Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение места ценности в иерархииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Найдите ценность, которой не хватает в вашей иерархии или ту, которую вы хотите поднять повыше (как вы помните, я предложил «здоровье», но вы можете использовать и любую другую подходящую). Спросите себя, что это изменение вам дает и что произойдет в результате. Как изменится ваша жизнь во всех ее контекстах? Если удовлетворяющим вас образом, то решите, куда стоит поместить ценность. 2. Определите су б модальности в картинке, когда вы думаете об этой ценности. 3. Найдите су б модальности ценности, расположенной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, тогда определите состояние второй ценности). 4. Теперь измените субмодальности ценности так, чтобы они отвечали требуемым для положения 3. 5. Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и еще раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни. Теперь внимание: начинается нечто интересное. Спросите своего подопечного, где в пространстве между крайними ценностями он видит ценность «Наркотики» или «Алкоголь». И, не удивляясь тому, что эти в общем-то «гадкие» ценности оказались столь близки к верху иерархии, опустите их в самый ее низ, где прочно закрепите воображаемыми гвоздями или шурупами, дабы они случайно и потихоньку не переместились обратно вверх. Существует еще одна «ценностно-мотивирующая» процедура, базирующаяся, однако, не просто на ценностях, но на тех из них, которые определяют наш выбор и именуются критериями. Эту технику иерархии критериев Р. Дилтса я привожу в несколько упрощенной фор- ме. Однако настоятельно рекомендую вам с ее помощью еще больше усилить мотивацию вашего клиента, ибо данная психотехнология позволяет проработать то, что мешает ему делать нечто, связанное с трезвым образом жизни (по материалам семинара П. Врица «Работа с убеждениями — ИГИСП). 1. Положите на пол четыре листа бумаги, обозначив каждый из них как позиции 1—4 и, может быть, даже надписав так, как это приведено на рисунке (сделав, однако, между листами промежуток, равный небольшому шагу). 2. Попросите вашего подопечного войти в позицию 1 (стать на соответствующий лист) и предложите определить то, что ему хотелось бы делать, но что он, к сожалению, в настоящее время не делает. В данном случае речь, конечно же, идет о действиях, связанных с трезвым в широком смысле этого слова образом жизни. 3. Предложите ему перейти в позицию 2 и определить критерии, которые мотивируют его в желании этого нового поведения. Например, такими критериями могут стать «быть здоровым» или «нормально жить». Попросите «клиента» определить субмодальностные характеристики для каждого из этих критериев — т.е. предложите ему подумать о «быть здоровым» или «нормально жить» и описать, что (и как) он при этом видит, слышит и чувствует. Запишите эти характеристики. 4. Теперь пусть он перейдет в позицию 3 и определить критерии, которые буквально не дают ему измениться. Например, это может быть крайне распространенный критерий, как «не хватает силы воли». Опять-таки определите субмодалъностные характеристики, репрезентирующие (представляющие) этот самый лимитирующий критерий. 5. А теперь в позиции и выявите критерии еще более высокого уровня, которые превосходят лимитирующие критерии и прошлого шага, спросив своего подопечного: «Что может быть достаточно важным, чтобы ты смог проявить силу воли и вести трезвый образ жизни, несмотря на то, что тебе не хватает силы воли». И в случае, если это НЕ ваш супруг(а),но все равно человек семейный, вполне реальным и достаточным может, например, оказаться критерий «ответственность за жену (мужа) и детей». (Однако если это ваша вторая половина или вообще «внесемейный» субъект, ищите что-нибудь другое, но тоже важное). Так же определите субмодалъностные характеристики найденного высшего критерия. 6. Теперь, вернувшись в позицию 1, заякорите желаемое поведение (пусть «клиент» о нем подумает и ассоциируется с этим желаемым), а затем переведите своего подопечного в позицию 4, минуя позиции 2 и 3. И примените обнаруженный критерий высшего уровня ■для преодоления лимитирующего возражения, сказав буквально следующее (для вышеприведенного примера). «Поскольку твое поведение является моделью для твоей (твоего, твоих) жены (мужа) и детей, не проявишь ли ты больше ответственности, если найдешь в себе и проявишь силу воли, чтобы быть здоровым и нормально жить, поддерживая трезвый образ жизни?» 