Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
День 7: выразить одобрение дальнейшей жизни↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Любая мировая религия и любое духовное движение предполагает наличие времени, отведенного на отдых. Это время может быть посвящено молитве, обращенной к Творцу, поддержанию мыслей и духа верующих или просто отдыху тела. Чему бы оно ни было посвящено, оно содержит в себе благодарность за предоставленную возможность жить, за дар жизни. В последние годы из-за постоянно растущих требований современной жизни многие из нас отказываются от отдыха, чтобы уладить вопросы, на которые не нашлось времени в течение недели. Быть может, некоторые из нас думают, что тем самым мы отказываемся от архаической традиции и становимся более современными людьми. Если это так, то сможем ли мы когда-нибудь уделить немного времени себе? Найдем ли мы когда-нибудь время, чтобы по достоинству оценить дарованную нам жизнь? Будет ли у нас когда-нибудь время, чтобы другими глазами взглянуть на окружающий мир и по-своему или же согласно традиции прославлять Творца? Сегодняшнее упражнение не менее важно, чем и все остальные в данной программе. Оно представляет основу для позитивных действий и выражения признания. Вернитесь мысленно в День 1 и обратитесь к списку «Хочу и имею». В нем описаны вещи, которых вы хотите и которые вы имеете. В погоне за неустанным приобретением, получением, достижением легко не заметить, как далеко вы зашли. Сегодня вы должны детально просмотреть данный список. Остановитесь на тех пунктах, которые действительно захватывают вас. Наслаждайтесь ими. Обратите внимание на то, что вам нравится в вашей жизни. Быть может, вы захотите кому-нибудь позвонить, выслать открытку с благодарностью, посвятить несколько часов медитации или молитве либо сделать еще что-либо для того, чтобы эти вещи как можно чаще появлялись в вашей жизни — пусть ваше сердце станет вашим проводником. В любую минуту вы можете что-нибудь добавить к вашему списку. После того, как вы просмотрите список «Хочу и имею», оглянитесь назад, посмотрите на прошедшую неделю или месяц и подумайте, что было сделано вами с помощью этой книги и программы для улучшения своей жизни и для самосовершенствования. Обратите внимание на выполненные вами упражнения и полученные результаты. Может быть, вы пришли к выводу, что могли бы их выполнить лучше, или же что кто-то другой справился бы с ними лучше? В этом нет ничего страшного. Можете допустить присутствие подобных мыслей, чтобы затем сконцентрировать внимание на том, чего вы достигли. По достоинству оцените себя. Подумайте, как бы вы могли отблагодарить себя за этот поступок. Множество жизненных удовольствий ждет нас. Прогулка по парку,..., встреча с другом, хорошая книга, пикник, развлечение. Начните действовать прямо сейчас». Теперь осталось последнее — запрограммировать вашего подопечного на эту самую внезапно открывшуюся ему новую жизнь. А для того, чтобы программы эти стали были буквально неотразимыми для его бессознательного, давайте воспользуемся удивительным открытием нейролингвистического программирования: так называемыми логическими уровнями. 8 Семь шагов от пропасти Еще в 1973 году Г. Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются (или мы все соблюдаем) некие вполне определенные и естественные уровни классификации. Функции каждого из этих уровней заключается в том, чтобы организовать информацию на предшествующем, более низком уровне, причем правила, действующие на одном уровне, весьма существенно отличаются от правил, действующих на других уровнях. Но что действительно интересно, так это то, что изменения на более низком уровне могут (хотя и не всегда) как-то повлиять на состояние более высокого уровня. Но изменения, происходящие на более высоком уровне, в обязательном порядке вызывают соответствующие изменения на более низком уровне, что в свою очередь подкрепляет изменения на этом самом исходном более высоком уровне. Изначально в НЛП использовались пять логических уровней (привожу их «снизу-вверх»). Окружение (то, что окружает человека и вызывает его реакции). Поведение (то, что он делает в этом окружении — т. е. специфические виды поведения и действий). Способности (состояния человека и его стратегии, с помощью которых