Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вместо введения или о восстановлении и воссоединении

Поиск

С чего начнем? С того, без чего вся ваша дальнейшая работа окажется просто-напросто бессмысленной. С п§р-вых четырех — и очень важных для всей последующий психологической реабилитации — моментов, а именно

• формирования мотивации на излечение

• слияние «трезвой» и «пьяной» идентичности

• создания нового образа «Я» и

• наложения «ломки» на «кайф».

Что, вы огорошены таким объемом и напором? И даже слегка опешили, ибо почти ничего не поняли и вышеприведенном? Успокойтесь — все это норма лик». Просто нейролингвистическое программирование явля­ется наукой, которая не очень-то укладывается в про­крустово ложе здравого смысла (а, как известно, именно основываясь на нем, все мы считаем себя знатоками и политике, педагогике и психологии). А «терапия по НЛП» настолько отличается от бытующих в нашем ооа-нании представлений об «утешающе-увещевающей» или «пилюльной» психотерапии, что первое знакомство с ме­тодами нейролингвистического программирования м<> жет даже вызвать легкий интеллектуальный или эмо­циональный шок. Однако он очень быстро проходит, и на смену ему приходит радость. Да-да, именно радость -от сознания того, что все, оказывается, можно делать и сделать легко, быстро, и причем не то, чтобы безболез­ненно, но даже с известной приятностью. Впрочем, ном по-порядку.

Итак, первое, что вам стоит и надобно сделать с ва­шим подопечным — так это сформировать у него некую первичную мотивацию: желание излечиться от пагубного пристрастия. Нет, не вести трезвый образ жизни (до этой мотивации еще ох как далеко), а просто излечиться. Безо всяких обиняков утверждаю и посту­лирую: желания этого у него нет. Ибо и наркоманы, и алкоголики обладают удивительной крепости задним умом, в котором в скрытом от вас (а может быть, и от них) виде живут мысли типа: «Ну ладно, подыграю ему (ей), чтобы отстал(а), но всерьез относится ко всей этой мутоте я не собираюсь» и им подобные. Кстати, все эти глупые мысли вы обязательно «извлечете» из головы вашего НЗ-субъекта далее — и либо переработаете их в нечто экологичное, либо просто уничтожите. Однако сейчас нам нужна именно (и пока только) мотивация на излечение — если хотите, сознательное согласие пред­принять попытку. Ибо психотерапевты всех времен и народов очень хорошо знают две поговорки, целиком и полностью относимые к терапевтическому процессу.

«Лошадь можно привести на водопой. Но вот пить ты ее не заставишь».

«То, что впихивается в сжатый рот, натыкается на стиснутые зубы».

Для того, чтобы создать у вашего «клиента» мотива­цию на излечение, я, во-первых, предлагаю вам полно­стью отказаться от привычных увещеваний и/или угроз, направленных в адрес данного конкретного НЗ-субъекта. И даже просто начисто исключили из арсенала своих взаимодействий с ним все то, что Б. Кейтд и В. X. О'Хэн-лон в своей книге «Краткосрочная терапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП» окрестили бесплодными подходами. Ознакомь­тесь же со списком всего того, что вам просто бесполезно, а потому не надо делать (текст Б. Кейда и В. X. О'Хэн-лона я немного отредактировал).

Нижеперечисленные действия иногда могут быть ус­пешными. Однако, когда они становятся повторяющейся схемой, то не только не приносят успехов, но часто и просто ухудшают ситуацию.

Эти действия или позиции завершаются поражением не потому, что неверно используются или идут от недобрых намерений. От них просто нет толка, поскольку эти действия не приносят пользы, даже если вы из послед­них сил старались поступать в соответствии с их логи­кой. Как уроненный мяч всегда падает вниз, а не вверх, гак ни один человек не хочет и не может сотрудничать, если вы предпринимаете следующие действия:

А. Спонтанная речь

высказывания (особенно когда нечто говорится «для твоей же собственной пользы»)

советы

ворчание

колкости

пожелания типа «почему бы тебе просто не по­пробовать»

уговоры, просьбы и попытки обосновать свою позицию

призывы к логике и здравому смыслу

брошюры, вырезки из газет, стратегически разложенные или читаемые вслух

молчаливые, полные страдания взгляды: «смотри, какой (какая) я терпеливый (терпе­ливая)» или более насыщенные злостью

постоянно повторяющиеся и болезненные наказания, которые также не приносят резуль­татов или даже вызывают ухудшение.

