День 7: выразить одобрение дальнейшей жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

День 7: выразить одобрение дальнейшей жизни



Любая мировая религия и любое духовное движение предполагает наличие времени, отведенного на отдых. Это время может быть посвящено молитве, обращенной к Творцу, поддержанию мыслей и духа верующих или просто отдыху тела. Чему бы оно ни было посвящено, оно содержит в себе благодарность за предоставленную возможность жить, за дар жизни. В последние годы из-за постоянно растущих требований современной жизни многие из нас отказываются от отдыха, чтобы ула­дить вопросы, на которые не нашлось времени в течение недели. Быть может, некоторые из нас думают, что тем самым мы отказываемся от архаической традиции и становимся более современными людьми. Если это так, то сможем ли мы когда-нибудь уделить немного времени себе? Найдем ли мы когда-нибудь время, чтобы по достоинству оценить дарованную нам жизнь? Будет ли у нас когда-нибудь время, чтобы другими глазами взглянуть на окружающий мир и по-своему или же со­гласно традиции прославлять Творца?

Сегодняшнее упражнение не менее важно, чем и все остальные в данной программе. Оно представляет осно­ву для позитивных действий и выражения признания.

Вернитесь мысленно в День 1 и обратитесь к списку «Хочу и имею». В нем описаны вещи, которых вы хо­тите и которые вы имеете. В погоне за неустанным

приобретением, получением, достижением легко не за­метить, как далеко вы зашли. Сегодня вы должны де­тально просмотреть данный список. Остановитесь на тех пунктах, которые действительно захватывают вас. Наслаждайтесь ими. Обратите внимание на то, что вам нравится в вашей жизни. Быть может, вы захотите кому-нибудь позвонить, выслать открытку с благодарностью, посвятить несколько часов медита­ции или молитве либо сделать еще что-либо для того, чтобы эти вещи как можно чаще появлялись в вашей жизнипусть ваше сердце станет вашим проводни­ком. В любую минуту вы можете что-нибудь добавить к вашему списку.

После того, как вы просмотрите список «Хочу и имею», оглянитесь назад, посмотрите на прошедшую неделю или месяц и подумайте, что было сделано вами с помощью этой книги и программы для улучшения своей жизни и для самосовершенствования. Обратите внимание на выполненные вами упражнения и полу­ченные результаты. Может быть, вы пришли к выво­ду, что могли бы их выполнить лучше, или же что кто-то другой справился бы с ними лучше? В этом нет ничего страшного. Можете допустить присутствие подобных мыслей, чтобы затем сконцентрировать внимание на том, чего вы достигли. По достоинству оцените себя. Подумайте, как бы вы могли отблагода­рить себя за этот поступок.

Множество жизненных удовольствий ждет нас. Прогулка по парку,..., встреча с другом, хорошая книга, пикник, развлечение. Начните действовать прямо сей­час».

Теперь осталось последнее — запрограммировать ва­шего подопечного на эту самую внезапно открывшуюся ему новую жизнь. А для того, чтобы программы эти ста­ли были буквально неотразимыми для его бессознатель­ного, давайте воспользуемся удивительным открытием нейролингвистического программирования: так назы­ваемыми логическими уровнями.

8 Семь шагов от пропасти

Еще в 1973 году Г. Бейтсон обнаружил, что в позна­нии, изменениях, коммуникации и просто жизни, со­блюдаются (или мы все соблюдаем) некие вполне опре­деленные и естественные уровни классификации.

Функции каждого из этих уровней заключается в том, чтобы организовать информацию на предшествую­щем, более низком уровне, причем правила, действую­щие на одном уровне, весьма существенно отличаются от правил, действующих на других уровнях. Но что дейст­вительно интересно, так это то, что изменения на более низком уровне могут (хотя и не всегда) как-то повлиять на состояние более высокого уровня. Но изменения, происходящие на более высоком уровне, в обязатель­ном порядке вызывают соответствующие измене­ния на более низком уровне, что в свою очередь под­крепляет изменения на этом самом исходном более высоком уровне.

Изначально в НЛП использовались пять логических уровней (привожу их «снизу-вверх»).

Окружение (то, что окружает человека и вызывает его реакции).

Поведение (то, что он делает в этом окружении — т. е. специфические виды поведения и действий).

Способности (состояния человека и его стратегии, с помощью которых он осуществляет управление собой и другими).

Верования (система ценностей и убеждений, осуще­ствляющих мотивацию поведения) и

Идентичность (то, в качестве кого или кем человек себя осознает и воспринимает, что задает наше общее видение, цели и задачи).

