Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 6. Создание договоренностей с частями
Вы обратили внимание на то, как много мы уже сделали? И как буквально на глазах меняется вас подопечный — теперь почти уже бывший НЗ-субъект? Однако успокаиваться рано, ибо он так и останется «почти завязавшим» (а это так же глупо, как быть чуть-чуть беременной), если вы не сделаете еще одного, очень важного шага, описанного в данном разделе. А именно не поработаете с частями, которые отвечают за наркотическое поведение вашего «клиента» или просто задействованы в нем,буквально: • переубедив часть, «включающую» наркозависимость, делать вместо этого что-то другое • создав часть, которая будет следить за реализацией трезвого образа жизни и • устранив конфликт между частями, одна из которых стремится к трезвости, в то время как вторая хотела бы сохранить наркотики или алкоголь. Вообще-то и вышесказанное, и само по себе понятие «часть», и представление о том, что в нас живут и совершенно автономно действуют некоторые Самостоятельные Единицы Сознания может оказаться для вас настолько необычным, что я — на всякий случай — разъясню ее вам с помощью простой метафоры. ...Представьте себе большой (очень большой!) завод по производству не важно чего. Директор его — как это и положено в рыночной экономике — занимается внешними проблемами: маркетинга, сбыта, финансов и взаимоотношений — с многочисленными партнерами и контрагентами. Это отнимает у него все без исключения рабочее время, и потому собственно управление производством, а также решение всех прочих внутренних проблем он отдал на откуп соответствующим службам и подразделениям, каковые действуют независимо и самостоятельно от этого самого директора. До поры до времени все на этом предприятии идет хорошо — директор успешно «пашет» вне завода, а службы и подразделения самостоятельно справляются с внутренними неурядицами, имя коим — легион. Но в один прекрасный (точнее, печальный) день директор замечает, что его родной завод явно «недомогает». Снизилась ритмичность выпуска продукции, возросли простои оборудования, пошел брак — и т. д. и т. п. Естественно, что ему приходится отвлекаться от «внешней политики» и обращать свой начальственный взор на «политику внутреннюю». Для начала он ищет службу или подразделение, «виновные» в «заболевании» предприятия — сам или с помощью привлеченных консультантов. После вызывает к себе «на ковер» руководителя или представителей этой самой службы/подразделения и методично (в нашем примере это современный директор, знающий о том, что такое психология менеджмента не понаслышке) начинает выяснять причины сбоя. И с изумлением узнает, что сбой этот — как бы даже запланированный, так как в отсутствие директорского указующего перста или хозяйского ока она (оно) — служба или подразделение — решила (решило), что надо действовать именно таким — гарантирующим сбои — образом. По недомыслию либо в силу дефицита информации. Или даже по злому-доброму умыслу — дабы обратить внимание высокого начальства на свои проблемы или выразить несогласие с его внешней политикой. Естественно, что волевым решением такую вот проблему не решишь: нажмешь как следует, а они в ответ забастовку или голодовку — как говорится, себе дороже обойдется. Приходится идти на переговоры — объяснять, увещевать или уговаривать людей из службы или подразделения, дабы добиться «продукта при непротивлении двух сторон» (если вы помните, именно так определял согласие монтер Мечников из бессмертного произведения Ильфа и Петрова). Решать внутренние проблемы этой, как выяснилось, очень важной части своего предприятия. Или даже в угоду ей менять внешнюю политику. А что поделать: не решишь этой, казалось бы, частной проблемы — и всему заводу не то чтобы кранты, крышка (хотя иногда и так), но уж, во всяком случае, не до жиру, а быть бы живу...