Б. Выступление с позиции высших моральных ценностей,

действия с чувством превосходства или

«железной» логики (обычно это мужская пози­ция) или

морального оскорбления, например:

«Если бы ты действительно меня любил...» «Ты наверняка знал, что если...» «Почему ты не можешь понять, что...» «Каждый, у кого есть хоть немного ума...» «После того, что я для тебя сделала...» «Посмотри, какая я больная (угнетенная) и т. п., из-за этого...»

«Я тебя люблю и перестану злиться/молчать и т. п., если ты сделаешь то, что я прошу...»

«Люблю тебя за то, что ты делаешь то, что я хочу, и буду тебя любить так долго, пока ты бу­дешь так поступать».

Собственно, в каждом из вышеперечисленных выска­зываний как бы подразумевается, что говорящий обла­дает правдой о том, как все должно быть и какими долж­ны быть окружающие люди — или просто лучше знает моральные ценности, которых не достает слушателю. В. Самопожертвование

постоянные действия «во имя мира и лада»

«высказывания шепотом», чтобы не оскор­бить других

постановка чужой пользы выше своей

• непрерывные оправдывания

• оберегание других от последствий их же по­ступков

делание своей жизни зависимой от чужих перемен и действий

• постоянные попытки удовлетворить кого-либо (либо всех)

Г. «Сделай это сам»

Это когда один человек посредством нижеописанных действий и позиций пытается склонить другого к изме­нению его поведения и требует, чтобы другой сделал это сам.

«Ты должен хотеть, чтобы я была доволь­на...».

«Я хотел бы, чтобы ты была более добра ко мне, но приму это только если это будет добровольно».

• «Мне недостаточно, что ты помогаешь мне мыть посуду, я хочу, чтобы ты делал это с удовольствием».

Если мы попытаемся влиять на определенного чело­века так, чтобы он стал более ответственным, более от­зывчивым, разумным, рассудительным, сексуальным и т. д., то, несмотря на наши добрые намерения, мы тре­буем, чтобы он подчинился нашему представлению о том, каким он должен быть. Это удается редко, если вообще удается. В лучшем случае мы получим послуш­ного раба. Однако чаще результатом всего этого явится растущая неспособность проявить ожидаемые качества, злость, бунт, разрыв контакта и ваше поражение. Похо­же на то, что большинство людей просто не очень-то хо­тят слушаться...

Как же вам тогда следует вести себя с вашим подо­печным? Да, в общем-то в соответствии с двумя принци­пами. Д. Карнеги: «Ведите себя с человеком так, как буд­то он уже стал таким, каким вы хотите — и ему ничего не останется, как действительно стать таким!». И Магомета: «Верь в аллаха, но крепко привязывай своего верблюда». В общем, доверяйте, но проверяйте. Однако ни под каким видом не ждите очередного наркотического срыва или за­поя — иначе по так называемом «принципу самооправды­вающегося пророчества» он (они) обязательно насту-пит(ят). Верьте в наилучший исход, и тогда он точно про­изойдет. Однако если срыв и запой все же случится, ни в коем случае не рассматривайте это как конец и крах всего лечения. Рецидивы бывают у любой болезни. Но это вовсе не значит, что она — неизлечима...

Впрочем, будет лучше, если вышеприведенный, столь важный для успеха всего предприятия принцип я для вас, так сказать «алгоритмизирую». Дабы это произош­ло, с некоторыми изменениями приведу технику алго­ритма самоисполняющихся предсказаний, описанную Е. Сидоренко в ее книге «Мотивационный тренинг».

1. Вспомните того человека, который кажется вам недостаточно или неправильно мотивированным (в данном случае это ваш «клиент» или подопеч­ный).

2. Оставьте за порогом сознания все, что вы знае­те об этом человеке и его мотивах.

3. Сосредоточьтесь на том, каким вы хотели бы видеть этого человека. Составьте себе желаемое для вас представление о нем. Какие он дол­жен ставить перед собой цели? Чего хотеть? К чему стремиться"?

4. Добейтесь того, чтобы перед вами (разумеется, в вашем сознании, но буквально «на глазах») воз­ник отчетливый идеальный образ этого человека. Представьте себе, что он уже стал таким, ка­ким вы хотите его видеть.

