Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правило 4. Качества Аллаха не подразумевают чистое отрицаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пречистый и Всевышний Аллах сообщил об именах и качествах, которыми Он обладает, и назвал имена и качества, которые не относятся к Нему. Признавать божественные имена и качества и отрицать недостатки можно в общем (муджмал) и по отдельности (муфассал). Признавая имена и качества Всевышнего Аллаха в общем, мы признаем за Ним абсолютную хвалу, абсолютную славу и т.д., как об этом сказано в аятах: «Хвала Аллаху, Господу миров» (Аль-Фатиха, 2); «Описание Аллаха — самое возвышенное» (Ан-Нахль, 60). Признавая их по отдельности, мы детально рассматриваем каждое имя и качество, упомянутое в Коране и сунне. Отрицая недостатки в общем, мы не признаем наличие у Могучего и Великого Аллаха никаких пороков и изъянов, противоречащих Его совершенству, как об этом говорится, например, в аятах: «Нет никого подобного Ему» (Аш-Шура, 11), «Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Марьям, 65). Отрицая их по отдельности, мы отвергаем наличие у Аллаха каждого конкретного порока или недостатка. Мы отрицаем существование у Него родителя или сына, сотоварища или жены, а также кого-либо равного Ему. Мы отрицаем обладание Им такими качествами, как незнание, бессилие, дремота, сон, совершение чего-либо понапрасну и т.д. Однако коранический принцип отрицания недостатков не предполагает чистого отрицания, т.е. если Коран отрицает наличие у Аллаха какого-либо недостатка, то это обязательно указывает на обладание Им противоположным качеством совершенства. Это не просто отрицание недостатков, которое признают некоторые группы[250]. Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (т.е. Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их» (Аль-Бакара, 255). Это значит, что Всевышнему Аллаху не присущи такие качества, как дремота и сон. Это отрицание подразумевает совершенство Его жизни и самодостаточности. Его жизнь настолько совершенна, что Им не овладевают ни дремота (т.е. полусон), ни сон. Слова «…и не тяготит Его оберегание их» (Аль-Бакара, 255) предполагают совершенство и безупречность Его могущества, поскольку это занятие не удручает и не обременяет Его. Всевышний сказал: «Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку» (Саба, 3). Отрицание того, что творение может скрыться от Него, предполагает знание о каждом атоме на небесах и на земле. Всевышний сказал: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и усталость ничуть не коснулась Нас» (Каф, 38). Отсутствие усталости указывает на совершенство могущества и силы. Всевышний сказал: «Взоры не могут постичь Его» (Аль-Ан‘ам, 103), т.е. взоры не способны объять Его. И хотя Его можно будет увидеть в последней жизни, Его величие не позволит взорам объять Его. Таким образом, отрицание любого недостатка у Аллаха предполагает обладание Им другим качеством, заслуживающим восхваления. Аллах не использовал для описания Себя категории чистого отрицания, не указывающие на качества с позитивным смыслом. И это означает ошибочность воззрений тех, кто предается обсуждению качеств, отрицающих недостатки (сифат салбийя). Отрицание само по себе не заслуживает восхваления и не является проявлением совершенства, пока оно не приобретает позитивный смысл, потому что чистое отрицание — это абсолютное небытие, а абсолютное небытие — это ничто. Еретики часто пользуются категориями чистого отрицания. Они говорят: «Аллах не разговаривает, не видит, не находится над мирозданием». Некоторые из них впадают в крайности и говорят: «Он не находится ни внутри мироздания, ни вне его. Он не отделен от мира и не смешан с ним и т.д.» В своих дурных речах они представляют Аллаха несуществующим вообще. Пречист Он и далек от этого!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.008 с.) |