ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 37. У нас будет своя семья.



Задачи занятия:

· Диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье, выявить основные проблемы группы.

· Формирование представления о семье как многофункциональном явлении.

· Осознание подростками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

Структура занятия:

Анкета «Уровень сформированности брачно-семейных представлений».

Работа со схемой «Функции семьи».

Упражнение «Слагаемые счастливой семьи».

Ход занятия:

Разминка. Упражнение «Никто не знает».

Участники перебрасывают друг другу мяч. Тот, у кого оказывается мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»

2. Анкета «Уровень сформированности брачно-семейных отношений».

3. Работа со схемой функции семьи.

Цель:сформировать представление о семье как многофункциональном явлении.

Работа со схемой «Функции семьи».

Задание: проанализировать схему, пояснить ее элементы, выделить наиболее значимые функции семьи.

 

Семья как функциональная система

Хозяйственно-бытовая функция
Сексуально-репродуктивная функция  
Эмоционально-этическая функция    
Социально-статусная функция
Функция социализации
Функция духовного развития

 

Хозяйственно-бытовая функция – ведение домашнего хозяйства, содержание детей, накопление и наследование частной собственности, обеспечение отдыха. Вот как описывает эту функцию Т.И. Дымнова: «Здесь уют в твоем вкусе, надежность и всегдашняя уверенность, что все тебе рады, здесь все до боли знакомо, а каждая вещь навевает дорогие воспоминания и ценна этим, а не своей стоимостью. Здесь ни с какой другой не сравнима домашняя еда, здесь не вызывает сомнения и опасения чистота белья и супружеской постели. Здесь нет страха, заболеть (а чем благополучнее семья, тем реже это случается), о тебе позаботятся. Сюда нетерпеливо стремишься после рабочего дня, уверенный, что кто-то непременно помнит, что ты придешь голодный и усталый, и позаботиться, чтобы побыстрее согреть тебя и накормить».

Сексуально-репродуктивная – эта функция уходит корнями в не менее сильный, чем самосохранение, инстинкт продолжения рода. Самое великое чудо на земле – создание новой жизни. И этот новый человечек будет чем-то похож на родителей, и будет безраздельно принадлежать только им, и будет к ним безмерно привязан. Они будут для него самыми родными, самыми близкими, самыми незаменимыми на земле.

Эмоционально-этическая функция – потребность человека любого возраста в психологической защищенности, эмоциональном сопереживании, безусловном принятии, любви. Если эта функция не выполняется в семье, мы, находясь в обществе, где постоянно подвергаемся эмоциональным атакам, эмоционально истощаемся. Есть универсальный способ поддерживать душевное благополучие в семье посредством трех простых «инструментов» - это прикосновение, контакт глаз и активное слушание.

Социально-статусная функция отвечает за удовлетворение потребностей интеллектуальной сферы, самостоятельное принятие решений, стремление до всего доходить своим умом. Удовлетворение этой потребности проходит более буднично и незаметно: когда близкие спрашивают о самочувствии друг друга, о том, что произошло за день. Тот, кто не понимает значимости этой функции, может расценивать эти вопросы как назойливое любопытство, посягательство на личное пространство, однако вопросы в последнем случае ведутся с целью контроля. Форма реализации этой потребности – содействие каждому из членов семьи в получении хорошего образования и постоянном самообразовании, профессиональном росте, приобретении значимого положения в обществе.

Функция социализации отвечает за нормальное вхождение ребенка в общество (социум). Пока ребенок не овладел всеми нормами, контроль и ответственность за его поведение несут родители.

Функция духовного развития предполагает привнесение в дом, в жизнь, в отношения членов семьи всего того, что помогает им стать богаче внутренне, иметь какие-то увлечения, познавать красоту жизни.

4. Упражнение «Атомы».

Все участники олицетворяют собой атомы и постоянно двигаются по комнате в свободном порядке. По команде ведущего (например: три) атомы объединяются в молекулы, причем количество атомов в молекуле должно быть таким, какое задал ведущий.