5. Теперь, отныне и далее, общаясь и взаимодейст­вуя с этим человеком, обращайтесь как бы к вашему идеальному представлению о нем. И будьте уверены, что предсказание самоиспол­нится и этот человек станет ближе к вашему идеальному представлению о нем.

Ну а во-вторых, я собственно и предлагаю вам как следует раскрутить сознательную часть мотивации своего «клиента» (бессознательной мы займемся отдельно). Имен­но раскрутить — потому что сейчас она находится как бы в скрученном до минимальных размеров состоянии, где если что и существует, так только сегодняшний день, в который можно либо принять и уколоться, либо («ладно уж!») нет, но совсем непонятно — зачем и для чего...

Чтобы преодолеть это своеобразное короткое замыка­ние вашего подопечного, я рекомендую вам воспользо­ваться техникой логического квадрата, в котором, как известно, еще с времен Р. Декарта любые два понятия А и В могут «сочетаться» четырьмя возможными способами:

 

АиВ

А и не В

не А и В

не А и не В

Что может быть представлено в виде условного квад­рата, который я ради удобства как бы перевернул на 45° супротив оригинала

 

АиВ А и не В
не А и В не А и не В

 

Казалось бы, что этот логический квадрат — совер­шенно «софистическая» конструкция, не имеющая ни малейшего практического приложения. Однако это со­вершенно не так. Дело в том, что каждый из его четырех секторов в психологическом плане представляет собой как бы четыре альтернативы, из которых человеческий мозг в силу свойственной ему экономности обычно вос­принимает и использует только одну. И загоняет своего владельца в ловушку, из которой тот может и не вы­браться.

Предположим, например, что в качестве А у нас вы­ступает то, что случится, если произойдет некое событие В. Тогда логический квадрат, с которым вы, кстати, да­лее и будете работать, приобретет следующий вид:

 

Что случится, если это произойдет? Что случится, если это не произойдет?
Что не случится, если это произойдет? Что не случится, если это не произойдет?

Так вот, данным работа данным вариантом логиче­ского квадрата позволяет очень хорошо прочистить моз­ги в части осознанной мотивации. Дело в том, что мо­мент, когда у человека наличествует какое-то стойкое желание или потребность, у него обычно присутствует только один (максимум — два) сектор из четырех — «Что случится, если это произойдет». Например, если вы страстно захотели стать свободным предпринимате­лем, вы, конечно же, представляете, что, если вы им станете, «случатся» большие деньги, свободный график работы, возможности отдыха на Канарах и т.д. и т.п. Можно, конечно, предположить, что вы, пусть и слегка, представляете, что случится, если это не произойдет — придется «пахать» в своей «конторе» за фиксированную зарплату, работать с 9 до 18 часов пять дней в неделю и отдыхать в лучшем случае где-нибудь на отечественном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что случится, если ты станешь равнодушным к наркотическим вещест­вам? Что случится, если ты не станешь равно­душным к наркотиче­ским веществам?  
 
 
 
Что не случится, если ты станешь равнодуш­ным к наркотическим веществам? Что не случится, если ты не станешь равно­душным к наркотиче­ским веществам?  
 
 
 

' * ____

Скорее всего, и вы, и он отлично понимаете, что в случае, если ваш «клиент» станет равнодушным к нар­котическим веществам, у него случится нечто такое не­значительное (извините за сарказм), как жизнь во всей

ее красоте и блеске. Работа, которую наконец-то можно будет сделать делом, которому ты служишь. Семья, ко­торая даже в том случае, если она есть, будет безумно счастлива видеть рядом с собой трезвого человека — и щедро отдарит и одарит этим счастьем его (если же ее еще нет, то семья тогда просто будет). Досуг, который можно будет заполнить увлекательными делами, хобби и путешествиями. И какая-никакая, но общественная жизнь — возможность хоть на немного сделать лучше общество и страну, в которой мы живем.

