ТОП 10:

II. Изучение нового материала



Учащимся демонстрируется трехминутный фрагмент “Оплодотворение” видеофильма «Размножение и развитие» из «Курса анатомии и физиологии человека» студии Квант. Затем проводится обсуждение по предложенным вопросам, представленным на слайде.

Вопросы к фрагменту видеофильма:

1. Где происходит оплодотворение?

2. Сколько сливается сперматозоидов с яйцеклеткой и почему?

3. Сколько хромосом в зиготе?

4. Какой набор хромосом характерен для соматических клеток и для гамет?

5. Как определяется пол ребенка?

6. Где восстанавливается набор хромосом?

Далее учитель знакомит учащихся с особенностями зародышевого периода развития.

Зародышевый период развития:

На 6-7 день зародыш имплантируется в эндометрий (слизистая оболочка матки). На второй и третьей неделе в зародыше можно выделить наружный, внутренний и средний зародышевые листки.

Как они называются? (Эктодерма, энтодерма и мезодерма).

Учащимся предлагается вспомнить, как называются зародышевые листки и в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Анатомия и физиология человека, 9 класс» Сапина М.Р., Брыксиной З.Г. выяснить, какие органы формируются из них в дальнейшем.

Из эктодермы - эпителиальный покров кожи и все органы нервной системы.

Из энтодермы - органы пищеварительной и дыхательной систем, печень и поджелудочная железа.

Из мезодермы - кости скелета, мышцы и другие органы.

Учитель напоминает учащимся, что при развитии зародыша образуются три зародышевые оболочки - амнион, хорион, аллантоис.

Далее, используя слайд, Рисунок 3 , выясняются функции этих оболочек.

Пространство между эмбрионом и амнионом образует амниотическую полость, заполненную прозрачной водянистой жидкостью.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: какова функция амниотической жидкости? В ходе обсуждения выясняется, что амниотическая жидкость выполняет защитную функцию и обеспечивает движение плода.

Стенки аллантоиса и околоплодной оболочки срастаются, образуя хорион.

Наружная оболочка - хорион имеет ворсинки с капиллярами, через них происходит дыхание и питание зародыша.

К концу второго месяца внутриутробного развития ворсинки сохраняются только на той стороне оболочки, которая обращена к матке. Они врастают в ткань матки и вместе с сосудами аллантоиса образуют внезародышевый орган - ПЛАЦЕНТУ (от греческого «Лепешка»), или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.

Внимание учащихся акцентируется на том, что с момента образования плаценты (конец второго месяца развития) начинается следующий период внутриутробного развития - плодный.

Далее, учащиеся при помощи слайда (Рисунок 4) знакомятся со строением плаценты.

Плацента имеет форму диска диаметром около 20 см и толщиной около 5 см. Связь плаценты с организмом плода происходит с помощью пупочного канатика, в котором проходят две пупочные артерии, несущие венозную кровь от плода к плаценте, и одна пупочная вена, по которой обогащенная кислородом и питательными веществами артериальная кровь направляется от плаценты в организм плода.

Материнская кровь и кровь плода протекает по разным сосудам и не смешивается. Далее демонстрируется фрагмент «Образование плаценты» видеофильма «Размножение и развитие», после просмотра, которого учащимся предлагается выяснить функции плаценты и каждой группе составить опорный конспект (Работа в Microsoft PowerPoint).

Проверяется правильность составления опорного конспекта, который должен включать следующие пункты:

Газообмен (дыхание) между организмом матери и плода

Питание - получение питательных веществ из крови матери

Выделительная функция плода

Защита - получение антител от матери

Секреторная - выделение гормона прогестерона, который сохраняет плод и останавливает менструальные циклы

III. Закрепление материала

(Проводится в виде самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением).

Проводится самостоятельная работа по группам с текстом «Гигиена беременности» учебника «Биология. Человек, 9 класс» под ред. Батуева А.С.

Первая группа учащихся составляет вопросы по правилам здорового образа жизни, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся стать матерью.

Вторая группа - отвечает на вопросы, поставленные учащимися первой группы.

Третья группа составляет опорный конспект по теме «Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека» (Работа в Microsoft PowerPoint).

Четвертая группа составляет словарь новых терминов, с которыми познакомились на уроке (Работа в Microsoft PowerPoint).

Пятая группа - индивидуальные задания в тетрадях печатной основой.

Проверяется правильность составления опорного конспекта, составленного третьей группой, который должен включать следующие пункты:

1. Загрязнение окружающей среды,

2. Лекарства, наркотики, препараты бытовой химии,

3. Материнские стрессы,

4. Наследственные факторы,

5. Недостаток питания и дефицит воды,

6. Инфекционные заболевания,

7. Алкоголь и курение.