А теперь представьте ну совсем-совсем простую вещь. Что директор — это вы сами (точнее, ваше сознательное «Я»). Завод — ваша психика в единстве сознательного и бессознательного. А службы и подразделения завода — отдельные подразделы этой самой психики, которые в нейролингвистическом программировании и называются частями. Суть здесь в том, что все без исключения школы современной психотерапии и психологии признают факт существования в нашем бессознательном некоторых самостоятельных и вполне сознательных образований, которые независимо от сознания контролируют различные аспекты нашей жизнедеятельности. Делают они это как бы автоматически — но только для нашего собственного сознания и только тогда, когда часть достигает «зрелости». Вспомните-ка, как когда-то, давным-давно, вы учились писать или (более позднее воспоминание) водить машину. Это требовало от вас колоссального сознательного внимания. До сих пор не забуду, как же трудно было одновременно выжимать сцепление, отпускать газ, синхронно с этим переключать скорость — и обнаруживать, что за то время, пока я отвлекся на все эти действия, машина вполне самостоятельно уехала совсем не туда, куда должна была ехать по изначальному замыслу. Но потом вы («я, ты, он, она — вместе целая страна») научились письму или вождению и теперь делаете либо то, либо другое (либо и то и другое) автоматически. Потому что в вашем бессознательном сформировалась часть, которая взяла на себя бразды правления этим действием. Умная, упрямая и с характером — который, кстати, может вовсе не соответствовать вашему (я, например, знаю немало тишайших, почтенных и степенных отцов семейств, которые за рулем бессознательно превращаются в отчаянных лихачей и автохулиганов).
Итак, если кратко подытожить вышесказанное, наше сознательное «Я» представляет собой нечто подобное генеральному директору огромного предприятия, каковым в неразрывном единстве и целостности выступает наши же сознание и тело («управляющие» и «производящие» службы). Естественно, что на любом предприятии существуют относительно автономные «бригады» и «подразделения», выполняющие вполне самостоятельные функции и действующие как бы вне компетенции генерального директора — сознательного «Я». По тем или иным причинам в деятельности этих «бригад» и «подразделений» могут возникнуть «сбои», которые можно свести к следующим трем видам нарушений (вообще-то их пять, но для наших целей трех окажется вполне достаточно): • выполнение функций, объективно вредящих всему «предприятию» • отсутствие на «предприятии» необходимых ему для нормальной деятельности «служб» и «бригад» и • возникновения «конфликта» между двумя или более «подразделениями». Соответственно, и психотерапевтическая работа с этими самыми бригадами — частями может быть сведена к опять-таки трем (хотя их все-таки пять) направлениям: • переопределение или трансформация частей, осуществляющих (или ответственных за) неэкологичное поведение или реакции • создание новых необходимых частей • интеграция или объединение конфликтующих между собой частей. В традициях современной психотерапии работа с частями обычно рекомендуется в случае, если у человека существует некая область поведения, сфера мыслей или чувств, которые несмотря на все его сознательные усилия раз за разом проявляются в его же жизнедеятельности и не дают осуществлять ее экологичным образом (а это именно то, что вы и наблюдаете у своего подопечного). Значит без данной работы вы вряд ли добьетесь успеха в избавлении от наркозависимого поведения. Здесь, однако, важен некий нюанс, знание которого позволяет трансформировать любую сущность или часть. Дело в том, что то неприятное, с чем мы имеем дело — это выбранный конкретной частью внешний способ реализации какого-либо внутреннего намерения. Как правило, намерения наших частей весьма благородны, чего, к сожалению, никак не скажешь о поведении, в коем оно реализуется. Возьмем для примера алкоголизм. У всех без исключения алкоголиков существует пьющая часть, которая реализует соответствующее поведение. Но при этом данная часть почти всегда использует это поведение как бы «из самых лучших побуждений»: успокоиться, расслабиться, отключиться от забот — и т. д. и т. п. То есть причиной появления части является именно намерение, которое она желает реализовать — между прочим, по собственной, пусть и не высказанной, просьбе человека. Для реализации этого намерения часть ищет соответствующее поведение — и, например, внезапно обнаруживает, что данный субъект успешно успокаивается (расслабляется, отключается от забот...) после двухсот (трехсот, четырехсот, пятисот...) грамм чего-то сорокаградусного. Все, дело сделано. Теперь чем дальше, тем больше, уже часть, а не он сам, будет определять, когда и как ему принимать это самое «лекарство против страха» — со всеми вытекающими из этого последствиями. Но буде главное здесь не поведение или эмоция, а именно намерение, каковое можно удовлетворить и другими способами, мы всегда можем договориться с частью о том, чтобы эти самые другие — экологичные! — способы, она отыскала и/или приняла как руководство к действию. На этом, уже отчасти известном вам, принципе функциональной автономии — различии между намерением и поведением — явно и не явно базируются все техники работы с частями.
