ТОП 10:

Алгоритм НЛП-терапии наркотических зависимостей



Ковалев С. В.

К56 Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотиче­ских зависимостей. — М.: «КСП+», 2003, 256 с.

ISBN 5-89692-082-2

 

В этой книге известного Мастера НЛП, одного из создате­лей новой научной дисциплины — нейросинергетического про­граммирования — (НСП), а также автора системного нейро-программирования как версии продвинутого НЛП, рассказы­вается о том, как с помощью системы психотехнологий сов­ременного нейролингвистического программирования достичь экзистенциального или, иначе, «земного» совершенства, за­дающего и создающего эффективность и результативность жизнедеятельности любого человека.

В книге приводятся системные описания множества тех­ник НЛП, часть из которых никогда не была представлена в литературе по нейролингвистическому программированию и является результатом как собственных разработок автора, так и ремоделирования психотехнологий «продвинутого НЛП».

Книга предназначена для специалистов в области практи­ческой психологии, психотерапии и смежных областей, а так­же для широкого круга читателей, интересующихся пробле­мами человеческого совершенства, личностного роста и разви­тия, а также нейролингвистического программирования.

ISBN 5-89692-082-2

©Ковалев С. В., 2003

© Издательство «КСП+», 2003

Предисловие

Вы открыли эту книгу не случайно, а скорее всего, по­тому, что слово «наркозависимость» имеет для вас весь­ма глубокий личностный смысл. И вы либо человек, ко­торый в силу каких-то обстоятельств — профессиональ­ных или родственных — вынужден постоянно быть в контакте с людьми или «отдельно взятым», но близком вам человеком, страдающим от наркомании или алкого­лизма. Либо бывший наркоман или алкоголик, «всу­хую» расставшийся со своим пагубным пристрастием и до сих пор так и не вписавшийся в нормальную жизнь.

Так вот — ЭТА КНИГА ИМЕННО И ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС. Для тех, кто хочет избавить от наркомании и ал­коголизма другого человека (неважно, по профессио­нальному, либо просто человеческому долгу). И для тех, кто желал бы навсегда избавиться — и от проклятого зелья, и от связанных с его употреблением последствий. Ибо в ней рассказывается о целостной системе психо­логической реабилитации наркозависимых субъектов, позволяющей излечить примерно каждого третьего наркомана и двух из четырех алкоголиков.Вам ка­жется, что этого мало? Но тогда вы просто не в курсе, и даже не подозреваете, что в нашей стране 5% исцелен­ных из страдающих наркоманией и 20% из стремящих­ся избавиться от алкоголизма считается очень хорошим показателем. И это при том, что я предлагаю вам сде­лать это за чисто символическую плату (стоимость дан­ной книги), а не за многие тысячи долларов, которые с вас затребуют в широко рекламирующих себя (за ваш, между прочим, счет) центрах избавления от наркозави­симости. Что, вы просто боитесь? Но ведь худшее, что может произойти, так это то, что ничего не произойдет. Вот только помните, что, как писал Ф. Бэкон: «Опас-

Семь шагов от пропасти

ность не совершить попытку и опасность испытать не­удачу не равны. Ибо в первом случае мы теряем огром­ные блага, а во втором — лишь небольшую человече­скую работу». Что же касается того, сможете вы или нет... Знаете, в нейролингвистическом программирова­нии (НЛП) — удивительной науке, которую я здесь представляю — давно уже постулировано, что лучший способ обнаружить то, на что вы способны, заключается в том, чтобы просто притвориться, что вы действительно способны, и сделать то, что задумано. Статистика НЛП показывает, что примерно в девяти случаях из десяти такового вот притворства оказывается вполне достаточ­но, чтобы, так сказать, «смочь». Однако все те же энэл-перы (специалисты по нейролингвистическому програм­мированию), не без ехидства утверждают, что если и по­ка вы верите, что нечто невозможно, вы на самом деле просто никогда не обнаружите, возможно ли это. Так что лучше попробуйте. Купите эту книгу, внимательно озна­комьтесь с ее содержимым и приступайте к работе. И очень может быть, что в этом случае наркозависимость станет не лейтмотивом и проклятием всей вашей и близ­кого вам (опять-таки: профессионально или личностно) человека, но только лишь небольшим и прошлым эпизо­дом из вашей и его биографии...