он осуществляет управление собой и другими). Верования (система ценностей и убеждений, осуществляющих мотивацию поведения) и Идентичность (то, в качестве кого или кем человек себя осознает и воспринимает, что задает наше общее видение, цели и задачи). Было обнаружено, что на каждом уровне мы используем только часть механизмов и возможности нашего сознания и тела (чем ниже уровень, тем меньше). Например, на уровне окружения обычно просто «спим» — в режиме «автоматического реагирования» и задействуя очень-очень маленькую толику программ нашего мозга-компьютера. Тогда как на уровне идентичности, наоборот, напрягаем всю мощь собственного серого вещества, дабы найти ответ на извечные вопросы «Кто я?» и «Зачем я?». Однако «включение» этих уровней и соответствующим им режимов работы мозга должно происходить постепенно и последовательно — сначала снизу-вверх, а уж потом — сверху-вниз. То бишь, в любой области вы должны сначала разобраться со своим окружением; далее определиться со своим же, но поведением; после чего выявить (и использовать) необходимые способности; вслед за этим уяснить свои верования (ценности и убеждения), после чего, наконец, выяснить и выявить собственную идентичность, определив кто вы и какой вы. В результате вы достигните совершенно другого —- голографического режима работы мозга, когда обеспечивающие работу каждого из уровней нейронные ансамбли (части и системы мозга) — отдельные ноты нашего сознания — как бы сливаются в единый могучий аккорд... Ну а достигнув этого самого голографического образа — области жизнедеятельности или жизни в целом — можете плавно опуститься на каждый из нижележащих логических уровней, как бы пересматривая его с помощью своего нового «голографического» видения... Понимаю, что вышеописанное показалось вам сложным и не совсем понятным. Что ж, ничего страшного в этом нет — нижеописанные мною варианты техник сработают и без этого самого понимания (на бессознательном уровне). Но дабы ваше скептичное сознание не заблокировало работу бессознательного, отмечу два момента, связанные с учетом тематики этой книги с темой «трезвость». Во-первых, по мере «подъема» по логическим уровням образ этой самой трезвости становится все более «объемным» и мощным, что можно наглядно проследить по нижеприведенному примеру. Окружение Есть условия, в которых я буду вести трезвый образ жизни. Поведение Я вполне могу действовать как трезвый человек. Способности У меня есть все необходимые способности для трезвости. Верования Я могу снова стать трезвым и сохранить трезвый образ жизни. Идентичность Я — человек, который отныне и навсегда выбирает трезвость. Во-вторых, «прохождение» и «освоение» каждого из логических уровней «включает» совершенно различные, но поступательно-мощные системы нашего сознания и тела. Какие именно системы до сих пор полностью не известно. Однако кое-какие сведения вы можете почерпнуть из нижеприведенного (по: Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»). Окружение Рефлексы Поведение Сознательные действия Способности Полубессознательное Верования Вегетативная нервная система Идентичность Иммунная и эндокринная системы Впрочем, хватит теории. Все равно всего не скажешь, ибо концепция нейрологических уровней является исключительно сложной и всеобъемлющей. Поэтому ограничусь одним —• не очень важным — замечанием, после чего перейду к изложению конкретных техник работы на логических уровнях. Как вы уже знаете, в нейролингвистическом программировании изначально выделялось (и выделяется до сих пор) пять логических уровней: окружение, поведение, способности, верования и идентичность. А вот я в процессе своей терапевтической и консультационной деятельности обнаружил, что мне как-то тесно в пределах только этих пяти уровней. И постепенно перешел к работе на девяти логических уровнях, которые, с одной стороны, дают возможность точнее и проще проработать любую проблему как бы на трех глобальных, но тоже уровнях, а во-вторых, позволяют куда сильнее активизировать бессознательное человека для достижения им желаемой цели. То, что в итоге получилось (схема девяти логических уровней, разбитых на три «тройки») приведено ниже.