Было обнаружено, что на каждом уровне мы исполь­зуем только часть механизмов и возможности нашего сознания и тела (чем ниже уровень, тем меньше). На­пример, на уровне окружения обычно просто «спим» — в режиме «автоматического реагирования» и задействуя очень-очень маленькую толику программ нашего мозга-компьютера. Тогда как на уровне идентичности, наоборот,

напрягаем всю мощь собственного серого вещества, дабы найти ответ на извечные вопросы «Кто я?» и «Зачем я?». Однако «включение» этих уровней и соответствующим им режимов работы мозга должно происходить постепенно и последовательно — сначала снизу-вверх, а уж потом — сверху-вниз. То бишь, в любой области вы должны снача­ла разобраться со своим окружением; далее определиться со своим же, но поведением; после чего выявить (и ис­пользовать) необходимые способности; вслед за этим уяс­нить свои верования (ценности и убеждения), после чего, наконец, выяснить и выявить собственную идентичность, определив кто вы и какой вы. В результате вы достигните совершенно другого —- голографического режима работы мозга, когда обеспечивающие работу каждого из уровней нейронные ансамбли (части и системы мозга) — отдельные ноты нашего сознания — как бы сливаются в единый мо­гучий аккорд... Ну а достигнув этого самого голографиче­ского образа — области жизнедеятельности или жизни в целом — можете плавно опуститься на каждый из ниже­лежащих логических уровней, как бы пересматривая его с помощью своего нового «голографического» видения...

Понимаю, что вышеописанное показалось вам слож­ным и не совсем понятным. Что ж, ничего страшного в этом нет — нижеописанные мною варианты техник срабо­тают и без этого самого понимания (на бессознательном уровне). Но дабы ваше скептичное сознание не заблокиро­вало работу бессознательного, отмечу два момента, свя­занные с учетом тематики этой книги с темой «трез­вость».

Во-первых, по мере «подъема» по логическим уров­ням образ этой самой трезвости становится все более «объемным» и мощным, что можно наглядно проследить по нижеприведенному примеру.

Окружение Есть условия, в которых я буду вес­ти трезвый образ жизни.

Поведение Я вполне могу действовать как трезвый человек.

Способности У меня есть все необходимые способ­ности для трезвости.

Верования Я могу снова стать трезвым и со­хранить трезвый образ жизни.

Идентичность Ячеловек, который отныне и на­всегда выбирает трезвость.

Во-вторых, «прохождение» и «освоение» каждого из логических уровней «включает» совершенно различные, но поступательно-мощные системы нашего сознания и тела. Какие именно системы до сих пор полностью не известно. Однако кое-какие сведения вы можете почерп­нуть из нижеприведенного (по: Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»).

Окружение Рефлексы

Поведение Сознательные действия

Способности Полубессознательное

Верования Вегетативная нервная система

Идентичность Иммунная и эндокринная системы

Впрочем, хватит теории. Все равно всего не скажешь, ибо концепция нейрологических уровней является ис­ключительно сложной и всеобъемлющей. Поэтому огра­ничусь одним —• не очень важным — замечанием, после чего перейду к изложению конкретных техник работы на логических уровнях.

Как вы уже знаете, в нейролингвистическом програм­мировании изначально выделялось (и выделяется до сих пор) пять логических уровней: окружение, поведение, способности, верования и идентичность. А вот я в процес­се своей терапевтической и консультационной деятельно­сти обнаружил, что мне как-то тесно в пределах только этих пяти уровней. И постепенно перешел к работе на де­вяти логических уровнях, которые, с одной стороны, да­ют возможность точнее и проще проработать любую про­блему как бы на трех глобальных, но тоже уровнях, а во-вторых, позволяют куда сильнее активизировать бессоз­нательное человека для достижения им желаемой цели. То, что в итоге получилось (схема девяти логических уровней, разбитых на три «тройки») приведено ниже.

Окружение Поведение Способности Желания (цели, намерения) Ценности Убеждения Идентичность Миссия Смысл

Логические уровни пригодятся нам дважды. Первый раз — когда с их помощью вы (опять-таки два раза) как бы проанализируете результаты всей вашей работы со столь близким вам, и, похоже (или возможно) уже бывшим нар­козависимым субъектом, одновременно как бы подправляя и доправляя (редактируя) все то, что еще всплывет. И вто­рой — когда посредством прохождения по этим уровням вы как бы «впишите» своего подопечного в новый образ жиз­ни, создав в его мозгу мощное голографическое отражение этого самого образа жизни: своеобразную супер-программу, в которой в целостности и неразделенности сольются окру­жение, поведение, способности, намерения, ценности, убе­ждения, идентичность, миссия и смысл.