7. Сразу же после этого переведите своего подопечного из позиции 4 в позицию 3 и предложите ему найти способ достижения желаемого поведения так, чтобы оно удовлетворяло критериям всех трех уровней и не нарушало бы критериев лимитирующих. Например, спросите его «Есть ли какая-нибудь программа трезвого образа жизни, которая не требовала бы. большой силы воли и в которой могли бы участвовать твои жена (муж) и дети?» А после перенесите субмодалъностные характеристики критериев высшего уровня на аналогичные свойства лимитирующих критериев и желаемого поведения. А в заключении «мотивирования» НЗ-субъекта я предлагаю вам осуществить очень интересную психотехнологию «отца» продвинутого НЛП — так называемой нейро-семантики™ — М. Холла. Скажите, а что необходимо, чтобы ваш подопечный окончательно завязал? «Нет!» наркозависимости и «Да!» — трезвости? Так вот, именно эта идея — а, точнее, более глубокий ее вариант, заключающийся в том, что человек никогда не скажет «Да!» новому, пока не крикнет «Нет!» старому — и воплощен в нижеописанной технике. В основе ее лежат так называемые «мета «Да!» и «мета «Нет!» — очень сильные и интенсивные состояния неприятия и, соответственно, принятия чего угодно, а также такая интересная вещь как образы — того, что вы хотите убрать, и того, что вы хотите ввести. Как вызвать в вашем подопечном эти самые «мета «Да!» и «мета «Нет!» достаточно подробно описано ниже. А вот что касается «вызывания» соответствующих образов, то здесь вы можете просто предложить «клиенту» подумать о наркозависимости и как-то опредметить или по крайней мере разместить в пространстве то, что при этом видится, слышится и ощущается. Ну а после того, как он скажет всему этому «мета «Нет!», и образ наркозависимости как бы уйдет или растает, аналогичным образом создайте образ трезвости, коему он скажет уверенное «мета «Да!». Привожу алгоритм данной техники использования «мета «Нет!» и «мета «Да!» в режиме прямой инструкции. I. Создайте образ того, чему вы хотите сказать «Нет!» П. Войдите в состояние, в котором вы говорите действительно сильное «Нет!», вспомнив или вообразив что-то, на что вы никогда не согласитесь (например, скорее всего вы скажете категорическое «Нет!» предложениям сбросить ребенка с обрыва или стать гомосексуалистом). Повторяйте это «Нет!» снова и снова — до тех пор, пока не почувствуете это состояние всем телом или у себя внутри. Дополните данное состояние позой, наклоном или движением головы, дыханием, жестом руки и голосом. III. Уничтожьте нежелательное с помощью вашего «мета «Нет!». Войдите и состояние вашего действительно сильного «Нет!» и, ощущая его полностью и совершенно, скажите его тому, что вы не желаете сохранять в своей жизни. Повторяйте это «Нет!» до тех пор, пока не ощутите, что это самое нежеланное более не управляет вами и как бы стерлось или даже просто исчезло из вашего сознания. IV. Создайте образ того, чему вы хотите сказать «Да!». V. Войдите в состояние энергичного и мощного «Да!», вспомнив или вообразив что-то, что вы безоговорочно принимаете — безо всяких колебаний и сомнений. Повторяйте это «Да» до тех пор, пока не ощутите это состояние всем телом или у себя внутри. VI. Введите желаемое в свою жизнь и психику с помощью вашего «мета «Да!», повторяя его до тех пор, пока не ощутите, что вы целиком и полностью приняли все это. VII. Осуществите подстройку к будущему, представив, как теперь будет протекать ваша жизнь. Закончите же работу этого, третьего шага следующей притчей, которую, разумеется, вы расскажете своему по- допечному вдумчиво и раздумчиво (по: Д. Гордон. «Терапевтические метафоры»). «Однажды царь решил подвергать испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, поданные мои, — обратился к ним царь, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку — такому огромному, которого еще никто никогда не видел. «Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь. Одни придворные только качали головами. Другие стали разглядывать замок, но вскоре признались, что не смогут его открыть. А раз мудрые потерпели неудачу, остальные придворные сразу признали, что задача им не под силу. Но один визирь подошел к замку из толпы. Он стал внимательно разглядывать и ощупывать замок, затем попытался подвигать его, и вдруг одним рывком открыл замок! Он был просто не замкнутым. Тогда царь объявил: «Ты получишь должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку». Шаг 4. Устранение неэкологичных убеждений Ну и как теперь у вас там — каковы предварительные результаты вашей работы? Скорее всего, весьма положительные, ибо после создания мотивации на трезвость, тот самый абсолютно необходимый для успешного возвращения в жизнь момент воздержания стал для вашего подопечного куда как менее вынужденным. Что само по себе хорошо, отрадно и весьма полезно, ибо ежели у человека есть желание вести трезвый образ жизни, зачем ему тогда пить или колоться? Так вот — не обольщайтесь. Потому как при наличии даже и не очень сильного желания, практически любой НЗ-субъект легко найдет ответ на вопрос, зачем очередной раз нырнуть в наркозависимость. Да затем, что ТАК ПРИНЯТО — согласно неписанным, но ох же каким действенным, нормам общества, компании или «тусовки», в коих он имеет четь состоять. А нормы эти он принимает, причем так, что они давно уже стали его собственными убеждениями, без устранения которых ваш подопечный запросто сорвется в ситуации этим убеждениям соответствующим (именно поэтому, например, так чреват у алкоголиков срывами Новый Год и некоторые другие праздники, целиком и полностью отвечающие различным вариантам глобального «верования»: «Веселье Руси есть пити!»). В связи с чем далее вам предлагается • выявить основные связанные с трезвость ограничивающие убеждения вашего подопечного, • определить их экологичность, • трансформировать старые и внедрить новые — уже экологичные — убеждения, • усилить «Я» клиента за счет программирования соответствующих верований о самом себе. Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно «но». К сожалению, основной функцией убеждений является стимулирование человека на непрерывный поиск их (убеждений) подтверждения. То есть на яростное (особенно — если заденут «за живое») стремление еще раз подтвердить, что это вот убеждение — истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат — удивительно странная жизнь большинства из нас — в темноте и тесноте собственных убеждений. «Вглухую», когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И «вслепую», когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же «узревает» все, что это убеждение подтверждает — даже если там нет ничего подтверждающего... Получается, что библейское «каждому по его вере» (что в современном переводе значит «каждому в соответствии с его убеждениями»), действительной является абсолютной — внепространственной и вневременной — истиной, которую даже многие верующие христиане не понимают до конца и, собственно, смысла (этой истины). А ведь все очень и очень просто. Мы получаем в этой жизни то, во что верим. То, в чем убеждены. Ибо именно убеждения резче и четче всего селектируют нашу действительность и деятельность на «возможно» и «невозможно». Что порождает ее подразделение на «будет, состоится» и «не будет, не состоится». И если мы твердо говорим себе «это возможно», сколь бы головоломным не было то, к чему мы приступаем, оно действительно окажется возможным. А если мы, наоборот, твердим «это невозможно», любое, самое пустяшное, дело окажется трудным и неосуществимым. По своей сути убеждение представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение — это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т. е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т. д. и т. п. А раз так, вам просто необходимо обнаружить основные убеждения своего «клиента»: о себе, о мире, о людях и, конечно же, о наркотиках и наркозависимости (о них, пожалуй, в первую очередь). И те из них, которые не только помогут, но просто помешают ему жить трезвой жизни (возможна ли она, если например, человек исходит из убеждения «Наркотики — это навсегда» или «Трезвость — удел слабаков»), вам придется переделать в экологичные с помощью методов, описанных далее. Как именно обнаружить неэкологичные, препятствующие трезвости, убеждения вашего подопечного? С помощью двух нижеприведенных психотехнологий — анализа сопротивлений и исследования представлений. Но не одной из них, а обеих сразу. Дабы вы были уверены в том, что все без исключения НЗ-убеждения вашего «клиента» были выведены вами «за ушко да на солнышко». В первом случае попросите своего подопечного вписать в пробелы все те мысли, которые возникнут у него при чтении нижеприведенного текста. И очень может быть, что тогда вы получите весьма интересный список убеждений, как бы сопротивляющихся