 

Основные идеи и посылки

«Книги имеют свою судьбу» — утверждали древние римляне. И были совершенно правы. Ибо я никак не со­бирался писать эту книгу — как говорится, ни сном, ни духом. До тех пор, пока на защите моей докторской дис­сертации, где я весьма респектабельно, но достаточно активно пропагандировал методы нейролингвистическо-го программирования (с ним вы вскоре познакомитесь буквально «вплотную»), один из членов ученого совета не задал мне вопрос о том, насколько применимы психо­технологии НЛП к лечению наркозависимостей. Смею заверить вас, что ответ мой бы и честным, и откровен­ным. «Вполне применимы — сказал я — вот только эф­фективность их здесь заметно ниже». «Это как?» — по­интересовался все тот же член ученого совета. «Ну, во-первых — ответствовал я — статистика показывает, что если в обычных случаях психотерапии мне удается до­биваться полного исцеления примерно в 75-80% случа­ев, то здесь картина куда как более удручающая — где-то около 40-45%*. Во-вторых же — добавил я — лечение это, как правило, очень долгое...». «Насколько долгое?» — не отставал член ученого совета. «По все той же моей статистике на решение локальной проблемы клиента обычно три двухчасовых сеанса. При работе же с нарко­манами их обычно бывает от шести до двенадцати». Так вот, сразу же после того, как счетная комиссия закончи­ла подсчет и наступило время поздравлений, этот самый член ученого совета подошел ко мне, отвел в сторону и, приведя те самые цифры, которые вы прочитали в пре­дыдущем разделе, сказал: «Вы хоть понимаете, что получается? Выходит, что ваши методы, как минимум, в восемь раз эффективнее всех прочих! А ведь наркома­ния — это чума и бич XXI века, которая уничтожит че­ловечество куда вернее и быстрее, чем любая глобальная экологическая катастрофа...». И тогда я понял, что про­сто должен написать эту книгу.

* Надо сказать, что дабы «не дразнить тигров», я здесь сильно поскромничал.

Почему именно книгу? Да потому, что сейчас мне придется открыть вас страшный секрет: как психотера­певт я не люблю работать ни с наркоманами, ни с алко­голиками (так что упаси вас боже принять все вышена-писанное за саморекламу). Ибо считаю их людьми, кото­рые куда более, чем другие, сами виноваты в постигшем их несчастье. Поэтому психотерапию наркозависимостей я осуществляю в, так сказать, эксклюзивном порядке: только по большой просьбе и только в том случае, если данный конкретный алкоголик или наркоман меня в чем-то заинтересовал в силу еще не угасшей в нем «искры божей». Однако отнимать у людей еще одну воз­можность избавиться от алкоголизма или наркомании я, конечно же, просто не имею права. Хотя никоим обра­зом не претендую на исключительность того, что делаю и предлагаю: есть методы, которые работают не хуже, а, например, «конечная» эффективность, так сказать, по­веденческой терапии в своеобразных лагерях строгого режима (точнее — спартанского образа жизни для нар­козависимых людей), многие их которых организовали бывшие наркоманы, ничуть не ниже, а то и выше.

