ТОП 10:

Формулировка ограничивающего убеждения/фиксированной идеи



 

Что случится, если эта идея верна? Что не случится, если эта идея верна?
Что случится, если эта идея не верна? Что не случится, если эта идея не верна?

 

Например, предположим, что в ходе анализа «пра­вил», по которым ваш «клиент» живет относительно жиз­ни, у него обнаружилось весьма (паталогически) распро­страненное в нашей стране убеждение «Жизнь нелегка» (из-за чего, дескать, он и пьет). Даже не пытаясь оспорить это верование, мы просто начинаем «расписывать» ее по логическому квадрату, отвечая на указанные в нем вопро­сы. И очень скоро обнаруживаем, что имеем дело с чем-то негативно-убийственным. Ведь если эта идея верна,у вашего подопечного явно случится очень нелегкая жизнь, в которой он постоянно будет искать эту нелегкость («но мы выбираем трудный путь») как приключения на некую часть своего тела — и соответственно убегать от всего это­го в наркотики или алкоголь. А это значит, что если онавсе-таки верна,у вашего «клиента» не случитсяжизнь — в восхитительной легкости и блеске нормального и трез­вого бытия и существования (а как же иначе — ведь в соответствии с убеждением «жизнь не легка» он будет уг­рюмо отворачиваться от всего легкого и приятного и, на­оборот, искать трудность даже там, где их и в помине не было, а после, как страус в песок, засовывать голову в наркозависимость...).

Еслиже эта идея не верна, случиться... жизнь как таковая, как она на самом деле дарована незашоренным людям: ослепительно-прекрасное поле самой увлека­тельной игры, в которую мы когда-либо играли...

Ну а если эта идея не верна, не случиться...его собственная идиотски-тягостная жизнедеятельность, в коей он не живет, а борется, превращая каждый пустяк в проблему, и не получая удовольствия даже там, где оно даровано всем и каждому, за исключением только лишь весьма сомнительных радостей, связанных с упот­реблением наркотиков и алкоголя. Так неужели он не хочет отказаться от этого убеждения, дабы действитель­но начать жить? А ведь все, что для этого требуется — так это просто заменить фиксированную идею «жизнь нелегка» на куда более экологичную «жизнь вполне мо­жет быть легкой и приятной».

Как именно заменить? Ну, вообще-то, существует мно­жество способов преобразования и трансформации убеж­дений. Однако здесь мы с вами разберем только три из них. Первый — классический способ работы с убежде­ниями, применяемый в НЛП (этакая базовая техника ра­боты с убеждениями). Второй — весьма своеобразная тех­ника внедрения новых убеждений посредством движения глаз, основанная на работах Ф. Шапиро. А третий — так сказать, старая и добрая психотехнология аффирмаций, которая нынче применяется во всех без исключения шко­лах современной прикладной психологии, вследствии чего я представлю несколько вариантов ее использования.

Основная или, иначе базовая, техника работы с убе­ждениями, разработанная Р. Бэндлером весьма эффек­тивна и, в общем-то, не сложна — для любого, кто осво­ил принципы и приемы субмодальностного редактирова­ния (а вы их уже освоили). Единственное затруднение в ее использовании обычно бывает связано с поиском ре­презентации убеждения — т. е. того, как оно представ­лено в VAKD (в каких субмодальностях). Посему дам вам подсказку: по моему опыту у очень многих людей убеждения кодируются из мозгом в основном субмодаль­ностями пространственного расположения и размера (но не только и не всегда). Так, например, убеждение обыч­но оказывается близким, высоко расположенным, круп­ным и плотным, а сомнение — далеким, низко располо­женным, небольшим и/или «разряженным».

Привожу полное описание техники изменения убе­ждений (по: Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для из­менений»).

А. Сбор информации и подготовка

1. Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих. Убеждение, которое вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляе­те это убеждение в своем внутреннем опыте (т. е. как узнаете о том, что «проявилось» это убеждение — как вы его видите, слышите или ощущаете)?

2. Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь о чем-то, что может быть верно, а может, и нет: вы. не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте?

Однако когда вы ищите то, в чем вы сомневаетесь, убедитесь, что вы в этом «сомнительном» действи­тельно не уверены. Если вы говорите что-то вроде: «Я сомневаюсь, что это хорошая идея», то на самом деле можете иметь в виду, что уверены, что это идея пло­хая. Сомнение — это когда вы колеблетесь от мысли, что нечто может быть верно, к мысли, что это мо­жет быть неверно; вы просто не знаете.

3. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различие между Верой и Сомнением точно так, как вы это делали в прошлой главе, например, с замешательством и пониманием.

4. Проверьте по очереди каждую су б модальность из вашего списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны при превращении веры в сомне­ние. Проверив одну субмодальность, верните ее в ис­ходное состояние, прежде чем проверять следующую.

5. Теперь решите, какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится? Позаботьтесь о том, чтобы это убежде­ние было предъявлено в позитивных терминах, без от­рицаний. Например, «Я могу успешно выздороветь» вместо «Я перестану болеть».

Убедитесь также в том, что вы думаете о новом убеждении в терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемой цели. «Я верю, что мо­гу научиться улучшать и поддерживать свое здоровье» — это весьма экологичное убеждение. А вот «Я совершенно здоров» это не очень экологичное убеждение, особенно если на самом деле список ваших болезней включает де­сяток заболеваний. Вы. должны мобилизовывать новые способности, а не строить новые же, но заблуждения.

Обязательно осуществите экологическую проверку. Спросите себя, не причинит ли вам неприятности это

новое убеждение? Как изменится поведение вашей же­ны или других членов вашей семьи, если у вас будет это новое убеждение? Как это новое убеждение повлия­ет на вашу работу? И т.д. и т.п. При необходимости, видоизменяйте и модифицируйте свое новое убеждение, дабы принять в расчет любые вероятные проблемы. Б. Процесс изменения убеждения.

6. От веры, к сомнению. Оставляя содержание неиз­менным, превратите нежелательное убеждение в со­мнение путем использования одной или нескольких наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были фильм-слайд и близкая панорама удаленная картина в рамке, то пусть панорамный фильм замед­ляется до неподвижного слайда, отодвигаясь и превра­щаясь в обрамленную картинку.

7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую су б модальность, смените содержание старого нежелательного убеждения на содержание нового, же­лательного. Например, если в сомнении картинки у вас прыгают туда-обратно, они могут прыгнуть из старо­го содержания в новое. Или вы можете заставить кар­тину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать, что там, а потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения. Нако­нец, вы можете сделать картинку столь яркой или столь темной, что старое содержание исчезнет, а по­том вернуть ее в прежнее состояние с новым содержа­нием и т. д.

7. От сомнения к вере. Сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, ко­торые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому со­противлению изменению, возникающему у вас внутри.

Ибо если новое убеждение плохо сформулировано или в нем есть какие-либо отрицания, то какая-нибудь часть вашей личности вполне может ему воспротивиться и мешать изменению. Если вы столкнулись с подобными возражениями, отнеситесь к ним с почтением, собери­те информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопре­делить новое убеждение.

8. Проверка.

9. Существует несколько способов проверки. Но са­мый простой это спросить себя: «И как я теперь думаю об этом новом убеждении?»

10. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит свои субмодальности на таковые неверия. Если вы выясните, как теперь представлено старое убежде­ние, то сможете сравнить это с су б модальностями со­мнения, которые вы уже знаете, или с субмодальнос­тями неверия, которые можете определить, попросив себя подумать о чем-то еще, во что вы твердо не верите.

Не пугайтесь — все вышеописанное не столь уж и сложно, и после небольшого количество повторений по­лучается у всех без исключения. Однако если вы считае­те, что по тем или иным причинам работа с субмодаль­ностями убеждений «неподъемной», ничто (и никто) не препятствует вам воспользоваться второй из заявленных мною психотехнологий — внедрения убеждений с помо­щью движений глаз.

Основана она на методе, имеющем весьма жуткое на­звание — десенсибилизация посредством движения глаз (ДПДГ), каковой был разработан американкой Ф. Ша­пиро («Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»). Теория этого метода весьма сложна и вряд ли нуждается в изложении на страницах данной книги. Будет вполне достаточно, если пока вы поймете или просто примите, что посредством особым образом организованных движений гла, мы как бы расширяем коридор восприятия (обычно он весьма и весьма узок), в результате чего любой материал в данном случае созданное после переработки новое экологичное убежде-

ние легко и быстро перерабатывается и усваивается человеческим мозгом.