Однако какую бы систему «переговоров» с частью или частями вы не будете использовать (а их довольно много), любая из них должна начинаться с их нахождения или обнаружения. Для того, чтобы оно осуществилось, просто предложите вашему «клиенту» расслабиться и допустить, что существует некая внутренняя часть, ответственная за его наркозависимое поведение или связанная с ним (расскажите ему метафору «Завод»). А после попросите своего подопечного ни в коем случае не напрягаясь и ни под каким видом не рационализируя (т. е. расслабленно и интуитивно) ответить самому себе на следующие вопросы техники обнаружения части: где находится (где он чувствует) эту часть? какого она размера, формы, плотности и цвета? на что похожа эта его часть? каким голосом она разговаривает?
что бы эта его часть могла (и хотела) сказать по поводу его наркозависимого поведения? как он ощущает эту часть самого себя? Главное здесь — это, конечно же, ощущения части и как бы «опредмечивание» ее в вашем подопечном. Обычно часть обнаруживается внутри человека. Однако бывает, что она ощущается как находящаяся вне, и в этом случае можно рекомендовать своему «клиенту» «пригласить часть внутрь себя», предложив ей занять удобное для нее и для него место в теле. Если ваш подопечный — пусть и не точно — обнаружил, где видится, слышится и ощущается часть, ответственная за наркозависимое поведение, можно уже приступать к делу. Для психокоррекции части в нейролингви-стическом программировании применяется процедура, которая ныне может уже вполне считаться классической — так называемый шестишаговый рефрейминг. Полная схема этой, кстати, применимой для чего угодно нежелательного и не поддающегося сознательному управлению человеком психотехнологии — техники шестишагового рефрейминга — выглядит следующим образом (по: Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. «Рефрейминг». С изменениями). 1.Определить цель своей работы. Спросите вашего подопечного, чего он все-таки хочет, и добейтесь ответа в форме «Я хочу прекратить принимать наркотики, но не могу» или «Я хочу вести трезвый образ жизни, но меня что-то останавливает». 2. Установите общение с частью, ответственной за выделенную вами область поведения (назовем ее стереотип X). а) Попросите своего «клиента» задать вопрос: «Будет ли та часть моей личности, которая отвечает за стереотип X, общаться со мной в сознании?» Пусть обратит внимание на любые чувства или звуки, которые возникают внутри него после того, как он задаст себе этот вопрос внутри себя (и пусть «привяжется» к «опредмеченному» ощущению части, каковое он обнаружил ранее). б)Предложите ему установить значение сигнала: «да» и «нет». Например, пусть яркость, громкость или интенсивность сигнала (ощущения) возрастает, если имеет место ответ «да», и уменьшается, если он получаете ответ «нет».. 3. Отделите поведение стереотипа X от позитивного намерения той части, которая отвечает за X — ведь это ее поведение является всего лишь способом достижения какой-либо позитивной цели. а) Предложите своему подопечному спросить часть, которая отвечает за стереотип X: «Не хочешь ли ты дать мне возможность осознать, что ты стараешься делать для меня с помощью стереотипа X?». б) Если он получит ответ «да», пусть попросит эту часть пойти дальше и сказать открыто об этом своем намерении. Если же будет ответ «нет», оставьте намерение бессознательным, предполагая, однако, что оно существует. в)Теперь (если ответ был «да») попросите своего «клиента» определить, приемлемо ли это намерение для его сознания. То есть хочет ли он иметь часть, которая бы выполняла эту функцию? г) Пусть далее ваш подопечный спросит часть, которая отвечает за стереотип X: «Если бы, тебе были известны, способы достижения той же самой цели, которые были бы. настолько же хороши как X или даже более хороши, чем X, была бы ты заинтересована в том, чтобы реализовать их?». Обязательно добейтесь ее согласия, при необходимости переосмысливая возражения.