Начнем мы с первого варианта использования логи­ческих уровней — с процедуры, которую я называю техникой анализа и коррекции ситуации на логических уровнях. Первое, что здесь вам необходимо сделать — так это подготовить комплект листов (обычного 11-го формата) с их — логических уровней — обозначениями. Листы эти вы разложите на полу в следующем порядке.

Теперь можно уже приступать к самой процедуре, в которой причудливым образом будут смешиваться ассо­циированное с каждым уровнем и диссоциированное от него состояние вашего «клиента».

1. Предложите своему подопечному встать на лист «Окружение» и представить себе всех тех людей и все те обстоятельства, которые теперь будут окружать его в последующей жизни. А после того, как он это сде­лает, попросите его как бы оценить, кто и что из это­го его окружения — т. е. какие субъекты и ситуациимогут ему помешать вести трезвый образ жизни, как бы сбив с праведного пути.

2.Теперь пусть он сойдет с этого листа, станет или сядет рядом с ним и честно ответит вам и себе, готов ли он к встрече с этими сбивающими людьми и обстоятельствами — т.е. чувствует ли он в себе го­товность противостоять всем этим мешающим фак­торам. Для того, чтобы почти совсем-совсем бывший НЗ-субъект смог ощутить эту готовность, пусть опять ассоциируется со своим окружением, снова встав на соответствующий лист.

3.Если обнаружится, что готовность эта у вашего подопечного все-таки недостаточная, предложите ему (предварительно сойдя с листа) подобрать необходимый ресурс для каждого «проблемного» человека или ситуа­ции, вспомнить любую ситуацию, в которой у него (вашего подопечного) этот ресурс был, ассоциироваться с собой в этой ситуации, в этом ассоциированно-ресурс-ном состоянии вновь встать на лист «Окружение» и посмотреть, что получится. Пусть продолжает делать это до тех пор, пока его окружение не станет беспро­блемным и, при необходимости использует любые тех-

ники личностного редактирования: взмах, генератор но­вого поведения, «чудесный магазин» и т. п.

4. Закончив с уровнем окружения, последовательно проделайте все это для уровней:

Поведения (Какие действия или какое поведение могут помешать тебе вести трезвый образ жизни?)

Создайте альтернативные варианты поведения и действий

Способностей

(Какие твои качества могут стать тебе помехой?)

Трансформируйте эти качества в нечто позитивное

Намерения

(Какие желания и цели могут по­мешать тебе вести трезвый образ жизни?)

Создайте альтернативные цели и желания

Ценности (Какие твои ценности могут стать тебе помехой?)

Измените их место в иерархии в сторону понижения

Убеждения

(Какие убеждения могут помешать тебе вести трезвый образ жизни?)

Замените их на экологичные

Идентичность

(Что в тебе самом может стать тебе помехой?)

Осуществите переосмысление аспектов самоидентичности

Миссия (Как то, зачем ты пришел в этот мир может помешать тебе вести трезвый образ жизни?) Трансформируйте негативные аспекты выполнения или восприятия миссии

Смысл (Как твое отношение (какое отношение) к миру и жизни может стать тебе помехой?)

Помогите переосмыслить неэкологичные отношения

В принципе, только лишь одной этой довольно-таки громоздкой, но в сути своей весьма простой и чрезвы-

чайно эффективной процедуры бывает вполне достаточ­но, чтобы окончательно разобраться с наркотическим пристрастием как бывшей нормой жизни. Однако она, как вы наверное заметили, построена как бы в режиме «От», в связи с чем лично я в своей практике часто до­полняю данную процедуру техникой дизайна совершен­ства (опять-таки на логических уровнях). В данном контексте делает она так.

1.Верните вашего «клиента» к первому листу («Окружение») и диссоциированно попросите его пред­ставить, кто или что из того, что могло бы его окру­жать, может помочь ему вести столь важный для него и вас трезвый образ жизни. И после того, как он как бы отстраненно от себя увидит этих людей и обстоя­тельства, попросите его встать на лист «Окружение» и представить себя окруженным этими самыми людьми и обстоятельствамит. е. ассоциированным с ними.