трезвому образу жизни. Дабы вы могли дополнительно воспользоваться этой техникой анализа сопротивления со стороны собственных убеждений (название мое), в любой сфере или области жизни своего «клиента», где он как бы зашел в тупик и оттого-то пьет или колется, я сохраняю в неприкосновенности исходный текст, и вы, соответственно, вместо слов «то, чего хочу» ставите «трезвость» (по: Р. Дилтс. «Фокусы языка»). Если я получу то, чего хочу, то____________________ (Что вы можете потерять или что может пойти не так, если вы получите то, чего хотите?) Получить то, чего я хочу, будет означать для меня________________________________________________ (Что плохого для вас или других людей в том, что вы получите то, чего хотите?) Из-за того, что_________________________________ все остается по-прежнему. (Что мешает ситуации измениться?) Если я получу то, чего хочу, то______ (Какие проблемы может вызвать то, что вы добьетесь того, чего хотите?) Ситуация никогда не изменится, потому что_______ (Какие ограничения или препятствия удерживают ситуацию в нынешнем состоянии?) Я не могу получить то, чего хочу, потому что______ (Что мешает вам получить то, чего вы хотите?) Невозможно получить то, чего я хочу, потому что __ (Что делает для вас невозможным получить то, чего вы хотите?) Я не способен получить то, чего хочу, поскольку___ (Какой личностный недостаток мешает вам получить желаемый результат?) Лучше уже не будет, потому что _____________ (Что будет всегда мешать вам добиться успеха?) Теперь перейдем к следующей психотехнологии. То, как с помощью данной техники определения убеждений с помощью исследования представлений по теме Д. Леонарда и Ф. Лаута (название опять-таки мое) можно выявить собственные верования, можно понять с помощью нижеприведенного описания, в коем для тех, кто, например, решил выяснить собственные убеждения по теме «работа», данные авторы рекомендуют следующее (по: Д. Леонард, Ф. Лаут. «Ребефинг»). «Выберите момент, чтобы проверить поток Ваших представлений о работе и о Вашей работе. Выпишите 10 мыслей о работе вообще и еще 10 о Вашей работе в частности. Найдите несколько минут, чтобы просмотреть список, который вы сделали. Мысли, которые вы записали, наиболее вероятно, отражают шаблон Вашей позиции по отношению к работе вообще и к Вашей работе в частности. Это вполне возможно, что составленные Вами списки содержат некоторые мысли, которые не поддерживают в вас удовольствие от работы. Вы можете использовать простой процесс инверсии, чтобы превратить мысли, которые вас не поддерживают в аффирмацию, которая будет способна изменить ваши нынешние мысли (об аффирмациях и технике аффирмирования подробнее см. далее — С. К.). Например, если одна из мыслей в Вашем списке гласит «Работа тяжела», то аффирмация посредством инверсии будет «Работ легка»; или если одна из мыслей «Моя работа есть то, что я вынужден делать», то вы по- лучите аффирмацию «Так как я выбрал мою работу, ош приятна мне»... Словарь определяет «работу» как усилие для выпол нения чего-то; словарь так же определяет «работу» ка* функцию или операцию. Чем более вы будете рассмат ривать Вашу работу как благоприятную возможное^ действовать на пользу службы обеспечения в мире, тел более радостной она будет». Вполне понятно, что именно подобным образом ват. нужно исследовать представления вашего подопечногс по теме «трезвость». После того, как вы определили основные ограничи вающие убеждения вашего НЗ-субъекта, настала пора ю устранять и/или трансформировать. Однако не сомнева юсь, что наряду с убеждениями, формулировка и смыс.1 которых вызывали у него ощущение легкого ужаса («Бо же, и я с этим жил!»), есть в списке и такие, которьи «клиент» не очень-то и желает признать ограничиваю щими. Что ж, тогда предложите ему проверить все эт! верования (каждое из них!) на экологичность. То есть н; то, как — позитивно или негативно — оно определяв' его жизнь. Сделать это не так уж и сложно, если, сохра няя бесстрастность, отстраненность и холодную анали тичность, ваш подопечный осуществит анализ экологии ности убеждения по технике логического квадрата уже, между прочим, известного вам. Для того, чтобы он это сделал, вам необходимо всегс навсего, записав обнаружившееся убеждение в предне значенном для него месте, предложить заполнить четыр «клетки» логического квадрата, отвечая на записанные них вопросы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.123.220 (0.014 с.) |