Как определить прекрасные имена Аллаха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определить прекрасные имена Аллаха.



Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что мы можем узнать и сосчитать девяносто девять ниспосланных нам имен Всевышнего Аллаха. Но нет ни одного достоверного хадиса, в котором они перечислялись бы одно за другим так, чтобы определение этих имен не вызывало никаких разногласий. Напротив, они разбросаны по Писанию Аллаха и сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. В аятах упоминаются одно-два имени или несколько имен. Некоторые аяты завершаются одним или несколькими именами Аллаха. Иногда в аятах перечисляется целый ряд этих имен.

Улемы уделяли внимание не только выделению имен Аллаха из текстов Корана и сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но и разъяснению и толкованию этих имен.

Аль-Куртуби написал книгу «Ма‘ани асма Аллах аль-хусна» («Значения прекрасных имен Аллаха»). Списки имен Аллаха приводили Ибн Джарир ат-Табари, Абу Бакр Ибн аль-‘Араби, Ибн Хаджар аль-‘Аскалани и др. Относительно большинства прекрасных имен Всевышнего Аллаха между учеными нет разногласий, но они разошлись во мнениях относительно немногих из них. Есть имена, которые одни улемы относили к именам Всевышнего, тогда как другие оспаривали подобные суждения[227].

Причина этих разногласий в том, что, по мнению некоторых ученых, всякий эпитет, указывающий на Пречистого Аллаха в Коране, считается Его именем, т.е. Его можно назвать так в любом контексте. Например, Абу Бакр Ибн аль-‘Араби относил к именам Аллаха эпитеты раби‘у саласа (четвертый среди троих), садису хамса (шестой среди пятерых). Он ссылался на слова Всевышнего:

«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым» (Аль-Муджадала, 7).

Он также относил к Его именам слова аль-фа‘ил (действующий) и аз-зари‘ (взращивающий), поскольку в Коране сказано:

«Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это»

(Аль-Анбийа, 104);

«Видели ли вы то, что сеете?  Вы ли взращиваете это или Мы взращиваем?» (Аль-Ваки‘а, 63-64).

Истина в том, что эти слова не относятся к именам Всевышнего Аллаха, т.е. Его нельзя называть «четвертым среди троих», «шестым среди пятерых», «действующим» и «взращивающим»[228].

В Коране встречаются глаголы, которые характеризуют способность Могучего и Великого Аллаха к справедливому возмездию и воздаянию. В данном контексте они выражают достоинство и совершенство, но производные от них имена не могут быть именами Всевышнего Аллаха. Они могут быть отнесены к Аллаху только в том контексте, в котором они были использованы в аятах:

«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» (Ан-Ниса, 142);

«Они (т.е. неверующие) хитрили, и Аллах хитрил» (Аль ‘Имран, 54);

«Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению» (Ат-Тауба, 67);

«Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: “Воистину, мы с вами. Мы лишь издеваемся”. Аллах издевается над ними»

(Аль-Бакара, 14-15).

Аллаха нельзя называть мухади‘ (обманывающий), макир (хитрящий), наси (забывающий), мустахзи (издевающийся) и другими именами, не приличествующими Ему. Нельзя говорить, что Аллах издевается, обманывает, хитрит или забывает в широком смысле. Те, кто относит эти слова к Его прекрасным именам, допускают большую ошибку. Обман и хитрость в одних случаях заслуживают похвалы, а в других — порицания, и поэтому эти атрибуты можно относить к Аллаху только в узком смысле, когда их нельзя понять как низкое качество. В таком смысле они и использованы в аятах[229].

По этой же причине к именам Аллаха не относятся слова аль-мутакаллим (разговаривающий), аль-мурид (желающий), аль-фа‘ил (действующий), ас-сани‘ (изготовляющий). Эти имена могут относиться и к тому, кто заслуживает похвалы, и к тому, кто заслуживает порицания. Если бы эпитеты аль-макир (хитрящий) или аль-мухади‘ (обманывающий) относились к Аллаху только потому, что они образованы от глаголов, которые описывают Его действия в Коране, то среди Его имен были бы слова ад-да‘и (зовущий), аль-ати (являющийся), аль-джаи (приходящий), аз-захиб (идущий), аль-кадим (приходящий), ан-наси (забывающий), аль-касим (делящий), ас-сахит (негодующий), аль-гадбан (гневающийся), аль-ла‘ин (проклинающий) и др., поскольку соответствующие глаголы описывают действия Аллаха в Коране.

Ал­лах на­зы­ва­ет Се­бя строя­щим коз­ни, хит­ря­щим и об­ма­ны­ваю­щим толь­ко то­гда, ко­гда речь идет о на­ка­за­нии тех, кто по­сту­па­ет так, не имея на то ни­ка­ко­го пра­ва. И ес­ли воз­дая­ние за это за­счи­ты­ва­ет­ся за хо­ро­ший по­сту­пок да­же тво­ре­нию, что то­гда мож­но ска­зать о Твор­це?!

