Будет ли стоить затрат получение этого? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будет ли стоить затрат получение этого?



Положительный ответ вашего подопечного на первый вопрос весьма важен в связи с тем, что на самом деле он очень боится того, что все предпринятые усилия окажут­ся безнадежными, так как хорошо знает, что слезть с иглы или полностью «завязать» удается немногим (так что подберите примеры успешных исцелений от нарко­зависимости: как известных особ (например, эстрадных кумиров или кинозвезд), так и самых обычных людей — желательно, знакомых). Позитивный ответ на второй вопрос просто необходим, так как если ваш НЗ-субъект не обнаружит, что он приобретет куда больше, чем поте­ряет, ни о какой готовности или мотивации (хотя бы предварительной) не может идти и речи (так что оза­ботьтесь перечислением и описанием — весьма красоч­ным — всего того, что он обретет взамен своего пагубно­го пристрастия). Положительный ответ на третий вопрос чрезвычайно значим потому, что все, что вы перечислите

Семь шагов от пропасти

и опишите при «раскрытии» вопроса номер два, будет вначале носить внешний для вашего подопечного харак­тер, и, вполне возможно, мало чем затронет его изнутри (так что хорошенько обдумайте, какие-такие его жела­ния, потребности, мотивы и ценности можно использо­вать для того, чтобы он поверил в то, что все это дейст­вительно стоит того). Ну а позитивный ответ на четвер­тый вопрос весьма важен в связи с тем, что, согласно данным современной психологии, человек начинает что-то делать ради достижения результата только в том слу­чае, если его (результата) ценность превышает уровень затрат на его же (результата) достижение — как бы по­стоянно «взвешивая» возможный результат и необходи­мые затраты (так что постарайтесь, выражаясь фигу­рально, как следует «нагрузить» чашку весов «цен­ность», соответственно «разгрузив чашку «затраты»).

Вы, наверное, обратили внимание на то, что хотя на все эти вопросы должен будет отвечать ваш, так сказать, «клиент», вам при этом отводится весьма активная роль. Сие не случайно, ибо все то, о чем идет здесь речь, про­сто отсутствует или очень неявно присутствует в поле его сознания, затуманенного наркозависимостью. Поэтому я не случайно обозначил эту технику как подготовитель­ную, поскольку в ней, с вашей помощью, ваш подопеч­ный как бы подготавливает или накапливает материал для последующей основной работы.

Работа эта будет осуществляться с помощью проце­дуры, именуемой техникой создания подсознательной готовности к достижению цели или результата.

С точки зрения НЛП, готовность к достижению лю­бой цели (или выполнению любой деятельности) состоит из пяти компонентов.

Во-первых, это желанностъ цели, которая при том еще и должна «стоить того», ибо никто не будет стре­миться к достижению нежеланной цели.

Во-вторых, это убежденность в достижимости цели, поскольку цели, оцененные как не достижимые, мягко говоря, «не греют» и уж тем более — не мотивируют.

Шаг 1. Постановка и программирование результата 59

В-третьих, это уверенность в том, что действия, ншпорые придется предпринимать для достижения ftnou цели, будут носить нормальный и естественный \ ирактер — то есть что не придется ломать себя, пере­страивать свою жизнь или отказываться от чего-то пчеиь-очень ценного.

В-четвертых, это убежденность в своих способно­стях достичь цели, так как любая мысль о неспособно­сти способна парализовать и достижение цели, и дея-

П'ПЬНОСТЬ.

Ну а в-пятых, это уверенность в заслуженности достижения цели, что, кстати, особенно актуально в i ш шей несчастной стране, население которой твердо убеждено (убедили!), что оно не заслуживает ровным счетом ничего (а алкоголики и наркоманы даже еще бо-пее уверены в этом)...

И если мы столь часто не добиваемся того, чего хо­тим, в этом повинна так называемая неконгруэнтность — несовпадение сознательных и бессознательных компо­нентов нашего целеполагания. Ибо сплошь и рядом, соз­нательно стремясь к достижению чего-то действительно ценного, мы подсознательно бываем не готовы к тому, чтобы его добиться и достигнуть.