Для того, чтобы воспользоваться техникой внедре­ния новых убеждений посредством движений глаз вам необходимо сделать следующее.

1. Определить и точно сформулировать убеждение, которое вы собираетесь внедрить в вашего подопечного.

2. Меняя темп и амплитуду движений подвигать перед его лицом двумя сомкнутыми пальцами: вначале по-горизонтали (т.е. справа налево и слева напра­во), плавно и ритмично (как метроном). Пусть все это время ваш «клиент» не меняя положения головы, сле­дит за перемещением ваших пальцев, только лишь дви­гая глазами, дабы определить оптимальный для него темп и амплитуду движений.

3. Оценить по десятибалльной шкале то, насколь­ко изначально данный НЗ-субъект верит в свое новое экологичное убеждение исходя и того, что 10 баллов соответствует абсолютной вере в него, а 0 полному неверию.

4. Предложить ему думать о своем новом убежде­нии: мысленно проговаривая его про себя, представляя это убеждение как написанный лозунг, и т.д. и т.п. (здесь все отдается на откуп фантазии), однвоременно следя за движениями ваших пальцев (начните двигать их «по-горизонтали»).

5. Закончив цикл из 24 движений руки, определить насколько теперь ваш подопечный верит в новое убеж­дение (пусть оценит эту веру в баллах).

6. Продолжать серии из 24 движений с одновре­менным «думанием» клиентом нового убеждения, вся­кий раз проверяя результат достигнутый балл веры. Разнообразить «двигание» пальцами, используя:

Здесь надо сделать столько серий, сколько необхо­димо для того, чтобы достигнуть веры в, минимум, 7— 8 баллов из 10 возможных.

7. Если в процессе внедрения убеждения у вашего подопечного возникнут неприятные эмоции, ощущения или воспоминания (как правило, связанные с формиро­ванием того, исходного, убеждения, которое вы сейчас перерабатываете), не пугайтесь, а на время отвлеките его, переключите на этот, как говорят психологи, всплывший из бессознательного «материал» и делайте серии из 24 движений глаз, пока эти самые эмоции и ощущения не исчезнут, а неприятное воспоминание станет безразличным.

Теперь о третьем способе работы с убеждениями — их аффирмировании. Не стоит бояться мудреного названия, ибо по самому простому определению аффирмация есть любая положительная мысль, которую вы можете созна­тельно выбрать для того, чтобы как бы ввести ее в свою психику (бессознательное) с тем, чтобы достичь желаемого результата (так что аффирмировать можно не только убе­ждения, но и вообще все что угодно в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере). Я предлагаю вам познакомится с наиболее простым методом использования аффирмаций — техникой аффир жирования с ответами. Здесь для того, чтобы ввести в своего подопечного новые убеждения вам достаточно сделать следующее (по В. Коз­лову и его предшественникам — «Искусство осознания»).

Напишите или напечатайте новые убеждения аффирмаций (строго по одному) на листке бумаги 10— 20 раз (т.е. один лист на каждое убеждение), оставив справа поле для эмоционального «ответа». Вдумчиво читайте «клиенту» аффирмацию и тут же записы­вайте автоматически пришедший ему на ум ответ те соображения, ощущения, страхи и умозаключения, которые могут возникать. Продолжайте повторять аффирмацию и следите, как изменяются его ответы «справа». Мощное аффирмирование выявит все нега­тивные мысли, собранные в бессознательном. А повторение аффирмаций в достаточном количестве (до тех пор, пока не иссякнут возражения, а после этого еще 5-7 раз) сотрет старые убеждения, проведя желаемые изменения в жизни вашего подопечного.

В вышеупомянутой книге В. Козлова «Искусство осоз­нания» приводятся несколько советов по поводу работы с аффирмациями, которые можно назвать техникой усиле­ния аффирмирования. Дабы вы могли ими воспользвоать-ся, привожу эти советы в несколько отредактированном варианте и в форме прямой инструкции клиенту.

1. Работайте с одной или несколькими (но не со все­ми сразу) аффирмациями ежедневно. Наилучшее время перед сном, перед началом дня (сразу после пробуж­дения) или когда вы тревожитесь. Продолжайте рабо­тать с аффирмациями до тех пор, пока они не будут устойчиво интегрированы. О том, что это произошло, вы поймете по уверенно-положительным ответам ва­шего бессознательного на вводимую аффирмацию.