Логические уровни пригодятся нам дважды. Первый раз — когда с их помощью вы (опять-таки два раза) как бы проанализируете результаты всей вашей работы со столь близким вам, и, похоже (или возможно) уже бывшим наркозависимым субъектом, одновременно как бы подправляя и доправляя (редактируя) все то, что еще всплывет. И второй — когда посредством прохождения по этим уровням вы как бы «впишите» своего подопечного в новый образ жизни, создав в его мозгу мощное голографическое отражение этого самого образа жизни: своеобразную супер-программу, в которой в целостности и неразделенности сольются окружение, поведение, способности, намерения, ценности, убеждения, идентичность, миссия и смысл. Начнем мы с первого варианта использования логических уровней — с процедуры, которую я называю техникой анализа и коррекции ситуации на логических уровнях. Первое, что здесь вам необходимо сделать — так это подготовить комплект листов (обычного 11-го формата) с их — логических уровней — обозначениями. Листы эти вы разложите на полу в следующем порядке. Теперь можно уже приступать к самой процедуре, в которой причудливым образом будут смешиваться ассоциированное с каждым уровнем и диссоциированное от него состояние вашего «клиента». 1. Предложите своему подопечному встать на лист «Окружение» и представить себе всех тех людей и все те обстоятельства, которые теперь будут окружать его в последующей жизни. А после того, как он это сделает, попросите его как бы оценить, кто и что из этого его окружения — т. е. какие субъекты и ситуации — могут ему помешать вести трезвый образ жизни, как бы сбив с праведного пути. 2.Теперь пусть он сойдет с этого листа, станет или сядет рядом с ним и честно ответит вам и себе, готов ли он к встрече с этими сбивающими людьми и обстоятельствами — т.е. чувствует ли он в себе готовность противостоять всем этим мешающим факторам. Для того, чтобы почти совсем-совсем бывший НЗ-субъект смог ощутить эту готовность, пусть опять ассоциируется со своим окружением, снова встав на соответствующий лист. 3.Если обнаружится, что готовность эта у вашего подопечного все-таки недостаточная, предложите ему (предварительно сойдя с листа) подобрать необходимый ресурс для каждого «проблемного» человека или ситуации, вспомнить любую ситуацию, в которой у него (вашего подопечного) этот ресурс был, ассоциироваться с собой в этой ситуации, в этом ассоциированно-ресурс-ном состоянии вновь встать на лист «Окружение» и посмотреть, что получится. Пусть продолжает делать это до тех пор, пока его окружение не станет беспроблемным и, при необходимости использует любые тех- ники личностного редактирования: взмах, генератор нового поведения, «чудесный магазин» и т. п. 4. Закончив с уровнем окружения, последовательно проделайте все это для уровней: Поведения (Какие действия или какое поведение могут помешать тебе вести трезвый образ жизни?) Создайте альтернативные варианты поведения и действий Способностей (Какие твои качества могут стать тебе помехой?) Трансформируйте эти качества в нечто позитивное Намерения (Какие желания и цели могут помешать тебе вести трезвый образ жизни?) Создайте альтернативные цели и желания Ценности (Какие твои ценности могут стать тебе помехой?) Измените их место в иерархии в сторону понижения Убеждения (Какие убеждения могут помешать тебе вести трезвый образ жизни?) Замените их на экологичные Идентичность (Что в тебе самом может стать тебе помехой?) Осуществите переосмысление аспектов самоидентичности Миссия (Как то, зачем ты пришел в этот мир может помешать тебе вести трезвый образ жизни?) Трансформируйте негативные аспекты выполнения или восприятия миссии Смысл (Как твое отношение (какое отношение) к миру и жизни может стать тебе помехой?) Помогите переосмыслить неэкологичные отношения В принципе, только лишь одной этой довольно-таки громоздкой, но в сути своей весьма простой и чрезвы- чайно эффективной процедуры бывает вполне достаточно, чтобы окончательно разобраться с наркотическим пристрастием как бывшей нормой жизни. Однако она, как вы наверное заметили, построена как бы в режиме «От», в связи с чем лично я в своей практике часто дополняю данную процедуру техникой дизайна совершенства (опять-таки на логических уровнях). В данном контексте делает она так. 1.