Наверное, это еще одна из главных патологий чело-иеческой жизни: то, что осознанно декларируя готов­ность к достижению какой-то ну очень-очень желанной цели, люди бессознательно (в глубине своей души) либо просто не хотят ее; либо не верят в достижимость этой цели; либо считают процесс ее достижения неестествен­ным (несоответствующим каким-то условиям или их собственному естеству и сути); либо опять-таки не верят, но уже в свои способности в достижении этой цели; либо 11 росто считают себя не заслуживающим искомого блага.

Так что, отвлекшись от наркозависимости, хочу предложить вам, чтобы всякий раз, приступая к чему-то действительно важному, вы не только создавали хорошо (формулированный результат, но и проделывали ниже­описанную технику «формирования готовности к дости-

жению цели» — по сути, включения «автопилота» ваше­го подсознания, а точнее, снабжения его энергией уве­ренности и убежденности.

Данная психотехнология была представлена в мате­риалах Мастерского курса датских энэлперов X. Бремера и X. Конгсбах (ИГИСП), где она называлась «самооцен­ка и ревизия убеждения». В несколько модифицирован­ном мною варианте эта техника формирования подсоз­нательной готовности к достижению цели (результа­та) выглядит следующим образом.

1. Одним предложением запишите цель, которую вы хотите достичь.

Цель:_________________________________________

2. Укажите на шкале от 1 до 5, как сильно вы верите в свою цель по отношению к следующим предложениям (1 — самая низкая и 5 — самая высокая степень веры):

а. Моя цель желанна и стоит того.

б. Эта цель достижима.

в. То, что мне нужно делать, чтобы достичь этой це­ли, нормально и естественно.

г. У меня есть необходимые способности для дости­жения этой цели.

д. Я заслуживаю достижения этой цели.

3. Теперь просмотрите свои ответы и выберите тот, ко­торый вы оценили ниже остальных. Повторите это пред­ложение 9 раз, каждый раз добавляя очередное суждение из нижеперечисленных и то, что спонтанно появится за ним. Постарайтесь быть искренним и обязательно аргу­ментировано переработайте «всплывшие» сомнения и воз­ражения. Когда вы закончите, проделайте опять само­оценку и заметьте, что изменилось и укрепилось

...потому что___________________________________

...и я ее достигну до того как_____________________

...и я ее достигну после того как_

...пока_______________________

...если____________

...хотя и

...так же как____

...в любое время_

...так что

Как видите, техника эта довольно проста, но доволь­но эффективна. Однако в ней есть ряд нюансов, каковые способны повысить эту эффективность до уровня, после которого все последующие действия по, например, сня­тию наркозависимости приобретают как бы второстепен­ное значение или, как минимум, резко сокращаются — просто готовность к достижению цели достигла такого уровня, что произошло то, что вполне можно назвать автоматическим самопрограммированием. Так вот, пер­вый из этих нюансов касается оценки различных компо­нентов этой самой готовности. Поскольку мы должны получить информацию из бессознательного, будет лучше, если вы, нарисовав такую вот шкалу,

объясните вашему подопечному, что эта шкала его согла­сия с некоторыми суждениями относительно его цели — суждениями, которые вы сейчас произнесете. Что оценка 5 условно соответствует 100% согласия; 4 — 75%, 3 — 50%, 2 — 25%, а 1 — 0%. И что отвечать вы его просите следующим образом: поставив руку с ручкой над отмет­кой 3 и как бы передоверив своей руке ответ — нет, не в режиме «автоматического письма», но как бы помогая руке двинуться туда, куда ей захочется, и остановиться там, где она пожелает. Вот эту-то оценку — бессознатель­ную по своей сути — и берите, так сказать, за основу.

