59

Вера в Аллаха.. 61

Важность этого принципа. 62

Вопросы, связанные с верой в Аллаха. 62

Часть первая. 63

Доказательства.. 63

существования Творца.. 63

Довод первый. 64

Естество человека (фитра) 64

Здоровое естество человека признает существование Аллаха, не требуя доказательств 64

Несчастья очищают сущность человеческой природы.. 66

Язычники, к которым был отправлен Посланник, признавали существование Творца 66

Современное неверие хуже. 66

Довод второй. 68

У Вселенной непременно должен быть Творец. 68

Отношение эмпирических наук к этому закону. 70

Разум обязан признать. 70

Сомнительные доводы относительно происхождения Вселенной. 71

Истина по другую сторону от этой теории 83

Часть вторая. 86

Кто такой Аллах и как.. 86

сердца связаны с Ним... 86

Глава первая. 88

Знамения во Вселенной указывают на их Творца и Создателя. 88

Коранический метод аргументации с использованием знамений во Вселенной 88

Ученые разъясняют изумительные особенности творений Аллаха. 97

Другие удивительные способности, дарованные Аллахом творениям 115

Глава вторая. 135

Познание Аллаха посредством священ-ных текстов. 135

(изучение Его имен и атрибутов) 135

Пределы познания атрибутов Аллаха человеческим разумом.. 135

Обзор некоторых божественных атрибутов, упомянутых в священных текстах 135

Прекрасные имена Аллаха. 170

Правильный метод познания атрибутов Аллаха. 182

Классификация божественных атрибутов, принятая у мутакаллимов 186

Вознесение на Трон — это качество совершенства, а не недостаток 195

Важные правила, касающиеся атрибутов и имен Аллаха. 197

Учение приверженцев сунны и единой общины относительно атрибутов Аллаха 204

Часть третья. 208

Единобожие.. 208

Глава первая. 209

Смысл и составляющие единобожия. 209

Знать о единобожии, но не исповедовать его на практике, недостаточно 209

Противоречивость суждений тех, кто поклоняется не одному Аллаху 209

Глава вторая. 210

Свидетельство единобожия: его смысл, 210

превосходство и условия. 210

Глава третья. 214

Поклонение. 214

Что такое поклонение?. 214

Поклоняется Аллаху тот, кто одновременно ощущает страх и надежду 214

Столпы поклонения. 215

Поклонение невозможно без соблюдения этих столпов. 216

Формы поклонения, которые посвящаются Аллаху. 216

Глава четвертая. 217

О том, что противоречит единобожию и несовместимо. 217

с ним.. 217

Великое многобожие. 217

Малое многобожие. 218

Часть четвёртая. 220

Краткий обзор истории.. 220

религиозных убеждений.. 220

Глава первая. 221

Совершенствовались ли религиозные убеждения. 221

в ходе истории?. 221

История религиозных убеждений разъясняется только в Коране. 222

Глава вторая. 223

История вероучения согласно Священному Корану. 223

Первое поколение людей исповедовало единобожие. 223

Первое уклонение от правильного вероучения и первый посланник. 224

Часть пятая. 230

Представления.. 230

заблудших.. 230

народов о Боге.. 230

Глава первая. 232

Боги в греческой мифологии. 232

Глава вторая. 234

Бог в иудаизме. 234

Глава третья. 240

Отступление арабов от единобожия. 240

Начало уклонения от истины.. 241

Идолы, которым поклонялись арабы.. 242

Непроглядный мрак перед пришествием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 244

Список важнейших источников.. 247

 

 


[1] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. С. 125.

[2] Ибн аль-Каййим М. Фаваид. Бейрут: Муассаса ар-рисала наширун, 1427/2006. С. 103-105.

[3] Слово المذهب «мазхаб» означает «путь», «образ действий», «доктрина». В исламе оно приобрело значение «религиозно-правовое учение». Основателями этих учений были выдающиеся имамы, самостоятельно разработавшие принципы и методы решения вопросов богословско-правового характера. До настоящего времени сохранились мазхабы четырех имамов Абу Ханифы (80/699—150/767), Малика бин Анаса (95/713—179/795), Мухаммада аш-Шафи‘и (150/767—204/820) и Ахмада бин Ханбала (164/780—241/855). В распространении этих учений большую роль сыграли последователи великих имамов, которые преподавали и развивали их принципы. Последователей этих четырех мазхабов называют приверженцами сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а). Многие учения не получили распространения из-за низкой активности их последователей. К их числу можно отнести учение известного египетского правоведа аль-Лейса бин Са‘да, да смилуется над ним Аллах. Имам аз-Захаби в книге «Тарих аль-ислам» привел слова аш-Шафи‘и: «Аль-Лейс разбирался в правоведении лучше Малика, но его соратники не поддержали его (т.е. не распространили его учение)». См.: Аль-Ашкар У. Аль-мадхал ила-ш-шари‘а ва-ль-фикх аль-ислами. Амман: Дар ан-нафаис. С. 202-203. — Прим. переводчика.

