Размеры, величины и орбиты небесных тел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размеры, величины и орбиты небесных тел



Фред Хойл (Fred Hoyle), профессор астрономии Лондонского Университета, в своей книге «Природа Вселенной» («The Nature of the Universe») отмечает, что некоторые небесные тела достигают поразительных размеров, которые человеческий разум иной раз не в состоянии вообразить. Земной шар по сравнению с этими гигантскими звездами подобен мелкой песчинке.

Известный американский ученый, бывший президент Нью-йоркской Академии Наук Кресси Моррисон писал: «Расположение небесных тел не является результатом случайности. Они занимают свои места в космосе сообразно рассчитанному порядку. Например, если бы расстояние между Луной и Землей было короче всего на четверть, приливы и отливы были бы такими сильными, что во время приливов вода затопляла бы всю поверхность суши, в результате чего погибли бы все наземные животные. Если бы ось Земли не находилась под углом приблизительно 23°, то на обоих полюсах продолжалась бы вечная ночь. Испарения с поверхности Мирового океана привели бы к образованию огромных ледников, под давлением которых Земля была бы сильно приплюснутой с полюсов, а количество осадков уменьшилось бы настолько, что жизнь на Земном шаре стала бы невозможной.

Скорость вращения Земли составляет приблизительно 1000 миль/час. Если бы она вращалась со скоростью, например, 100 миль/час, то продолжительность дня и ночи увеличилась бы настолько, что все растения и животные за день сгорали бы от сильной жары, а ночью замерзали бы от сильного холода».

Профессор философии Лондонского Университета Джудд (Judd) в своей большой книге рассмотрел с научной и философской точек зрения разные теории возникновения Вселенной и происхождения жизни. Подводя итог своему подробному исследованию, он пришел к выводу, что Вселенная могла возникнуть только в результате удивительного акта творения. Как же правдивы слова Аллаха:

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это истина» (Фуссилат, 53).

 


Глава вторая

Познание Аллаха посредством священ-ных текстов

(изучение Его имен и атрибутов)

Мы отметили, что второй путь познания Аллаха — изучение текстов Корана и сунны, повествующих непосредственно об Аллахе и разъясняющих Его имена и атрибуты. Это светлый путь с безопасным концом, поскольку знание об Аллахе, полученное из Его слов и речей Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не оставляет места сомнениям и неопределенности.

При рассмотрении большинства вопросов, мы постарались процитировать сами священные тексты, потому что они более выразительны и понятны, чем людские высказывания. Я не пытался истолковать эти тексты или исказить их смысл, чтобы они совпали с суждениями людей и соответствовали их меркам, как это делали многие из наших заблудших предшественников, поскольку люди сами обязаны менять свои взгляды и критерии, приводя их в соответствие со священными текстами.

Пределы познания атрибутов Аллаха человеческим разумом

Атрибуты (качества) Аллаха, упомянутые в Коране и сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делятся на две категории:

а) те, которые человеческий разум не способен постичь самостоятельно, т.е. которые мы узнаем только из священных текстов, например, Рука или Лик Аллаха;

б) те, которые можно понять путем размышления, например, могущество и мудрость. Мы не станем рассматривать все божественные атрибуты, но, если на то будет воля Всевышнего Аллаха, упомянем некоторые из них, чтобы разъяснить этот вопрос и дать полное представление о нем.

Обзор некоторых божественных атрибутов, упомянутых в священных текстах

Сущность (зат) Аллаха

Пречистый Аллах имеет сущность, которой присущи качества совершенства и чужды любые недостатки. Каждый, кто читает Коран, приобретает твердое знание о том, что у Аллаха есть сущность:

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон» (Аль-Бакара, 255);

«Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный.  Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему”» (Аль-Ихлас, 1-4).

Когда неверующие собрались убить Хубейба, он сказал[119]:

ولست أبالي حين أقتل مسلـــــما وذلــك في ذات الإله وإن يشــــــأ على أي شقّ كان لله مصرعي يبــــارك على أوصال شلوٍ ممزع

Если я буду убит как мусульманин,

Меня не волнует, как я умру.

Это ради сущности Бога, и если Он пожелает,

То благословит мое разорванное тело.

Сущность Аллаха не похожа на сущность творений, равно как и Его качества нисколько не похожи на качества творений. Аллах совершенен, и нет ничего более совершенного. Что же касается творений, то они непременно обладают какими-нибудь недостатками. По меньшей мере, каждый из них нуждается в ком-либо.

Отрицая какое-либо сходство между Собой и творениями, Всевышний Аллах сказал:

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11).

Самость (нафс) Аллаха

Всевышний Аллах имеет самость, соответствующую Его совершенству и величию. Она не похожа на души и самость творений. Аллах сообщил об этом в ясных коранических аятах и сказал:

«Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: “Мир вам! Ваш Господь предписал Себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он — Прощающий, Милосердный”» (Аль-Ан‘ам, 54).