Если ваш подопечный не станет равнодушным к наркотическим веществам, ничего этого просто не будет — ни за что и никогда. Ни одному, даже самому сума­сшедшему работодателю не нужны ни наркоманы, ни алкоголики. Семья, буде даже она есть, скоро развалит­ся—в том числе и по причине прогрессирующей импо­тенции (а если семьи еще нет, то ее и не будет — вполне понятно, почему). Вместо наполненного чем-то увлека­тельным и радостным досуга, все свободное время бве-дется к поиску и приему проклятого зелья — во все худших и худших условиях и обстоятельствах. Вся об­щественная жизнь будет заключаться только лишь в вя­лой болтовне в тусовке наркоманов или кучке собутыль­ников, которых и связывает-то только одно (общее пато­логическое пристрастие), и которые за дозу или стакан предадут, продадут, а то и просто убьют. Впрочем, в этом убийстве нет даже особенного смысла, потому что он и так медленно, но верно убивает себя...

Теперь внимание: два сектора логического квадрата, которые мы только что разобрали, касаются в общем-то известных вещей. А вот третий сектор — «что не слу­чится, если это произойдет» — позволяет выяснить очень важные моменты, каковые прямо относятся к причинам возникновения и сохранения наркозависимо­сти. Потому что если, например, окажется, что с воз­никновением равнодушия к наркотическим веществам у вашего подопечного уйдет (не случится) спокойствие, равнодушие к проблемам, возможность какого-никакого,

побережье Черного моря (или вообще не отдыхать). Ес­тественно, что сопоставление двух этих вариантов буду­щего остро мотивирует вас заняться предпринимательст­вом (причем вы как-то даже не задумываетесь о том, что большие деньги требуют больших хлопот, и что денег этих может просто не быть, если вы не найдете старто­вый капитал и/или промахнетесь в маркетинге). Но что вы точно не учитываете — так это то, что, если это про­изойдет (т. е. вы займетесь предпринимательством), не случится нормальная жизнь с ее определенностью, раз­меренностью и безмятежностью — существование без риска внезапно потерять все, получив взамен только лишь окончательный расчет в виде девяти граммов свинца где-нибудь в темном подъезде. Хотя, может быть, догадываетесь о том, что, если это не произойдет (вы не станете предпринимателем), всего этого как раз и не случится — хотя, конечно же, о деньгах, свободе и Канарах тоже придется забыть. Так что вы лично для себя выбираете?

Теперь, надеюсь, вы поняли, что вам надлежит сде­лать. Да-да, именно это. Сесть вместе с вашим подопеч­ным и для начала заполнить все четыре сектора логиче­ского квадрата, в котором в качестве А у вас будет вы­ступать то, что случится, когда он станет равнодушным к своему наркотическому зелью — В.

но общения и прочее, прочее, прочее, вам необходимо будет предпринять специальные усилия к воссозданию всего этого в, так сказать, экологичном варианте (о том, как это можно сделать, вы узнаете из описания шагов 6 и 7).

Что же касается четвертого сектора — «что не слу­чится, если этого не произойдет», то он позволит вам и вашему «клиенту» еще раз убедиться в необходимости достижения результата — равнодушия к наркотическим веществам. Однако советую вам как бы дополнить необ­ходимость этого равнодушия неожиданным ресурсом: проклятия. Ваш «клиент» или подопечный вполне мо­жет согласиться с тем, что он как бы кем-то был про­клят (хотя проклял-то он себя сам). Но если у вашего подопечного есть дети, обязательно объясните ему, что, согласно исследованиям Ч. Тойча, эти самые проклятия, а точнее нерешенные проблемы родителей как бы коди­руются в ДНК и РНК их отпрысков, которые (отпрыс­ки) бывают вынуждены либо их решать, либо опять пе­редавать по наследству. А это значит, что если он не хо­чет, чтобы его дети выросли такими вот как бы прокля­тыми им и стали наркоманами или алкоголиками, един­ственное, что для этого совершенно необходимо сделать — так это полностью «завязать»...

Обычно вышеописанной работы по технике логиче­ского квадрата оказывается вполне достаточно для того, чтобы у человека появилось пусть и слабое, но желание излечиться от пагубного пристрастия (хотя для многих то, что открывается, становится настоящим потрясени­ем). Однако почти все НЗ-субъекты при всем том, созна­тельно или неосознанно делают две вещи. Во-первых, оставляют за собой право на сомнения по поводу эффек­тивности и возможности исцеления. А во-вторых, как бы перекладывают ответственность за него с себя на вас. Так вот, здесь-то и наступило время в первый (но, разу­меется, не в последний) раз применить ту самую, опи­санную в «Основных положениях и посылках» технику терапевтической метафоры. Для этого, выслушав от вашего подопечного или обнаружив у него нечто подоб­ное вышеописанному, вам следует просто задумчиво и «раздумчиво» сказать: «Знаешь, мне это напоминает од­ну историю», после чего рассказать следующую притчу (по: М. Павлова. «Интенсивный курс повышения гра­мотности на основе НЛП»).

