Атрибуты «извечность» и «вечность» не встречаются в Коране и сунне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атрибуты «извечность» и «вечность» не встречаются в Коране и сунне



Шейх подметил, что Аллах не называет Себя «извечным» в Коране, и некоторые из ранних мусульман запрещали характеризовать Его таким качеством, потому что оно может подразумевать отсутствие в прошлом, например:

«…пока она снова не уподобляется старой пальмовой ветви» (Йа син, 39);

«Ты пребываешь в своем старом заблуждении» (Йусуф, 95);

«…вы со своими древними отцами» (Аш-Шу‘ара, 76).

Некоторые считают, что этот атрибут упомянут в одном из хадисов. Одни ученые соглашаются с тем, что его можно понимать так; другие считают, что это не доказано.

Что касается имен Аль-Аввал (Первый) и Аль-Ахир (Последний), упомянутых в аяте «Он — Первый и Последний» (Аль-Хадид, 3), то соответствующими качествами охарактеризованы и творения:

«Разве мы не погубили первые [поколения]?  Вслед за ними Мы отправили последующие [поколения]» (Аль-Мурсалат, 16-17).

Несомненно, эти качества Аллаха приличествуют Его величию и совершенству, тогда как в случае творений они соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости.

3-4. Единственность (вахданийя) и самодостаточность (гина би-н-нафс)

Единственность — один из атрибутов Аллаха:

«Ваш Бог — Бог Единственный (вахид)» (Аль-Бакара, 163). Но это же слово было использовано при описании некоторых творений:

«Их орошают одной (вахид) водой» (Ар-Ра‘д, 4).

Аллах назвал богатство и самодостаточность среди Своих качеств:

«Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (Ибрахим, 8);

«Они не уверовали и отвернулись. Аллах обошелся без них, ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (Ат-Тагабун, 6).

Этим же качеством Аллах охарактеризовал некоторые творения:

«Кто богат, пусть воздержится» (Ан-Ниса, 6);

«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости» (Ан-Нур, 32).

Качества, отрицающие недостатки, употребляются в Коране и при описании Творца, и при описании творений. Несомненно, качества, относящиеся к Творцу, приличествуют Его совершенству и величию, а качества творений соответствуют их слабости, конечности и зависимости.

3. Заключение относительно адъективных качеств (сифат ма‘навийя)

Потом шейх коснулся семи качеств, которые мутакаллимы называют адъективными. Они имеют в виду то, что Всевышний Аллах Могучий, Желающий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий и Разговаривающий. Шейх разъяснил, что их сущность связана с тем, как именно Аллах обладает семью качествами, наделенными смыслом.

Мутакаллимы, которые признавали их, заявляли о существовании так называемого «адъективного состояния» (хал ма‘навийя), промежуточного состояния между бытием и небытием.

Шейх не согласился с этой концепцией и сказал: «Совершенно ясно, что это вымысел и фантазия. Здравый смысл не допускает существование чего-либо между бытием и небытием. То, что не существует, отсутствует, и наоборот. Между этими состояниями нет ничего промежуточного, и это ясно каждому разумному человеку».

Качества, описывающие действия

(сифат фи‘лийя)

Потом шейх перешел к рассмотрению качеств, описывающих действия. Он отметил, что в Коране часто встречаются такие качества, относящиеся к Аллаху и к творениям. Безусловно, качества Аллаха отличаются от качеств творений так же, как Его сущность разнится с их сущностями. Вот некоторые из таких качеств:

Удел (ризк)

Аллах сообщил, что Он кормит творения и одаряет их уделом:

«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня.  Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58);

«Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (Саба, 39);

«Скажи: “То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел”» (Аль-Джуму‘а, 11).

Он же сообщил, что творения тоже могут одарить уделом и накормить:

«Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него» (Ан-Ниса, 8);

«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него» (Ан-Ниса, 5);

«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание»

(Аль-Бакара, 233).

Конечно, действие, которым охарактеризован Аллах, отличается от поступков творений так же, как Его сущность отличается от их сущностей.

2. Действие (‘амал)

Аллах охарактеризовал Себя совершающим определенные действия:

«Неужели они не видят, что из того, что Мы сделали, Мы создали для них скот, и они им владеют?» (Йа син, 71).

Он же сообщил, что творения тоже совершают определенные действия:

«Воистину, вам воздается только за то, что вы совершали» (Ат-Тур, 16).

Несомненно, описание творения отличается от характеристики Творца так же, как Его сущность отличается от сущности творения.

3. Обучение (та‘лим)

Аллах сообщил о том, что Он обучает творения:

«Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться» (Ар-Рахман, 1-4);

«Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (Аль-‘Алак, 3-5);

«…и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!»

(Ан-Ниса, 113).

Вместе с тем Он сообщил, что творения тоже обладают такой способностью:

«Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости» (Аль-Джуму‘а, 2).

Обе формы обучения упоминаются вместе в словах Всевышнего:

«…которых вы обучаете из того, чему обучил вас Аллах» (Аль-Маида, 4).