Второй нюанс связан с самим процессом формирова­ния подсознательной готовности к достижению резуль­тата. Здесь попросите своего «клиента» представить, что напротив него находятся все те люди, которых ему необ­ходимо убедить в том, что действительно добьется же­лаемого, причем «в первом ряду» как бы находится он сам — весьма скептически настроенный по этому поводу (это скептическая идентичность вашего подопечного, не верящая в результат). И что сейчас он и будет всех этих людей убеждать, одновременно убеждая и самого себя — в так называемом режиме биокибернетической обратной связи. Эмоционально — ибо даже глупость, произнесен­ная аффектированно и уверенно, способна убедить кого угодно (пусть, например, вспомнит В. В. Жириновского — умнейшего, кстати сказать, человека, уверенно и упоен-но играющего роль Шута), так что нечто умное тем более «пройдет». И рационально — с помощью аргументов, которые он будет приводить, как бы отвечая на «воп­росы из зала», каковые вы будете ему приводить и пере­водить (в качестве этих вопросов и будут выступать те са­мые 9 суждений («связок», как я их называю), приведен­ных в конце описания техники — потому что и т. п.). А после, сравнив оценки по суждениям а, б, в, г ж д, выбе­рите то из них, которое получило у вашего «клиента» ми­нимальную оценку, и приступайте к работе, в ходе кото­рой он должен сначала четко и уверенно провозгласить это суждение, а после того, как вы введете «связку», еще и аргументировать его. Обратите внимание на то, что вторая «связка» требует обязательного уточнения сроков достижения результата для любого из суждений, а тре­тья — определения того фактора или момента, который необходим для того, чтобы это достижение начало осуще­ствляться. И учтите, что до тех пор, пока по всем сужде­ниям ваш подопечный не достигнет оценки 4, начинать последующие действия будет заведомо бессмысленно. Так что работайте и проверяйте результат, после чего, если надо, снова работайте — до тех пор, пока не сделаете сво­его подопечного, как минимум, «хорошистом» в части бессознательной готовности к достижению результата (без оценки 4 по всем пунктам вам лучше не приступать ни к каким воздействиям и взаимодействиям)...

Ну а теперь займемся последним в данном, первом шаге — непосредственным программирование бессозна­тельного вашего подопечного на достижение желаемого.

Шаг 1. Постановка и программирование результата 63

Вообще-то, если быть честным, то программирование вто начинается с того самого момента, когда вы присту­паете к созданию результата. Однако в дополнение к ВТому, специалисты по НЛП, моделируя эффективных людей (то есть выясняя, как они делают себя эффектив­ными, чтобы передать это другим), обнаружили, что все без исключения успешные субъекты (и во всех возмож­ных областях жизнедеятельности), используют очень своеобразную стратегию успеха. Они вначале четко и лримо (до деталей) представляют себе то, что хотят по­лучить в будущем (и далеком, и ближайшем). Затем как бы входят в него и «примеряют» на себя это будущее, одновременно наслаждаясь им. Далее из будущего (!), обернувшись в настоящее, они мысленно отвечают себе на интересный вопрос: «А как я сюда пришел? Как до­шел до жизни такой?» — определяя или намечая шаги к своей цели. А потом, вернувшись в настоящее, глядя в будущее, проверяют эти шаги с точки зрения их реаль­ности и выполнимости.

Главным в этой стратегии является именно образ желаемого будущего, а не шаги к нему, хотя они, конеч­но же, тоже важны. Просто наше бессознательное обла­дает уникальной способностью: самостоятельно приво­дить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно — конечный пункт маршрута...

«Запрограммировать» своего «клиента» на обретение того, что вы оба сформулировали в качестве результата можно с помощью техники создания образа желаемого будущего (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП, автор текста так же не известен). Обратите внимание, что эта техника универсальна — т. е. может быть ис­пользована отнюдь не только для целей самопрограмми­рования качеств и состояний психики, отчего инструк­цию к ней я привожу в самом общем виде и в форме ин­струкции клиенту.

1. Представьте самый хороший исход вашей буду­щей деятельностинапример, результат или каче­ство личности, которые вы хотите, но пока не имеете.

2. Мысленно просмотрите не менее трех «кино­фильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновениемкаждый по три раза.

3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т.е. если в п. 2 вы на себя смот­рели как бы со стороныбыли «режиссером», то те­перь на происходящее смотрите как бы из своих глазстали «актером»)опять-таки по три раза каждый.

4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже до­бились успеха или стали таким, каким хотите быть, посмотрите на свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что нужно сделать, чтобы достичь та­кого вот будущего.

5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последователь­ность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильмы о буду­щем успехе.

Полностью ощутите себя в настоящем и почувст­вуйте приобретенную уверенностьв себе, в резуль­тате или в новых качествах и состояниях вашей пси­хики.