Верните вашего «клиента» к первому листу («Окружение») и диссоциированно попросите его представить, кто или что из того, что могло бы его окружать, может помочь ему вести столь важный для него и вас трезвый образ жизни. И после того, как он как бы отстраненно от себя увидит этих людей и обстоятельства, попросите его встать на лист «Окружение» и представить себя окруженным этими самыми людьми и обстоятельствами — т. е. ассоциированным с ними. 2.Предложите своему подопечному встать рядом с листом «Поведение» и подумать о том, какие такие новые его действия могли бы помочь ему сохранять трезвость. То, что обнаружиться, введите в поведенческий репертуар вашего «клиента» с помощью, например, техник генератора нового поведения и «шоколад леди Годива» (последнее для мотивации). При этом данную работу ваш подопечный должен выполнять вне листа «Поведение» и только после того как новый поведенческий репертуар будет создан, ассоциироваться с ним и просмотреть все эти новые действия стоя на листе и из своих глаз. 3. Попросите «клиента» представить, какие качества человеческой личности могли бы дать ему возможность беспроблемно вести трезвый образ жизни и создайте их посредством, например, техники «чудесный магазин» (опять-таки: сначала диссоциированно, а потом, уже с этими новыми качествами, ассоцииро-ванно на листе «Способности»). 4.Предложите своему подопечному обдумать намерения (цели и желания), которые помогут ему сохранить трезвость, представить соответствующие образы и «картинки» и разместить их в будущем на линии времени. Как бы захватив с собой эти цели и желания, пусть он встанет на лист «Намерения». 5. Попросите вашего «клиента» представить, какие ценности могли бы помочь ему вести исключительно трезвый образ жизни, представить их (ценностей) репрезентации, после чего ввести все это в иерархию его ценностей. Со всем этим новым пусть он встанет на лист «Ценности». 6. Предложите своему подопечному обдумать, какие убеждения могут помочь ему сохранять трезвость, сформулировать их и «имплантировать» в систему его убеждений с помощью, например, ДПДГ — точнее, ее первой части. Захватив с собой эти «имплантанты», пусть он встанет на лист «Убеждения» 7. Попросите вашего «клиента» представить те неизвестные пока ему аспекты его сущности, которые могли бы способствовать трезвому образу жизни и создайте их с помощью, например, внеконтекстного взмаха с распространением нового образа «Я» в прошлое, настоящее и будущее. Взяв с собой все эти новые образы «Я» пусть он встанет на лист «Идентичность». 8.Предложите своему подопечному все в этом же, «трезвом» контексте, обдумать различные аспекты его Миссии (и вообще — подумать о своей миссии), после чего дать возможность бессознательному создать соответствующий образ, звук, ощущение (чувство). С этим VAKD пусть он встанет на лист «Миссия». 9. И, наконец, попросите своего «клиента» представить трезвость как новый смысл и способ бытия в мире. Далее пусть он предложит своему бессознательному создать символ, который выразил бы этот новый смысл и способ. «Захватив» с собой этот символ, пусть он встанет на лист «Смысл». 10. Теперь предложите вашему подопечному сойти с последнего логического уровня и начиная с него (листа «Смысл») собрать как бы в единый пакет остальные листы, подкладывая их один под другой и как бы собирая воедино свои новые или дополнительные смысл, миссию, идентичность, убеждения, ценности, намерения, способности, действия и окружение. Вышеописанная техника обладает совершенно фантастической созидающей силой, хотя конечно же, достаточно сложна в исполнении. Однако в том-то да заключается мощь организованного по логическим уровням человеческого бессознательного, что даже без осуществления всех выше рекомендованных терапевтических интервенций, одно только перемещение по ним человека — в режиме своеобразной мечты о лучшей жизни — буквально способно творить чудеса: как бы вписывая его в эту новую жизнь, а программу этой самой жизни — в его же мозг. Делается эта техника прохождения логических уровней так. Этап 1. (подготовительный) Подготовьте девять листов бумаги (достаточно крупных). Напишите на них названия логических уровней (тоже крупными буквами) и разложите эти листы на полу — по порядку и так, чтобы с листа на лист вы могли переходить, сделав небольшой шаг. Теперь подумайте о своей новой жизни как о ничем не ограничиваемой мечте. Вспомните, как вы умели мечтать