Теперь постараюсь изложить необходимый для вас минимум сведений — но только не тех, которые ныне стали уже расхожими. Да, чисто физиологически можно говорить о некой генетической или физиологической предрасположенности к алкоголизму и наркомании, причем если в первом случае часть населения и страны, и мира, еще имеет (или имело) какой-то иммунитет, то во втором этого иммунитета, похоже, не было вообще (кстати, стремительная алкоголизация России как раз и может отчасти объясняться ростом числа смешанных браков — в том числе с народностями, у которых изначально отсутствовал этот иммунитет). Да, чисто психоло­гически, рост числа и алкоголиков, и наркоманов, мож­но объяснить неустроенностью и (или) обессмысленно-стью нашей жизни; сокрушительной ломкой привычных норм, стереотипов, укладов и даже образов жизни; когда и алкоголь и наркотики, становятся как бы вторично выгодны, ибо добавляют устойчивости и спокойствия этому неустойчивому и неспокойному миру (точнее, че­ловеку в этом мире) — смею напомнить, иллюзорных и чреватых большими последствиями. И вообще — если бы я хотел писать теоретическую работу, то как выпуск­ник МГУ тех лет, когда он был еще кладезем методоло­гии (а заодно и как просто поклонник системного подхо­да), прямо сейчас и на многих страницах расписал бы перед вами четырехклеточную матрицу «Причины нар­котизации населения мира» следующего вида.

 

  Объективные Субъективные
  Например, нестабильность социально-экономической - обстановки Например, коренная ломка, привычных норм и стереотипов поведения
Внешние -  
     
     
  Например, плохие условия жизни и /или отсутствие работы Например, отсутствие целей и смысла жизни -
Внутренние    
     
     

После чего, перечислив и описав полное содержание каждой клетки или сектора благополучно почил бы на лаврах очередной теоретической монографии (а что — любая из этих самых клеток или секторов по объему «тянет», как минимум, на главу, если не часть). Но я человек практический, который слишком хорошо знает, что столь любимые вопросы нашей академической науки «Что?» и «Почему?» (например, «что за напасть проис­ходит?» и «почему эта напасть происходит?») далеко не всегда дополняются или заканчиваются вопросом «Как?» («Как от этой напасти избавиться?»). Более того, я знаю и то, что, сплошь и рядом, попытки ответов на вопросы «Что?» и «Почему?», начисто устраняют воз­можность получения ответа на вопрос «Как?». В то вре­мя как грамотно заданный вопрос «Как?», позволяет вообще не искать ответы на вопросы «Что?» и «Почему?»...

Так вот, во всей этой катавасии с теоретическими причинами наркотизации человечества меня лично ин­тересует единственный аспект. То, что с помощью алко­голя (меньше) и наркотиков (больше), практически лю­бой человек может на время «включить» так называе­мый нейросоматический контур человеческого мозга — точнее, ту его часть, которая отвечает за состояние сен­сорно-семантического блаженства. И на первых порах (после первого «прихода») это действительно «кайф», по сравнению с которым все наше серенькое и будничное существование кажется не стоящим и ломанного гроша. Но в том-то и дело, что с помощью наркотических ве­ществ человек не открывает, а как бы «взламывает» «дверь» к этому самому «блаженству». Ибо открытие данной «двери» возможно только как результат специ­альных духовных практик и психотехнологий — особым образом организованного личностного роста человека (поскольку у большинства людей нейросоматический контур как бы дремлет и полноценно включается только после достижения субъектом иного — более высокого, чем обыденный — уровня развития). А дальше происхо­дит двоякий процесс этакого противоборства. Своеобраз­ная битва, ареной которой становится, человеческая психика. С одной стороны, есть кайф и есть ломка. И очень хочется снова испытать этот кайф, но не ощутить данной ломки. Все это в конечном счете (и, кстати, очень быстро) формирует систему бессознательных про­грамм мозга, направленных на осуществление наркоза­висимого поведения (именно так: бессознательных, а значит не поддающихся сознательному контролю). С другой стороны, у каждого из нас есть так называемое Высшее или Истинное Я (своеобразный полномочный представитель Бога в нашей душе), который бдительно следит за тем, чтобы наша личность развивалась разум­ным и экологичным путем (хотя в большинстве случаев предпочитает не вмешиваться в процесс, а только лишь контролировать его). Наркотизация к таким путям, без­условно, не относится, и поэтому в следующий раз для «взламывания» «двери блаженства» требуется уже за­метно большая доза (да еще и кайф становится слабее, а ломки — круче). И так раз за разом, до тех пор, пока не произойдет следующее — весьма печальное. Предпри­нявшее все попытки к образумливанию обезумевшего наркомана (повсеместно) или алкоголика (заметно реже) Высшее Я холодно и отстраненно принимает следующее решение: Дальнейшее существование данного индивида (и самого Истинного Я в этом индивиде) представляет­ся нецелесообразным. И тогда включаются специаль­ные глубинные (и тоже бессознательные) программы са­моуничтожения, и наркозависимый субъект кончает с собой любым доступным ему образом. Именно доступ­ным — столь сильна в нем в этот момент жажда смерти, прекращения этого невыносимого и бессмысленного су­ществования. И я видел наркоманов, которые умудря­лись перепилить себе горло тупой пилой или просто ме­тодично раскраивали свои черепа ударами о бетонные стены...