4. Получите доступ к творческой части, и попросите ее о том, чтобы она генерировала новые поведенческие реакции для достижения данной позитивной функции. а)Предложите своему «клиенту» вспомнить любые переживания креативности («творческости») и закрепите их с помощью якоря. Или же спросите его, осознает ли он, что у него есть творческая часть (пусть найдет ее так, как описано ранее). б) Теперь пусть ваш подопечный попросит часть, ответственную за стереотип X, сообщить свою позитивную функцию творческой части, и разрешит творческой части генерировать и создать новые способы для достижения той самой позитивной цели, предложив части, ответственной за X, принять, по крайней мере, три варианта, которые являются настолько же хорошими или лучшими, чем X. Пусть оговорит, что часть X будет давать сигнал «да» каждый раз, когда она примет какой-либо вариант как альтернативный X. 5. Пусть теперь он спросит часть X: «Не хочешь ли ты взять на себя ответственность за то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующих ситуациях?». Это обеспечит, присоединение к будущему. Кроме того, вы можете через своего «клиента» просить часть X на бессознательном уровне определить сигналы, которые будут «включать» новые варианты поведения и дать ему полностью пережить то состояние, в котором он будет находиться, когда эти сигналы будут автоматически запускать новые реакции. 6. Осуществите экологическую проверку. Предложите вашему подопечному спросить себя: «Есть ли внутри меня какая-либо часть, которая бы возражала против хотя бы одного из этих трех вариантов поведения?» Если получен ответ «да», возвратитесь на шаг 2. Только не надо прямо здесь и сейчас впадать в панику — дескать уж это-то я никогда не сделаю! Сделаете, и еще как. Дело в том, что несмотря на некоторую экзотичность процедуры шестишагового рефрейминга, обычно ее выполнение особых сложностей не вызывает. Существует, однако, два связанных с этой психотехнологией момента, на которые я рекомендую вам обратить особое внимание. Первый из них касается сигналинга (ответов части), который я, например, давно уже использую не в вышеописанном, а только в, так сказать, «пальцевом» варианте (т. е. применяя пальцы клиента в качестве источника сигналов «да» и «нет»). Установление подобного сигналинга, во-первых, позволяет быть уверенным, что вы работаете именно с бессознательной частью, а не с ловушкой сознания вашего подопечного. Во-вторых, работа с подобным сигналингом просто очень эффектна и обычно производит на человека весьма сильное впечатление, обладающее заметным терапевтическим действием. Чтобы воспользоваться этой техникой пальцевого сигналинга вам необходимо попросить вашего «клиента» с удобствами для него положить руки, например, на колени, и полностью расслабить их, сознательно не двигая пальцами во время всей процедуры. После этого, внимательно наблюдая за пальцами клиента, вы начинаете в «гипнотическом режиме» повторять следующую фразу: «И сейчас я обращаюсь к твоему бессознательному с вопросом, на который только и может ответить твое бессознательное, и этот вопрос следующий: «Какой палец выберет твое бессознательное для того, чтобы он стал пальцем «да» в нашем диалоге с бессознательным?». И ты. думаешь о «да» и просто ждешь, когда твое бессознательное выберет палец «да» и покажет нам его. И, может быть, это будет покалывание, а может пульсация. Может быть, твое бессознательно пошевелит пальцем «да» или просто его поднимет. Может быть даже, что он просто задрожит. Все это неважно, а важно то, что сейчас бессознательное определит палец «да» в нашем диалоге с ним». После того, как палец «да» будет вами с «клиентом» определен, по точно такой же инструкции вам надлежит определить палец «нет». Последующая работа ведется по стандартной схеме шестишагового рефрейминга. Существует, правда, еще один способ установления пальцевого сигналинга — так сказать, принудительный. В нем вы предлагаете своему подопечному самостоятельно выбрать палец «да», после чего как бы потренировать его (пальца) движения в ответ на вопросы, предполагающие утвердительные ответ (любые), постепенно уменьшая осознанность этих движений. Аналогичную процедуру следует, разумеется, сделать и для пальца «нет». Второй из отмеченных нами моментов связан с контактом с частью и здесь, несмотря на то, что вышеописанный вариант процедуры шестишагового рефрейминга предполагает как бы мгновенное установление диалога с частью, я предлагаю вам в обязательном порядке проделать ранее представленную технику обнаружения части, буквально «привязавшись», если надо, к последней или любой ситуации связанного с ней неэкологичного поведения. В этом случае, вспомнив данную ситуацию, ваш «клиент» должен войти в нее (ассоциироваться с нею), и уже после этого отвечать на вопросы по поводу места и формы существования в нем конкретной части. Однако если вы все еще боитесь осуществить процедуру шестишагового рефрейминга, никто не мешает вам воспользоваться в чем-то более подробно разработанной, хотя и очень похожей на него психотехнологией — техникой процессинга части. Описание этой процедуры я привожу в режиме прямой инструкции вашему «клиенту» и по книге Ф. Фанча «Пути преобразования. Общие модули процессинга» (с изменениями). 