2. Выключите ваше имя в аффирмацию. Пишите и/или проговаривайте аффирмацию по отношению к себе в первом, втором, третьем лице, например:

«Я............верю, что жизнь вполне может быть лег­кой и приятной».

«Ты .........., веришь, что жизнь вполне может быть

легкой и приятной».

«Он ..........., верит, что жизнь вполне может быть

легкой и приятной».

3. В дополнение к «листу аффирмаций» запишите аффирмирующие утверждения на кассету и слушайте ее всегда, когда можете (например, за рулем).

4. Сделайте своей постоянной практикой проговари-вание аффирмаций вслух перед зеркалом. Продолжайте говорить до тех пор, пока не почувствуете себя рас­слабленно или пока не увидите соответствующие аф­фирмаций выражения своего лица.

5. Наконец, везде, где только можно, просто прогова­ривайте аффирмаций самому себе особенно, если вам не хочется писать. Это «сработает», хотя именно на писание аффирмаций наиболее эффективно, ибо при этом задействуется очень большой спектр чувств, мыслей и эмоций.

Помимо этого опять-таки уже упомянутые (и снова — выше) Д. Леонард и Ф. Лаут («Ребефинг») предлагают и другие варианты эффективного и приятного использо­вания аффирмаций.

Доказать аффирмаций логическим образом. Использовать письменные или отпечатанные ее повторения без ответов.

Применять письменные или отпечатанные по­вторения аффирмаций с ответами.

Занести ее на карточку и носить эту карточку в своем бумажнике.

Сделать татуировку аффирмаций на обратной стороне руки.

Создать знак аффирмаций и поставить его на видное место.

Записать аффирмацию на магнитную ленту. Представить себе аффирмацию наглядно. Отрабатывать аффирмацию в разговоре. Скажите ее тому, кто согласен с ней. Скажите аффирмацию тому, кто не согласен с ней.

Скажите ее самому себе в зеркале. Скажите аффирмацию Богу или изображению Христа, Будды, Вашего гуру и т. д.

Говорить ее во время любых других упражнений. Читать аффирмацию про себя или вслух. Говорить ее мысленно.

Сообщать аффирмацию партнеру до тех пор, пока он не уверится, что она для Вас правильна. Выкрикивайте аффирмацию с чувством. Распевайте ее монотонно.

Просто петь аффирмацию на мотив любой песни. Нарисовать подходящую картину и вписать аффирмацию в мысленный или разговорный пузырь (как в комиксах).

И последнее в работе с убеждениями. Буде любой НЗ-субъект является, так сказать, «ломатым-перелома-тым», несмотря на декларируемые гордыню и «особливость», все они «одним миром мазаны» в неприятии са­мого себя. То бишь система их убеждений по поводу соб­ственной персоны представляет собой тщательно скры­ваемое от других скопище представлений о никчемности собственной личности. Так вот, дабы не ворошить здесь «осиное гнездо» негативных самоидентификаций», попро­буйте ввести в вашего подопечного дабы усилить его «Я» то, что я называю общими экологичными убеждениями.

Для этого я ниже дословно приведу вам упражнение известного специалиста по символодраме В. Стюарта {технику внедрения убеждения совершенства), в кото­ром главным, однако, является не способ работы с «убе­ждениями совершенства» (его вы можете выбрать из трех вышеописанных), а именно их список (по: В. Стю­арт. «Работа с символами и образами в психологическом консультировании »).

«Прочтите перечисленные здесь утверждения и отметьте любое, в которое, во вашему мнению, было бы трудно поверить применительно к себе самому. Перечитайте утверждения, которые вы не можете отстаивать от всего сердца.

Когда вы сделаете это для всех утверждений, ко­торые подвергнете сомнению, выберите одно и спроси­те себя: почему? Запишите свои доводы. Используйте воображение, чтобы вернуться назад во времени, и по­пытайтесь узнать, почему вы не можете утвердить самого себя. Чей голос вы слышите? Какие слова вам говорят? Какие фигуры вы видите? Какие жесты ис­пользуете? Способность утверждать себя неизбежно имеет свои корни в том, как другие люди одобряют нас, и наоборот:

Замены негативного утверждения позитивным бу­дет нелегко добиться. Однако если вы верите, что это можно изменить, вы в конце концов придете к вере в самого себя.