«Эта история произошла давным-давно в старин­ном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал ба­бочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и поду­мал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, ка­кая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Ес­ли он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажетмертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабоч­ку, посадил ее между ладонями и отправился к мудре­цу. И он сбросил у того: «Какая бабочка у меня в ру­ках, о мудрейший,живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным че­ловеком, сказал: «Все в твоих руках...»

Закончив рассказ этой притчи ничего не назидайте. Просто некоторое время внимательно смотрите на своего «клиента» (тяните паузу чуть дольше обычного — так, чтобы он даже как слегка занервничал), после чего на достаточно продолжительное время прервите контакт.

Теперь можно уже приступать к следующему пункту из нашего «списка» — к слиянию идентичностей.

Не пугайтесь мудреных психологических терминов. Все здесь довольно-таки просто, а главное знакомо. На­верное, вы обратили внимание на то, что ваш страдаю­щий наркозависимостью родственник или просто близ­кий давно уже как бы состоит из двух человек. Первый__ это тот, которого вы когда-то любили или любите досих пор. Трезвый, не употребляющий наркотиков и искренне стремящийся избавиться от проклятого зелья. И второй — тот, кого вы ненавидите и которой буквально не находит себе места в безумном и безудержном жела­нии принять на грудь или уколоться. И если первый из живущих в нем людей также любит вас и испытывает искреннее раскаяние по поводу своей зависимости, то второму наплевать абсолютно на все и он буквально спо­собен запросто убить вас, если вы встанете на его дороге к желаемому и вожделенному добровольному безумию. Знакомо? Увы, скорее всего, да. Тогда поймите, что два этих человека — или, точнее, две идентичности одного и того же субъекта — живут как бы порознь и появляют­ся строго по отдельности. То есть когда на поверхности сознания оказывается «трезвая» идентичность, «пьяная» (точнее, «пьющая» или наркотизированная, но далее я бу­ду использовать именно термин «пьяная») уходит вглубь бессознательного и там как бы тихо дремлет, дожидаясь своего часа (как тут не вспомнить известную, но горько­ватую шутку, смысл которой теперь, я надеюсь, станет вам до конца ясен: «Я пью только сто грамм, но после этих ста грамм я уже совсем другой человек, а этот чело­век пьет уже очень и очень много»). И наоборот — когда в сознании вашего родственника или близкого человека всевластвует «пьяная» идентичность, «трезвая» его со­ставляющая буквально изгоняется ею в бессознательное и как бы сидит там (чуть ли не в клетке), не имея ни права голоса, ни возможности вмешаться в происходя­щее.

А теперь внимание, ибо сейчас вам станут ясны при­чины неуспеха большинства программ психологической реабилитации НЗ-субъектов. Да, вы правы. Дело здесь в том, что они работают с «трезвой» идентичностью паци­ента и лишь в очень-очень малой степени касаются его идентичности «пьяной» (а чаще всего и вовсе ее не за­трагивают). И естественно, что эффект от такого вот ле­чения длится даже меньше вкуса известной жевательной резинки — до пробуждения «пьяной» идентичности. Так вот именно слияние этих двух идентичностей вам и надлежит сейчас совершить — дабы последующая наша ра­бота по психологической реабилитации столь важного для вас, но наркозависимого человека оказалось успеш­ной. Только вот учтите — это только начало. Все, чего мы сейчас стремимся добиться — так это одновременно­го присутствия двух идентичностей, возможностей рабо­ты с ними обоими и, может быть, даже начала их диало­ги друг с другом. Серьезная переработка «пьяной» иден­тичности, а также объединение частей «за» и «против» освобождения от наркозависимости (не сомневайтесь — покое психологическое образование, которое противится возвращению к нормальной жизни, обязательно присутствует в бессознательном НЗ-субъектов — но об этом да­лее), будет вами осуществлено позднее. Однако без объе­динения «пьяной» и «трезвой» идентичности все эта по­следующая работа может оказаться малоэффективной.