1. Заметьте, что есть нечто, что вы считаете как бы отдельным от себя. Не идея, а некоторая самостоятельная часть, которую можно распознать по ее отличительным признаками, предпочтительно включающим кинестетику (ощущения) — часть, которая как бы подталкивает вас к наркозависимому поведению... 2.Завладейте вниманием этого нечто, сказав ему «Здравствуй» или что-то вроде этого. 3.Заметьте, каков будет ответ (причем не обязательно в словесной форме). 4. Если это неразговорчивая часть, установите какую-то кинестетическую систему ответов Да/Нет. Например, какое-то конкретное изменение в ощущении или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли часть общаться с вами в сознании. Если нет, вам нужно придерживаться вопросов с ответами «да» или «нет» и, возможно, придется работать, не зная содержания намерений. 5.Если часть разговаривает, уже более подробно выясните, что она здесь делает, задав вопросы: «Чем ты занимаешься?», «В чем твоя цель?», «В чем твое предназначение?» 6.Поскольку часть скорее всего старается делать что-то полезное, но весьма неприемлемым способом (а алкоголь и наркотики — это неприемлемо, потому что ведет к самоуничтожению), попробуйте проследить происхождение этой цели до исходного намерения. Спросите часть: «В чем твое исходное намерение?» Ищите именно хорошее по своей сути намерение — «кочерыжку» под листами «капусты», последовательно задавая вопросы типа: «В чем намерение этого намерения?» и «Чего ты хочешь когда этого хочешь?». Затем попросите часть найти другие, новые способы достижения этого намерения (она должна приобрести, по крайней мере, три новых способа). Ей нужно либо придумать их самой, либо связаться с каким-то доступным творческим источником, внутри или снаружи вас. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить ее с другими полезными ресурсами, 7. Теперь внимание: если часть нашла новые способы достижения своего намерения, ее можно оставить в вашей психике. Если же она не смогла или не захотела этого сделать, ей следует уйти или прекратить свое существование. 8.Если часть остается, чтобы помогать вам, вы можете договориться о любых необходимых условиях: нуждается ли она в инструкциях, будет ли она регулярно отчитываться и т.д. и т.п. 9.Если часть должна уйти или прекратить свое существование, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что ее удерживает. Спросите, что ей мешает: может быть, она что-то не доделала или не сказала; может, ее нужно поблагодарить, похвалить или оценить по достоинству за то, что она сделала (или просто за то, что она такая); может, ей нужно дать инструкции, ориентировку или совет, что ей еще делать; может, кто-то другой ее здесь держит. Обязательно уважительно обращайтесь с частью, признавая, что она имеет право существовать и принимать самостоятельный решения. 10. Когда вы завершили работу с данной частью, проверьте, гармонирует ли результат с другими частями личности или есть какие-то конфликты, которые нужно решить. После того, как вы осуществили трансформацию ответственной за (или завязанной на) наркозависимое поведение части, опять-таки не останавливайтесь: вам надлежит еще и создать новую часть, которая будет осуществлять трезвое поведение вашего подопечного. Логика здесь проста: то, что вы только что сделали, позволило увести его От проблемы К решению, но не более того. Так что для того, чтобы решение это воплотилось в жизни, вам нужна новая часть, которая и будет контролировать осуществление этого решения: трезвости как нормы жизни. Для того, чтобы это произошло, рекомендую вам воспользоваться техникой построения новой части. Инструкция, которую вы при этом даете своему подопечному, следующая (по: Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. «Рефрейминг». С изменениями). 1. Определите желаемый результат или функцию новой части. «Я хочу иметь часть, которая осуществляла бы трезвый образ жизни» (опять-таки обозначим это как стереотип X). 2. Воссоздайте несколько прошлых переживаний того, как вы делали или имели X или что-то похожее на X (т.е. когда вели трезвый образ жизни и наслаждались им). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия — видя, слыша и чувствуя все, что тогда было. 3. Создайте детализированный набор образов того, как вы вели бы себя, если бы действительно демонстрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам осуществлять стереотип X: а)сначала создайте сконструированный диссоциированный визуальный и аудиалъный фильм; б) когда увидите всю последовательность ваших действий и состояний в нем и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния; в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг «За» и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри. 4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли какая-либо часть моей личности, которая бы возражала против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию превратить в реальность?» Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках всех возражающих частей. Для каждой возражающей части: а) попросите каждую часть интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить его интенсивность, если она отвечает «нет»; б) спросите: «Какова твоя функция?», «Что ты для меня делаешь?»; в)если, зная функцию, вы по-прежнему не понимаете, в чем состоит возражение данной части, то спросите: «В чем именно состоит твое возражение, или о чем ты тревожишься?»; г)составьте полный список всех возражающих частей и их функции. 5. Удовлетворите все возражающие части: а)переопределите часть, которую вы будете строить, таким образом, чтобы взять во внимание все функции и возражения возражающих частей; бвернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто измененную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части; в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и новый вариант поведения новой части, которую вы строите, не будет мешать каждой из возражающих частей осуществлять свою функцию. 6. Попросите свое бессознательное проанализировать фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть и придать ей реальное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это необходимо». 7.А теперь проверьте, действительно пи новая часть уже создана: а) обратитесь внутрь себя и спросите; б)присоединитесь к будущему (повторно); в)проверьте наличие этой части на уровне поведения и убедитесь в том, что она реагирует адекватно. Обычно я немного видоизменяю процедуру построения новой части, делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной. Например, прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера, встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и, пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно «снять» (т. е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет «вон тот человек» (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знакомлю» кинорежиссера с его будущим актером — им самим, но в другой позиции). Содержание клипов — процесс исцеления, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от ситуации легкого улучшения в первом клипе до кульминационного полного излечения в клипе седьмом (его я разрешаю «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т. е. клиент видит в них как бы себя). Когда клипы готовы, я проверяю их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом я активно использую субмодальности, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и объясняю новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из своих глаз (ассоциированно) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это — конечно, в сокращенной или урезанной форме (так я подключаю кинестетику). А еще — услышать или при необходимости даже воспроизвести «звуковое сопровождение» этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» клипов, я благодарю его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что уже установил его в ходе шестишагового рефрейминга). И, заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов — т.е. оно должно их принять), прошу его выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового качества душевного и/или физического здоровья, обретение которого и составляет суть видеоклипов — то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения «подтверждения о выделении» просто прошу бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое поведение (в нашем случае трезвость) стало реальностью... Теперь нам придется обратится к психотехнологиям, которые позволяют человеку осуществить объединение частей, по каким-либо причинам разделивших его на полярности — как бы на две противоречащие друг другу половинки, одна из которых упорно толкает человека к чему-то хорошему, в то время как вторая ну никак не хочет отпускать его от чего-то плохого. Здесь вам следует отчетливо понять, что сам факт возникновения какого-то намерения неизбежно может породить не только часть, которая его поддерживает, но и ту часть, которая просто никак не хочет «выходить из минуса» и «покидать свое болото». Так что без объединения этих двух главных противоположностей вашего подопечного — части, стремящейся к трезвости и части, желающей сохранить наркозависимость — вам ну никак не обойтись. Сделать это я предлагаю вам с помощью техники объединения частей, которая делается так. (По: Р. Дилтц. «Стратегии гениев» т. 3. С изменениями). 