Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как определить прекрасные имена Аллаха.
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что мы можем узнать и сосчитать девяносто девять ниспосланных нам имен Всевышнего Аллаха. Но нет ни одного достоверного хадиса, в котором они перечислялись бы одно за другим так, чтобы определение этих имен не вызывало никаких разногласий. Напротив, они разбросаны по Писанию Аллаха и сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. В аятах упоминаются одно-два имени или несколько имен. Некоторые аяты завершаются одним или несколькими именами Аллаха. Иногда в аятах перечисляется целый ряд этих имен. Улемы уделяли внимание не только выделению имен Аллаха из текстов Корана и сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но и разъяснению и толкованию этих имен. Аль-Куртуби написал книгу «Ма‘ани асма Аллах аль-хусна» («Значения прекрасных имен Аллаха»). Списки имен Аллаха приводили Ибн Джарир ат-Табари, Абу Бакр Ибн аль-‘Араби, Ибн Хаджар аль-‘Аскалани и др. Относительно большинства прекрасных имен Всевышнего Аллаха между учеными нет разногласий, но они разошлись во мнениях относительно немногих из них. Есть имена, которые одни улемы относили к именам Всевышнего, тогда как другие оспаривали подобные суждения[227]. Причина этих разногласий в том, что, по мнению некоторых ученых, всякий эпитет, указывающий на Пречистого Аллаха в Коране, считается Его именем, т.е. Его можно назвать так в любом контексте. Например, Абу Бакр Ибн аль-‘Араби относил к именам Аллаха эпитеты раби‘у саласа (четвертый среди троих), садису хамса (шестой среди пятерых). Он ссылался на слова Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым» (Аль-Муджадала, 7). Он также относил к Его именам слова аль-фа‘ил (действующий) и аз-зари‘ (взращивающий), поскольку в Коране сказано: «Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это» (Аль-Анбийа, 104); «Видели ли вы то, что сеете? Вы ли взращиваете это или Мы взращиваем?» (Аль-Ваки‘а, 63-64). Истина в том, что эти слова не относятся к именам Всевышнего Аллаха, т.е. Его нельзя называть «четвертым среди троих», «шестым среди пятерых», «действующим» и «взращивающим»[228].
В Коране встречаются глаголы, которые характеризуют способность Могучего и Великого Аллаха к справедливому возмездию и воздаянию. В данном контексте они выражают достоинство и совершенство, но производные от них имена не могут быть именами Всевышнего Аллаха. Они могут быть отнесены к Аллаху только в том контексте, в котором они были использованы в аятах: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» (Ан-Ниса, 142); «Они (т.е. неверующие) хитрили, и Аллах хитрил» (Аль ‘Имран, 54); «Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению» (Ат-Тауба, 67); «Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: “Воистину, мы с вами. Мы лишь издеваемся”. Аллах издевается над ними» (Аль-Бакара, 14-15). Аллаха нельзя называть мухади‘ (обманывающий), макир (хитрящий), наси (забывающий), мустахзи (издевающийся) и другими именами, не приличествующими Ему. Нельзя говорить, что Аллах издевается, обманывает, хитрит или забывает в широком смысле. Те, кто относит эти слова к Его прекрасным именам, допускают большую ошибку. Обман и хитрость в одних случаях заслуживают похвалы, а в других — порицания, и поэтому эти атрибуты можно относить к Аллаху только в узком смысле, когда их нельзя понять как низкое качество. В таком смысле они и использованы в аятах[229]. По этой же причине к именам Аллаха не относятся слова аль-мутакаллим (разговаривающий), аль-мурид (желающий), аль-фа‘ил (действующий), ас-сани‘ (изготовляющий). Эти имена могут относиться и к тому, кто заслуживает похвалы, и к тому, кто заслуживает порицания. Если бы эпитеты аль-макир (хитрящий) или аль-мухади‘ (обманывающий) относились к Аллаху только потому, что они образованы от глаголов, которые описывают Его действия в Коране, то среди Его имен были бы слова ад-да‘и (зовущий), аль-ати (являющийся), аль-джаи (приходящий), аз-захиб (идущий), аль-кадим (приходящий), ан-наси (забывающий), аль-касим (делящий), ас-сахит (негодующий), аль-гадбан (гневающийся), аль-ла‘ин (проклинающий) и др., поскольку соответствующие глаголы описывают действия Аллаха в Коране.