в детстве. Договоритесь сами с собой, что вы. не будете мешать себе мечтать. И помечтайте о том, каким вы будете, когда станете совсем-совсем другим — лучшим. Этап 2. (основной) Встаньте на лист «Окружение». И начните мечтать о своем здоровье, позволив себе представлять все то и всех тех, кто будет вас окружать, когда вы станете вести эту свою новую жизнь. Перейдите на лист «Поведение» и повернитесь спиной ко всем последующим логическим уровням (снизу-вверх вы должны идти именно так — дабы обозревать все те уровни, которые уже прошли). И по- мечтайте о том, что вы будете делать, когда станете жить этой жизнью. Перешагните на лист «Способности». И начните мечтать о новых чудесных качествах здоровья — физических и психологических — которые вы скоро обретете в этой новой жизни. Перейдите на лист «Желание». Подумайте о том, чего вы хотите в связи с этой своей жизнью. И захотите этого так, как вы умели хотеть в детстве (вспомните, как это было). Перешагните на лист «Ценности». И помечтайте о том, что даст вам ваша уже почти-почти обретенная новая жизнь. О ценностях-целях, которые теперь, вы сможете обрести. И о ценностях — средствах, каковые помогут вам это сделать. Перейдите на лист «Убеждения». Обдумайте все то, во что должен верить человек, живущий такой жизнью. И поразмышляйте о том, как здорово можно жить, имея эти «экологичные» верования. Перешагните на лист «Идентичность». И помечтайте о себе как о совершенно новом человеке — целиком и полностью, физически и психически. После чего задумайтесь о том, о чем давно уже не думали: о вашей уникальности как единственного, неповторимого и ни на кого не похожего человеческого существа. Перейдите на лист «Миссия». И отстраненно и торжественно подумайте о том, зачем такой уникальный человек как вы, нужен этому миру — чтобы что именно сделать и понять. Ибо высший смысл любой жизни — это всегда Познание и Созидание... Перешагните на лист «Смысл». И попробуйте ответить себе на очень непростой вопрос: а зачем это мир нужен вам? Чем для вас он выступает и является — в этой ставшей почти реальностью мечте, без всяких ограничений обыденного сознания и с высоты приобретенного вами опыта предшествующих логических уровней? Развернитесь, стоя на листе «Смысл», на 180°. И, имея за спиной логические уровни, которые вы только что прошли, задумайтесь о чем-то большем, чем ваша собственная жизнь. О том, во что вы, возможно, когда-то верили, но забыли — о чем-то добром и могущественном. Не важно, как вы это для себя назовете: Бог, Природа, Космос или просто Высшее Я. И не важно, назовете ли вы это хоть каким-то Великцм Именем. Важно просто вспомнить о том, что это Великое есть. И ощутить, увидеть или услышать присутствие этого Великого — мурашками по спине, вспышкой света и цвета или просто странным тоном и звуком, рождающимся из вне или из глубины вашей души... А теперь, сохраняя это ощущение, образ или звук, шагните на лист «Миссии». И, начиная с него, не торопясь, опять-таки спиной, пройдите все логические уровни, как бы внося увиденное, услышанное и/или прочувствованное на уровне «Смысл» в каждый из них, одновременно заново отвечая на все те вопросы, на которые вы уже отвечали • зачем я нужен миру? • кто я такой? • во что я верю? • к чему я стремлюсь? • чего хочу? • какими способностями обладаю? • что делаю и как поступаю? • кто и что меня окружает? Не удивляйтесь тому, что все-все может измениться и вы испытаете озарения, откровения и потрясения, доселе вам не ведомые... И, наконец, сойдите с последнего (бывшего первого) листа логических уровней («Окружение»), пройдите к листу «Смысл» и последовательно соберите все листы логических уровней, как бы укладывая их в единый пакет — голограмму ваше новой жизни... Ну а теперь уже действительно последнее. Давайте сделаем вашему подопечному еще один подарок — обеспечим его счастьем, которое, как вы, наверное, уже по- няли, никогда не приходит извне, но всегда — изнутри. С помощью техники, которую я назвал «счастья в прошлом, настоящем и будущем» (по: Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»). Вообразите себя счастливым — по-настоящему счастливым. Пусть это будет диссоциированная картинка. Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точно, что это настоящее счастливое состояние. Вы, можете просто «светиться счастьем». Определите визуальные су б модальности и поэкспериментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной и изображающей вас как человека, буквально пышущего счастьем. Например, первой су б модальностью в вашем списке может явиться цвет. Тогда, если ваша картинка цветная, поменяйте ее на черно-белую, или наоборот. Что выглядит более привлекательным? Следующая субмодальность — это наличие или отсутствие рамки. Если ваша картинка в рамке, уберите ее. Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку. Как при этом изменяются ваши ощущения? Пройдите по всему списку субмодальностей и сохраните все изменения, которые усилили приятные ощущения от улучшенной картинки. Теперь прислушайтесь к любым звукам, которые звучат в этом воспоминании. Возьмите список ауди-алъных су б модальностей, чтобы по- экспериментировать с ним. Сможете ли вы усилить приятные ощущения, изменяя то, что вы слышите? Сохраните те изменения, которые вам понравятся. Ассоциируйтесь с картинкой. Вы можете сделать это либо мысленно войдя в свой образ, либо поместив этот образ внутрь себя. Проверьте свои ощущения. Является ли это состояние настоящим счастьем? Можете ли вы как-то улучшить его? Если нужно, выйдите снова из образа и продолжайте экспериментировать с субмодальностями, пока не получите вполне удовлетворительный образ. Когда вы почувствуете удовлетворение и найдете то, что для вас означают слова «быть счастливым» на уровне субъективного опыта, — вы превратите эти слова в реальность. Составьте список субмодальностей вашего представления о настоящем счастье. Вы смажете использовать его в будущем всякий раз, когда захотите визуализировать счастье. Теперь разместите эту диссоциированную картинку на своей временной линии и оставить ее там. Для этого представьте себе, что ваша временная линия растянулась перед вами. Возьмите свою картинку и связанные с ней звуки и установите их на будущей части своей временной линии. После чего сами себе ответьте на следующие вопросы: Как вы чувствуете себя? Как вы относитесь к своему счастливому будущему? Насколько реально и привлекательно оно выглядит? Как далеко в будущее вы поместили картинку? Может ли что-то помешать вам достичь этого будущего? Поэкспериментируйте, поместив картинку в будущее на своей линии времени. Удалите ее на одну неделю от настоящего. На один месяц. На один год. На три года. На пять лет. Как изменились ваши реакции? Какие отношения вы хотели бы установить с этим счастливым будущим «я»? Притягивает ли оно вас? Какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь этого будущего? Что бы вы сказали своему будущему «я»? Какие вопросы задали? Теперь пойдите и станьте своим будущим. Ассоциируйтесь со своим будущим «я». А сейчас это будущее «я» смотрит назад, на свое настоящее «я». Что вы чувствуете? Какой совет вы могли бы дать своему настоящему «я», чтобы оно смогло достичь той точки, где вы стоите? Какие ответы вы бы дали на те вопросы, которые перед вами поставило ваше настоящее «я»? Какие вопросы вы сами задали бы ему? И наконец, отойдите в сторону и встаньте так, чтобы видеть одновременно и будущее «я», и настоящее «я». Какова связь между ними? Чему вы можете научиться у них обоих? Вернитесь снова в свое настоящее и ощутите, как это очень сильное упражнение сделало для вас понятие «быть счастливым» необыкновенно реальным... Закончить же столь важные как для вас, так и для вашего клиента семь шагов уже не одной, а двумя метафорами — нижеприведенной и той, что дана в Приложении (по: П. Феруччи. «Кем мы можем быть». В кн. «Психосинтез. Теория и практика»). «Представь заброшенный сад, заросший сорной травой. В центре сада стоит старый необитаемый дом с полуразрушенными стенами и выбитыми окнами. Открой скрипучую входную дверь, войди внутрь и осмотри пустые запыленные комнаты. Вид заброшенного дома может вызвать у тебя чувство грусти и одиночества. Но подумай, чем бы мог стать этот дом, если бы ты решил его восстановить. Взгляни на открывающийся отсюда прекрасный вид: деревья, озеро, горы вдали. Время приступать к работе и начинать ремонтировать дом. Ты закладываешь кирпичом и цементом разрушенные стены. Заменяешь ржавые дверные петли на новые. Перестилаешь прогнившие доски пола. Вставляешь в окна новые стекла