5. Упражнение «Слагаемые счастливой семьи».

Цель:дать представление об ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

Попробуем сегодня выделить слагаемые счастливой семьи. Прежде чем это сделать, нам необходимо обсудить некоторые положения. Одним из важнейших условий построения счастливой семьи является ответственный выбор, заключающийся, прежде всего, в обдуманности и осознанности брака, желании не получать, а отдавать душевное тепло, ласку, заботу. При выборе брачного партнера необходимо также учитывать представление другого о семейных ролях, согласованности ожиданий и требований. Конфликт представлений может возникнуть в таких сферах семейной жизни, как быт, досуг, интимные отношения.

Создание портрета счастливой семьи.

Учащиеся делятся на 2 группы, которые создают свои портреты счастливой семьи, используя предложенные карточки.

Задание участникам: предложите, какие, на ваш взгляд, черты наиболее характерны для счастливой семейной пары.

Примерный портрет:

· брак по любви;

· общие цели и жизненные планы супругов;

· хорошие жилищные условия;

· отказ от опеки родителей (с самого начала);

· равные обязанности по ведению домашнего хозяйства;

· наличие детей;

· сходство характеров;

· взаимная ответственность, требовательность к себе;

· взаимная поддержка.

При обсуждении портрета подчеркиваются те из названых черт семейной пары, которые отражают взаимоотношения супругов, основанные на доверии и уважении.

 

Анкета

«Уровень сформированности брачно-семейных представлений»

1.В каком возрасте ты хотел бы создать семью? (запишите)

· __________ лет

· затрудняюсь с ответом, не думал (а) об этом.

2.Как ты считаешь, сможешь ли прожить счастливо, не создавая собственной семьи (подчеркни один вариант ответа):

· да, конечно;

· в общем, да;

· скорее нет, чем да;

· нет, конечно;

· нет, абсолютно неверно.

3.Я думаю, что вступать в брак буду с целью (подчеркни 1-2 варианта):

· чтобы иметь рядом любимого человека;

· чтобы иметь рядом человека, который всегда поможет, поддержит;

· хочу иметь своих детей;

· хочу иметь свой дом, домашний уют;

· вдвоем легче преодолевать трудности;

· хочется иметь семью, как у всех;

· семейному легче решить жилищные проблемы;

· другое (что именно?) __________________________________________________.

4.Какие причины могут помешать тебе при создании собственной семьи (подчеркни 1-2 варианта):

· считаю, что мне рано об этом думать;

· не смогу материально содержать семью;

· не позволяет состояние здоровья;

· мешает моя стеснительность, неуверенность в себе;

· не буду иметь жилплощади;

· хочу пожить для себя, не связывать себя обязательствами, детьми;

· боюсь ошибиться в выборе;

· не имею достаточного опыта для общения с детьми, с супругой;

· другие причины (какие именно) ______________________________________.

5.Как ты полагаешь, сколько у тебя будет детей?

___________ детей;

· не хочу иметь детей;

· затрудняюсь ответить, не думал (а) об этом.

6.Какие трудности в жизни, на твой взгляд, ты будешь испытывать больше всего после выхода из детского дома (отметь 1-2 наиболее существенные):

· материальные трудности;

· трудности с трудоустройством, получением работы;

· жилищные трудности;

· трудно купить нужную одежду, обувь;

· трудно самому организовать питание;

· трудно будет находить общий язык в коллективе (учебном, рабочем);

· трудно уживаться с соседями по квартире, общежитию;

· не знаю, чем заняться в свободное время;

· трудно найти настоящих друзей и будущего супруга;

· не с кем посоветоваться в жизненных вопросах;

· другие трудности (какие именно?) _____________________________________.

7.Какое вознаграждение за свою работу ты предпочел бы получать? (отметь один вариант ответа):

· иметь пусть и небольшой заработок, но много свободного времени и легкую работу;

· иметь пусть небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне;

· много работать и хорошо получать, даже без особых гарантий на будущее;

· затрудняюсь ответить.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.011 с.)