Однако, если быть опять-таки честным, то, что вы только что прочитали, представляет собой упрощенный вариант куда более мощной техники создания побуж­дающего будущего, которая позволяет сделать любую цель действительно и безоговорочно побуждающей. Че­стно говоря, на этом шаге нашей работы она является как бы избыточной — ибо для того, чтобы начать про­граммирование вашего подопечного на трезвое завтра вполне достаточно будет создания образа желаемого бу­дущего, а также коллапса обобщений, о котором я рас­скажу далее. Однако я привожу ее именно здесь, по­скольку если окажется, что ваш клиент в результате длительной наркозависимости утратил целеполагание по всем целям, кроме одной — патологической, то именно с помощью этой техники вы можете буквально вернуть его

к жизни. Ибо не мною, но более мудрыми изречено: че­ловек без цели — что птица без крыльев. Создается же побуждающее будущее (в самом общем виде, так что не забудьте его конкретизировать) следующим образом (по: Я. МакДермотт и Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»).

«Сначала возьмите любую цель из следующих об­ластей:

физической;

профессиональной;

социальной;

эмоциональной;

духовной. Это ваша жизнь.

Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, каким вы хотите стать. Какие ка­чества вы хотели бы иметь?

Вообразите свою временную линию, протянувшуюся от прошлого к будущему. Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на по­лу, чтобы ходить по линии времени. Подходит все, что сделает эту процедуру более реальной.

Отметьте на временной линии то место, которое будет обозначать настоящее (1).

Перейдите вдоль по вашей временной линии в про­шлое на такое же расстояние, какое отделяет вас от вашей будущей цели. Если вы строите побуждающее будущее, которое состоится через пять лет, то и в прошлое необходимо отойти на пять лет (2).

Посмотрите вперед в то место, которое вы обозна­чили как «настоящее». Вы построили это «настоящее» теми действиями, которые совершили в своем про­шлом.

Пойдите вперед к «настоящему» и почувствуйте, как много вы изменили за это время. Вам могут прий­ти в голову определенные ключевые события (3).

Сойдите с временной линии (4), представьте себе диссоциированную картинку самого себя, двигающегося к своей цели в будущем. Увидьте себя таким, каким вы

хотели бы стать Добавьте принадлежащие картинке звуки и голоса. Теперь ассоциируйтесь с картинкой.

Какие ощущения у вас возникают при этом? На­стройте су б модальности этой картинки, увеличивая ее и делая более яркой и цветной до тех пор, пока ваши приятные ощущения не достигнут пика интенсивно­сти. Сделайте то же самое с аудиалъными субмодаль­ностями.

Когда вы будете полностью удовлетворены, выйди­те из картинки и диссоциируйтесъ.

Поместите эту картинку в то место в будущем, где вы хотите достичь своей цели. Пусть она встанет прямо на вашу линию времени (5).

Теперь посмотрите из этой будущей позиции на на­стоящее.

Какие шаги вам предстоит предпринять, чтобы превратить это будущее в реальность?

Какие препятствия могут возникнуть у вас на пути и как вы можете обойти их?

Что должно произойти в этот промежуток време­ни между настоящим и будущим?

Отметьте шаги и этапы этого процесса.

Вернитесь в настоящее (6).

Вы поймете, что существует ряд конкретных ре­зультатов, через которые придется пройти, чтобы достичь желаемой цели.

Пусть всегда цель находится впереди. Когда вы пройдете ее, создайте новую. Если цель потеряла в ва­ших глазах всякую привлекательность, создайте дру­гую. Пусть всегда у вас будет мечта, выходящая за рамки той фантазии, в которой вы живете».

Есть, однако, и еще один — в чем-то более простой, а в чем-то гораздо более сложный способ программирова­ния себя на достижение результата: символический. Не хочу и не буду излагать здесь его теорию — дело в том, что она относится к так называемой «второй половине» нейролингвистического программирования, которая в

отличии от описанной в «Основных положениях и по-гылках» «первой половины» НЛП исходит из использо-1ШИИЯ в целях психокоррекции укрупнения процесса или состояния до представления его в символе (а не из, наоборот, разукрупнения до элементарных качеств). Бу- дет достаточно, если вы вспомните (я об этом уже гово­рил) и просто примите как аксиому то, что правое полу­шарие нашего мозга просто обожает выражать себя через метафоры и символы. Но по известному всем закону об­ратной связи совершенно аналогично изменение этой самой метафоры или символа (их содержания) оказыва­ется вполне способным перепрограммировать связанное с ним психическую реальность сначала правого, а потом и нового полушарий человеческого мозга.

В данном разделе я предлагаю вам поработать с той самой, ранее упоминавшейся техникой коллапс обобще­ний, основанной на переводе настоящего и желаемого состояний (тех самых НС и ЖС) в соответствующие сим-иолы — и с последующим как бы смешением этих сим-иолов.