Пречистый Аллах сообщил о том, что Ему присуща самость, и Он предписал Себе милосердие. В другом аяте говорится:

«Скажи: “Кому принадлежит то, что на небесах и на земле?” Скажи: “Аллаху! Он предписал Себе милосердие. Он непременно соберет вас вместе в день воскресения, в котором нет сомнения”» (Аль-Ан‘ам, 12).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил кое-что об этой записи. В хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لَمَّا خَلَقَ اللَّهُ الْخَلْقَ ، كَتَبَ كِتَاباً فَهُوَ عِنْدَهُ فَوْقَ الْعَرْشِ ، إِنَّ رَحْمَتِى سَبَقَتْ غَضَبِى

«Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: “Моя милость опережает Мой гнев”». В другой версии сказано: «Моя милость одолевает Мой гнев». Его передали аль-Бухари и Муслим[120].

Признание самости Аллаха — это и путь предыдущих посланников. В частности, пророк ‘Иса сказал Господу могущества:

«Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное» (Аль-Маида, 116). Обращаясь к Своему посланнику Мусе, Аллах сказал:

«Ты пробыл многие годы среди жителей Мадьяна, а теперь вернулся в срок, о Муса! Я избрал тебя для Себя» (Та ха, 40-41).

Всевышний предостерег рабов от Себя:

«Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам» (Аль ‘Имран, 30).

Аллах поминает про Себя рабов, которые поминают Его в душе. Аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» передали рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى: أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِى ، فَإِنْ ذَكَرَنِى فِى نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِى نَفْسِى ، وَإِنْ ذَكَرَنِى فِى مَلأٍ ذَكَرْتُهُ فِى مَلأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ

«Всевышний Аллах говорит: "Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну Его про Себя, а если он помянет меня в обществе [других людей], то Я помяну его среди тех, кто лучше них"»[121].

Поминание Аллаха доставляет удовольствие Самому Всеблагому и Всевышнему Аллаху.

روى مسلم عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ عَنْ جُوَيْرِيَةَ أَنَّ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- خَرَجَ مِنْ عِنْدِهَا بُكْرَةً حِينَ صَلَّى الصُّبْحَ وَهِىَ فِى مَسْجِدِهَا ، ثُمَّ رَجَعَ بَعْدَ أَنْ أَضْحَى وَهِىَ جَالِسَةٌ فَقَالَ: مَا زِلْتِ عَلَى الْحَالِ الَّتِى فَارَقْتُكِ عَلَيْهَا ؟. قَالَتْ نَعَمْ. قَالَ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم: لَقَدْ قُلْتُ بَعْدَكِ أَرْبَعَ كَلِمَاتٍ ثَلاَثَ مَرَّاتٍ ، لَوْ وُزِنَتْ بِمَا قُلْتِ مُنْذُ الْيَوْمِ لَوَزَنَتْهُنَّ: سُبْحَانَ اللَّهِ وَبِحَمْدِهِ ، عَدَدَ خَلْقِهِ ، وَرِضَا نَفْسِهِ ، وَزِنَةَ عَرْشِهِ ، وَمِدَادَ كَلِمَاتِهِ.

Муслим передал со слов Ибн ‘Аббаса, что мать правоверных Джувейрийа рассказывала, как однажды ранним утром Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел от нее, чтобы совершить рассветный намаз. Она находилась в месте моления и продолжала сидеть там до тех пор, пока он не вернулся после восхода солнца. Он спросил: «Ты все еще находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» Она ответила: «Да». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выйдя от тебя, я трижды произнес четыре фразы, которые перевесят все, что ты произнесла с начала дня: “Пречист Аллах и хвала Ему [столько раз], сколько существует Его творений, [столько раз], сколько Ему Самому угодно, [столько раз], сколько весит Его Трон, [и пусть для их записи потребуется столько] чернил, сколько [потребуется для записи] Его слов /Субхана-Ллахи ва би-хамдихи ‘адада халькыхи ва рида нафсихи ва зината ‘аршихи ва мидада калиматих”»[122].

Лик (ваджх) нашего Господа

У Пречистого Аллаха есть Лик, который не похож на лица творений. Мы признаем это и верим в это, потому что Аллах сообщил об этом в Своем Писании, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, — в своих хадисах.

Всевышний Аллах сказал:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 27). Комментируя этот аят, Ибн Джарир сказал: «Слова “обладающий величием и великодушием” являются эпитетом божественного Лика, и поэтому слово ذو “обладающий” стоит в именительном падеже (марфу‘)»[123].

Некоторые из наших заблудших предшественников не признавали существование Лика Всевышнего Аллаха. Они полагали, что выражение “обладающий величием и великодушием” относится к Господу. По их мнению, в данном аяте говорится, что величие и великодушие присущи не Лику Господа, а Самому Господу.

Опровергая такое суждение, имам Ибн Хузейма сказал:

Такое мнение может высказать только тот, кто не знает арабского языка, потому что Аллах — велик Он и возвышен! — сказал:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Слово وجه «ваджх» здесь огласовано даммой и стоит в именительном падеже, а слово رب «рабб» является определением к слову «ваджх» и стоит в родительном падеже. Если бы выражение «обладающий величием и великодушием» относилось к Господу, то его следовало бы читать «обладающего величием и великодушием»[124].

Существование Лика Аллаха также подтверждается Его словами:

«Всё погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.022 с.)