Система антикризисных мероприятий (опыт фирмы «Маккинзи») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система антикризисных мероприятий (опыт фирмы «Маккинзи»)



Эта фирма работала в качестве консультанта в России в 1995-1998 гг.

Мероприятия по преодолению кризисной ситуации и восстанов­лению платежеспособности должны учитывать индивидуальные особенности предприятий. Насколько типичны финансово-эконо­мические проблемы российских предприятий, настолько же харак­терны «методы их лечения».

В числе типичных проблем следовало бы указать:

Y низкую конкурентоспособность продукции и низкий уровень
спроса на нее;

Y недогрузку производственных мощностей и падение выручки
ниже точки безубыточности;

Y избыток ресурсов (имущества, численности работников);

Y высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь,
с содержанием избыточных ресурсов;

Y необоснованно высокие переменные издержки, обусловлен­ные плохой организацией производства (высокие потери,
воровство), неэкономичностью технологий, завышением цен
на ресурсы;

Y низкий уровень менеджмента (индифферентность к марке­тингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финан­сово-экономического анализа и финансового планирования,
неумение управлять оборотным капиталом и т. п.);

Y наличие высоких непроизводственных издержек, в первую оче­редь, объектов социальной сферы, незаконченное капитальное
строительство.

Представляются очень интересными рекомендации консалтин­говой фирмы «Маккинзи», подготовленные для российских прива­тизированных предприятий (табл. 8.15).

Таблица 8.15

Меры по выводу из кризиса российских предприятий (по рекомендациям фирмы «Маккинзи»)

 

 

Окончание табл.8.15

 


На наш взгляд, комплекс антикризисных мероприятий должен охватывать следующие направления.

Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:

V поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия
или технологическиблизких видов продукции, на которых
(сегментах) существует неудовлетворенный платежеспособ­ный спрос;

V реклама продукции и информирование потребителей о ее по­требительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «силь­ные стороны» продукции. Формирование «узнаваемости»продукции;

V формирование сбытовой и дилерской сети (агентские догово­ра, договора с оптовыми покупателями, создание фирменныхторговых точек и др.);

V разработка новых конкурентоспособных видов продукции;


V повышение качества и надежности продукции в результате
проведения организационно-технических мероприятий (уси­ления трудовой дисциплины, введения жесткой системы кон­троля, персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т. п.);

V финансово-экономическая оценка результатов выполнения
госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;

V формирование системы послепродажного обслуживания
продукции (сервис);

V разработка системы договоров с гибкими условиями постав­ки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. п.).

Мероприятия в сфере производства:

V ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие
неэффективных, непрофильных, технически отсталых про­изводств;

V сокращение количества производственных звеньев (произ­водств, цехов, участков);

V определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее
важных, профильных, технически оснащенных или перспек­тивных с рыночных позиций производств или комплексов)
и концентрация усилий на улучшении их деятельности;

V укрепление трудовой дисциплины, введение персональной
ответственности за брак, нарушение технологического режима,
снижение воровства на всех уровнях.

Мероприятия в сфере управления издержками:

V поиск более дешевых ресурсов, в том числе заменителей или
ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях (возмож­но: поиск более качественных ресурсов, улучшающих каче­ство конечного продукта, что позволяет повысить цену при соответствующем информировании покупателя о произведен­ных изменениях);

V совершенствование системы учета ресурсов и сокращение
необоснованных потерь, введение персональной ответствен­ности за расходование материальных ресурсов;

V экономия производственных издержек, в первую очередь по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре се­бестоимости (сокращение избыточной численности и измене­ние системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с вве­дением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);


V консервация, реализация или списание неиспользуемого иму­щества и с этой целью снижения затрат по его содержанию;

V снижение непроизводительных издержек, в первую очередь
по содержанию объектов социальной сферы и т. п.

Мероприятия по управлению оборотными активами:

V ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам):
выявление неликвидов, безнадежной задолженности;

V «расчистка» баланса (реализация, списание);

V разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;

V контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых обо­ротных активов в процессе производственной и коммерчес­кой деятельности предприятия;

а) по управлению запасами:

V расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом
риска нарушения нормального хода производства) и поддер­жание запасов на этом уровне;

V экономия издержек по хранению, в первую очередь по статьям,
имеющим наибольший удельный вес;

V концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую
стоимость;

V разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избежа­нию их порчи и ущерба;

б) по управлению дебиторской задолженностью:

V оценка платежеспособности покупателей и определение по­литики предоставления некоммерческого (товарного) кредита
для различных групп покупателей и видов продукции;

V анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объе­ма закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых
условий оплаты;

V систематический контроль расчетов с покупателями по отсро­ченным и просроченным задолженностям (получателям надо
напоминать чаще о их задолженности);

V уменьшение безнадежных долгов — использование системы
скидок, стимулирующих своевременную оплату продукции
(предоплату, оплату по поставке);

V определение приемов ускорения востребования долгов и
уменьшения безнадежных долгов;

 

V контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задол­женностей;

V оценка возможности факторинга — продажи (переуступки) де­биторской задолженности, как правило, банку, осуществяющему обслуживание организации.


Мероприятия по управлению кредиторской задолженностью:

V поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями постав­ки и оплаты;

V мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей (ин­дифферентность до определенного предела, прекращение по­
ставок, изменение условий поставок — цен, размера партий,
отмена скидок и пр.);

V индивидуальный подход к различным кредиторам (задерж­ка платежей индифферентным к неплатежам поставщиков,
своевременная оплата — применяющим санкции и т. д.);

V составление оперативных бюджетов и ранжирование плате­жей в их рамках; контроль исполнения бюджетов.

Мероприятия по совершенствованию управления:

V постановка системы управленческого учета (хотя бы в усечен­ном виде). Учет затрат по их видам (переменные, постоянные)
и центрам их возникновения (подразделения предприятия);

V формирование финансовой структуры предприятия (центров
бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);

V внедрение системы оперативного и текущего финансово-эко­номического анализа по данным управленческого учета;

V введение системы финансово-экономического планирования,
разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия
и его центров бизнеса;

V контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая коррек­тировка;

V разработка рациональной системы связей между подразделе­ниями с учетом функций по управленческому учету, финан­совому планированию и управлению.

 

Глава 9 ОСНОВЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.008 с.)