Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Атрибуты «извечность» и «вечность» не встречаются в Коране и суннеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Шейх подметил, что Аллах не называет Себя «извечным» в Коране, и некоторые из ранних мусульман запрещали характеризовать Его таким качеством, потому что оно может подразумевать отсутствие в прошлом, например: «…пока она снова не уподобляется старой пальмовой ветви» (Йа син, 39); «Ты пребываешь в своем старом заблуждении» (Йусуф, 95); «…вы со своими древними отцами» (Аш-Шу‘ара, 76). Некоторые считают, что этот атрибут упомянут в одном из хадисов. Одни ученые соглашаются с тем, что его можно понимать так; другие считают, что это не доказано. Что касается имен Аль-Аввал (Первый) и Аль-Ахир (Последний), упомянутых в аяте «Он — Первый и Последний» (Аль-Хадид, 3), то соответствующими качествами охарактеризованы и творения: «Разве мы не погубили первые [поколения]? Вслед за ними Мы отправили последующие [поколения]» (Аль-Мурсалат, 16-17). Несомненно, эти качества Аллаха приличествуют Его величию и совершенству, тогда как в случае творений они соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости. 3-4. Единственность (вахданийя) и самодостаточность (гина би-н-нафс) Единственность — один из атрибутов Аллаха: «Ваш Бог — Бог Единственный (вахид)» (Аль-Бакара, 163). Но это же слово было использовано при описании некоторых творений: «Их орошают одной (вахид) водой» (Ар-Ра‘д, 4). Аллах назвал богатство и самодостаточность среди Своих качеств: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (Ибрахим, 8); «Они не уверовали и отвернулись. Аллах обошелся без них, ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (Ат-Тагабун, 6). Этим же качеством Аллах охарактеризовал некоторые творения: «Кто богат, пусть воздержится» (Ан-Ниса, 6); «Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости» (Ан-Нур, 32). Качества, отрицающие недостатки, употребляются в Коране и при описании Творца, и при описании творений. Несомненно, качества, относящиеся к Творцу, приличествуют Его совершенству и величию, а качества творений соответствуют их слабости, конечности и зависимости. 3. Заключение относительно адъективных качеств (сифат ма‘навийя) Потом шейх коснулся семи качеств, которые мутакаллимы называют адъективными. Они имеют в виду то, что Всевышний Аллах Могучий, Желающий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий и Разговаривающий. Шейх разъяснил, что их сущность связана с тем, как именно Аллах обладает семью качествами, наделенными смыслом. Мутакаллимы, которые признавали их, заявляли о существовании так называемого «адъективного состояния» (хал ма‘навийя), промежуточного состояния между бытием и небытием. Шейх не согласился с этой концепцией и сказал: «Совершенно ясно, что это вымысел и фантазия. Здравый смысл не допускает существование чего-либо между бытием и небытием. То, что не существует, отсутствует, и наоборот. Между этими состояниями нет ничего промежуточного, и это ясно каждому разумному человеку». Качества, описывающие действия (сифат фи‘лийя) Потом шейх перешел к рассмотрению качеств, описывающих действия. Он отметил, что в Коране часто встречаются такие качества, относящиеся к Аллаху и к творениям. Безусловно, качества Аллаха отличаются от качеств творений так же, как Его сущность разнится с их сущностями. Вот некоторые из таких качеств: Удел (ризк) Аллах сообщил, что Он кормит творения и одаряет их уделом: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58); «Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (Саба, 39); «Скажи: “То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел”» (Аль-Джуму‘а, 11). Он же сообщил, что творения тоже могут одарить уделом и накормить: «Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него» (Ан-Ниса, 8); «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него» (Ан-Ниса, 5); «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание» (Аль-Бакара, 233). Конечно, действие, которым охарактеризован Аллах, отличается от поступков творений так же, как Его сущность отличается от их сущностей. 2. Действие (‘амал) Аллах охарактеризовал Себя совершающим определенные действия: «Неужели они не видят, что из того, что Мы сделали, Мы создали для них скот, и они им владеют?» (Йа син, 71). Он же сообщил, что творения тоже совершают определенные действия: «Воистину, вам воздается только за то, что вы совершали» (Ат-Тур, 16). Несомненно, описание творения отличается от характеристики Творца так же, как Его сущность отличается от сущности творения. 3. Обучение (та‘лим) Аллах сообщил о том, что Он обучает творения: «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться» (Ар-Рахман, 1-4); «Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (Аль-‘Алак, 3-5); «…и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (Ан-Ниса, 113). Вместе с тем Он сообщил, что творения тоже обладают такой способностью: «Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости» (Аль-Джуму‘а, 2). Обе формы обучения упоминаются вместе в словах Всевышнего: «…которых вы обучаете из того, чему обучил вас Аллах» (Аль-Маида, 4). 