Из вышесказанного следуют два главных вывода. Первый — это тот, что и вы, и ваш «клиент» или подо­печный (в дальнейшем я буду пользоваться именно эти­ми номинациями и обозначениями) должны четко пред­ставлять себе, куда ведут (и куда могут завести) нарко­тические игры с собственным мозгом (в данном аспекте: «взломанного» нейросоматического контура и «бдящего» Высшего Я). И второй — то, что и наркозависимость, и соответствующее неэкологичное, как говорят энэлперы (т. е. не способствующее нормальной жизни) поведение давно уже стали устойчивыми программами бессозна­тельного НЗ-субъекта («НЗ» значит «наркозависимого»).

Вы, конечно же, знаете о существовании у человека сознательной и бессознательной частей его психики. Од-и важно. НЛП уделяет основное внимание организации этого опыта — тому, как человек строит свой опыт; ка­кие процессы лежат в основе данного построение; и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» нейролингвистического программирования часто предлагают рассматривать использование этой нау­ки как своеобразный образовательный процесс: переобу­чение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими — но далеко не всегда полезными и эффективными («экологичными», как говорят энэлпе-ры). Путем замены старых «программ» на новые НЛП создает более продуктивные формы поведения и реаги­рования на внешние и внутренние условия и обстоятель­ства.

И, наконец, согласно третьему положению НЛП, смысл и предназначение нейролингвистического программиро­вания можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь — телевизор, компьютер и т. п., — то в обязательном порядке требуе­те инструкцию по пользованию этой самой вещью. Ина­че вам просто не удастся воспользоваться всеми возмож­ностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забы­ла, то ли не захотела приложить к этому изделию под­робную инструкцию по пользованию. Соответственно, нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Ин­струкции по управлению мозгом — своим и чужим.

Теперь о методах нейролингвистического программи­рования. Вообще-то, все психотехнологии НЛП можно подразделить на техники низшего, среднего и высшего уровней. В этой книге вы, в основном, будете работать с базовыми методами нейролингвистического программи­рования (хотя и познакомитесь с некоторыми «продви­нутыми»), которые исходят из очень интересного положения: любые сложные психологические явления, происходящие в психике человека, можно свести к системе элементарных процессов и кодов деятельно­сти его мозга, изменение которых в свою очередь изменяет и эти самые психологические явления.

Согласно НЛП буквально все программы психики человека вполне можно как бы разложить на элементар­ные, поддающиеся изменению составляющие, каковые потом можно будет собрать заново — но уже в нужной последовательности. С точки зрения нейролингвистиче­ского программирования, психику человека можно пред­ставить в виде этакого набора элементов типа конструк­тора «Лего». Из данного набора можно собрать практи­чески все что угодно — в том числе, разумеется, и то, что необходимо для трезвого образа жизни (в самом ши­роком смысле этого слова).

Но, к сожалению, во-первых, у многих из нас эта са­мая сборка была осуществлена крайне неудачно, так что в результате получилось черт знает что. А во-вторых, практически у всех, в получившихся (весьма уродливых) «конструкциях» не хватает некоторых весьма важных элементов, которые, по той или иной причине, были на­ми забыты или потеряны. Но элементы эти не исчезли совсем. Они просто спрятались в дальних уголках и глу­бинах нашего бессознательного.