2.Предложите своему подопечному встать рядом с листом «Поведение» и подумать о том, какие такие но­вые его действия могли бы помочь ему сохранять трез­вость. То, что обнаружиться, введите в поведенческий репертуар вашего «клиента» с помощью, например, тех­ник генератора нового поведения и «шоколад леди Годива» (последнее для мотивации). При этом данную работу ваш подопечный должен выполнять вне листа «Поведе­ние» и только после того как новый поведенческий репер­туар будет создан, ассоциироваться с ним и просмотреть все эти новые действия стоя на листе и из своих глаз.

3. Попросите «клиента» представить, какие каче­ства человеческой личности могли бы дать ему воз­можность беспроблемно вести трезвый образ жизни и создайте их посредством, например, техники «чудес­ный магазин» (опять-таки: сначала диссоциированно, а потом, уже с этими новыми качествами, ассоцииро-ванно на листе «Способности»).

4.Предложите своему подопечному обдумать наме­рения (цели и желания), которые помогут ему сохра­нить трезвость, представить соответствующие образы и «картинки» и разместить их в будущем на линии времени. Как бы захватив с собой эти цели и желания, пусть он встанет на лист «Намерения».

5. Попросите вашего «клиента» представить, какие ценности могли бы помочь ему вести исключительно трезвый образ жизни, представить их (ценностей) ре­презентации, после чего ввести все это в иерархию его ценностей. Со всем этим новым пусть он встанет на лист «Ценности».

6. Предложите своему подопечному обдумать, какие убеждения могут помочь ему сохранять трезвость, сформулировать их и «имплантировать» в систему его убеждений с помощью, например, ДПДГточнее, ее первой части. Захватив с собой эти «имплантанты», пусть он встанет на лист «Убеждения»

7. Попросите вашего «клиента» представить те не­известные пока ему аспекты его сущности, которые могли бы способствовать трезвому образу жизни и соз­дайте их с помощью, например, внеконтекстного взма­ха с распространением нового образа «Я» в прошлое, настоящее и будущее. Взяв с собой все эти новые обра­зы «Я» пусть он встанет на лист «Идентичность».

8.Предложите своему подопечному все в этом же, «трезвом» контексте, обдумать различные аспекты его Миссии (и вообще — подумать о своей миссии), по­сле чего дать возможность бессознательному создать соответствующий образ, звук, ощущение (чувство). С этим VAKD пусть он встанет на лист «Миссия».

9. И, наконец, попросите своего «клиента» предста­вить трезвость как новый смысл и способ бытия в ми­ре. Далее пусть он предложит своему бессознательному создать символ, который выразил бы этот новый смысл и способ. «Захватив» с собой этот символ, пусть он встанет на лист «Смысл».

10. Теперь предложите вашему подопечному сойти с последнего логического уровня и начиная с него (листа «Смысл») собрать как бы в единый пакет остальные листы, подкладывая их один под другой и как бы собирая воедино свои новые или дополнительные смысл, миссию, идентичность, убеждения, ценности, намере­ния, способности, действия и окружение.

Вышеописанная техника обладает совершенно фанта­стической созидающей силой, хотя конечно же, доста­точно сложна в исполнении. Однако в том-то да заключа­ется мощь организованного по логическим уровням че­ловеческого бессознательного, что даже без осуществле­ния всех выше рекомендованных терапевтических ин­тервенций, одно только перемещение по ним человека — в режиме своеобразной мечты о лучшей жизни — бук­вально способно творить чудеса: как бы вписывая его в эту новую жизнь, а программу этой самой жизни — в его же мозг. Делается эта техника прохождения логиче­ских уровней так.

Этап 1. (подготовительный)

Подготовьте девять листов бумаги (достаточно крупных). Напишите на них названия логических уровней (тоже крупными буквами) и разложите эти листы на полупо порядку и так, чтобы с листа на лист вы могли переходить, сделав небольшой шаг.

Теперь подумайте о своей новой жизни как о ни­чем не ограничиваемой мечте. Вспомните, как вы умели мечтать в детстве. Договоритесь сами с собой, что вы. не будете мешать себе мечтать. И помечтай­те о том, каким вы будете, когда станете совсем-совсем другимлучшим.

Этап 2. (основной)

Встаньте на лист «Окружение». И начните меч­тать о своем здоровье, позволив себе представлять все то и всех тех, кто будет вас окружать, когда вы ста­нете вести эту свою новую жизнь.

Перейдите на лист «Поведение» и повернитесь спиной ко всем последующим логическим уровням (снизу-вверх вы должны идти именно такдабы обо­зревать все те уровни, которые уже прошли). И по-

мечтайте о том, что вы будете делать, когда станете жить этой жизнью.