Описание этой техники я делаю по статье Н. Зинка и Д. Маншоу «Коллапс обобщений и другая половина ПЛП», напечатанной в сборнике «Мастерство, новый код и системное НЛП» — и опять-таки в форме прямой ин­струкции.

1. Подумайте о несоответствии между вашим ны­нешним состоянием и вашим желаемым состоянием. Отметьте все несовпадения между тем состоянием, в котором вы сейчас, и тем, в котором вы хотите бытьили между вашими настоящими возможностями и желаемыми возможностями.

2. В то время, когда вы думаете о своем нынешнем состоянии (состоянии проблемы, состоянии тупика), какой зрительный образ или представление возникает в вас? Какую картинку вы видите своим мысленным взором? Отметьте, в частности, где и на каком рас­стоянии от вас расположена эти картинка.

3. Когда вы думаете о желаемом для вас состоянии

(результат, возможности), какое зрительное пред­ставление у вас возникает? Отметьте расположение и расстояние, на котором находится картинка.

4. Теперь позвольте вашему разуму обратить пер­вую картинку в некоторый абстрактный символ или зрительное иконическое представление, которое под­держивайте в месте расположения первой картинки. Здесь вам нужно следовать вашему словарю и опыту. «Приклейте чертеж», рисунок, карикатурувот сло­ва, которые могут для вас работать лучше, чем «иконическое визуальное представление». Некоторые люди создают основательно разработанные икониче-ские изображения; другие разворачивают свои картин­ки в зрительные представления, представляющие собой просто цвет. Ключевой момент состоит в том, чтобы направить вас от маломасштабной картинки к круп­номасштабному зрительному представлению.

5. Повторите процесс со второй картинкойраз­верните ее в абстрактный символ или иконический об­раз.

6. Когда у вас будут два иконических образа или символа на своих местах, медленно начните давать им возможность меняться местами, затем верните их на место затем поменяйте местами снова и т.д., созда­вая вращательное движение. Теперь начните двигать их быстрее. По кругу и по кругу. Еще и еще быстрее. Теперь очень быстро! Делайте это в течение десяти-двадцати секунд.

7. Освоив передвижение символьных или икониче­ских изображений очень быстро, дайте им смешаться теперь в единый образ и позвольте этому новому обра­зу переместиться в положение прямо перед вами, так, чтобы он был ясно виден.

8. Как только единый образ окажется на месте, начните немедленно рассказывать историю или слу­чай, какие только придут в голову. Это может быть случай из вашей жизни, волшебная сказка, рассказ, ко­торый вы слышали, или сочиненная история, постро-

I тшая так, как будто она случилась с вами... что угод-и» — просто начинайте рассказ сейчас.

В конце рассказа исследуйте, как сюжеты, образы и характеристики из рассказа касаются получения же­лаемого выхода или состояния, к которому вы стре­митесь. И как следует обдумайте то, какое отношение имеет рассказ к вашей трудности и выходу из нее?

Ну а завершите работу в шаге 2 тем, что якобы и павши в задумчивость и опять-таки «вдумчивость» со­общите своему подопечному, что все, что вы сегодня имеете делали, напоминает вам историю о ручье. И рас-с.кажите эту историю вашему «клиенту» (по: М. Кинг, Ч. Цитренбаум. «Экзистенциальная гипнотерапия).

«Жил-был однажды ручей, который стекал с горы и аытекаЛ на равнину. Миля за милей, день за днем лпот ручей тек в одном направлении. Иногда на его пути вставала преграда, но ручью удавалось преодо­леть любое препятствие, которое лежало пред ним. Но как только он попал в пустыню, очень быстро иссяк, впитавшись в песок. Этот ручей проделал длинный путь в течение долгого времени, так как просто следо­вал в одном направлении, но песок очень быстро впи­тал его. Затем раздался тревожный шепот песка: «Ветер путешествует через пустыню, почему бы так не сделать и ручью?» Ручей отвечал: «Да, но ведь ветер может летать, а ручьи не летают». «Ты можешь по­зволить ветру освободить себя»,прошептал песок, — и он подхватит тебя и перенесет на ту сторону пус­тыни». Тогда ручью стало страшно, он никогда не ис­пытывал ничего подобного и боялся освободиться. Ему было страшно потерять свою индивидуальность и, возможно, никогда не вернуть ее. «Послушай,про­шептал песок,ты все равно изменишься тем или иным способом. Отправишься ли с ветром или же ос­танешься здесь и будешь пытаться течь через пусты­ню, ты все равно изменишься. Если унесешься с вет­ром, это будет твоя удача, очень большая удача, по­тому что ветер нежно возьмет тебя в свои руки и