[4] Аль-Банна Х. Рисалат аль-‘акаид. См.: Маджму‘ ар-расаил. С. 429. Мусульманские ученые издавна называют эту область знаний «убеждениями», хотя слово العقيدة «‘акида» не встречается ни в Писании Аллаха, ни в сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

[5] Лисан аль-‘араб (2/836).

[6] Фатх аль-Бари (1/114); Муслим (5). В таком виде хадис передал Муслим.

[7] Аль-му‘джам аль-васит (2/614).

[8] Речь идет об Илийе Абу Мади и его длинной касыде «Таласим». См.: Джадавил. С. 106.

[9] Считается, что скептицизм возник в Древней Греции в IV веке до н.э. На смену натурфилософским спекуляциям, не подкреплявшимся научными познаниями и продолжавшимся около двух столетий, пришла скептическая критика теории познания. Объектом исследования философов стали человек и его мышление. Скептики отрицали возможность познания посредством чувственного восприятия и логических рассуждений, отвергали возможность рационального обоснования нравственных норм. Они полагали, что люди не могут обладать определенным знанием внешних вещей и универсальных принципов. Однако между ними существовали разногласия относительно пределов постижения. Из античных философов-скептиков до наших дней дошли только труды Секста Эмпирика (III век). — Прим. переводчика.

[10] Это общее мнение ранних мусульман, в том числе трех имамов Ахмада, Малика и аш-Шафи‘и. В отличие от них Абу Ханифа считал, что вера складывается из убеждений и слов, а деяния — это требование веры, но не ее составная часть. Некоторые полагали, что вера — это только признание в душе, если даже оно не подтверждается словами и деяниями. Этого суждения придерживались джахмиты и ашариты. По мнению каррамитов, вера – это утверждение на словах. Опровержение этих суждений очевидно из основного текста книги.

[11] Сравнение веры с деревом основано на коранической притче: «Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» (Ибрахим, 24-25). Согласно толкованию Ибн ‘Аббаса и других комментаторов, корни этого дерева — это укрепившееся в сердце верующего убеждение в том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а его ветви — это достойные речи и праведные поступки, которые возносятся на небо и днем, и ночью. См.: Ибн Касир И. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Муассаса ар-раййан. 1416/1996. Т. 2. С. 689. — Прим. переводчика.

[12] Аль-Бухари (3700).

[13] Ненависть к неверующим и совершаемым ими злодеяниям не означает плохого, пристрастного отношения к ним. Дурные поступки людей не дают мусульманам права грешить против этих ослушников и посягать на их права. Коран удерживает верующих от близкой дружбы с нечестивыми людьми и искренней любви к ним, поскольку такая близость может навредить мусульманину и его праведности. Вместе с тем ислам обязывает нас быть справедливыми и терпимыми по отношению ко всем людям, независимо от их убеждений: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Аль-Мумтахана, 8). Жизненная практика Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, была прекрасным примером того, как мусульмане должны обращаться с теми, кто еще не познал истины и не встал на прямой путь. Многие годы сподвижники терпели обиды и оскорбления своих невежественных соплеменников, не давая им основания усомниться в чистоте ислама и благочестии его приверженцев. Испытывая неприязнь к нечестию и злу, которое совершали язычники, они продолжали доносить до них истину и делать им добро, руководствуясь словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, Аллах добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем-либо иным». Хадис передал Муслим. См.: Ан-Навави Я. Шарх Сахих Муслим. Дар Абу Хаййан. 1415/1995. Т. 8. С. 390-391.— Прим. переводчика.

[14] Хадис передал Ахмад в «Муснаде», и аль-Бейхаки назвал его достоверным. См. комментарий Ибн Касира к 15-му аяту из суры «Аль-Исра».

[15] Ат-Тирмизи (3540) сказал «Это малоизвестный хадис, известный нам лишь с этим иснадом». См.: Сахих ат-Тирмизи (2805).

[16] Муслим (2687).

[17] Аль-Бухари (425).

[18] Муслим (94).