Словарь новых терминов, составленный четвертой группой, который должен включать следующие понятия:

1. Аллантоис

2. Амнион

3. Амниотическая жидкость

4. Гаплоидный набор хромосом

5. Диплоидный набор хромосом

6. Плацента

7. Пупочная вена

8. Пупочные артерии

9. Хорион

10. Эндометрий

На заключительном этапе урока рассматриваются нравственные взаимоотношения полов. Разговор о нравственных взаимоотношениях полов начинается с обращения учителя к ученикам.

Рождение детей для человека - акт не только биологический.

Воспитать сына или дочь, испытать любовь к детям и любовь детей к себе - это самое огромное счастье на земле.

У человека рождение ребенка связано, прежде всего, с чувством любви, уважения, с желанием иметь здоровую полноценную семью.

Учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос: «В какой колыбели будет уютнее малышу?»

В ходе беседы дети делают вывод, что уютнее там, где малыша ждут, будут заботиться о нем, беречь и получать радость от общения с ним.

Если женщина сознательно идет на лишения, связанные с рождением ребенка, для нее ребенок всегда - радость. А женщина, идущая на этот шаг по необходимости, от рождения ребенка не чувствует радости, а только боль.

На фоне тихой медленной музыки и слайда (Рисунок 5) один из учеников читает отрывок из «Неоконченного дневника»:

…5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще об этом не знают. Я меньше чем яблочное зернышко. И хотя я еще не сформировалась, я знаю, что буду девочкой.

19 октября. Я немного подросла, но я все еще совсем крошечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня буквально все. И самое смешное заключается в том, что мама все еще не знает, что она носит меня здесь, прямо под сердцем.

23 октября. Мой рот скоро начнет формироваться. Подумать только, примерно через год я буду смеяться. Позже я смогу говорить. Я знаю, какое я произнесу первое слово: «Мама».

27 октября. Мое сердце начало стучать совершенно самостоятельно. С этого момента оно будет нежно стучать на протяжении всей моей жизни…

12 ноября. Сегодня доктор впервые сказал маме, что я живу здесь, у нее под сердцем. Ты счастлива, мама?

25 ноября. Мама и папа даже не знают, что я просто маленькая девочка. Быть может, они ожидают мальчика. Но я их удивлю.

13 декабря. Теперь я почти могу видеть, но все еще совсем темно вокруг.

А скоро мои глаза увидят залитый солнцем мир. А как ты выглядишь, мама?

24 декабря. Мама, я слышу, как стучит твое сердце. Интересно, слышишь ли ты, как мое сердечко стучит? Я еле могу дождаться, когда буду лежать на твоих руках и смогу трогать твое лицо, заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня так же, как я жду тебя, мама, не правда ли?

28 декабря. Мама! Что случилось? Я уже не слышу твоего сердечка…

В исполнении второго учащегося звучит стихотворение на фоне музыки и слайда (Рисунок 6)

Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя,
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать -
Ведь он не сможет даже защитится,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И разве б не могла ты поделиться
С ним миром, домом, лаской и теплом,
И, если нужно, даже потесниться
И дать ему местечко за столом?
И, может быть, никто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит,
Окажется ученым иль поэтом,
И целый мир о нем заговорит.

Учитель кратко рассказывает о последствиях аборта.

Домашнее задание

Письменное задание: заполнить таблицу «Жизнь до рождения»:

 

Месяцы Характеристика развития
   
   

 

Величие небольших различий
(памятка для родителей)

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится, … Ты любишь? Кто это грустный?…»

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.

Развитие и размножение человека: современные аспекты преподавания

Акселерация – процесс, который в полной мере отразился на современном поколении подростков. Наши дети умнее, взрослее, самостоятельнее… Но, сталкиваясь с жизненными реалиями, подростки часто оказываются абсолютно беспомощными. К сожалению, родители по разным причинам не всегда могут оказать детям своевременную помощь. В такой ситуации обязаны квалифицированно помочь учителя и школьные психологи.

Не секрет, что большая часть так называемых «подростковых проблем» связана с половым созреванием, а вернее – с неподготовленностью детей к этому процессу и его последствиям. Основываясь на собственном опыте работы в школе, могу утверждать, что степень безграмотности подростков в этой сфере просто шокирует. Отсутствие серьезной теоретической базы и элементарных практических навыков на фоне всеобщей сексуальной распущенности и вседозволенности, царящих в обществе, приводят зачастую к трудноразрешимым проблемам. Статистика свидетельствует, что с каждым годом растет число выявленных среди детей и подростков случаев венерических и прочих заболеваний мочеполовой системы, подростковых абортов и малолетних рожениц. А сколько исковерканных судеб стоит за этими цифрами!







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.01 с.)