4. Оповещение (инба) Аллах сообщил, что Он обладает способностью передавать информацию, и такой же способностью обладают творения. Обе формы передачи информации упоминаются кряду в аяте: «Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”» (Ат-Тахрим, 3). Безусловно, действие Аллаха не похоже на поступки рабов так же, как Его сущность не похожа на сущности творений. 5. Дарение (ита) Аллах охарактеризовал Себя дарующим: «Он дарует мудрость, кому пожелает» (Аль-Бакара, 269); «…и одарил Своей милостью каждого милостивого» (Худ, 3). Он же сообщил, что этим качеством обладают и творения: «…и если одной из них вы подарили кантар» (Ан-Ниса, 20); «Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (Ан-Ниса, 4). Несомненно, различия между действием, которым охарактеризован Аллах, и поступками рабов так же очевидны, как различия между Его сущностью и сущностями рабов. 5. Собирательные качества (сифат джами‘а) Потом шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити приступил к рассмотрению собирательных качеств, таких как высокое положение (‘улувв), величавость (‘изам), величие (кибар), власть (мульк), гордыня (кибр), мощь (джабарут), могущество (‘изза), сила (кувва) и т.д. 1-3. Высокое положение (‘улувв), величие (кибар) и величавость (‘изам) Аллах охарактеризовал Себя этими качествами и сказал: «…и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (Аль-Бакара, 255). Подчеркивая Свое высокое положение и величие, Он сказал: «Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой» (Ан-Ниса, 34); «Он — Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся» (Ар-Ра‘д, 9). Аллах также назвал некоторые творения большими, великими: «Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна огромной (‘азим) горе» (Аш-Шу‘ара, 63); «Воистину, вы говорите ужасные (‘азим) слова» (Аль-Исра, 40); «…и у нее есть великий трон» (Ан-Намль, 23). Некоторые творения Он назвал высокими, возвышенными: «Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57); «…и оставили о них правдивую и громкую молву» (Марьям, 50). Другие творения Он охарактеризовал как большие: «…уготованы прощение и большая награда» (Худ, 11); «Нет! Это содеял их старший, вот этот» (Аль-Анбийа, 63). Нет сомнения, что эти собирательные качества (высокое положение, величие и величавость), которыми Аллах охарактеризовал Себя, отличаются от качеств творений так же, как сущность Творца отличается от их сущностей. И как сущность Творца несопоставима с сущностями творений, так и Его качества несопоставимы с их качествами. Власть (мульк) Аллах охарактеризовал Себя обладающим властью: «То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Святого» (Аль-Джуму‘а, 1); «…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (Аль-Камар, 55). Этим же качеством Он охарактеризовал некоторые творения: «Царь сказал: “Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных…”» (Йусуф, 43); «Царь сказал: “Приведите его ко мне!”» (Йусуф, 50); «Перед ними находился царь, который силой отнимал все [неповрежденные] корабли» (Аль-Кахф, 79); «Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь» (Аль ‘Имран, 26). Безусловно, Аллах обладает реальной властью, приличествующей Его совершенству и величию, и творения тоже обладают властью, которая соответствует их положению, их конечности, слабости и зависимости. 5, 6. Мощь (джабарут) и гордость (кибрийа) Аллах назвал Себя могучим и гордым: «…Могущественного, Могучего, Гордого» (Аль-Хашр, 23). Этими качествами Он охарактеризовал и некоторые творения: «Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана (мутакаббир джаббар)» (Гафир, 35); «…и хватать [людей], подобно тиранам (джаббарин)?» (Аш-Шу‘ара, 130); «Разве не в Геенне обитель возгордившихся (мутакаббирин)?» (Аз-Зумар, 60); «Они молили о победе, и каждый упорствующий тиран (джаббар) оказывался в убытке» (Ибрахим, 15). Несомненно, эти качества, которыми охарактеризован Творец, отличаются от качеств творений, подобно тому, как Его сущность отличается от их сущностей. 7. Могущество (‘изза) Аллах назвал могущество одним из Своих атрибутов: «Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (Аль-Бакара, 220); «Или же у них есть сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?» (Сад, 9). Этим качеством отличаются и некоторые из творений: «Жена могущественного мужа сказала…» (Йусуф, 51); «…и одолел (‘азза) меня на словах» (Сад, 23). В следующем аяте обе вышеназванные формы упомянуты вместе: «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» (Аль-Мунафикун, 8). Безусловно, это качество, которым охарактеризован Аллах, разнится с качеством творений, подобно тому, как сущность Творца разнится с их сущностями. 8. Сила (кувва) Аллах сообщил, что Он обладает силой: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58); «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (Аль-Хаджж, 40). Он же сообщил, что этим качеством обладают некоторые творения: «…и приумножит вашу силу» (Худ, 52); «Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости (т.е. создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он наделяет вас силой, а потом заменяет ее слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий, Всемогущий» (Ар-Рум, 54). Обе формы упоминаются вместе в следующем аяте: «Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: “Кто может превзойти нас силой?” Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения» (Фуссилат, 15).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.013 с.) |