[19] Фатх аль-Бари (13/474).

[20] Там же (22).

[21] См. книгу Абу ‘Убейда аль-Касима бин Саллама «Китаб аль-иман» (С. 98). Аль-Албани в комментариях к этому сборнику назвал иснад хадиса достоверным согласно требованиям Муслима. Передатчик по имени Абу Суфьян был одним из учеников сподвижников.

[22] Мутазилиты, представители другого течения, последователи Васила бин ‘Аты, считали, что совершающий тяжкие грехи не считается ни верующим, ни неверующим. Он занимает промежуточное положение между верой и неверием, а в последней жизни навечно окажется в Аду.

[23] Муслим (64).

[24] Там же (57).

[25] Там же (1/86).

[26] Там же (54).

[27] Там же (101).

[28] Там же (102).

[29] Мишкат аль-масабих (4962).

[30] Муслим (65).

[31] Там же (60).

[32] Муслим (64).

[33] Здесь и далее приведены цитаты из статьи «Китаб аль-иман», одной из четырех статей, изданных под редакцией шейха Насир ад-Дина аль-Албани (С. 90-96).

[34] Речь идет о словах Всевышнего: «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: “Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его”. Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену» (Аль ‘Имран, 187). В комментарии к этому аяту хафиз Ибн Касир писал: «Это порицание и угроза в адрес людей Писания, с которых Аллах взял завет через пророков, что они уверуют в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и станут указывать на него людям, чтобы те были готовы к его пришествию и последовали за ним, когда Аллах отправит его к людям. Но они скрыли это и обменяли обещанные им блага этого мира и последней жизни на жалкий, ничтожный земной удел. Как же отвратительна их сделка! Как же она скверна! В этих словах предупреждение ученым, чтобы они не следовали этим путем, а не то их постигнет то, что постигло людей Писания. Ученые обязаны распространять известные им полезные знания, указывающие на праведные дела». См.: Ибн Касир И. Указ. соч. Т. 1. С. 568. — Прим. переводчика.

[35] Аль-Бухари (793); Муслим (397).

[36] Имеется в виду, что аяты и хадисы о том, что язычники и неверующие совершают грехи, не достигающие степени полного неверия, встречаются не реже, чем тексты о том, как они приобщают сотоварищей к Аллаху и совершают очевидное неверие. — Прим. переводчика.

[37] См.: Китаб аль-иман. С. 94.

[38] См.: Сахих аль-джами‘ ас-сагир (3039). Текст хадиса звучит следующим образом: «Мусульмане не расстанутся с тремя пережитками времен невежества: связыванием выпадения дождя со звездами, опорочиванием рода и оплакиванием умерших». Аль-Албани сообщил, что его передали аль-Бухари в «Тарихе», ат-Табарани в сборнике «Аль-му‘джам аль-кабир», Ахмад в «Муснаде» и Ибн Хиббан в «Сахихе».

[39] Аль-Бухари (33); Муслим (59).

[40] См.: Китаб аль-иман. С. 96. Аль-Албани сообщил, что этот хадис достоверен. Его передали Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким в своих «Сахихах» со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари в следующей форме: «Если женщина надушилась и прошла мимо мужчин, чтобы они почувствовали ее благоухание, то она прелюбодействовала, и каждый взглянувший на нее тоже прелюбодействовал». Похожий хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным.

[41] Их называют мурджиитами (от араб. الإرجاء «ирджа» — откладывание, отсрочивание), потому что они откладывают деяния в сторону, отделяют их от веры.

[42] Аль-Бухари (9); Муслим (35). В таком виде хадис передал Муслим.

[43] Муслим (57).