перенесет на другую сторону, и там ты будешь опять самим собой, хоть и измененным. Если же продолжишь течь сквозь песок, он легко впитает тебя, и, скорее все­го, ты просто станешь болотцем. Но в любом случае ты изменишься,говорил песок,выбор за тобой». Ручью все еще было страшно, но каким-то образом он смог набраться достаточно смелости, чтобы унестись с ветром. Ветер нежно подхватил его и перенес на мно­гие мили и многие дни вперед, через огромную пусты­ню... И когда, наконец, ветер коснулся вершин гор на той стороне пустыни, пролился ласковый дождь, и ру­чей снова заструился, такой же как и был, но в то же время изменившийся, научившийся верить в свою ис­тинную индивидуальность еще сильнее. Ручей устре­мился вниз, пока не достиг равнины, а затем продол­жил свой путь. Может, поэтому иногда говорят, что течение реки жизни нашептывается песком пустыни».

Шаг 2. Уничтожение наркозависимости и переключение неэкологичного поведения

Теперь, после всей этой весьма утомительной, но крайне продуктивной возни с результатом, пришла пора дви­гаться дальше в борьбе за свободу близкого и дорогого нам наркозависимого субъекта. Да-да, я не оговорился — именно за его свободу. Ибо сейчас ваш подопечный пол­ностью подчинен своей патологической страсти. И абсо­лютно несвободен в выборе вариантов своего поведения. Так сказать, раб привычки — весьма неэкологичного толка. Но в том-то и дело, что для обретения свободы от пагубного пристрастия мало только лишь решиться «сое­диниться», сформулировать результат и создать готов­ность к нему (хотя без всего этого лучше просто ничего не начинать). Надо еще и перепрограммировать те эле­менты программного обеспечения психики вашего подо­печного, которые как бы отвечают за две ипостаси его проблемы. Саму наркозависимость. И сопутствующее ей неэкологичное поведение (через некоторое время вы поймете, почему я разделил два эти ШаШвтя) Цлл чвго па данном — втором — шаге мы:

• уничтожим наркозависимость,

• установим автоматическую связь «триггер I ведения —необходимый ресурс»,

• как бы «отменим» и заменим образ и сценарий неэкологичного поведения вашего подопечг- го и

• отделим НЗ-поведение от привычного контекста. Здесь, однако, я хотел бы ненадолго отвлечься и еще

раз обратить ваше внимание на выделенный выше клю­чевой момент. Ваш «клиент» действительно несвободен. И он не просто даже раб своего пристрастия, но вообще — робот, патологически запрограммированный на периоди­ческое воспроизводство наркозависимого поведения.

Своеобразный зомби, которых нынче мы вдосталь на­смотрелись на кино- и телеэкранах. И никакими созна­тельными усилиями ни он сам, ни вы, не сможете осво­бодить его от этого пристрастия, ибо нельзя сознательно воздействовать на бессознательное. Вирус, забредший в ваш компьютер, никак не покинет его только лишь вследствие вашего увещевания и даже самого горячего желания. Необходимы и обязательны здесь еще и соот­ветствующие перепрограммирующие воздействия.

Начнем мы данные воздействия с уничтожения этой самой зависимости по психотехнологии взрыва навязчи­вости. Не удивляйтесь и не пугайтесь: ничего вокруг вашего «клиента» вам взрывать не придется — все про­изойдет в его голове. Просто представьте на секунду, что вы надуваете воздушный шарик: надуваете, надуваете и надуваете. Что произойдет в конце концов? Правильно — он лопнет, сиречь взорвется. И при том навсегда прекра­тит свое существование. Именно этот принцип и поло­жен в основу вышеназванной психотехнологии. Ту ха­рактеристику или элемент кода, с помощью которой мозг человека закодировал навязчивость (в нашем слу­чае — зависимость) увеличивают до критического уров­ня, после чего она, как бы взорвавшись, навсегда исче­зает. Техника эта, в общем-то, очень проста и в профес­сиональном исполнении занимает считанные минуты. Но буде вы не профессионал, перед тем, как начать работать с НЗ-субъектом, потренируйтесь на самом(й) себе, заодно убрав некую небольшую, но собственную навязчивость.