Для того чтобы сделать это самое слияние макси­мально надежно, мы используем с вами две сравнитель­но простые психотехнологии нейролингвистического программирования — техники скрещивания якорения и четырехшагового рефрейминга. Опять-таки не пугайтесь мудреных названий — они нужны нам только научной строгости для, а так уж повелось, что у каждой науки существует свой жаргон. Техники эти настолько просты, что я мог бы описать их безо всякого теоретического обоснования. Однако в этом случае в вашем сознании может возникнуть сомнение в их эффективности, каковое, в свою очередь, может передаться вашему «клиен­ту», что не самым лучшим образом скажется на резуль­татах процедуры. В связи с этим позволю себе некоторое теоретическое отступление.

По бытующему в НЛП определению, якорение — это привязка реакций и состояний человека к некоторым • шпалам для последующего воспроизводства и использования. То есть некий процесс (операция, действо), посредством которого какой-то стимул прочно увязывается о этими самыми реакциями и состояниями и в результате становится как бы «кнопочной», запускным моментом их появления (в нейролингвистическом программирова­нии этот сигнал или стимул называется триггер).

Дело в том, что мы (или, точнее, наш мозг) учимся (он учится) посредством ассоциаций, которые возникают на основе имеющегося опыта. Ассоциирование это может возникать как сознательно, так и бессознательно. На­пример, с самого раннего возраста мы сознательно ус­ваиваем связь между красным сигналом светофора и не­обходимостью прекратить движение. Со временем, связь эта становится совершенно бессознательной, и мы оста­навливаемся «на красный», даже не успев осознать, по­чему мы остановились. Это, как вы поняли, сознатель­ное усвоение искусственно заданной ассоциации, после которого красный сигнал светофора становится якорем, или триггером, запускающим теперь уже бессознатель­ную реакцию «Стоп!». Однако куда больше ассоциаций у нас возникает естественным и зачастую просто бессозна­тельным образом. Например, вам достаточно всего один раз ни с того ни с сего, но как следует испугаться како­го-нибудь паучка, чтобы впредь один лишь вид восьми-ногого существа стал для вас устойчивым якорем (триг­гером) реакции страха. По сути, вся наша жизнь — это сплошное якорение, а наши реакции и состояния оказы­ваются как бы запрограммированы всеми этими созна­тельно и бессознательно созданными позитивными и не­гативными якорями. Звуки любимой мелодии вызывают у нас подъем настроения. Звонок будильника заставляет выныривать из бессознательных пучин сна. А только лишь образ оскорбившего нас человека немедленно воз­вращает нам тяжелое чувство обиды.

Здесь, пожалуйста, обратите внимание на то, что все эти якоря срабатывают как бы автоматически. Поэтому мы очень часто меняем свое состояние, реагируем и дей­ствуем (позитивно и негативно) без нашего сознательного контроля. И зачастую даже не понимаем, что именно заставило нас так поступить или отчего у нас вдруг ис­портилось настроение. А все очень даже просто: наше бессознательное заметило соответствующий якорь. И

среагировало на него в соответствии с давным-давно или совсем недавно сложившейся ассоциацией.

Пока — достаточно, ибо к возможностям, таящимся в сознательном использовании психотехнологий якоре-ния мы еще не раз вернемся в этой книге (например, уничтожая триггер запуска наркотического поведения или добавляя НЗ-субъекту с помощью так называемого ресурсного якорения необходимые ему состояния и ре­акции). Как вы уже, наверное, поняли, хитрые энэлперы давно уже научились сознательно использовать якоря для вызова нужных «по делу» состояний и реакций. И то, что вам нужно сделать, можно представить в виде следующей схемы. Итак, в психике близкого вам нарко­зависимого субъекта мирно уживаются две не взаимо­действующие идентичности, что чисто условно можно представить так:

1. Пространство психики человека

2. «Трезвая» идентичность

3. «Пьяная» идентичность

То, что мы собираемся получить, будет выглядеть уже по-другому

1. Пространство психики человека

2. «Трезвая» идентичность

3. «Пьяная» идентичность

4. Связи между идентичностями

Делается же это в самом общем виде так. Мы якорим проявления «пьяной» идентичности, с тем чтобы всегда могли как бы «вызвать» ее, «включив» соответствую­щий якорь. После проверки качества якорения, делаем то же самое для «трезвой» идентичности. А затем одно­временно «включаем» оба якоря, в результате чего два ранее независимых и по очереди появляющихся невро-

логических процесса в нейросети человека (соответст­вующие двум его идентичностям) вызываются одновре­менно и просто вынуждены хоть как-то слиться. То есть в идеале (при хорошей работе) вообще должно получить­ся нечто совсем иное: новая, целостная и слитная иден­тичность человека без его деления на «трезвую» и «пьющую» части.