1. Определите и физически обозначьте противоречащие друг другу части. 1.1. Войдите в контакт со стремящейся к трезвости частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувст- вуя, что что-то мне мешает делать это?». Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются со стремящейся к трезвости частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.) 1.2.Усильте ощущение стремящейся к трезвости части самого себя еще больше, а затем: а)Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо: б) Встаньте в то место, которое обозначает вашу стремящуюся к трезвости часть. 1.3. Установите контакт с желающей сохранить наркозависимостъ частью и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы, делать, что я хочу?». Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с этой желающей сохранить наркозависимостъ частью? 1.4.Усильте ощущение желающей сохранить наркозависимость части и: а)Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь другой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Или: б) Встаньте в то место, которое обозначает желающую сохранить наркозависимостъ часть. 2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете место в пространстве, найдите позицию равноудаленную от этих двух частей. 3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом. 3.1. Попросите стремящуюся к трезвости часть повернуться и посмотреть на часть, желающую сохранить наркозависимость (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей часть, желающая сохранить наркозависимостъ? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает? 3.2. Теперь попросите часть, желающую сохранить наркозависимостъ повернуться и посмотреть на часть, стремящуюся к трезвости (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она стремящуюся к трезвости часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает? 4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей. 4.1. Обратитесь к стремящейся к трезвости части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) часть, желающую сохранить наркозависимостъ часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Обязательно обнаружьте это позитивное намерение. 4.2. Теперь обратитесь к желающей сохранить наркозависимостъ части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.)стремящуюся к трезвости часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Опять-таки обязательно обнаружьте позитивные намерения. 5. Убедитесь, что каждая из частей признает и принимает позитивное намерение другой части. Спросите каждую из них, может ли она понять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, намерения совпадают. 6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объясните необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом». 7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части, чтобы осуществить ее позитивное намерение и общую цель. 7.1.Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления своих собственных целей и общей цели. Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю. 7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, которые могут появиться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть). 8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела. 8.1. Если вы использовали руки: а)Сконцентрировавшись на общей цели и дополнительных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться. Когда вы будете это делать, почувствуйте, как ваши две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую на 100% из обеих частей. б)Когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез. в) Поместите новое интегрированное «Я» внутрь вашего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть. 8.2. Если вы использовали пространственную локализацию: а)Встаньте на место, представляющее желающую сохранить наркозависимость часть». Заякорите ресурсы, ассоциированные с этой частью. б)Удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за стремящейся к трезвости частью, и действуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы. в) Затем встаньте в позицию стремящейся к трезвости части и ощутите присутствие ее ресурсов, а также наличие ресурсов противоположной части.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.07 с.) |