Скажите, есть ли что-то, что вы как бы вынуждены делать, хотя и понимаете, что делать этого не стоило бы? Для примера представим, что вы обожаете шоколадные конфеты и лопаете их в количествах, явно превышаю­щих разумные пределы. Если это так, то у вас точно на­вязчивость/зависимость — пусть и почти безвредная (если вас, конечно, от них не разносит). Хорошо, тогда давайте найдем то, к чему вы относитесь нейтрально. То есть (в данном случае) можете как есть его, так и спо­койно не есть. Опять-таки предположим, что в качестве

дни кого нейтрального объекта выступило печенье. Что ж, псе прекрасно — у нас уже есть некая второстепенная нпиязчивость, и нечто сходное, на что вы реагируете нейтрально.

Теперь подумайте о шоколадных конфетах и заметь-Ти, как они выглядят, когда вы думаете о них. Предста­вили? Теперь подумайте о печенье — как оно выглядит в им iнем воображении. Вообразили? Тогда приступаем к гппвному. Скажите, чем отличается то, как вы в вооб­ражении видите (представляете) шоколадные конфеты, от того, как вы воображаете (или опять-таки видите и 111 поставляете) печенье?

Предположим, вы обнаружили, что шоколадные кон-фиты оказываются намного больше и ярче, нежели пече­нье (каковые, соответственно, выглядят меньше и туск­лое). Что ж, похоже, вы обнаружили главное: те два от-мичия, с помощью которых ваш мозг (весьма экономный по своему естеству и сути) закодировал различие между навязчивым и нейтральным. Однако давайте все это на колкий случай проверим. Скажите, а что вы чувствуете, глядя на шоколадные конфеты? Некое влечение-притя­жение? Хорошо, тогда, определив его (влечения-притяжения) «размер», попробуйте мысленно увеличить «болыпесть» конфет, т. е. их размеры. Что, влечение усилилось? Тогда сделайте их немного меньше, чем в изначальном изображении. А, «притяжение» уменьши­лось? Отлично, значит, именно величина шоколадных конфет точно является кодом влечения. Однако у нас осталась еще и яркость. Что произойдет, если вы мыс­ленно увеличите эту самую яркость шоколадных кон­фет? А, влечение возросло, но куда меньше, чем тогда, когда вы увеличивали их размер? Что ж, уменьшите эту яркость. Ясно, влечение упало, но тоже не намного. Вы все равно хотите «лопать» эти конфеты. Хорошо, значит, теперь мы точно знаем, что размер шоколадных конфет является главным (ключевым) кодом или характеристи­кой, с помощью которой ваш мозг закодировал вашу же зависимость от шоколадных конфет. Так, может, мы ее

сейчас просто уничтожим? Нет, не пугайтесь, это вовсе не значит, что вы никогда больше не будете есть эти са­мые конфеты. Просто вы станете свободными от навяз­чивого влечения: жевать без конца и края, т. е. сможете их как есть, так и не есть. Это и значит для вас действи­тельную свободу, и здесь настало время объяснить, по­чему в качестве своеобразного контрпримера мы выбра­ли нечто нейтральное, а не то, что обращает и отталки­вает. Дело в том, что и притяжение, и отталкивание есть разные, но формы навязчивости, которые отличаются только направление или, если можно так сказать, зна­ком: «-» вместо «+».

Ну а теперь давайте в учебных целях уберем вашу зависимость от шоколадных конфет. Сначала, однако, на всякий случай проверьте экологичность этого измене­ния, задав себе вопрос: «Будет ли без этой зависимости еще чего-нибудь не хватать в моей жизни?» Если воз­никло очень уверенное «да», не торопитесь: похоже, что вы являетесь своеобразным шоколадным наркоманом и избавление от зависимости настолько обеднит вашу жизнь, что, как и для вашего подопечного, после устра­нения зависимости и связанного с ней неэкологичного поведения вам придется заняться поисками того, что дают вам шоколадные конфеты (успокоение, удовольст­вие, вкус жизни и т. п.). А после поставить программы, которые будут давать вам все это безо всяких конфет. Если же ваш ответ заключается в весьма неуверенном «да» или не очень или даже совершенно уверенном «нет», приступайте к процедуре взрыва навязчивости (т. е. уничтожения зависимости). Как вы, наверное, по­няли, для этого мы должны довести ключевую характе­ристику до абсурда, чтобы, так сказать, шарик лопнул. Что ж, тогда прямо сейчас представьте шоколадные конфеты и сделайте их размером с кирпич каждую. А теперь увеличьте их до размера бетонных блоков. Теперь сделайте их размером с частный дом. А теперь величи­ной с пятиэтажку. Теперь пусть каждая из них станет размером с Московский университет... Что, хватит? Еще