Аллах называет Себя строящим козни, хитрящим и обманывающим только тогда, когда речь идет о наказании тех, кто поступает так, не имея на то никакого права. И если воздаяние за это засчитывается за хороший поступок даже творению, что тогда можно сказать о Творце?! Среди имен Всевышнего Аллаха есть такие, которыми Его можно называть только в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл. При употреблении в отдельности такие имена могут указывать на недостаток, например: Аль-Мани‘ (Лишающий), Ад-Дарр (Вредящий), Аль-Кабид (Удерживающий), Аль-Музилл (Унижающий), Аль-Хафид (Опускающий). Эти имена не употребляются в отношении Аллаха в отдельности. Их обязательно употреблять в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл, например: Аль-Му‘ти аль-Мани (Одаряющий и Лишающий), Ад-Дарр ан-Нафи‘ (Вредящий и Приносящий пользу), Аль-Кабид аль-Басит (Удерживающий и Одаряющий), Аль-Му‘изз аль-Музилл (Унижающий и Возвеличивающий), Аль-Хафид ар-Рафи‘ (Опускающий и Возвышающий). То же самое относится к имени Аль-Мунтаким (Отмщающий). Этот атрибут упоминается в Коране только в выражении «способный на возмездие», «способный на отмщение»: «Аллах — Могущественный, Способный на возмездие» (Аль-Маида, 95) или в узком смысле, когда речь идет о наказании грешников: «Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда, 22). Величайшее имя Аллаха В нескольких хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, говорится о том, что у Аллаха есть величайшее имя, отличающееся своими особенностями от остальных имен Пречистого и Всевышнего Господа. Вот некоторые из этих хадисов: 1. Передают со слов Бурейды аль-Аслами, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один мужчина сказал: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя ради того, что Ты — Аллах, и нет божества, кроме Тебя, Единого, Самодостаточного, Который не родил и не был рожден, Которому нет равных /Аллахумма инни ас’алюка би-аннака анта-Ллаху ля иляха илля анта, аль-ахаду-с-самаду, аль-лязи лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад». Он сказал: لَقَدْ سَأَلَ اللَّهَ بِاسْمِهِ الأَعْظَمِ الَّذِى إِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى وَإِذَا دُعِىَ بِهِ أَجَابَ «Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда Его просят посредством этого имени, Он одаряет, а когда к Нему взывают посредством него, Он отвечает». Хадис передали ат-Тирмизи и Абу Давуд[230]. 2. Передают со слов Анаса: «Однажды я сидел рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети, а один человек совершал намаз и сказал: “О Аллах, я прошу Тебя посредством того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя, Сострадательного, Щедрого, Первосоздателя небес и земли. О Обладающий величием и великодушием! О Живой! О Вседержитель! Я прошу Тебя /Аллахумма инни ас’алюка би-анна ляка-ль-хамду ля иляха илля анта, аль-ханнану аль-маннану бади‘у-с-самавати ва-ль-арды, йа за-ль-джаляли ва-ль-икрами, йа хаййу йа каййуму ас’алюк”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
دَعَا اللَّهَ بِاسْمِهِ الأَعْظَمِ ، الَّذِى إِذَا دُعِىَ بِهِ أَجَابَ ، وَإِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى “Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда к Нему взывают посредством этого имени, Он отвечает, а когда Его просят посредством него, Он одаряет”». Хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа и ад-Дарими[231]. 3. В «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: اسْمُ اللَّهِ الأَعْظَمُ فِى سُوَرٍ من القُرآنِ ثَلاَثٍ: فِى { الْبَقَرَةِ } وَ { وَآلِ عِمْرَانَ } وَ { وَطَهَ } «Величайшее имя Аллаха в трех сурах Корана: “Аль-Бакаре”, “Аль ‘Имран” и “Та ха”». Его передали Ибн Маджа, ат-Тахави в книге «Мушкил аль-асар», Ибн Ма‘ин в «Тарихе» и др.[232] 4. Аяты из сур «Аль-Бакара» и «Аль ‘Имран», в которых встречается величайшее имя Аллаха, названы в хадисе, переданном ат-Тирмизи, Абу Давудом, Ибн Маджой и ад-Дарими со слов Асмы бинт Йазид. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Величайшее имя Аллаха в этих двух аятах: “Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного” (Аль-Бакара, 163) и в начале суры “Аль ‘Имран”: “Алиф. Лам. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя” (Аль ‘Имран, 1-2)»[233]. Сопоставляя тексты, в которых названо величайшее имя Аллаха, становится ясно, что это имя «Аллах». Это единственное имя, повторяющееся во всех текстах, в которых, по словам Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, было упомянуто величайшее имя нашего Господа. Это мнение подкрепляется тем, что слово «Аллах» повторяется в Священном Коране 2697 раз (согласно «Словарному указателю»), а слово «Аллахумма» — 5 раз, тогда как другое имя Ар-Рахман (Милостивый) повторяется лишь 57 раз. В пользу этого мнения свидетельствует и тот великий смысл, который несет в себе имя «Аллах».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.01 с.) |