Изучая элементы психики, которые, складываясь в последовательности, и образуют наши программы, спе­циалисты по нейролингвистическому программированию обнаружили, что любой человеческий опыт состоит из ви­зуальных образов и восприятий; внешних и внутренних звуков и голосов; приходящих извне или изнутри ощуще­ний, а также различных логических конструкций. В об­щем-то, сие вполне естественно, ибо как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и за­пах. Наиболее важными являются первые три из них — визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): ло­гический или, иначе, дискретный (Д) — формулы, графи­ки, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Так вот, по НЛП, именно эти самые V, А, К и D — образы, звуки, ощущения и логические модели, называе­мые модальностями, по разному организуясь и сочета­ясь, не только создают наш опыт, но и определяют схемы реагирования или, иначе, способы поведения в мире, яв­ляясь как бы своеобразными кодами программ человече­ской жизнедеятельности. А это значит, что для того, что­бы изменить эти самые программы, вполне достаточно, не особо вдаваясь в то, откуда и как они появились, просто поменять последовательность, организацию или конкрет­ное содержание соответствующих VAKD!

Здесь правда присутствуют еще два момента. Первый — это то, что для кодирования опыта человеческий мозг обычно использует не сами по себе модальности, а их более мелкие характеристики, именуемые субмодально­стями. Например, цвет, яркость, фокусировку и т. п. в визуальной модальности. Громкость, удаленность, на­правление и т. п. — в модальности аудиальной. И тя­жесть, тепло, протяженность и опять-таки т. п. — в ки­нестетической модальности. А второй — так это то, что не всегда все и вся надо разбирать до элементарных со­ставляющих. Ведь для того, чтобы договариваться с кем угодно, иногда просто достаточно (и всегда необходимо) говорить на его языке. Использовать подходящие, при­вычные тому, с кем мы собираемся договориться, выра­жения и коды. Здесь важно то, что, как выяснилось, два полушария человеческого мозга работают совершенно по-разному. Совсем различно осваивают действительность. И «разговаривают» на абсолютно разных языках. Левое полушарие, условно соответствующее сознанию, понима­ет и использует слова и знаки. Правое же, отвечающее и соответствующее бессознательному, «разговаривает» и «мыслит» только образами, символами и ощущениями, причем закодированным вполне определенным образом. В результате, большинство психокорректирующих объяснений, увещеваний и словесных внушений, если и дос­тигают бессознательного, то только посредством сознания и очень-очень нескоро. А в целом ряде случаев попросту не доходят до «блока управления» соответствующим про­цессом (чтобы проверить это, попробуйте точно так же «уговорить» забарахливший компьютер заработать нор­мально). Как вы уже знаете, в нейролингвистическом программировании для этого используются своеобразные коды бессознательного, но что главное, так это то, что в любом случае работа с любой же патологией напоминает в НЛП именно «ремонт» засбоившего компьютера: во­шел в операционную систему, нашел вирус или дефект­ный файл, убрал ненужное, добавил необходимое, пере­загрузил «биокомпьютер» — и все. Быстро, беспроблем­но и с немедленной проверкой работоспособности...

Как будете работать именно вы? Ну разумеется, — вдумчиво и тщательно. По алгоритму, который пред­ставлен в конце этого раздела и который только налер-вый взгляд кажется огромным — официально сообщаю вам, что применение большинства психотехнологий ней-ролингвистического программирования занимает бук­вально считанные минуты. Однако перед этим вы долж­ны обеспечить два условия — и необходимых, и доста­точных. Во-первых, полное усвоение материалов этой книги и даже как бы их проверку на себе. А во-вторых, абсолютное исключение вашего НЗ-субъекта из его при­вычной жизни, дабы он случайно не сорвался не дож­давшись конца исцеления (пусть, например, возьмет от­пуск) — сие, правда, больше относится к наркоманам со стажем, нежели к алкоголикам.