Я это я, и во всем мире нет никого точно та­кого же, как я.

• Я уникален.

• Я владею всем, касающимся меня - моим телом и всем, касающимся его.

• Я владею своим разумом, включая все мои мысли и представления.

• Я владею своими глазами, включая образы всех наблюдаемых объектов.

• Я владею своими чувствами, какими бы они ни были — позитивными и негативными. Мне могут нра­виться одни, а другие не нравиться, но они все равно мои.

Я владею своим ртом и всеми словами, которые произношу, приятными или грубыми, правильными или неправильными.

• Я владею своим голосом, громким или тихим.

Я владею всеми своими действиями по отноше­нию к другим или к себе самому.

• Я владею своими фантазиями, своими мечтами, своими надеждами, своими страхами.

• Я владею всеми своими триумфами и успехами, всеми своими провалами и ошибками.

• Поскольку я полностью владею собой, то могу в конченом счете узнать и использовать себя, чтобы действовать в своих интересах.

• Существуют вещи, которые меня озадачивают, и другие, которых я пока не знаю. Но пока я дружелю­бен по отношению к самому себе, я могу с мужеством и надеждой искать решения головоломок и способы больше узнать о самом себе.

• Как бы я ни выглядел и ни звучал в любой дан­ный момент, это уникально и аутентично мне.

• Когда я думаю о том, как выглядел и звучал, что сказал и сделал, как думал и чувствовал я могу отбросить все, что захочу. Я могу сохранить то, что оказалось уместным. Я могу изобрести нечто новое вместо того, что отбросил.

• Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и делать. У меня есть инструменты, чтобы выжить, быть близким другим, быть продуктивным и извлекать смысл и порядок из мира людей и вещей вне меня.

• Я владею собой, следовательно, я могу изменить себя.

• Я это я, и я хорош.

• Я прощаю себе любую ошибку и проступок по отношению к самому себе.

• Я прощаю все обиды, которые причинили мне другие люди.

Я принимаю на себя ответственность за свою собственную жизнь и утверждаю, что никто не имеет власти над моими рушениями без моего полного согла­сия».

И уж поверьте мне, что хотя эти убеждения вроде бы совсем не затрагивают тему трезвости, принятие их ва­шим подопечным способно изменить его жизнь ко мно-. гому лучшему.

Ну а в завершении, расскажите вашему «клиенту» следующую историю (по: С. Найт. «Руководство по НЛП»).

«Много лет назад в холмах Патагонии была кро­хотная деревушка. Ее обитатели голодали: они жили в страхе перед драконом, поселившимся на их поле, и по­этому не могли убрать свой урожай.

Однажды в эту деревушку зашел странник, и когда он попросил жителей накормить его, они объяснили, что вся их еда осталась на поле, которое сторожит дракон. Смелый странник сказал, что убьет дракона. Дойдя до поля, он не нашел никакого дракона, а увидел только большой арбуз. Поэтому он вернулся в деревню и сказал: «Вам нечего бояться. На вашем поле нет ни­какого дракона, там только большой арбуз». Рассерди­лись жители деревни и разорвали странника на куски.

Спустя несколько недель другой странник забрел в эту деревушку. И вновь, когда он попросил накормить его, жители сообщили ему о драконе. Странник тоже

был смелым человеком и тоже сказал, что убьет дра­кона. Жители очень обрадовались. Придя на поле, он увидел там только огромный арбуз, поэтому он вер­нулся в деревню и сказал жителям, что они ошиблись насчет дракона. Разве может кого-то напугать огром­ный арбуз? В итоге его постигла участь первого странника.

Время шло, и жители постепенно впали в отчаяние. Наконец пришел третий странник. Он заметил их от­чаянное положение и спросил, что их довело до такой жизни. Они поведали ему о своем горе, и он пообещал, что сразит дракона и они смогут пойти в поле и со­брать свой урожай. Придя на поле и увидев гигантский арбуз, он вытащил свой меч и разрубил арбуз на куски. Вернувшись к жителям, он сообщил им, что убил их дракона, они были счастливы. Странник много ме­сяцев прожил в этой деревушки, этого времени как раз хватило на то, чтобы объяснить жителям разницу между драконами и арбузами».







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.38.214 (0.016 с.)