Уроки по охране репродуктивного здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки по охране репродуктивного здоровья



Методические рекомендации для студентов и учителей школ к курсу «Охрана репродуктивного здоровья»

Наиболее эффективными стратегиями реализации профилактической работы в образовательной среде являются:

1. Просвещение на основе профилактических программ, включенных в учебный процесс, формирование личностно-средовых ресурсов, эффективных стратегий поведения;

2. Мотивационное консультирование, в том числе семейное, – направлено на формирование мотивации к изменению проблемного поведения в сторону здорового (в семье – в сторону здорового взаимодействия);

3. Обучение родителей основам сексуального воспитания детей;

4. Стратегии по созданию поддерживающего окружения должны гарантировать направление имеющихся ресурсов, в том числе на расширение консультативной помощи и программную профилактическую поддержку;

5. Привлечение значимых, авторитетных для молодежи людей, подающих пример для подражания, обеспечивающих безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, способствует более положительному восприятию молодежью инициатив по формированию безопасного поведения;

6. Привлечение молодежи в качестве лидеров профилактической работы

как стратегия по развитию волонтерского движения;

7. Инициирование диалога на деликатные темы для совместного решения вопросов, касающихся сексуального здоровья, сексуального насилия, гендерных ролей и общественных традиций.

Основные принципы информирования о ВИЧ:

1. не нанесение вреда неправильной информацией (исключение манипулирования);

2. нейтральность в подаче информации;

3. осведомленное согласие на получение профилактической информации;

4. взаимоуважение в процессе информирования;

5. всестороннее представление информации, то есть объективность в подаче информации и ее многоаспектность;

6. адекватность содержания информации характеристике аудитории;

7. перспективный характер информации (представление альтернатив, иерархичность в подаче информации, расстановка акцентов, побуждение к более полному восприятию жизни, создание дальнейшей жизненной перспективы).

Предлагаемый учебный материал представляет собой методические рекомендации по проведению уроков по охране репродуктивно здоровья. Цель проведения уроков по охране репродуктивного здоровья - способствование гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействие укреплению брака и семьи. Задачи охраны репродуктивного здоровья:

· привитие учащимся основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

· формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

· защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;

· обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Следует отметить, что система представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, для другого - пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт. Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить в школе, другие - из бесед с родителями, третьи - наедине с самим собой и хорошей книгой. Задача школы - заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме учащихся. Заложить основы репродуктивного здоровья целесообразно в том возрасте, когда совпадают остро проявляющийся интерес к противоположному полу и этап интенсивного развития организма, характеризующийся анатомической и физиологической перестройкой, появлением новых эмоций, ощущений, влечений. Именно в это время возможно формирование осознанного отношения к репродуктивному здоровью, исключению факторов риска. Особые акценты делаются на формирование ответственного поведения как социального фактора, на формирование представлений о гендерных ролях, о которых не говорится при изучении обязательных дисциплин – биологии и экологии. Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. Однако, по сути, реализация их оказалась сведена к увеличению количества учебных часов на предметы гуманитарного цикла и появлению ряда новых предметов этого направления. Причем это делается нередко в ущерб традиционным курсам естественнонаучного образования, что вряд ли можно признать оправданным. Наиболее перспективным представляется другой путь – создание новых интегрированных курсов, решающих задачу гуманизации российского образования. Одно из направлений такой деятельности может быть воплощено в образовательной области «Человек», синтезирующей гуманитарные и естественные дисциплины. «Ядром кристаллизации» этого направления и призвана стать «Охрана репродуктивного здоровья». Такой подход (поддержанный Министерством образования и науки РФ) позволяет решать задачи формирования у учащихся общих мировоззренческих позиций, культуры здорового образа жизни. Содержание каждого урока по курсу «Охрана репродуктивного здоровья» позволяет, не нарушая единства биологического, психического, социального и духовно-нравственного начал в человеке, решать как чисто образовательные, так и воспитательные задачи. Надо отметить, что современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества. Курс ориентирует учителя на отказ от использования при проведении уроков приемов «устрашения» как совершенно неэффективных в работе с детьми. Предлагаемое учебно - методическое пособие базируется на принципах деятельностного подхода с опорой на активные формы обучения, что позволяет выстроить содержание предмета на основе совершенно другой идеологии. Использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинга, «мозгового штурма», различных видов групповой работы дает возможность каждому ученику приобрести собственный положительный, конструктивный опыт в решении смоделированных ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. При этом стремление к здоровому образу жизни у ребенка становится естественной потребностью, а не результатом следования запретам. Таким образом, главной целью курса является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира с миром внешним. Важнейшим результатом изучения курса должно стать изменение взглядов школьников, представлений их о своем здоровье, способах его сохранения и приумножения. Целесообразно оценивать эти изменения, используя различные варианты тестирования или анкетирования, причем результаты их может отслеживать сам учащийся. Вообще очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свое развитие, свои достижения в данной сфере. Поэтому желательно, чтобы дети с начала изучения курса вели индивидуальные дневники здоровья, в которых они будут выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить графики и диаграммы, отражающие достигнутые ими результаты в ходе уроков по курсу «Охрана репродуктивного здоровья». При проведении уроков по охране репродуктивного здоровья необходимо придерживаться следующих принципов:

1. половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы;

2. оно не должно быть обособленным;

3. необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам;

4. они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы;

5. учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе из бесед с приглашенными специалистами.

Учитель должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе - важный и необходимый элемент системы полового воспитания. При решении вопросов репродуктивного здоровья необходимо считаться также с особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную специфику. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системе гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность - современной. Многие предыдущие попытки решения проблемы полового воспитания учащихся наталкивались на неподготовленность учителей и недоработанность самих программ и пособий. Необходимо повышение компетентности учителя в сфере межполовых отношений, его способности руководить нравственно ориентированным процессом духовного развития учащихся как будущих супругов и родителей. Теоретически сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения дело в том, что и первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Для того чтобы информация обретала воспитующее значение, она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Следует отметить, что информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность. Необходимо учитывать и такую особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации, воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии, даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».

В образовательной среде есть уникальная возможность использовать для профилактической работы всех значимых для подростков взрослых: педагогов, медработников, родителей и др. Каждый из них может заниматься профилактической работой в рамках своей компетенции. Такой комплексный подход к решению проблемы профилактики существенно повышает ее эффективность. Образовательная среда имеет большой ресурс для прямого и опосредованного влияния на систему ценностей детей и подростков, что позволяет в зависимости от целевой аудитории и ожидаемых результатов реализовывать профилактические программы различного уровня. Профилактическая работа может вестись как через предметное обучение, тик и через организацию внеурочной активности учащихся. Необходимо заложить такие основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических изменений в организме подростков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.008 с.)