Еще кое-что — столь естественное, что я об этом чуть не забыл. К моменту начала работы ваш подопечный должен быть полностью детоксицирован. Отчетливо по­нимать, что «обратной дороги» для него уже нет, и един­ственный выход — это полный отказ, абсолютная завяз­ка. И быть согласным с тем, что на все время лечения он должен сохранять полный мораторий на нарковещества, что особенно актуально для первых наших шагов.

Отказ от бесплодных

Подходов

Принятие решения начать

 

—> Создание мотивации на излечение —» Слияние «трезвой» и «пьяной» идентичностей —> Создание нового об- раза «Я» —> Наложение «ломки» на «кайф»  
   
> Превращени е проблемы в решение —> Определение и формулирование результата —> Формирование бессознательной готовности к его достижению —> Создание предвари- тельных программ достижения результата  
                 
—> Уничтожение наркозависимости     Установление автоматической связи«триггер нар-козависимого поведения — необходимый ресурс» —> Замена образа и сценария не-экологично- го поведения —> Отделение НЗ-поведения от контекста  
                 
—> Создание неотразимого будущего —> Формирование устойчивой мотивации —> Изменение в иерархии ценностей —> Реализация мета «Нет!» и мета «Да!»  
 
—> Определение препятст- вующих трезвости убеждений —> Оценка эко- логичности этих «верований» —> Трансформация и внедрение экологичных убеждений —> Усиление собственного «Я»  
     
         
> Ресурсирование прошлого -> Слияние конфликтующих частей —» Устранение ограничивающего решения -> Экологизация будущей жизни  
                 
—> Поиск и определение ответственных за наркозависимое поведение частей —» Переопределение или трансформация данных частей —> Создание части или частей, отвечающих за трезвое поведение —> Интеграция или объединение частей про- и контратрезвого образа жизни  
                 
—» Редактирование необходимых реакций —> Оптимизация психо-эмоциональных состояний —> Создание нужных качеств -> Возвращение адекватной самооценки  
               
                 
—) Сущностная трансформация Тени   Переоценка собственной жизни —> Анализ, коррекция и дизайн ситуации и совершенства на логических уровнях —> Создание голографическо го образа новой жизне- деятельности  
         
                         

Трезвость как стиль жизни

 

Ипоследнее. Для того, чтобы предлагаемые воздей­ствия еще глубже проникали в психику вашего «клиен­та» или подопечного, я рекомендую вам как можно ши­ре использовать так называемую технику терапевтиче­ской метафоры. Не вдаваясь в весьма сложную теорию данной процедуры, просто поясню, что с ее помощью, на том самом языке правого полушария, вы как бы неза­метно и исподволь будете вводить в бессознательное НЗ-субъекта некие новые и весьма экологичные смыслы, отношения и реакции — как бы информационные мат­рицы желаемых изменений. И здесь я рекомендую вам использовать как, так сказать, «контекстные» метафо­ры, тексты которых (разумеется, приведенные в данной книге) касаются содержания конкретных шагов исцеле­ния, так и «внеконтекстную» обобщенную терапевтиче­скую метафору избавления от зависимостей, полное опи­сание который вы найдете в «Приложении».

 

А. Спонтанная речь

высказывания (особенно когда нечто говорится «для твоей же собственной пользы»)

советы

ворчание

колкости

пожелания типа «почему бы тебе просто не по­пробовать»

уговоры, просьбы и попытки обосновать свою позицию

призывы к логике и здравому смыслу

брошюры, вырезки из газет, стратегически разложенные или читаемые вслух

молчаливые, полные страдания взгляды: «смотри, какой (какая) я терпеливый (терпе­ливая)» или более насыщенные злостью

постоянно повторяющиеся и болезненные наказания, которые также не приносят резуль­татов или даже вызывают ухудшение.

Г. «Сделай это сам»

Это когда один человек посредством нижеописанных действий и позиций пытается склонить другого к изме­нению его поведения и требует, чтобы другой сделал это сам.

«Ты должен хотеть, чтобы я была доволь­на...».