и заменяешь, где нужно, битую черепицу на крыше. Ты пропалываешь сад и перекапываешь землю для посадки. Подготовив почву, ты высаживаешь семена в разных местах сада исходя из того, каким ты хотел бы видеть его в полном цвету. Ты подметаешь дом, моешь и натираешь полы, красишь наружные и внутренние стены. Ты поливаешь сад и замечаешь, что некоторые растения начинают прорастать. Дом готов к тому, чтобы его обставить. Представь столы, стулья, кровати, ковры, зеркала, люстры, картины, шкафы, вазы. Это твой дом, и ты можешь обставить его так, как хочешь. Удели время обустройству каждой отдельной комнаты. Ты идешь в сад и замечаешь, что цветы уже начинают цвести. Они разного цвета и разной формы. Посмотри на них и вдохни их запах. Сделай сад таким, чтобы он тебе нравился. Не хотел бы ты, скажем, поместить в центре сада фонтан или поставить статую, увитую плющом? Делай, что хочешь. А теперь пришло время вдохнуть в дом жизнь и энергию. Ты включаешь лампы и видишь, что они работают. В камине трещат поленья; ты проверяешь краны и убеждаешься, что из них идет вода. Положи что-нибудь съестное в холодильник на кухне и поставь в вазы цветы. Ты смотришь в окно и видишь цветущий сад, озеро и горы на заднем плане».
Приложение 1 Обобщенная терапевтическая метафора (По: М. Кинг, Ч. Цитренбаум. «Экзистенциальная гипнотерапия») У нас есть подруга по имени Тони, выросшая на ферме, расположенной на краю прекрасного леса из секвойи. Однажды Тони рассказала нам, как еще совсем ребенком она обнаружила тропинку, ведущую к прекрасному лугу, с которого открывался вид на озеро. Когда ей исполнилось лет пять, она стала ходить по этой тропинке каждый день. Первый раз она отправилась по тропинке со своим воображаемым другом, а позже брала с собой настоящих друзей. Когда она стала старше, то назначала там свидания, и даже рассказала нам о своем первом сексуальном опыте на этом лугу с видом на озеро. Позже, уже взрослой. Тони ходила туда иногда с другом, чтобы поговорить, иногда для того, чтобы почитать книгу, а иногда — просто помечтать. Она рассказывала не только о луге и озере, но и о пути к ним, обо всех цветах и дружелюбных зверюшках, которых встречала на своем пути. Тони росла, и лес рос вместе с ней. Со временем тропинку завалили деревья, поваленные ураганом. Появились незнакомые животные, которые пугали Тони. Ходить по тропинке становилось все труднее и труднее, потому что теперь Тони спотыкалась о бугры и перелезала через упавшие деревья. Однажды она беззаботно бежала по своей тропинке и вдруг упала. Непонятно откуда на тропе очутился большой камень, а когда Тони поднялась, по ее ноге пробежал какой-то мелкий грызун. В страхе она отпрыгнула назад и уго- дила в колючий кустарник. В тот день, впервые за много лет. Тони выбежала из леса, даже не попытавшись дойти до своей полянки. На следующий день, когда она подошла к началу тропинки, ею овладели смешанные чувства: страх перед грызунами, щипами колючих кустарников и ямами на тропе, и вместе с тем ей хотелось дойти до заветного места. Тони стояла, замере» в нерешительности, и вдруг случилось невероятное: злобный уродливый леший выпрыгнул из кустов и произнес: «Позволь мне влезть к тебе на спину, и я прогоню всех грызунов и вырву все колючие кустарники на твоем пути». Она подумала, что не очень-то приятно будет тащить на спине лешего. Но так хотелось пойти по тропинке, а одной было страшно, поэтому Тони согласилась, и он тотчас запрыгнул ей на спину. Леший выполнил свое обещание. Прогнал всех вредных грызунов, но вместе с тем распугал и всех милых зверюшек. Он выдрал все колючие кусты, но вместе с ними уничтожил и мягкие, шелковистые растения, которые она так любила гладить. И хотя Тони достигла своего любимого места, на душе у нее остался горький осадок. Прогулка оказалась не такой приятной, как раньше. С этого дня каждый раз, как только Тони ступала на тропинку, навстречу выпрыгивал леший и просил: «Позволь мне вскарабкаться на твою спину». Она не могла найти другого решения, и всегда соглашалась. И хотя носить лешего становилось все более неприятно. Тони продолжала делать это, потому что хотела бывать на своей поляне. Однажды в отчаянии она рассказала обо всем соседу, и тот сказал: «Я не могу тебе помочь, но никто не знает о лесах больше, чем леди