тогда, когда конфеты стали размером с частный дом, что-то произошло и картинка стала казаться глупой и неестественной? Что ж, все нормально. Вы как бы пере­шли некий порог, после которого ваш мозг перестал опо­знавать шоколадные конфеты как нечто, что обязатель­но нужно иметь, а как бы перенес их в другую, ней­тральную категорию. И этот перенос, или сдвиг, становится необратимым — однако, в том случае, если вы делаете это достаточно быстро и ваш мозг не успевает приспособляться к изменениям.

Существуют два основных способа осуществить взрыв навязчивости. Одноразовое резкое усиление выбранной нами характеристики. И так называемый метод рычага или храповика. В первом случае вам необходимо очень быстро увеличить эту самую характеристику до такой крайней степени, чтобы навязчивость, с которой вы ра­ботаете, пересекла порог и лопнула, как пресловутый ноздушный шарик. Во втором же вы также весьма быст­ро усиливаете «кодовую» характеристику, но делаете это неоднократно, всякий раз возвращаясь к исходному ее уровню. В данном варианте ваша работа похожа на под­нимание машины домкратом, когда с каждым нажатием его (домкрата) рычага она поднимается все выше и выше.. Полное описание техники взрыва навязчивости вы­глядит следующим образом (по: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результа­тами»).

1. Подумайте о своей навязчивости или зависимости.

2. Подумайте о чем-то сходном, на что вы реаги­руете нейтрально.

3. Определите различия.

4. Проведите проверку и найдите наиболее мощную «различающую» характеристику.

5. Убедитесь, что эта характеристика действи­тельно ключевая.

6. Используя однократное усиление либо метод ры­чага, работайте с этой характеристикой до тех пор, пока она не перейдет порог.

Поскольку вы будете работать с вещью, которая куда как серьезней, чем шоколадные конфеты, дам вам ма­ленькую подсказку. У алкоголиков зависимость обычно кодируется видом или картинкой стакана или бутылки; у «поклонников» героина — шприца; а у кокаинистов — «линейки» заветного порошка. Нейтральным примером здесь обычно выступает «Боржоми» (к которому почему-то практически все относятся равнодушно); шприц же, но с какой-нибудь витаминной смесью; и, например, по­рошок для чистки зубов. Самыми «любимыми» характе­ристиками нашего мозга привычно бывают размер и яр­кость, отчего доведение все той же пресловутой бутылки или шприца до величины Эмпайр Стейт Билдинга или Эйфелевой башни обычно оказывается достаточно для то­го, чтобы «лопнуть» пагубное пристрастие. Однако учтите, что до тех пор, пока этого не произойдет, вам не следует никуда отпускать вашего НЗ-клиента. Иначе не взорван­ная, но вызванная вами зависимость прямиком приведет его к алкогольному или наркотическому срыву...

К сожалению (или однако), одного только уничтоже­ния наркозависимости оказывается недостаточно для того, чтобы заодно и устранить неэкологичное (и опять-таки наркозависимое) поведение НЗ-субъекта. Дело в том, что в человеческой психологии существует и дейст­вует так называемый принцип функциональной автоно­мии, согласно которому, например, поведение может сохраняться и воспроизводиться еще долго после того, как причина или мотив этого поведения исчезли или были уничтожены. Если не верите, то вспомните, что, раз поругавшись по какому-либо пустяку с некой сосед­кой, вы оказываетесь способны сохранять враждебность к ней еще очень долго после того, как этот пустяк бла­гополучно почиет в бозе! Более подробно об этом, так сказать, многогранном принципе мы поговорим далее, а пока займемся переключением неэкологичного поведе­ния вашего подопечного.

Действо сие мы начнем с поиска триггера этих са­мых программ, а это, как вы уже знаете, своеобразная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.065 с.)