1. Пространство психики человека

2. Новая идентичность

Вот для достижения этого самого идеала (или хотя бы приближения к нему) я и предлагаю вам сначала сделать технику скрещивания якорей, а потом допол­нить ее четырехшаговым рефреймингом. Первая из этих техник делается так.

1. Попросите НЗ-субъекта сесть поудобнее и вспом­нить ситуацию, в которой ему страстно хотелось «принять на грудь», глотнуть или уколотьсяпросто вспомнить, ничуть ее пока не переживая.

2. Теперь предложите ему мысленно войти в эту ситуацию, как бы «заняв» свое тело (т.е. обязательно должен присутствовать следующий важный момент: все происходившее там он должен видеть, как говорят энэлперы, ассоциировано — т.к. как бы из своих глаз — а не диссоциировано — наблюдая за собой со стороны) и ощутить все то, что он ощущал там и тогда. Попро­сите НЗ-субъекта в момент, когда эти самые ощуще­ния начнут достигать пика, кивнуть вас.

3. А сейчас, предварительно выбрав место постанов­ки якоря (лучше всего для этого подходят колени, кисти рук и плечи), сразу после того, как он вам кивнет, при­коснитесь к данному месту и на 1-3 секунды задержите на нем руку. Повторите все, описанное в пунктах 2-3, несколько разв начале от 5 до 7. При этом поста­райтесь запомнить выражение лица, направление взгля-

да, позу и характер дыхания вашего «клиента» в мо­мент, когда он переживает пик ощущений.

4. Проверьте постановку якоря, для чего, немного <)иже отвлекая внимание НЗ-субъекта, прикоснитесь к месту якоря так, как вы это делали в момент его по­становки. И если вы обнаружите появление в выраже­ниях его лица, направлении взгляда, позе и характере дыхания нечто весьма похоже на то, что вы видели во время переживания им пика ощущений, считайте, что дело сделаноякорь вызова «пьяной» идентичности нами поставлен. Учтите, однако, что иногда для того, чтобы она появилась, якорь приходится удерживать не I -3, а 5-10 секунд.

5. Теперь пересадите «клиента» на другой стул (:)то важно, ибо первое место его сидения уже само по себе может стать якорем) и попросите его вспомнить ситуацию, в которой он был полон решимости начать новую жизнь, навсегда завязать, отказаться от про­клятого зелья и т.п. А после того, как он эту ситуа­цию отыщет, поставьте якорь «трезвой» идентично­сти по схеме, аналогичной описанной в п. 2-3 (и, есте­ственно, на другом плече, колене или другой кисти). Точно так же проделайте это несколько раз и запом­ните внешние признаки, сопровождающие появление пика ощущений.

6. Опять-таки проверьте постановку якоря так, как это описано в п. 4.

7. А теперь внимание: мы приступаем к главному. Одновременно нажмите на два якоря и держите их до тех пор, пока не произойдет слияние или, по крайней мере, «соединение» идентичностей. Заметить этот момент можно довольно-таки легко. Скорее всего, сразу же после одновременного включения двух якорей у ва­шего НЗ-субъекта возникнет так называемая лицевая асимметрия, когда две половины его лица станут за­метно отличаться друг от друга. Так вот, когда его лицо как бы сгладится (что часто сопровождается от­четливо отличающимся от прежних глубоким вдохом или выдохом, изменением позы на более расслабленную и т. п.), это и будет служить для вас свидетельством слияния или соединения идентичностей. Обычно этот процесс занимаем 40-50 секунд, но у меня был нарко­ман, который пытался отнять руки, на которых были поставлены якоря, в течение целых 15 минут, а после сразу обмяк, расслабился и зарумянился (сами пони­маете, почему).