Перешагните на лист «Способности». И начните мечтать о новых чудесных качествах здоровьяфи­зических и психологическихкоторые вы скоро обре­тете в этой новой жизни.

Перейдите на лист «Желание». Подумайте о том, чего вы хотите в связи с этой своей жизнью. И захо­тите этого так, как вы умели хотеть в детстве (вспомните, как это было).

Перешагните на лист «Ценности». И помечтайте о том, что даст вам ваша уже почти-почти обретен­ная новая жизнь. О ценностях-целях, которые теперь, вы сможете обрести. И о ценностяхсредствах, ка­ковые помогут вам это сделать.

Перейдите на лист «Убеждения». Обдумайте все то, во что должен верить человек, живущий такой жизнью. И поразмышляйте о том, как здорово можно жить, имея эти «экологичные» верования.

Перешагните на лист «Идентичность». И по­мечтайте о себе как о совершенно новом человекецеликом и полностью, физически и психически. После чего задумайтесь о том, о чем давно уже не думали: о вашей уникальности как единственного, неповторимого и ни на кого не похожего человеческого существа.

Перейдите на лист «Миссия». И отстраненно и торжественно подумайте о том, зачем такой уни­кальный человек как вы, нужен этому миручтобы что именно сделать и понять. Ибо высший смысл лю­бой жизниэто всегда Познание и Созидание...

Перешагните на лист «Смысл». И попробуйте от­ветить себе на очень непростой вопрос: а зачем это мир нужен вам? Чем для вас он выступает и являетсяв этой ставшей почти реальностью мечте, без всяких ог­раничений обыденного сознания и с высоты приобретен­ного вами опыта предшествующих логических уровней?

Развернитесь, стоя на листе «Смысл», на 180°. И, имея за спиной логические уровни, которые вы только

что прошли, задумайтесь о чем-то большем, чем ваша собственная жизнь. О том, во что вы, возможно, когда-то верили, но забылио чем-то добром и могущест­венном. Не важно, как вы это для себя назовете: Бог, Природа, Космос или просто Высшее Я. И не важно, на­зовете ли вы это хоть каким-то Великцм Именем. Важно просто вспомнить о том, что это Великое есть. И ощутить, увидеть или услышать присутствие это­го Великогомурашками по спине, вспышкой света и цвета или просто странным тоном и звуком, рождаю­щимся из вне или из глубины вашей души...

А теперь, сохраняя это ощущение, образ или звук, шагните на лист «Миссии». И, начиная с него, не то­ропясь, опять-таки спиной, пройдите все логические уровни, как бы внося увиденное, услышанное и/или про­чувствованное на уровне «Смысл» в каждый из них, одновременно заново отвечая на все те вопросы, на ко­торые вы уже отвечали

• зачем я нужен миру?

• кто я такой?

• во что я верю?

• к чему я стремлюсь?

• чего хочу?

• какими способностями обладаю?

• что делаю и как поступаю?

• кто и что меня окружает?

Не удивляйтесь тому, что все-все может изме­ниться и вы испытаете озарения, откровения и потря­сения, доселе вам не ведомые...

И, наконец, сойдите с последнего (бывшего перво­го) листа логических уровней («Окружение»), пройди­те к листу «Смысл» и последовательно соберите все листы логических уровней, как бы укладывая их в еди­ный пакетголограмму ваше новой жизни...

Ну а теперь уже действительно последнее. Давайте сделаем вашему подопечному еще один подарок — обес­печим его счастьем, которое, как вы, наверное, уже по-

няли, никогда не приходит извне, но всегда — изнутри. С помощью техники, которую я назвал «счастья в про­шлом, настоящем и будущем» (по: Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»).

Вообразите себя счастливымпо-настоящему счастливым. Пусть это будет диссоциированная кар­тинка. Что вы видите? Не имеет значения, что кон­кретно вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точно, что это настоящее счастливое состоя­ние. Вы, можете просто «светиться счастьем».

Определите визуальные су б модальности и поэкспе­риментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной и изображающей вас как человека, буквально пышущего счастьем. Например, первой су б модальностью в вашем списке может явить­ся цвет. Тогда, если ваша картинка цветная, поме­няйте ее на черно-белую, или наоборот. Что выглядит более привлекательным? Следующая субмодальностьэто наличие или отсутствие рамки. Если ваша кар­тинка в рамке, уберите ее. Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку. Как при этом изменяются ваши ощущения? Пройдите по всему списку субмодальностей и сохраните все изменения, которые усилили приятные ощущения от улучшенной картинки.