Ягуар, которая живет где-то на другой стороне леса за двумя горами и тремя долинами». В один из дней Тони собрала ланч и впервые, вместо того чтобы пойти по тропе, свернула и пошла вдоль края леса через две горы и три долины. Она шла до тех пор, пока не увидела старую леди, которая сгорбившись сидела, у огня и напевала странную песню. Спустя какое-то время леди Ягуар заметила Тони и спросила: «Что привело тебя сюда, дитя мое?» Тогда Тони поведала ей свою историю о тропинке в лесу, о полянке с видом на озеро и обо всем том, что она могла там делать. Она рассказывала ей о том, как заросла тропинка, как стали появляться на ней колючие кусты, бревна и грызуны, а потом — невероятную историю о лешем. Леди Ягуар терпеливо слушала, и когда Тони закончила свой рассказ, проговорила: «Садись. У меня есть что сказать тебе, дитя мое. В лесу много дорог. Некоторые из них, возможно, ведут к твоему лугу, а некоторые в другие места. Эти пути так же хороши, а может быть, даже и лучше. Я знаю, лес может напугать, и догадываюсь, что ты можешь испытывать страх и тревогу при одной только мысли, что идешь неизвестной дорогой. Но смело смотри в лицо своему страху и иди вперед, в неизвестность, туда, куда стремится твоя душа. Помни: все, что встретится тебе на этом пути — и заросшая тропинка, и поваленные деревья, и колючие кусты, и... (да-да, и даже грызуны) — все это подарки леса. Без них было бы слишком просто обрести желанную цель. Продолжая ходить безопасной дорогой, ты увидишь всего лишь одну поляну за всю свою жизнь, один и тот же давно знакомый клочок леса. А теперь отправляйся домой, и с этих пор смело иди вперед, глядя в лицо тревоге и пробуя разные пути. Некоторые из них вознаградят тебя, а некоторые — нет, но встретится много приятных неожиданностей, и ты вырастешь на этом пути как личность». Тони спросила: «А как быть с лешим?» Леди Ягуар продолжила: «Дитя мое, в твоей жизни было много случаев, когда ты хотела что-то сделать и делала, и это получалось у тебя даже лучше, чем ты могла себе представить. Тогда ты чувствовала себя уверенной, компетентной, сильной, как бы на вершине мира, и казалось, что нет ничего, чего бы ты не могла сделать. Вспомни сейчас один из таких случаев проявления твоей личной силы, и в этот момент соедини большой и средний пальцы правой руки так, чтобы ты могла почувствовать силу встретившихся пальцев. В следующий раз, когда пойдешь в лес и встретишь лешего, посмотри ему прямо в глаза, повтори этот жест, вспомни о своей личной силе и скажи: «Нет!» Вели ему убраться прочь. Тебе придется сказать это таким тоном, чтобы он понял; ты не шутишь. Повтори это несколько раз, и в конце концов он уйдет: лешие всегда так делают». Старая леди Ягуар опустила голову и вновь стала напевать свою странную песню. А Тони встала, пробормотала слова благодарности и пошла назад через три долины и две горы к себе домой. На следующий день она вышла к своему лесу и заметила тропинку, мимо которой проходила много раз, но никогда не сворачивала на нее. На этот раз Тони решила, что пойдет по ней, даже если будет нервничать. Едва она сделала шаг по тропе, выпрыгнул леший и сказал: «Позволь мне забраться к тебе на спину. Я буду отпугивать грызунов и расчищать тропинку для тебя». Тони вспомнила, что говорила леди Ягуар, сжала большой и указательный пальцы вместе, и оказалось, что этот жест напомнил ей о ее силе. Она посмотрела лешему в глаза и ответила: «Нет!» «Прекрати, — возмутился леший. — Позволь мне влезть на твою спину, я могу тебе пригодиться!» Но Тони снова посмотрела ему прямо в глаза: «Нет! Нет! Нет!» И тогда леший ушел. Тони испробовала новую тропинку, но она не очень ей понравилась — там не оказалось чистого местечка, чтобы присесть, и не было прекрасных цветов и мягкой травки. На следующий день она заметила еще одну тропку, которая казалась пугающе жуткой, так как спускалась по крутому склону холма. Когда Тони была уже в футе от начала тропинки, нервничая в ожидании неизвестности, опять появился леший и тотчас воскликнул: «Ну, хоть сегодня позволь мне забраться на твою спину, я помогу тебе спуститься с холма». Тони посмотрела ему в глаза, сложила вместе два пальца и со всей твердостью, на какую была способна, сказал
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.169 (0.012 с.) |