Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возникновения причин неплатежеспособности организации в России

Поиск

Рыночная экономика, т. е. экономика, в которой товары произво­дятся и распределяются не в плановом порядке, а благодаря частной инициативе независимых предпринимателей, ориентированных на спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку она:


V изначально направлена на платежеспособный спрос потреби­телей;

V основана на частной инициативе предпринимателей, вынужден­ных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на
потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек.
Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности про­изводства и т. д.;

V предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев
или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка
по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уров­ню собственных издержек.

Социалистическая административно-плановая экономика оказы­валась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов воо­ружений и т. д.). В то же время в сфере производства товаров для насе­ления, для массовых потребителей плановая экономика предлагала рынку, как правило, ограниченный ассортимент товаров, изготавливае­мых по устаревшим технологиям.

Фактически плановая экономика не столько ориентировалась на рынок, сколько навязывала ему продукты медленно обновляемых про­изводств и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.

Социалистическая экономика обрела ряд специфических харак­теристик, совершенно неведомых экономическим объективным зако­нам рыночной экономики.

В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место на карте страны как продукт инициативы предпри­нимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена на основе центра­лизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергети­ческих и транспортных тарифов.

Предприятия строились очень крупными и в силу этого негибки­ми. Каждое предприятие обычно специализировалось на своих про­изводственных функциях. Дублирование (и потенциальная конкурен­ция) допускалось очень редко.

В результате создалась сеть очень больших, малогибких предприя­тий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них ока­зались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары лучшего качества.

Если в одни предприятия вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных вложений едва развивались. В ре-

 


зультате накопилась достаточно высокая доля откровенно устаревших предприятий — малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо- и поселко-образующими, однако в условиях рынка они оказались лишними.

Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заво­ды, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляли собой по сути большую, хорошо оснащенную мастерскую, не способ­ную, однако, приносить прибыль. В условиях рынка такие предприя­тия также оказались неконкурентоспособными.

Социалистическая экономика изобрела особые формы предприя­тий в виде колхозов и совхозов, которые заняли целые хозяйственные ниши. Колхозы и совхозы в большинстве своем показали свою неспо­собность к продуктивному производству и к конкуренции в услови­ях импорта сельскохозяйственных продуктов. Эта экономика всегда отличалась высоким уровнем милитаризации, большим количеством военных заводов (п/я), где товары народного потребления производи­лись по государственному плану и составляли мизерную долю. Поэто­му снижение государственного оборонного заказа поставило такие предприятия в кризисное положение.

Социалистическая экономика развивалась на пространстве всего со­циалистического лагеря, не считаясь с его условными государственными и экономическими границами. Более того, закладывались и реализовы-вались схемы межгосударственной кооперации, когда изделие или узел машины производилось в одной стране, а сборка — в другой.

В результате процесса обособления стран СЭВ и бывших респуб­лик СССР многие российские предприятия потеряли десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи, что не могло быть немедленно восполнено из российских источников.

Социалистическая административно-плановая экономика вырабо­тала такую экономическую среду и менталитет, последствия которых еще долгие годы будут проявлять себя в экономических решениях уп­равляющих. Для многих предприятий не существовало понятия при­были. Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработ­ной платы и так вплоть до суммы командировочных расходов, т. е. фак­тически были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибыльностью предприятия.

Соответственно развивался менталитет, не обученный навыкам уп­равления финансами, а ориентированный на исполнение планов и смет. При недостатке средств естественным правом считалось просить у го­сударства, особо не допускалась или сдерживалась возможность тратить


заработанное и полученное на инвестиции, элементы внешней роско­ши — иномарки, стильную мебель, загранкомандировки и т. п. Иными словами, многолетние сдерживание и вынужденный аскетизм подспуд­но породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кри­зису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования эко­номики.

Непосредственному началу рыночных реформ в России предше­ствовал краткосрочный период первоначального становления частных коммерческих структур. Доходы очень многих из них основывались на ценовых ножницах между установленными государственными це­нами на продукцию и фактическими рыночными.

Рыночные цены стали ориентиром для предприятий в условиях от­мены государственного регулирования цен в 1992 г.

По отдельным видам продукции цены превысили мировой уровень. Это породило затоваривание либо отгрузку товаров без предоплаты с высоким риском того, что они не будут вовремя оплачены.

Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расче­тов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образует­ся средств даже на оплату труда.

Фактически при господстве монополий — предприятий-гигантов, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства. Это привело к резкому росту цен и одновременному снижению объемов производства.

Россия фактически подтвердила положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулиро­вания ценами колебаний спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.

Особенностью наступления кризисов в организациях России яв­ляется преднамеренность, т.е. создание или увеличение руководите­лем (собственниками) организации ее неплатежеспособности, нане­сение им ущерба организации в личных целях или в интересах третьих лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. С этой целью ад­министрация организации создает на своей базе несколько юридичес­ких самостоятельных малых предприятий (ЗАО, ООО), выделив их из состава организации и поставив во главе этих предприятий своих до­веренных лиц. Каждое из этих предприятий по существу превращает-

 


ся в частное предприятие своего руководителя и по договору с ним обеспечивает организацию каким-либо сырьем, материалами или ре-ализовывает готовую продукцию. Таким образом, организация при­обретает необходимые ей сырье и материалы не напрямую у изготови­телей, а через эти предприятия-посредники по более высоким ценам. Эти же посредники реализуют готовую продукцию, покупая ее у орга­низации почти по себестоимости (или даже немного ниже). Посред­нические деньги уходят с предприятия на сторону. Организация-«пра-родитель» влезает в долги к своим фирмам, а акционеры — трудовой коллектив, государство — остаются без дохода и заработной платы. Это происходит в случае, если в планы администрации и в сговоре с ними некоторых собственников или иных лиц входит довести организацию до критического финансового состояния, превратить в банкрота, ку­пить через подставную фирму обесцененные акции у трудового кол­лектива и у государства его долю и завладеть полностью организацией почти за бесценок.

Рассмотренные выше особенности экономического развития Рос­сии следует учитывать при разработке мер антикризисного управления организацией.


Глава 3 ОСНОВЫ

АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Принципы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.008 с.)