Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отступление от правильного метода и причины этогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Причиной неправильного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха является отступление от одного из трех перечисленных нами принципов. И в прошлом, и в настоящем заблуждения людей в данном вопросе можно было разделить на три категории. 1. Языческие заблуждения Как сообщили Ибн ‘Аббас, Ибн Джурейдж и Муджахид, язычники искажали имена Всевышнего Аллаха, что-то прибавляли к ним, что-то убавляли от них, а потом нарекали ими своих истуканов. Имя аль-Лат произошло от имени Аллах, аль-‘Узза — от имени Аль-‘Азиз (Могущественный), Манат — от имени Аль-Маннан (Щедрый). Свидетельством того, что язычники не признавали и отвергали многие имена Всевышнего Аллаха, является непризнание ими имени Ар-Рахман (Милостивый): «Но они не уверовали в Милостивого» (Ар-Ра‘д, 30); «Когда им говорят: “Падайте ниц перед Милостивым!” — они говорят: “Что такое Милостивый?”» (Аль-Фуркан, 60). Сюда же можно отнести тех, кто приписывает Аллаху недостатки, например, преступников из числа иудеев, которые сказали: «Воистину, Аллах беден, а мы богаты» (Аль ‘Имран, 181); «Иудеи сказали: “Рука Аллаха скована”. Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали» (Аль-Маида, 64). 2. Заблуждения антропоморфистов Эти люди признают качества, которыми Аллах описал Себя, но не отрицают сходства между Ним и творениями. Они принимают последнюю часть прекрасного аята: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11), но не вникают в его начало. Если бы они задумались над его началом, им стало бы ясно, что нет никого похожего на Аллаха. И тогда они не осмелились бы произнести свои ужасные слова, от которых содрогаются тела и трепещут сердца. Они не стали бы говорить, что Рука, зрение и слух Аллаха похожи на наши руки, наш слух и наше зрение. Аллах превелик и бесконечно далек от того, что они говорят! Они уподобляют Бога истуканам, и поэтому ранние мусульмане говорили, что антропоморфисты поклоняются идолу. Те, кто разделяет приведенные выше взгляды, являются неверующими и вероотступниками. Среди них были Давуд аль-Джавариби и Хишам бин аль-Хакам ар-Рафиди. Еретические взгляды названных двух категорий противоположны: язычники возвысили творения до уровня Творца, приравняв их к Нему, а антропоморфисты опустили Творца до уровня творений, уподобив Его им. Аллах же превелик и далек от их измышлений и заблуждений! 3. Заблуждения тех, кто отрицает божественные атрибуты, можно разделить на три группы. Джахмиты отрицают имена Аллаха и их значения и описывают Его, пользуясь только категориями отрицания[245]. Их заблуждение фактически является неверием в Аллаха, таким же, как неверие язычников. Мутазилиты признают имена Аллаха как слова, но отрицают заключенные в них качества совершенства. Они говорят: «Аллах — Ар-Рахман (Милостивый) и Ар-Рахим (Милосердный), но у Него нет милости. Он — Аль-Хаким (Мудрый), но у Него нет мудрости. Он — Аль-Кадир (Всемогущий), но у Него нет могущества. Он — Ас-Сами‘ (Слышащий), но у Него нет слуха и т.д.» Ашариты признают лишь семь качеств — сифат аль-ма‘ани: жизнь (хайа), знание (‘илм), могущество (кудра), желание (ирада), слух (сам‘), зрение (басар), речь (калам). Все остальные божественные качества они отрицают[246]. Все, кто не верует в имена и качества Аллаха, кто уподобляет их качествам творений или отрицает божественные имена и качества, находятся в очевидном заблуждении. Они воспротивились Аллаху и Его Посланнику, не признали Коран и сунну. Их позиция настолько очевидна, что не нуждается в дополнительном разъяснении. Зато есть необходимость в изобличении ошибочных взглядов тех мутакаллимов, которые заявляют о своем нежелании уподоблять Всевышнего Аллаха творениям и на этом основании отрицают божественные атрибуты, упомянутые в Коране и сунне. Пытаясь избежать уподобления, они интерпретируют атрибуты Аллаха вопреки их правильному смыслу[247].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.009 с.) |