«Я хотел бы, чтобы ты была более добра ко мне, но приму это только если это будет добровольно».

• «Мне недостаточно, что ты помогаешь мне мыть посуду, я хочу, чтобы ты делал это с удовольствием».

Если мы попытаемся влиять на определенного чело­века так, чтобы он стал более ответственным, более от­зывчивым, разумным, рассудительным, сексуальным и т. д., то, несмотря на наши добрые намерения, мы тре­буем, чтобы он подчинился нашему представлению о том, каким он должен быть. Это удается редко, если вообще удается. В лучшем случае мы получим послуш­ного раба. Однако чаще результатом всего этого явится растущая неспособность проявить ожидаемые качества, злость, бунт, разрыв контакта и ваше поражение. Похо­же на то, что большинство людей просто не очень-то хо­тят слушаться...

Как же вам тогда следует вести себя с вашим подо­печным? Да, в общем-то в соответствии с двумя принци­пами. Д. Карнеги: «Ведите себя с человеком так, как буд­то он уже стал таким, каким вы хотите — и ему ничего не останется, как действительно стать таким!». И Магомета: «Верь в аллаха, но крепко привязывай своего верблюда». В общем, доверяйте, но проверяйте. Однако ни под каким видом не ждите очередного наркотического срыва или за­поя — иначе по так называемом «принципу самооправды­вающегося пророчества» он (они) обязательно насту-пит(ят). Верьте в наилучший исход, и тогда он точно про­изойдет. Однако если срыв и запой все же случится, ни в коем случае не рассматривайте это как конец и крах всего лечения. Рецидивы бывают у любой болезни. Но это вовсе не значит, что она — неизлечима...

Впрочем, будет лучше, если вышеприведенный, столь важный для успеха всего предприятия принцип я для вас, так сказать «алгоритмизирую». Дабы это произош­ло, с некоторыми изменениями приведу технику алго­ритма самоисполняющихся предсказаний, описанную Е. Сидоренко в ее книге «Мотивационный тренинг».

1. Вспомните того человека, который кажется вам недостаточно или неправильно мотивированным (в данном случае это ваш «клиент» или подопеч­ный).

2. Оставьте за порогом сознания все, что вы знае­те об этом человеке и его мотивах.

3. Сосредоточьтесь на том, каким вы хотели бы видеть этого человека. Составьте себе желаемое для вас представление о нем. Какие он дол­жен ставить перед собой цели? Чего хотеть? К чему стремиться"?

4. Добейтесь того, чтобы перед вами (разумеется, в вашем сознании, но буквально «на глазах») воз­ник отчетливый идеальный образ этого человека. Представьте себе, что он уже стал таким, ка­ким вы хотите его видеть.

5. Теперь, отныне и далее, общаясь и взаимодейст­вуя с этим человеком, обращайтесь как бы к вашему идеальному представлению о нем. И будьте уверены, что предсказание самоиспол­нится и этот человек станет ближе к вашему идеальному представлению о нем.

Ну а во-вторых, я собственно и предлагаю вам как следует раскрутить сознательную часть мотивации своего «клиента» (бессознательной мы займемся отдельно). Имен­но раскрутить — потому что сейчас она находится как бы в скрученном до минимальных размеров состоянии, где если что и существует, так только сегодняшний день, в который можно либо принять и уколоться, либо («ладно уж!») нет, но совсем непонятно — зачем и для чего...

Чтобы преодолеть это своеобразное короткое замыка­ние вашего подопечного, я рекомендую вам воспользо­ваться техникой логического квадрата, в котором, как известно, еще с времен Р. Декарта любые два понятия А и В могут «сочетаться» четырьмя возможными способами:

 

АиВ

А и не В

не А и В

не А и не В

Что может быть представлено в виде условного квад­рата, который я ради удобства как бы перевернул на 45° супротив оригинала

 

АиВ А и не В
не А и В не А и не В

 

Казалось бы, что этот логический квадрат — совер­шенно «софистическая» конструкция, не имеющая ни малейшего практического приложения. Однако это со­вершенно не так. Дело в том, что каждый из его четырех секторов в психологическом плане представляет собой как бы четыре альтернативы, из которых человеческий мозг в силу свойственной ему экономности обычно вос­принимает и использует только одну. И загоняет своего владельца в ловушку, из которой тот может и не вы­браться.

