Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис организации: его виды, фазы и последствия

Поиск

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и со­циально-экономических отношений, а также отношений органи­зации с внешнеэкономической средой.

Кризисные ситуации могут возникать любой стадии деятельнос­ти организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.


Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

До банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длитель­ной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства.

Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследо­ватели больше всего уделяют внимание финансовому кризису орга­низаций. Финансы, финансовые потоки — это как кровь (как носи­тель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечи­вающая жизнедеятельность всех органов.

Именно поэтому можно с определенной степенью условности (допущения) сравнить функционирование, «заболевание» и «лече­ние» организаций с развитием человека, что можно проследить по нижеприведенной модели.

 

1. Регистрация фирмы 1. Рождение человека
2. Развитие, рост фирмы 2. Развитие и рост человека, его становление
3. Создание дочерних фирм 3. Рождение у родителей детей
4. Появление признаков неплатежеспособности, финансовой неустойчивости 4. Возникновение болезней у человека
5. Проведение анализа (диагностики) деятельности фирмы и определение мер по восстановлению устойчивости 5. Проведение диагностики на основе анализов состояния человека, назначение лекарств для предотвращения болезней
6. Процесс финансового оздоровления фирмы при реализации намеченных мер 6. Процесс выздоравливания человека при приеме лекарств
7. Ухудшение финансового состояния, возникновение хронической неустойчивости 7. Обострение болезни, ухудшение здоровья, терпение не помогает
8. Сокращение нерентабельного производства 8. Проведение хирургической операции для спасения человека
9. Наступление кризисного состояния фирмы 9. Реанимация человека
10. Ликвидация фирмы 10. Смерть человека

В странах с развитой рыночной экономикой организации при при­знании их неплатежеспособными попадают в «черный список» — реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытека­ющими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, не­возможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, ко­торые начинают новый бизнес.

Применительно к организации кризисы можно классифициро­вать следующим образом:

технологический (производственный), при возникновении
которого устаревшее оборудование и технология не позволяют­ выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию­, что приводит организацию к финансовым потерям;

социальный (социально-управленческий), возникает в результате­ появления между работниками или их группами конф­ликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п.Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных ре­шений и к потерям времени на самом производстве;

финансовый, возникающий в результате нерационального ис­пользования собственного капитала и заемных средств, не­
эффективного использования полученной прибыли, что вле­чет за собой опять же финансовые проблемы организации;

организационный — возникает в результате несовершенства
производственной структуры управления и структуры аппа­рата управления в организации, неэффективного распреде­ления обязанностей, прав, полномочий и ответственности
между уровнями управления, подразделениями аппарата и
внутри между исполнителями;

информационный, являющийся следствием ситуации, в кото­рой получаемая информация не отражает изменений, проис­ходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает поло­жение дел в самой организации. Все это вызывает возникно­вение и увеличение различных видов потерь;

кризис взаимодействия между собственниками организации
или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет
проводить эффективную политику и в результате приносит
существенные потери организации.

В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на фи­нансах организации и между собой достаточно тесно связаны.

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризи­сов в организации.


I фаза — спад (снижение показателей, характеризующих результаты
финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рын­ка.

II фаза — дальнейшее ухудшение результатов деятельности под
влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внеш­них условий на рынке).

III фаза — депрессия — приспособление организации к новым
условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при ус­ловии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза — восстановление финансового равновесия, оживление
производства — восстановление производства и реализации продук­ции до предкризисного уровня.

V фаза — рост производства, ускорение экономического разви­тия организации, увеличение объемов продаж и реализации в крат­
косрочной перспективе.

VI фаза — поддержание нового экономического уровня развития
предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, созда­
ние условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цеп­ная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д.

Опасность возникновения кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Внутренними причинами возникновения кризиса в организа­ции могут быть возникшие диспропорции и нарушения равнове­сия между:

V отдельными группами собственных и заемных средств и их
размещением в основные и оборотные средства;

V объемом производства и объемом реализованной продукции;

V объемом реализации продукции и денежной составляющей
выручки;

V доходами и объемами краткосрочных займов;

V качеством продукции и ее ценой на рынке;

V ценой продукции и затратами на ее производство;

V уровнем технического оснащения анализируемого предпри­ятия и его конкурентов;

V дебиторской и кредиторской задолженностями;

V объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.
Некоторые из этих диспропорций можно представить графи­
чески.


Так, рис 1.1 демонстрирует изменение во времени объема производ­ства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой моде­ли можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в ре­зультате снижения объемов продаж и затоваривания складов готовой продукцией.

 


Объем реализации продукции (R)

Тыс.руб.
Объем производства(V)


Затоваривание


 



П К


Т (время)


Рис. 1.1. Диспропрорции между объемом производства и реализацией продукции и возникновение кризиса


Наступление кризисной ситуации

Тыс. руб.

Прибыль(П)


 

Т (время)

Краткосрочные займы (К,)


Рис. 1.2. Кризис и финансовый рычаг


Кредиторская задолженность к балансу

Наступление кризисной ситуации

Т (время)

. Рис.1.3.Диспропорции между рентабельностью и кредиторской задолженностью и возникновение кризиса

На рис. 1.2 и 1.3 можно проследить аналогичную тенденцию измене­ния во времени:

♦ прибыли и краткосрочных займов (см. рис. 1.2). По мере
уменьшения финансового рычага возникают предкризисные
симптомы, и точка пересечения рассматриваемых кривых сви­детельствует о наступлении кризиса;

♦ рентабельности и удельного веса кредиторской задолженно­сти в балансе организации (см. рис. 1.3).

Снижение рентабельности и рост задолженности также приво­дят к возникновению кризисной ситуации. По динамике измене­ния соотношения других показателей по возникающим симптомам можно диагностировать возможность появления кризиса.

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резер­вы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступивше­го кризиса.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влия­ние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности органи­зации в целях ее сохранения. Может произойти обновление орга­низации при сохранении собственников и руководителей или ре­структуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.


Следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно при­водит к негативным последствиям.

В табл. 1.1 классифицированы позитивные и негативные послед­ствия, возникающие в результате наступления кризиса в органи­зации.

Таблица 1.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.008 с.)