Теперь прислушайтесь к любым звукам, которые звучат в этом воспоминании. Возьмите список ауди-алъных су б модальностей, чтобы по- экспериментиро­вать с ним. Сможете ли вы усилить приятные ощуще­ния, изменяя то, что вы слышите? Сохраните те из­менения, которые вам понравятся.

Ассоциируйтесь с картинкой. Вы можете сделать это либо мысленно войдя в свой образ, либо поместив этот образ внутрь себя. Проверьте свои ощущения. Является ли это состояние настоящим счастьем? Можете ли вы как-то улучшить его? Если нужно, вый­дите снова из образа и продолжайте экспериментиро­вать с субмодальностями, пока не получите вполне удовлетворительный образ.

Когда вы почувствуете удовлетворение и найдете то, что для вас означают слова «быть счастливым» на уровне субъективного опыта,вы превратите эти слова в реальность.

Составьте список субмодальностей вашего пред­ставления о настоящем счастье. Вы смажете исполь­зовать его в будущем всякий раз, когда захотите ви­зуализировать счастье.

Теперь разместите эту диссоциированную картин­ку на своей временной линии и оставить ее там. Для этого представьте себе, что ваша временная линия растянулась перед вами. Возьмите свою картинку и связанные с ней звуки и установите их на будущей части своей временной линии. После чего сами себе от­ветьте на следующие вопросы:

Как вы чувствуете себя?

Как вы относитесь к своему счастливому будущему?

Насколько реально и привлекательно оно выглядит?

Как далеко в будущее вы поместили картинку?

Может ли что-то помешать вам достичь этого бу­дущего?

Поэкспериментируйте, поместив картинку в бу­дущее на своей линии времени.

Удалите ее на одну неделю от настоящего.

На один месяц.

На один год.

На три года.

На пять лет.

Как изменились ваши реакции?

Какие отношения вы хотели бы установить с этим счастливым будущим «я»?

Притягивает ли оно вас?

Какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь этого будущего?

Что бы вы сказали своему будущему «я»?

Какие вопросы задали?

Теперь пойдите и станьте своим будущим.

Ассоциируйтесь со своим будущим «я».

А сейчас это будущее «я» смотрит назад, на свое настоящее «я».

Что вы чувствуете?

Какой совет вы могли бы дать своему настоящему «я», чтобы оно смогло достичь той точки, где вы стоите?

Какие ответы вы бы дали на те вопросы, которые перед вами поставило ваше настоящее «я»?

Какие вопросы вы сами задали бы ему?

И наконец, отойдите в сторону и встаньте так, чтобы видеть одновременно и будущее «я», и настоя­щее «я». Какова связь между ними? Чему вы можете научиться у них обоих?

Вернитесь снова в свое настоящее и ощутите, как это очень сильное упражнение сделало для вас понятие «быть счастливым» необыкновенно реальным...

Закончить же столь важные как для вас, так и для вашего клиента семь шагов уже не одной, а двумя мета­форами — нижеприведенной и той, что дана в Приложе­нии (по: П. Феруччи. «Кем мы можем быть». В кн. «Психосинтез. Теория и практика»).

«Представь заброшенный сад, заросший сорной тра­вой. В центре сада стоит старый необитаемый дом с полуразрушенными стенами и выбитыми окнами. От­крой скрипучую входную дверь, войди внутрь и осмотри пустые запыленные комнаты. Вид заброшенного дома может вызвать у тебя чувство грусти и одиночества. Но подумай, чем бы мог стать этот дом, если бы ты решил его восстановить. Взгляни на открывающийся отсюда прекрасный вид: деревья, озеро, горы вдали.

Время приступать к работе и начинать ремонти­ровать дом. Ты закладываешь кирпичом и цементом разрушенные стены. Заменяешь ржавые дверные петли на новые. Перестилаешь прогнившие доски пола. Встав­ляешь в окна новые стекла и заменяешь, где нужно, битую черепицу на крыше.

Ты пропалываешь сад и перекапываешь землю для посадки. Подготовив почву, ты высаживаешь семена в

разных местах сада исходя из того, каким ты хотел бы видеть его в полном цвету.

Ты подметаешь дом, моешь и натираешь полы, кра­сишь наружные и внутренние стены. Ты поливаешь сад и замечаешь, что некоторые растения начинают про­растать. Дом готов к тому, чтобы его обставить. Представь столы, стулья, кровати, ковры, зеркала, люстры, кар­тины, шкафы, вазы. Это твой дом, и ты можешь об­ставить его так, как хочешь. Удели время обустрой­ству каждой отдельной комнаты.