Предположим, например, что в качестве А у нас вы­ступает то, что случится, если произойдет некое событие В. Тогда логический квадрат, с которым вы, кстати, да­лее и будете работать, приобретет следующий вид:

 

Что случится, если это произойдет? Что случится, если это не произойдет?
Что не случится, если это произойдет? Что не случится, если это не произойдет?

Так вот, данным работа данным вариантом логиче­ского квадрата позволяет очень хорошо прочистить моз­ги в части осознанной мотивации. Дело в том, что мо­мент, когда у человека наличествует какое-то стойкое желание или потребность, у него обычно присутствует только один (максимум — два) сектор из четырех — «Что случится, если это произойдет». Например, если вы страстно захотели стать свободным предпринимате­лем, вы, конечно же, представляете, что, если вы им станете, «случатся» большие деньги, свободный график работы, возможности отдыха на Канарах и т.д. и т.п. Можно, конечно, предположить, что вы, пусть и слегка, представляете, что случится, если это не произойдет — придется «пахать» в своей «конторе» за фиксированную зарплату, работать с 9 до 18 часов пять дней в неделю и отдыхать в лучшем случае где-нибудь на отечественном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что случится, если ты станешь равнодушным к наркотическим вещест­вам? Что случится, если ты не станешь равно­душным к наркотиче­ским веществам?  
 
 
 
Что не случится, если ты станешь равнодуш­ным к наркотическим веществам? Что не случится, если ты не станешь равно­душным к наркотиче­ским веществам?  
 
 
 

' * ____

Скорее всего, и вы, и он отлично понимаете, что в случае, если ваш «клиент» станет равнодушным к нар­котическим веществам, у него случится нечто такое не­значительное (извините за сарказм), как жизнь во всей

ее красоте и блеске. Работа, которую наконец-то можно будет сделать делом, которому ты служишь. Семья, ко­торая даже в том случае, если она есть, будет безумно счастлива видеть рядом с собой трезвого человека — и щедро отдарит и одарит этим счастьем его (если же ее еще нет, то семья тогда просто будет). Досуг, который можно будет заполнить увлекательными делами, хобби и путешествиями. И какая-никакая, но общественная жизнь — возможность хоть на немного сделать лучше общество и страну, в которой мы живем.

Если ваш подопечный не станет равнодушным к наркотическим веществам, ничего этого просто не будет — ни за что и никогда. Ни одному, даже самому сума­сшедшему работодателю не нужны ни наркоманы, ни алкоголики. Семья, буде даже она есть, скоро развалит­ся—в том числе и по причине прогрессирующей импо­тенции (а если семьи еще нет, то ее и не будет — вполне понятно, почему). Вместо наполненного чем-то увлека­тельным и радостным досуга, все свободное время бве-дется к поиску и приему проклятого зелья — во все худших и худших условиях и обстоятельствах. Вся об­щественная жизнь будет заключаться только лишь в вя­лой болтовне в тусовке наркоманов или кучке собутыль­ников, которых и связывает-то только одно (общее пато­логическое пристрастие), и которые за дозу или стакан предадут, продадут, а то и просто убьют. Впрочем, в этом убийстве нет даже особенного смысла, потому что он и так медленно, но верно убивает себя...

Теперь внимание: два сектора логического квадрата, которые мы только что разобрали, касаются в общем-то известных вещей. А вот третий сектор — «что не слу­чится, если это произойдет» — позволяет выяснить очень важные моменты, каковые прямо относятся к причинам возникновения и сохранения наркозависимо­сти. Потому что если, например, окажется, что с воз­никновением равнодушия к наркотическим веществам у вашего подопечного уйдет (не случится) спокойствие, равнодушие к проблемам, возможность какого-никакого,







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.022 с.)