[44] Калам — религиозное направление, дающее догматам ислама рационалистическое толкование. В русскоязычной литературе его иногда называют спекулятивной (умопостижимой) философией, иногда — мусульманской схоластикой и т.д. Последователи калама (мутакаллимы) — джахмиты, мутазилиты, поздние ашариты и др. — в процессе познания обращались к разуму как к высшей инстанции, отдавая ему предпочтение перед текстами Корана и сунны. По их мнению, именно разум подтверждает правдивость шариата, который можно постичь только посредством разума. Они полагали, что только логические аргументы могут быть категоричными, тогда как священные тексты являются основанием лишь для предположений. К этому сводится главное различие между ними и приверженцами сунны и единой общины. Комментируя позицию приверженцев сунны, шейх Галиб ‘Иваджи писал: «Отдавая предпочтение текстам Корана и сунны (накль) перед разумом (‘акль), ранние мусульмане не пытались пренебречь рациональным мышлением и не имели в виду, что разум не обладает способностью к познанию. Напротив, они высоко ценили место разума в познании и следовании путем истины. Однако они не обожествляли и не отдавали ему предпочтение перед словами Всемогущего и Великого Аллаха и словами Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,. Мусульманин, признавший Аллаха своим Господом, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, — своим пророком, а ислам — своей религией, никогда не позволит себе противопоставить рациональное мышление (‘акль) или самостоятельное суждение (иджтихад) ученых Священному Корану или достоверной сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,. И только в тех случаях, когда самостоятельное суждение допустимо, а священные тексты могут быть поняты по-разному, человеку разрешается прибегнуть к самостоятельному суждению. Если его суждение окажется правильным, он получит двойную награду; если же он ошибется, то получит одну награду за усердие и намерение». См.: Фирак му‘асира тантасиб ила-ль-ислам. Дар лейна. 1420/1999. С. 1101. — Прим. переводчика.

[45] Дарраз М. Дин. С. 59-60.

[46] Там же. С. 73.

[47] Китаб Аллах. С. 129.

[48] Там же.

[49] Там же.

[50] Дарраз М. Дин. С. 59-60.

[51] См.: Маджму‘ аль-фатава (2/1, 25). В пересказанных нами вкратце словах шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах, изложен важный принцип, указывающий на его глубокие познания.

[52] Из книги «Аль-‘илм йад‘у ила-ль-иман».

[53] См.: Кутб С. Хасаис ат-тасаввур аль-ислами. С. 16.

[54] Многие мутакаллимы и философы ошибочно полагают, что Коран и сунна содержат только простые утверждения, не опирающиеся на логические доводы. Истина же заключается в том, что в Коране приводятся разные аргументы, которые необходимы для познания Аллаха и единобожия, однако эти люди не способны оценить этого. Самые изощренные доводы мутакаллимов резюмированы в Коране в прекрасной форме. В качестве примера можно привести притчи, о которых Всевышний Аллах сказал в Своем Писании: «Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи» (Аль-Кахф, 54). Эти притчи и есть логические аналогии.

[55] См.: Ибн аль-Каййим М. Ас-сава‘ик аль-мурсала. С. 7; Ар-Рази. И‘тикадат фирак аль-муслимин. С. 23.

[56] См.: Аль-фатва аль-хамавийя аль-кубра. С. 7.

[57] Аш-Шахрастани М. Нихайа аль-икдам фи ‘илм аль-калам. С. 3.

[58] См.: Аль-фатва аль-хамавийя аль-кубра. С. 7.

[59] Этот слабый хадис передали ат-Табари в «Тарихе» (2/326) и аль-Бейхаки в книге «Далаил ан-нубувва» (2/187) через Ибн Исхака. Иснад хадиса оборванный. См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавийя (1/330).

[60] См.: Файд аль-хатир. Цит. по книге: Аль-Кардави Ю. Аль-иман ва-ль-хайа. С. 22.

[61] Данный вопрос мы исследовали в книге «Асль аль-и‘тикад».

[62] Множественным (мутаватир) называется хадис, который от начала до конца иснада был рассказан достаточно большой группой передатчиков, которые не могли вступить в сговор с целью его фальсификации. Единичными (ахад) называются хадисы, не достигающие степени множественных хадисов.

[63] Выдуманным (мауду‘) называется хадис, в иснаде которого есть рассказчик, уличенный во лжи. Слабыми (да‘иф) называются хадисы, не отвечающие требованиям достоверных преданий.

[64] Аш-Шаукани М. Аль-фаваид аль-маджму‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а (441).

[65] Там же (448).

[66] См.: Аль-ислам: ‘акида ва шари‘а. С. 53.

[67] Там же.

[68] Под категоричными доводами они подразумевали Коран и множественные хадисы. Смысл текста они считали категоричным в том случае, если он не несет в себе иного смысла и не может быть истолкован иначе. Опираясь на этот принцип, они отрицали, например, тексты о том, что в день воскресения верующие увидят Господа. Хадисы, заключавшие в себе категоричный смысл, они отрицали как единичные сообщения. Что же касается текстов Корана, то они истолковывали их по-своему как тексты с некатегоричным смыслом. Примером этого являются доводы, которые шейх Шалтут приводил в опровержение того, что люди увидят своего Господа. См.: Аль-ислам: ‘акида ва шари‘а. С. 57.

[69] См. статьи «Аль-хадис худжжа би-н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.48 (0.013 с.)