4. Оповещение (инба)

Аллах сообщил, что Он обладает способностью передавать информацию, и такой же способностью обладают творения. Обе формы передачи информации упоминаются кряду в аяте:

«Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”» (Ат-Тахрим, 3).

Безусловно, действие Аллаха не похоже на поступки рабов так же, как Его сущность не похожа на сущности творений.

5. Дарение (ита)

Аллах охарактеризовал Себя дарующим:

«Он дарует мудрость, кому пожелает» (Аль-Бакара, 269);

«…и одарил Своей милостью каждого милостивого» (Худ, 3).

Он же сообщил, что этим качеством обладают и творения:

«…и если одной из них вы подарили кантар» (Ан-Ниса, 20);

«Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (Ан-Ниса, 4).

Несомненно, различия между действием, которым охарактеризован Аллах, и поступками рабов так же очевидны, как различия между Его сущностью и сущностями рабов.

5. Собирательные качества (сифат джами‘а)

Потом шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити приступил к рассмотрению собирательных качеств, таких как высокое положение (‘улувв), величавость (‘изам), величие (кибар), власть (мульк), гордыня (кибр), мощь (джабарут), могущество (‘изза), сила (кувва) и т.д.

1-3. Высокое положение (‘улувв), величие (кибар) и величавость (‘изам)

Аллах охарактеризовал Себя этими качествами и сказал:

«…и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий»

(Аль-Бакара, 255).

Подчеркивая Свое высокое положение и величие, Он сказал:

«Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой» (Ан-Ниса, 34);

«Он — Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся»

(Ар-Ра‘д, 9).

Аллах также назвал некоторые творения большими, великими:

«Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна огромной (‘азим) горе» (Аш-Шу‘ара, 63);

«Воистину, вы говорите ужасные (‘азим) слова» (Аль-Исра, 40);

«…и у нее есть великий трон» (Ан-Намль, 23).

Некоторые творения Он назвал высокими, возвышенными:

«Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57);

«…и оставили о них правдивую и громкую молву» (Марьям, 50).

Другие творения Он охарактеризовал как большие:

«…уготованы прощение и большая награда» (Худ, 11);

«Нет! Это содеял их старший, вот этот» (Аль-Анбийа, 63).

Нет сомнения, что эти собирательные качества (высокое положение, величие и величавость), которыми Аллах охарактеризовал Себя, отличаются от качеств творений так же, как сущность Творца отличается от их сущностей. И как сущность Творца несопоставима с сущностями творений, так и Его качества несопоставимы с их качествами.

Власть (мульк)

Аллах охарактеризовал Себя обладающим властью:

«То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Святого» (Аль-Джуму‘а, 1);

«…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (Аль-Камар, 55).

Этим же качеством Он охарактеризовал некоторые творения:

«Царь сказал: “Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных…”» (Йусуф, 43);

«Царь сказал: “Приведите его ко мне!”» (Йусуф, 50);

«Перед ними находился царь, который силой отнимал все [неповрежденные] корабли» (Аль-Кахф, 79);

«Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь» (Аль ‘Имран, 26).

Безусловно, Аллах обладает реальной властью, приличествующей Его совершенству и величию, и творения тоже обладают властью, которая соответствует их положению, их конечности, слабости и зависимости.

5, 6. Мощь (джабарут) и гордость (кибрийа)

Аллах назвал Себя могучим и гордым:

«…Могущественного, Могучего, Гордого» (Аль-Хашр, 23).

Этими качествами Он охарактеризовал и некоторые творения:

«Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана (мутакаббир джаббар)» (Гафир, 35);

«…и хватать [людей], подобно тиранам (джаббарин)?» (Аш-Шу‘ара, 130);

«Разве не в Геенне обитель возгордившихся (мутакаббирин)?»

(Аз-Зумар, 60);

«Они молили о победе, и каждый упорствующий тиран (джаббар) оказывался в убытке» (Ибрахим, 15).

Несомненно, эти качества, которыми охарактеризован Творец, отличаются от качеств творений, подобно тому, как Его сущность отличается от их сущностей.

7. Могущество (‘изза)

Аллах назвал могущество одним из Своих атрибутов:

«Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (Аль-Бакара, 220);

«Или же у них есть сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?» (Сад, 9).

Этим качеством отличаются и некоторые из творений:

«Жена могущественного мужа сказала…» (Йусуф, 51);

«…и одолел (‘азза) меня на словах» (Сад, 23).

В следующем аяте обе вышеназванные формы упомянуты вместе:

«Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим»

(Аль-Мунафикун, 8).

Безусловно, это качество, которым охарактеризован Аллах, разнится с качеством творений, подобно тому, как сущность Творца разнится с их сущностями.

8. Сила (кувва)

Аллах сообщил, что Он обладает силой:

«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня.  Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58);

«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (Аль-Хаджж, 40).

Он же сообщил, что этим качеством обладают некоторые творения:

«…и приумножит вашу силу» (Худ, 52);

«Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости (т.е. создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он наделяет вас силой, а потом заменяет ее слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий, Всемогущий» (Ар-Рум, 54).

Обе формы упоминаются вместе в следующем аяте:

«Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: “Кто может превзойти нас силой?” Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения» (Фуссилат, 15).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.027 с.)