Среди имен Всевышнего Аллаха есть такие, которыми Его можно называть только в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл. При употреблении в отдельности такие имена могут указывать на недостаток, например: Аль-Мани‘ (Лишающий), Ад-Дарр (Вредящий), Аль-Кабид (Удерживающий), Аль-Музилл (Унижающий), Аль-Хафид (Опускающий). Эти имена не употребляются в отношении Аллаха в отдельности. Их обязательно употреблять в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл, например: Аль-Му‘ти аль-Мани (Одаряющий и Лишающий), Ад-Дарр ан-Нафи‘ (Вредящий и Приносящий пользу), Аль-Кабид аль-Басит (Удерживающий и Одаряющий), Аль-Му‘изз аль-Музилл (Унижающий и Возвеличивающий), Аль-Хафид ар-Рафи‘ (Опускающий и Возвышающий).

То же самое относится к имени Аль-Мунтаким (Отмщающий). Этот атрибут упоминается в Коране только в выражении «способный на возмездие», «способный на отмщение»:

«Аллах — Могущественный, Способный на возмездие» (Аль-Маида, 95) или в узком смысле, когда речь идет о наказании грешников:

«Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда, 22).

Величайшее имя Аллаха

В нескольких хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, говорится о том, что у Аллаха есть величайшее имя, отличающееся своими особенностями от остальных имен Пречистого и Всевышнего Господа. Вот некоторые из этих хадисов:

1. Передают со слов Бурейды аль-Аслами, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один мужчина сказал: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя ради того, что Ты — Аллах, и нет божества, кроме Тебя, Единого, Самодостаточного, Который не родил и не был рожден, Которому нет равных /Аллахумма инни ас’алюка би-аннака анта-Ллаху ля иляха илля анта, аль-ахаду-с-самаду, аль-лязи лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад». Он сказал:

لَقَدْ سَأَلَ اللَّهَ بِاسْمِهِ الأَعْظَمِ الَّذِى إِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى وَإِذَا دُعِىَ بِهِ أَجَابَ

«Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда Его просят посредством этого имени, Он одаряет, а когда к Нему взывают посредством него, Он отвечает». Хадис передали ат-Тирмизи и Абу Давуд[230].

2. Передают со слов Анаса: «Однажды я сидел рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети, а один человек совершал намаз и сказал: “О Аллах, я прошу Тебя посредством того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя, Сострадательного, Щедрого, Первосоздателя небес и земли. О Обладающий величием и великодушием! О Живой! О Вседержитель! Я прошу Тебя /Аллахумма инни ас’алюка би-анна ляка-ль-хамду ля иляха илля анта, аль-ханнану аль-маннану бади‘у-с-самавати ва-ль-арды, йа за-ль-джаляли ва-ль-икрами, йа хаййу йа каййуму ас’алюк”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

دَعَا اللَّهَ بِاسْمِهِ الأَعْظَمِ ، الَّذِى إِذَا دُعِىَ بِهِ أَجَابَ ، وَإِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى

“Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда к Нему взывают посредством этого имени, Он отвечает, а когда Его просят посредством него, Он одаряет”». Хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа и ад-Дарими[231].

3. В «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

اسْمُ اللَّهِ الأَعْظَمُ فِى سُوَرٍ من القُرآنِ ثَلاَثٍ: فِى { الْبَقَرَةِ } وَ { وَآلِ عِمْرَانَ } وَ { وَطَهَ }

«Величайшее имя Аллаха в трех сурах Корана: “Аль-Бакаре”, “Аль ‘Имран” и “Та ха”». Его передали Ибн Маджа, ат-Тахави в книге «Мушкил аль-асар», Ибн Ма‘ин в «Тарихе» и др.[232]

4. Аяты из сур «Аль-Бакара» и «Аль ‘Имран», в которых встречается величайшее имя Аллаха, названы в хадисе, переданном ат-Тирмизи, Абу Давудом, Ибн Маджой и ад-Дарими со слов Асмы бинт Йазид. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Величайшее имя Ал­ла­ха в этих двух ая­тах: “Ваш Бог — Бог Един­ст­вен­ный. Нет бо­же­ст­ва, кро­ме Не­го, Ми­ло­сти­во­го, Ми­ло­серд­но­го” (Аль-Ба­ка­ра, 163) и в на­ча­ле су­ры “Аль ‘Им­ран”: “Алиф. Лам. Мим. Ал­лах — нет бо­же­ст­ва, кро­ме Не­го, Жи­во­го, Все­дер­жи­те­ля” (Аль ‘Им­ран, 1-2)»[233].

Сопоставляя тексты, в которых названо величайшее имя Аллаха, становится ясно, что это имя «Аллах». Это единственное имя, повторяющееся во всех текстах, в которых, по словам Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, было упомянуто величайшее имя нашего Господа.

Это мнение подкрепляется тем, что слово «Аллах» повторяется в Священном Коране 2697 раз (согласно «Словарному указателю»), а слово «Аллахумма» — 5 раз, тогда как другое имя Ар-Рахман (Милостивый) повторяется лишь 57 раз. В пользу этого мнения свидетельствует и тот великий смысл, который несет в себе имя «Аллах».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.01 с.)