Краткая характеристика основных форм профилактической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика основных форм профилактической работы



Лекция – является наиболее быстрым способом предоставления необходимой информации. Недостатком такой формы информирования аудитории является то, что лекция ставит учащегося в пассивную позицию слушателей. Следует учитывать признанный психологами факт, что уже через 20 минут непрерывного слушания внимание аудитории падает (рассеивается) из-за однообразия раздражителя – голоса лектора (при монотонном, невыразительном чтении лекции – ещё раньше). Если же рассказ перемежается иллюстративным материалом (видеофильмами, слайдами), материал воспринимается также и зрительным анализатором, что способствует лучшему запоминанию.

Практика показывает, что в аудиториях учащихся различных учреждений образования наиболее приемлема лекция продолжительностью 45 минут. В аудиториях работающей молодёжи оптимальной можно считать лекцию продолжительностью от 50 минут до 1 часа 20 минут.

Начинать лекцию по профилактике ВИЧ/СПИД нужно, исходя из эпидемиологической ситуации, сложившейся в России и статистики. Каждый факт, сообщаемый широкой аудитории, должен быть внимательно изучен и осмыслен, а каждый термин (симптом, синдром, иммунитет, вакцина и т.д.) разъяснен. Чтобы лекция была действенной, нужно стараться довести до сведения слушателей реальную угрозу заражения ВИЧ-инфекцией, в то же время не вызывая чувства безнадёжности и беспомощности, так как сегодня среди населения растёт число лиц со спидофобией (боязнь заражения СПИД).

Необходимо формировать негативное отношение к сексуальной распущенности, случайным половым связям. При этом нужно признать тот факт, что, несмотря на угрозу инфицирования, население, особенно молодёжь, ведёт активную половую жизнь, и тактика прямых запретов здесь часто оказывается неэффективной. Поэтому вопросы применения презервативов должны обсуждаться открыто, без стеснения. Презерватив предотвращает контакт с жидкостями организма, в которых может содержаться ВИЧ – кровью, спермой и влагалищным секретом. По этой же причине он предохраняет от многих заболеваний, передающихся при сексуальных контактах и нежелательной беременности. Объясните, что презерватив – такое же необходимое средство личной гигиены, как мыло или зубная паста.

В лекции не следует заострять внимание слушателей только на группах риска (гомосексуалистах, проститутках, наркоманах). Важно подчеркнуть, что в условиях эпидемии практически не существует групп населения, для которых можно было бы полностью исключить возможность заражения ВИЧ-инфекцией. Заразиться может и женщина, и мужчина, и ребёнок.

Необходимо акцентировать внимание слушателей на том, что явившегося в кабинет анонимного обследования должны принимать без предъявления каких-либо документов. Диагноз ВИЧ-инфекции должен держаться врачом в тайне, чтобы исключить риск социальных конфликтов для больного и окружающих людей. Слушателям также следует сообщить, что при центрах по борьбе со СПИД функционируют кабинеты, где проводится предтестовое и послетестовое консультирование после анонимного или добровольного обследования на выявления заражения ВИЧ.

Чтение – не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Эта форма работы является более полезной лишь в сочетании с другими способами обучения.

Демонстрация аудио и видеоматериалов в значительной мере поможет преподавателю при передаче информации. В сочетании с последующим обсуждением аудио-видео материалы могут повысить степень усвоения материала. Рекомендуется использовать документальный фильм: «ВИЧ, вирус иммунодефицита человека. Знать, чтобы жить», «Если знать…» производство ЗАО РИЦ «Иркутск», телекомпания «Город».

Дискуссия – даёт возможность людям выразить своё мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и предшествующего опыта, а также расширить, углубить его, а в ряде случаев, и сменить на противоположное. Исследования показывают, что люди овладевают материалом быстрее в процессе активного поглощения знаний, когда они имеют возможность одновременно с получением информации задавать вопросы и обсуждать неясные моменты. Нередко, особенно при обсуждении спорных вопросов, дискуссия приобретает острый характер, и стороны не достигают единодушия. Тем не менее, при этом формируются ценностные установки, запоминаются новые факты, впоследствии оказывающие влияние на поведение человека. Дискуссии можно проводить с группами по 20-30 человек. Но они более эффективны, когда проводятся маленькими группами. Групповое обсуждение стимулирует свободный обмен мнениями и помогает слушателям получить четкое представление о понятиях, чувствах и точках зрения.

После лекции или дискуссии желательно раздать памятки в соответствии с типом аудитории (подростки, взрослые, женщины детородного возраста).

Лекционный материал желательно излагать в форме вопрос-ответ. Если ответы неправильные, лектор называет правильный ответ и даёт объяснение – почему. Если ответ верный, лектор ещё раз проговаривает правильный ответ и заостряет внимание на некоторых деталях, подытоживая сказанное. Такая форма подачи материала заставляет слушателей не только слушать, но и думать, участвовать в дискуссии, что помогает лучшему усвоению материала. В этом случае лектор держит зал в постоянном напряжении и не даёт аудитории отвлекаться на посторонние мысли, разговоры и попросту отдых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.004 с.)