Ты идешь в сад и замечаешь, что цветы уже начи­нают цвести. Они разного цвета и разной формы. По­смотри на них и вдохни их запах. Сделай сад таким, чтобы он тебе нравился. Не хотел бы ты, скажем, по­местить в центре сада фонтан или поставить ста­тую, увитую плющом? Делай, что хочешь.

А теперь пришло время вдохнуть в дом жизнь и энергию. Ты включаешь лампы и видишь, что они рабо­тают. В камине трещат поленья; ты проверяешь кра­ны и убеждаешься, что из них идет вода. Положи что-нибудь съестное в холодильник на кухне и поставь в вазы цветы.

Ты смотришь в окно и видишь цветущий сад, озеро и горы на заднем плане».

 

Приложение 1

Обобщенная терапевтическая метафора

(По: М. Кинг, Ч. Цитренбаум. «Экзистенциальная гипнотерапия»)

У нас есть подруга по имени Тони, выросшая на ферме, расположенной на краю прекрасного леса из сек­войи. Однажды Тони рассказала нам, как еще совсем ребенком она обнаружила тропинку, ведущую к пре­красному лугу, с которого открывался вид на озеро. Ко­гда ей исполнилось лет пять, она стала ходить по этой тропинке каждый день. Первый раз она отправи­лась по тропинке со своим воображаемым другом, а позже брала с собой настоящих друзей. Когда она ста­ла старше, то назначала там свидания, и даже расска­зала нам о своем первом сексуальном опыте на этом лугу с видом на озеро. Позже, уже взрослой. Тони ходи­ла туда иногда с другом, чтобы поговорить, иногда для того, чтобы почитать книгу, а иногда — просто по­мечтать. Она рассказывала не только о луге и озере, но и о пути к ним, обо всех цветах и дружелюбных зве­рюшках, которых встречала на своем пути.

Тони росла, и лес рос вместе с ней. Со временем тропинку завалили деревья, поваленные ураганом. Поя­вились незнакомые животные, которые пугали Тони. Ходить по тропинке становилось все труднее и труд­нее, потому что теперь Тони спотыкалась о бугры и перелезала через упавшие деревья. Однажды она безза­ботно бежала по своей тропинке и вдруг упала. Непо­нятно откуда на тропе очутился большой камень, а когда Тони поднялась, по ее ноге пробежал какой-то мелкий грызун. В страхе она отпрыгнула назад и уго-

дила в колючий кустарник. В тот день, впервые за много лет. Тони выбежала из леса, даже не попытав­шись дойти до своей полянки. На следующий день, когда она подошла к началу тропинки, ею овладели смешан­ные чувства: страх перед грызунами, щипами колючих кустарников и ямами на тропе, и вместе с тем ей хо­телось дойти до заветного места. Тони стояла, заме­ре» в нерешительности, и вдруг случилось невероятное: злобный уродливый леший выпрыгнул из кустов и про­изнес: «Позволь мне влезть к тебе на спину, и я прого­ню всех грызунов и вырву все колючие кустарники на твоем пути». Она подумала, что не очень-то приятно будет тащить на спине лешего. Но так хотелось пой­ти по тропинке, а одной было страшно, поэтому Тони согласилась, и он тотчас запрыгнул ей на спину. Леший выполнил свое обещание. Прогнал всех вредных грызу­нов, но вместе с тем распугал и всех милых зверюшек. Он выдрал все колючие кусты, но вместе с ними унич­тожил и мягкие, шелковистые растения, которые она так любила гладить. И хотя Тони достигла своего лю­бимого места, на душе у нее остался горький осадок. Прогулка оказалась не такой приятной, как раньше.