8. Поскольку в момент скрещивания якорей ваш клиент впадает в частичный, а иногда даже и «полно­ценный» транс (гипнотическое состояние), используй­те время слияния идентичностей для соответствую­щих внушенийно вот только упаси вас бог от сугге­стии с отрицанием типа: «Тебе больше никогда не за­хочется уколоться». Будет лучше, если вы скажете следующее:

«И пока ты испытываешь эти чувства, ты мо­жешь обнаружить, что существует прямая связь между тем, насколько интенсивны эти чувства, и тем, насколько быстро ты получишь для себя новые варианты поведения, которые нужны тебе Зля того, чтобы решить проблемы, связанные с употреблени­ем наркотиков или алкоголя». Именно так, а не ина­че: слово в слово.

Или, если этот текст (кстатитак сказать, «классический») кажется вам слишком заумным, мо­жете использовать упрощенный его вариант:

«Ты сможешь найти такие варианты и способы поведения, которые позволят удовлетворять себя в той же степени, какой ты достигаешь с помощью алкоголя или наркотиков».

Повторяйте этот текст (несколько раз) все время слияния идентичностейна выдохе вашего НЗ-су-бъекта и по возможности в такт его дыханию. Но только, ради бога, не уподобляйтесь карикатурам на классических гипнотизеров, коими заполнены кино- и телеэкраны — т. е. не делайте «зверское» лицо, не пяльтесь «клиенту» в переносицу и уж тем более не смотрите демоническим взглядом с расширенной глаз­ики щелью. Ибо все это совершеннейшая чепуха, абсолютно ненужная в новой, так называемом эриксоновском (no имени ее создателя Милтона Эриксона), гип­нотерапии.

11оскольку скрещивание якорей является первой (и ВХОДНОЙ) и всего комплекса процедур психологической реабелитации наркозависимых субъектов, к данной тех­ника вам следует отнестись со всей серьезностью. В принципе, не будет ничего страшного, если вы в первый МО потерпите относительную неудачу (относительную — Питому что, как говаривал один из моих учителей, блестящий гипнотерапевт Э. Росси, худшее, что здесь может произойти — так это то, что ничего не произойдет). Од­ин ко в этом случае вы можете потерять столь необходи­мое для успешной психотерапии доверие: и «клиента» к ним, и вас к себе. Потому будет лучше, если вы вначале потренируетесь (на самом себе), воспользовавшись опи-■чшием техники скрещивания якорей, сделанной в раз-дмточных материалах к семинарам по НЛП Института Групповой и Семейной Психотерапии (ИГИСП).

1 Сядьте поудобнее, вспомните случай, когда вы пыли особенно уверены в себе, полны творческой энергии или компетентны (выберите что-то одно).

2. Заякорите это воспоминание на своем правом ко-ч с не легким нажатием своей правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в момент, когда вы наи­более интенсивно переживаете данное воспоминание.

3. Теперь вспомните какую-либо ситуацию из своей деятельности, в которой вы не уверены, вялы или ком­петентны (так же пока выберите что-то односо­ответствующее). Установите якорь левой рукой на левом своем колене.

4. Двумя руками одновременно нажмите на оба яко­ря. В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо интегрировать их. Ресурсное и нересурсное поведение (состояние) сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше воспринималась как проблемная и/или менять состоя­ние с некомпетентного на более компетентное.

5. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию или вашу компетенцию в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче стать ресурсным в данной ситуации (по мере того, как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния). И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно ис­пытать «ресурсность», попав в соответствующую проблемную ситуацию.

И еще одно. Центральным моментом в процедуре скрещивания якорей является их постановка. Поэтому приведу вам важнейшие условия постановки надежных якорей, описанных еще одним моим учителем — дирек­тором ВС NLP Neuro-Lingvistic Programming Institute М. Аткинсон (по материалам семинара «Нейро-лингвис-тическое программирование в работе с семьями Центра практической психологии (ЦПП) «Катарсис»).

1. Чтобы вызвать желаемый отклик в состоянии и клиенту, и вам, полезно использовать соответствую­щие поведенческие аспекты (адекватные искомому со­стоянию позы, жесты и т. п.), выражения лица, а также тональные, ритмические и содержательные (слова) характеристики голоса и речи.

2. Необходимо, чтобы клиент при якорении состоя­ния использовал одно особенное событие, а не серию ин­цидентов.

3. Следует обязательно ассоциировать клиента с его опытом — т.е. чтобы он вновь переживал прямо сейчас связанное с якорением событие, а не просто ду­мал о нем.

4. Необходимо устанавливать якорь на наи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.163 (0.017 с.)