С этого дня каждый раз, как только Тони ступала на тропинку, навстречу выпрыгивал леший и просил: «Позволь мне вскарабкаться на твою спину». Она не могла найти другого решения, и всегда соглашалась. И хотя носить лешего становилось все более неприятно. Тони продолжала делать это, потому что хотела бы­вать на своей поляне. Однажды в отчаянии она расска­зала обо всем соседу, и тот сказал: «Я не могу тебе помочь, но никто не знает о лесах больше, чем леди Ягуар, которая живет где-то на другой стороне леса за двумя горами и тремя долинами». В один из дней Тони собрала ланч и впервые, вместо того чтобы пойти по тропе, свернула и пошла вдоль края леса через две горы и три долины. Она шла до тех пор, пока не увидела старую леди, которая сгорбившись сидела, у огня и на­певала странную песню. Спустя какое-то время леди

Ягуар заметила Тони и спросила: «Что привело тебя сюда, дитя мое?» Тогда Тони поведала ей свою историю о тропинке в лесу, о полянке с видом на озеро и обо всем том, что она могла там делать. Она рассказывала ей о том, как заросла тропинка, как стали появляться на ней колючие кусты, бревна и грызуны, а потомневе­роятную историю о лешем. Леди Ягуар терпеливо слу­шала, и когда Тони закончила свой рассказ, проговорила:

«Садись. У меня есть что сказать тебе, дитя мое. В лесу много дорог. Некоторые из них, возможно, ведут к твоему лугу, а некоторые в другие места. Эти пути так же хороши, а может быть, даже и лучше. Я знаю, лес может напугать, и догадываюсь, что ты можешь испытывать страх и тревогу при одной только мысли, что идешь неизвестной дорогой. Но смело смотри в ли­цо своему страху и иди вперед, в неизвестность, туда, куда стремится твоя душа. Помни: все, что встре­тится тебе на этом путии заросшая тропинка, и поваленные деревья, и колючие кусты, и... (да-да, и даже грызуны)все это подарки леса. Без них было бы слишком просто обрести желанную цель. Продолжая ходить безопасной дорогой, ты увидишь всего лишь одну поляну за всю свою жизнь, один и тот же давно знако­мый клочок леса. А теперь отправляйся домой, и с этих пор смело иди вперед, глядя в лицо тревоге и про­буя разные пути. Некоторые из них вознаградят тебя, а некоторыенет, но встретится много приятных неожиданностей, и ты вырастешь на этом пути как личность».

Тони спросила: «А как быть с лешим?» Леди Ягуар продолжила:

«Дитя мое, в твоей жизни было много случаев, ко­гда ты хотела что-то сделать и делала, и это получа­лось у тебя даже лучше, чем ты могла себе предста­вить. Тогда ты чувствовала себя уверенной, компе­тентной, сильной, как бы на вершине мира, и казалось, что нет ничего, чего бы ты не могла сделать. Вспомни сейчас один из таких случаев проявления твоей личной

силы, и в этот момент соедини большой и средний пальцы правой руки так, чтобы ты могла почувство­вать силу встретившихся пальцев. В следующий раз, когда пойдешь в лес и встретишь лешего, посмотри ему прямо в глаза, повтори этот жест, вспомни о своей личной силе и скажи: «Нет!» Вели ему убраться прочь. Тебе придется сказать это таким тоном, чтобы он понял; ты не шутишь. Повтори это несколько раз, и в конце концов он уйдет: лешие всегда так делают».

Старая леди Ягуар опустила голову и вновь стала напевать свою странную песню. А Тони встала, про­бормотала слова благодарности и пошла назад через три долины и две горы к себе домой. На следующий день она вышла к своему лесу и заметила тропинку, мимо которой проходила много раз, но никогда не сворачива­ла на нее. На этот раз Тони решила, что пойдет по ней, даже если будет нервничать. Едва она сделала шаг по тропе, выпрыгнул леший и сказал: «Позволь мне за­браться к тебе на спину. Я буду отпугивать грызунов и расчищать тропинку для тебя». Тони вспомнила, что говорила леди Ягуар, сжала большой и указатель­ный пальцы вместе, и оказалось, что этот жест на­помнил ей о ее силе. Она посмотрела лешему в глаза и ответила: «Нет!» «Прекрати,возмутился леший.Позволь мне влезть на твою спину, я могу тебе приго­диться!» Но Тони снова посмотрела ему прямо в глаза: «Нет! Нет! Нет!» И тогда леший ушел. Тони испробо­вала новую тропинку, но она не очень ей понравиласьтам не оказалось чистого местечка, чтобы присесть, и не было прекрасных цветов и мягкой травки. На сле­дующий день она заметила еще одну тропку, которая казалась пугающе жуткой, так как спускалась по крутому склону холма. Когда Тони была уже в футе от начала тропинки, нервничая в ожидании неизвест­ности, опять появился леший и тотчас воскликнул: «Ну, хоть сегодня позволь мне забраться на твою спи­ну, я помогу тебе спуститься с холма». Тони посмот­рела ему в глаза, сложила вместе два пальца и со всей

твердостью, на какую была способна, сказал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.091 с.)